Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические технологии развития саморегуляции у спортсменов

Работа №97625

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты понимания психологической саморегуляции
спортсменов 7
1.1. Понятие психологические технологии развития саморегуляции в
анализе отечественных авторов 7
1.2. Понятие психологические технологии развития саморегуляции в
анализе зарубежных авторов 15
1.3. Понятие особенности саморегуляции у спортсменов 21
1.4. Методы саморегуляции в спортивной деятельности 25
Выводы к теоретической главе 31
2. Эмпирические исследования особенностей саморегуляции
спортсменов по пулевой стрельбе 34
2.1. Методы и организация исследования 34
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 59

Актуальность темы обусловлена необходимостью обучения спортсменов методам саморегуляции в предсоревновательный период, а также во время самих соревнований.
В современном мире, перегруженном информационным потоком, стремлением к успешной коммуникации между людьми для получения наивысшего результата, поддержание эмоционально комфортных отношений в семье, человек подвержен психическому напряжению, требующего грамотного саморегулирования.
Неспособность индивида конструктивно управлять своей психикой, приводит к многочисленным конфликтам, невозможности приспособиться к быстроменяющимся условиям и адаптировать их под себя для наилучшей самореализации.
Это же касается и профессиональной, спортивной жизни людей. Участники тех или иных соревнований (и даже тренировок) перманентно подвергаются крайне высоким физическим и психологическим нагрузкам и отсутствие навыка саморегуляции вполне может привести к низким результатам, а значит проигрышу. Систематическое поражение ведёт к нежелательным ситуациям, вплоть до окончательного ухода спортсмена из большого спорта.
Зачастую, спортсмены не принимают активного участия в построении индивидуального плана тренировок, учитывающие особенности своего тела и психики. Тренер не посвящает своего подопечного в последние достижения спортивной науки о методах психической регуляции, психогигены, не обучают контролю за собственными реакциями и поведением, их рефлексии и коррекции. Также, в практике тренировок не распространено выстраивание ситуации в которой могли бы быть опробованы изученные методы саморегуляции.
Спортивные соревнования - это не только физические «дебаты» между соперниками, но и психические - демонстрация перед оппонентом своих возможностей в овладении техниками регуляции, как своим телом, так и организмом в целом.
По большей части во время тренировочного акта идёт упор на физическое развитие спортсмена, отработке того или иного технического элемента (что, безусловно, не менее важно), но при этом игнорируются факторы психологические или задеваются в малой степени.
Отечественные и зарубежные авторы заинтересованы в изучении психорегуляции спортсменов, тем самым сейчас идут активные исследования данного феномена (А. В. Алексеев, В.П. Некрасов, Л.Д. Гиссен, О.В. Дашкевич, В.К. Вилюнас, Ю.Я. Киселев, Е.Н. Сурков, Н.А. Худдов, А.Ц. Пуни, G. Paul, R. Frester и др.). На основе полученных теоретических знаний разработаны разнообразные средства коррекции нежелательных психических состояний. Тем не менее остается большое поле деятельности для специалистов по данному направлению, о чем свидетельствуют систематические проблемы на крупных соревнованиях, связанные с психологической неустойчивостью спортсменов.
Цель исследования: Выявить влияние идеомоторной тренировки на результативность спортсменов в возрасте от 14 -18 лет.
Объект: Саморегуляция спортсменов
Предмет исследования: Психологические технологии, влияющие на саморегуляцию спортсменов
Гипотеза: На уровень саморегуляции спортсменов среднего и старшего школьного возраста оказывают положительное влияние психологические технологии развития саморегуляции.
Задачи исследования:
1. Рассмотрение понятия психологические технологии развития саморегуляции
2. Провести анализ понятия особенностей саморегуляции у спортсменов- стрелков
3. Провести эмпирическое исследование особенностей саморегуляции у спортсменов по пулевой стрельбе
4. Выявить влияние идеомоторной тренировки на саморегуляцию спортсменов
Теоретико-методологическая основа исследования:
В качестве теоретико - методологической основы исследования нами были использованы:
• Концепция осознанной саморегуляции произвольной активности (О.А. Конопкина и В.И. Моросановой)
Под осознанной саморегуляцией О.А. Конопкиным понимается системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижения принимаемых человеком целей.
• Концепции регуляции психических состояний (А.О Прохорова)
Целостная функциональная структура регуляции психических состояний представляет собой иерархическую организацию, в основании которой находятся функциональные механизмы регуляции отдельного психического состояния. Психическое состояние, вследствие интегрирующей функции, образует «психологический строй» личности: процессы — состояние — свойства, развертывающийся в условиях социального функционирования субъекта и ситуаций жизнедеятельности. Переход от состояния к состоянию сопровождается актуализацией «нового» состояния, что выражается в переживании иного психического состояния. Включение механизмов регуляции обеспечивает переход от состояния к состоянию.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью настоящей работы было выявление влияния идеомоторной тренировки на результативность спортсменов в возрасте от 14 -18 лет. Для реализации цели был произведен анализ теоретических подходов к исследованию понятий психологические технологии развития саморегуляции и их влияние на психологическое состояние спортсменов. Были сделаны выводы о том, технологии саморегуляции являются важным компонентом в стандартные тренировки спортсменов. Необходима совместная работа тренера и его подопечного для эффективного конструирования индивидуальной программы занятий как физической направленности, так и психологической.
Далее нами был подобран адекватный психодиагностический инструментарий, позволяющий выявить уровень мотивации, уровень самоуправления также уровень волевой саморегуляции. После нами было проведено эмпирическое исследование, где нами было выявлено, что идеомоторная тренировка благоприятно сказывается на измеряемые нами психологические показатели.
Выдвинутая нами гипотеза о том, что на уровень саморегуляции спортсменов среднего и старшего школьного возраста оказывают положительное влияние психологические технологии развития саморегуляции была доказана.
После произведенного анализа научной литературы можно сделать вывод о том, что саморегуляция - это процесс снятия субъектом деятельности многообразной исходной информационной неопределенности до уровня, позволяющего ему эффективно осуществлять эту деятельность, поэтому существует огромное множество технологий саморегуляции повышающих эффективность функциональных возможностей человека посредством формирования особенного психического состояния для достижения намеченного результата.


