Введение 3
Глава 1. Постсоветское пространство: формирование и развитие 7
1.1. Постсоветские страны после независимости: интеграция и
дезинтеграция 7
1.2. Интеграционные процессы в СНГ и ЕАЭС 20
1.3. Формирование Единого экономического пространства как противовес
Европейскому Союзу 25
1.4. Г еополитическая характеристика Казахстана 32
Глава 2. Роль Республики Казахстан в постсоветской интеграции 38
2.1. Сотрудничество Казахстана в Таможенном Союзе: экономический аспект
38
2.2. Деятельность Казахстана в ЕАЭС: экономическая интеграция 48
2.3. Казахстан в интеграционных процессах на постсоветском пространстве:
сценарии развития и перспективы 59
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 72
Приложения 81
Интеграция является наиболее важным фактором, способствующим стабильному и устойчивому развитию участвующих в ней стран, их экономическому росту, безопасности на национальном и региональном уровнях. Одной из основных задач, стоящих перед странами Содружества Независимых Государств, является объединение усилий, направленных на создание благоприятных условий для постепенного развития, а также нейтрализация негативных последствий глобализации.
Сложные проблемы, возникшие после распада СССР, были преодолены, в основном благодаря формированию ряда интеграционных структур на постсоветском пространстве, таких как СНГ, ЕАЭС, Таможенный союз и многие другие.
Важную роль в формировании и установлении интеграционных процессов в Центральной Азии и на всем постсоветском пространстве играет Казахстан - страна, которая с годами становится все более заметным актором на мировой арене. Участие в интеграционных процессах на постсоветском пространстве Астана всегда определяла в качестве приоритетного направления своей внешней политики.
Актуальность исследования заключается в необходимости объективного изучения инициатив и мероприятий Республики Казахстан в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, и в том, что постсоветское пространство является быстро развивающимся и перспективным регионом, а процессы, происходящие в нем, требуют анализа. Внутренние политические противоречия, наличие конфликтных зон, относительно низкий уровень экономического развития, растущее присутствие внешних сил на постсоветском пространстве, а также действия ряда государств по диверсификации сотрудничества в других экономических и политических союзов и ассоциаций, все это создает серьезные трудности для развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Объектом исследования являются интеграционные процессы на постсоветском пространстве.
Предметом исследования являются роль и место Казахстана в интеграционных процессах на постсоветском пространстве.
Территориальные и хронологические рамки исследования. Исследование включает в себя территорию постсоветского пространства с 1991 по 2017 годы.
Степень изученности темы. Изучением внешней политики Казахстана и его участия в интеграционных процессах в регионе занимается ряд научно - исследовательских учреждений и аналитических центров страны.
Из числа подготовленных их сотрудниками трудов наибольшую ценность представляют работы ученых Казахстанского института стратегических исследований, Института мировой экономики и политики при фонде Первого Президента Республики Казахстан. Исследованием процессов интеграции на постсоветском пространстве занимаются следующие российские научно-исследовательские центры: Центр
постсоветских исследований Института экономики и Центр проблем интеграции Института экономики РАН, научно-образовательный Центр РУДН по изучению стран СНГ, Центр изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института Востоковедения РАН.
В исследовании широко использовались научные публикации российских и казахстанских специалистов, таких как К. Токаев, П. Цыганков, С. Бондарев, Г. Авцинова, А. Торкунов, А. Тайбекулы и многих других.
Цель исследования: изучить интеграционные процессы Республики Казахстан на постсоветском пространстве с 1991 по 2017 годы, а также определить место и роль Республики Казахстан в интеграции на постсоветском пространстве.
Исходя из поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
-определить интеграционные процессы постсоветских стран после распада СССР;
-проанализировать интеграционные процессы в СНГ и ЕАЭС;
-рассмотреть формирование Единого экономического пространства как противовес Европейскому союзу;
-исследовать геополитическую характеристику Казахстана;
-рассмотреть признаки дезинтеграции в Казахстане;
-изучить сотрудничество Республики в Таможенном Союзе;
-проанализировать роль Казахстана в ЕАЭС;
-провести ситуационный анализ по сценариям развития и перспективам Республики Казахстан на постсоветском пространстве.
