ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ 5
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся средней школы
с точки зрения обучения иностранным языкам 5
1.2 Методика обучения лексике английского языка в средней школе... 14
1.3 Использование документальных фильмов на уроках английского
языка 19
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС ЛЕКСИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ 8 КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ 31
2.1. Описание комплекса лексических упражнений на английском языке для 8 классов с использованием документальных фильмов 31
2.2 Анализ результатов апробации 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
Обучение английскому языку базируется на выработке и совершенствовании лексических навыков, уместном употреблении слов, словосочетаний, фраз, идиом, которые максимально подходят для описания той или иной ситуации. Понимание слов и выражений позволяет передать смысл наших намерений в процессе общения.
Цель преподавателя иностранного языка - постепенно расширять словарный запас ученика и активизировать изученную лексику путем организации системы упражнений, стимулирующих коммуникативные высказывания.
В условиях гуманизации образования, когда личность растущего человека находится в центре всей образовательной и воспитательной деятельности, поиск эффективных способов и приемов обучения, в том числе и обучения иностранному языку привлекает пристальное внимание многих ученых, методистов и учителей. Один из таких эффективных приемов обучения - подключение в процесс обучения видеоматериалов на уроках английского языка.
Актуальность исследования - в методике обучения иностранным языкам подчеркивается важность формирования лексических навыков как очень важного умения, без овладения которым немыслимо общение на языке, и именно этим объясняется актуальность данного исследования. В настоящее время актуальность этой проблемы обусловливается стоящей перед учителем задачей - формировать коммуникативную компетенцию у учащихся.
Объект исследования - процесс обучения лексической стороне речи на уроках английского языка в средней школе.
Предмет исследования - использование документальных фильмов при обучении лексике английского языка.
Цель исследования - разработать и апробировать комплекс лексических упражнений на английском языке для 8 классов с использованием британских документальных фильмов.
Исходя из поставленной цели, нами были выявлены следующие задачи:
- изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по теме исследования;
- описать методику обучения лексике английского языка в средней школе;
- описать опыты использования документальных фильмов на уроках английского языка;
- разработать комплекс лексических упражнений на английском языке для 8 классов с использованием документальных фильмов;
- проанализировать результаты апробации.
Методы исследования:
- Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
- Синтез.
- Обобщение.
- Моделирование.
- Пробное обучение.
- Тестирование.
Методологической основой данного исследования послужили работы таких авторов, как Верещагиной И.Н., Роговой Г.В., Солововой Е.Н., Амонашвили Ш.А.
Исследование состоит из двух глав, введения и заключения.
В ходе исследования мы подробно изучили проблему использования документальных фильмов на уроках английского языка при обучении лексике учащихся средней школы, выявили ее положительное влияние на усвоение, отработку и повторение учебного материала.
Современному педагогу трудно не потеряться в приемах и средствах обучения и наиболее важной задачей для него является выделение самых эффективных, творчески-направленных. И одним из таких приемов является использование на уроках иностранного языка документальных фильмов, с помощью которых можно создать комфортную атмосферу в классе, что, по нашему мнению, достигается не всегда, но просто необходимо всем участникам урока.
Из всего многообразия существующих определений аутентичных материалов мы выбрали традиционную трактовку, которую используют многие известные лингвисты и методисты. Под аутентичными материалами мы понимаем те материалы, которые создавались для жителей страны изучаемого языка и носителей языка, однако нашли применение в учебном процессе.
Разработанный нами комплекс упражнений стал эффективным средством формирования лексических навыков у учащихся средней школы.
Также мы выяснили такой немаловажный факт, что эффективное обучение современному английскому языку возможно только лишь при условии использования материалов, которые были взяты из жизни страны изучаемого языка, так как они учитывают особенности чужой нам культуры и менталитета в соответствии с принятыми и используемыми речевыми нормами.
Использование аудиовизуальных средств наглядности способствует развитию различных сторон психической деятельности обучающихся, а прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Это помогает даже самым невнимательным ученикам сосредоточиться на выполнении задания. Для понимания содержания учащимся необходимо приложить некоторые усилия. Так мы можем наблюдать, как непроизвольное внимание переходит в произвольное. При просмотре видео задействованы разные каналы поступления информации: слуховой, зрительный,
моторное восприятие, все это несомненно положительно влияет на то как хорошо запомнится новый страноведческий и языковой материал.
Еще одним положительным аспектом в использовании видео является то, что помимо содержательной стороны общения видео содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации. Многие исследования, проведенные различными учеными, доказали, когда мы видим источник речи, тогда процент понимания речи на слух становится гораздо выше. Следовательно, мы можем сделать вывод, что грамотное использование фильмов на уроке будет способствовать подготовке слушателей к ситуациям реального общения и снимет возможные сложности.
Визуальный ряд помогает лучшему закреплению фактической информации. Также фильм имеет сильное эмоциональное воздействие на обучающихся, это, в свою очередь повышает стимул и мотивацию к дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности.
1. Аверина М.Н. Современный урок иностранного R. языка : учеб.- метод. пособие / М.Н. Аверина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. - Ярославль : Изд- во ЯГПУ, [2006]. - Ч. 2. - 31 с.
2. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. VII класс: учеб. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. - 11-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
3. Ахмадуллина Л. Р.. Четыре стадии компьютерной зависимости. Игра и игрушки в истории, развитии и образовании. Материалы международной научно-практической конференции 1-2 апреля 2012 года Пенза - Витебск - Москва 2012
4. Барменкова, О.И. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи [Текст] / О.И. Барменкова // Иностранные языки в школе - 2010. - № 3. -20 с.
5. Бельская С.А. Values and Heritage Conservation (Ценности и сохранение культурного наследия). Research report. The Getty Conservation Institute, Los Angeles. - The J. Paul Getty Trust, 2000. Вестник Казанского Государственного
6. Беньковская А.И. Использование аутентичных фильмов на уроках
иностранного языка [Электронный ресурс] // Экстернат.РФ : электрон. журн. - СПб., 2013. - URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/110-
foreignlang/2449-2013-03-12-05-58.html
7. Бим, И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе [Текст]: Пробл. и перспективы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец / И.Л.Бим. - М.: Просвещение, 2013. - 256 с.
8. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступени обучения // Иностранные языки в школе. №3 - 1996
9. Гац И. Ю. Лингвистическое образование школьников в современной языковой ситуации : монография / И. Ю. Гац ; М-во образования Моск. обл., Моск. гос. обл. ун-т. - М. : Изд-во МГОУ, 2012. - 200 с.
10. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. «Методика обучения иностранным языкам в средней школе»: учебник. - М.: Высш. Школа, 1982
11. Гез, Н.И., Фролова, Г.М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков [Текст] / Н.И.Гез, Г.М.Фролов. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 180 - 194.
12. Гореликова А.П. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках английского языка с использованием видеоматериалов. - "Каро", Санкт-Петербург, 1998г.университета культуры и искусств № 2 , 2011г.
13. Дмитрусенко И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка // Вестн. ЮУрГУ. Сер. Лингвистика. - 2012. - № 25. - С. 126-127
14. Жарова А. М. Методы и приемы формирования учебно - познавательной компетенции при обучении иностранному языку младших школьников / А. М. Жарова // Иностр. яз. в шк.-2013.-№2. -с. 60-64.
15. Зимина, А. С. Формирование лингвистических компетенций в процессе обучения иностранному языку [Текст] / А. С. Зимина, Р. А. Фахрутдинова // Интерактивная наука. - 2017. - № 2 (12).
...