Источниковая база исследования. В процессе написания работы в основном были использованы источники на русском и английском языках. Среди них законодательные акты (официальные законодательные и нормативные акты высших органов власти Республики), доклады правительства (материалы и документы внешнеполитического ведомства Казахстана с официального сайта МИД Казахстана), Послания Президента народу Казахстана, публицистические материалы, статистические данные и интернет-источники (сайты BBC, The New York Times, РИА Новости), а также Устав СНГ и Договор об учреждении ЕАЭС.
Методы исследования. В данной работе были использованы следующие методы исследования: систематизация - для упорядочения и прослеживания динамики отношений между странами постсоветского пространства, ситуационный анализ, в котором были использованы методы прогнозирования и были представлены сценарии развития и перспективы дальнейшей интеграции Казахстана на постсоветском пространстве, сравнительно-исторический анализ, с помощью которого была отслежена основная тенденция межправительственных отношений России и Казахстана, с помощью метода описания была приведена геополитическая характеристика Казахстана. Также были применены методы дедукции, индукции и обобщения.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, трех приложений.
Первая глава состоит из четырех параграфов. В первом параграфе описываются интеграционные и дезинтеграционные процессы постсоветских стран после распада Советского Союза. Во втором параграфе описываются интеграционные процессы в СНГ и ЕАЭС. В третьем параграфе рассматривается формирование Единого экономического пространства как противовеса Европейскому Союзу. В четвертом параграфе представлена геополитическая характеристика Казахстана.
Вторая глава состоит из трех параграфов. В первом параграфе рассматривается сотрудничество Казахстана в Таможенном Союзе и его экономический аспект. Во втором параграфе рассматривается деятельность Казахстана в ЕАЭС и основные направления развития экономической интеграции. В третьем параграфе представлены сценарии развития и перспективы Казахстана в интеграционных процессах на постсоветском пространстве.
В заключение следует сделать вывод, что наряду с положительными последствиями постсоветской интеграции в странах после получения независимости есть и такие непредвиденные последствия, как этнонационализм, проявившийся в этнических конфликтах на территориях стран постсоветского региона. Но несмотря на периодически разгорающиеся конфликты и общие разногласия, страны успешно ведут интеграционную внешнюю политику, развивая политические, экономические и культурные взаимоотношения. Не исключено появление новых межгосударственных альянсов, которые приведут к образованию новых сфер совместной деятельности.
Роль Казахстана в современных интеграционных процессах сложно недооценить. Обладая огромным территориальным, экономическим и политическим потенциалом, Казахстан намерен и дальше укреплять свои позиции на мировой арене.
Интеграция является важной составляющей внешней политики, т.к. способствует стабильному и плавному экономическому росту, гарантирует безопасность на региональном уровне.
Бывшие советские республики после распада СССР встали перед сложным выбором: идти по пути Евросоюза, или сохранить отношения в рамках бывшего Советского Союза. Многие проблемы были решены путем создания международных структур, таких как ЕАЭС, Таможенный Союз, ОДКБ.
Но у интеграции есть и обратный процесс, которому последовали Грузия, Украина, Латвия, Литва, Эстония. Они избрали интеграцию с Евросоюзом, многие (страны Прибалтики) стали полноправными членами ЕС, некоторые (Грузия) остались в неустойчивом положении, а некоторые (Украина), сделали выбор в пользу прозападного режима и это привело к печальным последствиям.
Данное исследование показало, что как внешняя, так и внутренняя политика Казахстана направлена на улучшение политических и экономических связей как с бывшими советскими республиками, так и со своими ближайшими соседями.
Тема исследования обширна и требует дальнейшего рассмотрения и изучения, т.к. события в постсоветском регионе развиваются стремительно на фоне всеобщей нестабильной ситуации вокруг России. На дальнейшее развитие событий влияют как введенные в адрес России санкции, так и нестабильная ситуация вокруг Украины. Немалое влияние на регион оказывает расширение НАТО на восток и все вытекающие из него последствия как для самой России, так и для ее союзников.
Казахстан неразрывно связан с Россией как экономически, так и политически - страны взаимодействуют на многих уровнях внешней политики.
Н. Назарбаев планирует и дальше продолжать политику взаимодействия со странами бывшего СССР, поэтому кардинальных изменений во внешней политике Казахстана ждать не стоит. Будет ли Назарбаев переизбран на очередной срок - неизвестно, т.к. ему уже 78 лет. В любом случае, если Назарбаев пойдет на очередной срок, то он вероятнее всего получит наиболее высокий процент поддержки как от этнических казахов, так и от русского населения.
Как отмечают эксперты, внешняя политика Казахстана независима, хотя у нее нет глобальных требований и амбиций. В период независимого развития республика заняла достойное место в системе международных отношений. Казахстан реализовал свои национальные интересы, разработал собственную концепцию внешней политики, правовую основу для международных отношений, установил дружеские и партнерские отношения не только со своими ближайшими соседями, но и со значительным числом государств Запада и Востока.
Во внешнеполитической стратегии все большее значение приобретает участие в работе многосторонних структур на глобальном и региональном уровнях. Это можно видеть в странах Центральной Азии: значительный экономический рост, открытость иностранному капиталу и растущий интерес ведущих стран мира в регионе.
Сбалансированный и прагматичный подход Республики Казахстан к сотрудничеству в рамках Содружества Независимых Государств, подкрепленный практическими действиями как на уровне интеграции ассоциаций, так и в двусторонних отношениях с государствами-членами Содружества, с лидирующими позициями в интеграционных процессах на постсоветском пространстве. Казахстан выступает за укрепление и развитие потенциала СНГ, рассматривает его как платформу для развития многоскоростной и многоформатной интеграции на постсоветском пространстве, в частности, ОДКБ и ШОС.
Также было установлено, что главным приоритетом Казахстана является экономическая интеграция в рамках СНГ. Она способствует решению социально-экономических проблем, развитию взаимовыгодных торгово-экономических связей и реализации стратегической задачи — созданию конкурентоспособной экономики. Развитие региональной интеграции является важным этапом для выхода Республики на мировой рынок. Для Казахстана одним из наиболее эффективных механизмов региональной интеграции стала ЕврАзЭС, затем - введение Таможенного Союза и интеграция ЕАЭС, в рамках которых развиваются экономические связи на двусторонней и многосторонней основе и значительно повышаются макроэкономические показатели и уровень жизни населения. ЕврАзЭС для Казахстана был не просто практической реализацией евразийской интеграции, но и уникальной возможностью совместно с Россией «влиться» в европейский рынок, и нарастить сотрудничество с Западом. Участвуя в экономической интеграции в рамках ЕАЭС и ШОС, Казахстан добился стабильного роста экономики. Формат ШОС - это мощный азиатский вектор сотрудничества, прежде всего, с Китаем и странами Центральной Азии. Следует отметить и то, что Астана заинтересована в некотором сдерживании экономического сотрудничества в рамках ШОС, так как существует опасность нарастания зависимости Казахстана от Китая, что в дальнейшем может сильно повлиять на баланс сил в регионе.
Выявлена большая роль Казахстана в развитии сотрудничества в гуманитарной сфере, в частности, в области образования, культуры. Принимая во внимание, многонациональный состав населения республики, Президент Казахстана на протяжении двух десятков лет развивает межнациональный диалог, укрепляя дружбу народов, используя самые различные механизмы. Идея толерантности, развития сотрудничества представителей всех религий и культур многократно была озвучена и во время председательства Казахстана в ОБСЕ в 2010 г. Такая политика Казахстана оказывает значительное положительное воздействие на социокультурную интеграцию народов СНГ. Республика уделяет значительное внимание проблемам развития науки и образованию, интеграции в мировое образовательное пространство. Казахстан активно участвует в научно-образовательных проектах Содружества, хотя имеющийся потенциал в данной сфере реализуется пока не в полной мере.
Казахстан лидирует в интеграционных процессах на постсоветском пространстве, инициирует и участвует в региональных организациях, которые нацелены на обеспечение безопасности, преодоление экономического кризиса постсоветских стран, построение транспортнокоммуникационных и хозяйственных связей, создание конкурентоспособной региональной экономики, выход на мировой рынок. Осознавая, что достижение поставленных целей возможно совместными усилиями в рамках региональных объединений и в тесном сотрудничестве с постсоветскими государствами, Казахстан выступает с инициативами развития и совершенствования региональных объединений.
Казахстан проводит многовекторную внешнюю политику, нацеленную на укрепление международного авторитета как крупного евразийского государства.
Однако Казахстан все же отдает безусловный приоритет отношениям с Россией, которая рассматривается в качестве важнейшего союзника и стратегического партнера. Для Казахстана более перспективным является продолжение курса, в основе которого лежит развитие интеграционных процессов в тесном сотрудничестве с Россией, что будет способствовать укреплению позиций в региональной и мировой политике и, в свою очередь, благоприятно повлияет на развитие постсоветской интеграции.
1) Аманжолова М., Саммит ОБСЕ: история и достижения //
https://bnews.kz/ru/news/politika/vneshnyaya_politika/sammit_obse_istoriya_i_do stizheniya;
2) Антитеррористический центр Республики Казахстан //
https://atc.gov.kz/ru/o-tsentre/istoriya/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo;
3) Беларусь наращивает импорт российского газа, 15 августа 2017 г. // https://ej.by/news/economy/2017/08/15/belarus-naraschivaet-import-rossiyskogo- gaza.html;
4) Более половины россиян пожалели о распаде СССР, Lenta.ru, 5 декабря 2016 г. // https://lenta.ru/news/2016/12/05/backtoussr/
5) Будуков Р., Айтказина З.Н., 2011, СВМДА - «Строительный кран» азиатской безопасности// https://articlekz.com/article/6631;
6) В Казахстане отказались от ядерного оружия, Газета. ru, 3 марта 2018 г. // https://www.gazeta.ru/army/news/11238757.shtml;
7) Воротников В.В., Страны Балтии в НАТО: итоги
десятилетия//http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/001_mezhdunar odnye_otnosheniya_vorotnikovvv.pdf;
8) Выборы в Казахстане завершились с рекордной явкой и без нарушений // https://www.zakon.kz/4781841 -vybory-v-kazakhstane-zavershilis-s.html;
9) Гаджиев К. С., Введение в геополитику, 2000 г. // https://textbooks.studio/geopolitikai-uchebnik/vvedenie-geopolitiku.html;
10) Гайшун А.Н., Интеграция постсоветских государств: проблемы и перспективы // https://rep.polessu.by/bitstream/123456789/10457/1/20.pdf;
11) Геополитика. Информационно-аналитическое издание, 2013. XX // m http://www. geopolitika. ru/sites/default/files/ geopolitikan20_0.pdf;
12) Договор о Евразийском экономическом союзе //
https://docs.eaeunion.org/ru-ru/Pages/DisplayDocument.aspx?s=bef9c798-3978- 42f3-9ef2-d0fb3d53b75f&w=632c7868-4ee2-4b21-bc64- 1995328e6ef3&l=540294ae-c3c9-4511-9bf8-aaf5d6e0d169&EntityID=3610;
13) Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года // http: //www.odkb-csto .org/documents/detail .php?ELEMENT_ID=126;
14) Договор о создании единой таможенной территории и формировании
Таможенного союза //
http://www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/D_sozdETTiformTS.aspx;
15) Доклад Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации. - Алматы, 2015// http://iwep.kz/files/attachments/article/2016-01 -
14/doklad nalogovaya_sistema_kazahstana.pdf...