1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М., Наука, 2002
2. Абульханова К.А. Субъектноличностные проблемы саморегуляции // Психология саморегуляции в XXI веке / Отв. ред. В.И. Моросанова. СПб.; М.: НесторИстория, 2011. С. 56—73
3. Алексеев А.В. Психомышечная тренировка. М., ФКиС, 2000
4. Алексеев А.В. Себя преодолеть! М., 2000
5. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Под ред. академика О.Г. Газенко. М.: Наука, 2001. 496 с
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 2001. 368 с
7. Гремлинг С, Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002
8. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Институт психологии РАН, 2003
9. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. СПб.: Питер, 2003. 384 с
10. Конопкин О.А. Механизмы осознанной саморегуляции произвольной активности активности человека. В кн.: В.И. Моросанова (Ред.), Субъект и личность в психологии саморегуляции: сборник научных трудов. М.: Психологический институт РАО, 2007. С. 12-31
11. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции
деятельности. М.: Наука, 2000. 256 с.
12. Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной само регуляции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 1. С. 27—42
13. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности. М.: Смысл, 2003
14. Леонтьев Д.А. От инстинктов - к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра // Современная психология мотивации / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2002 (а), с. 4—12
15. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 15—25
16. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. 679 с
17. Леонтьев Д.А. Воля (в психологии) // Большая Российская Энциклопедия. Т. 5. М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. С. 698
18. Мережникова И.М., Шевкова Е.В. Особенности саморегуляции психических состояний в спорте высших достижений. Будущее психологии: материалы Всерос. студ. конф. (16 апреля 2008 г.) / под ред. Е.В.Левченко, А.Ю. Бергфельд; Перм. гос. ун-т.- Пермь, 2008. - Вып. 1. - 148 с
19. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей. М.: Нестор-История, 2017
20. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2012. 519 с
21. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 6. С. 5—17
22. Павлов, И. П. Физиология. Избранные труды / И. П. Павлов. — 2-е изд., стер. — М. Издательство Юрайт, 2018. — 394 с.
23. Пиккенхайн Л. Нейрофизиологические механизмы идеомоторной тренировки // Вопросы психологии. 1980. № 3. С. 116-120
24. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2004. 192 с
25. Прохоров А.О. Функциональные структуры и средства саморегуляции психических состояний. Психологический журнал, 2005, 26(2), 68-80
26. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. М.: Физкультура и спорт, 2000. 307 с
27. Рубинштейн Л.С. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2012. 590 с
28. Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии. СПБ.: Питер, 2008. 713 с.
29. Рудик П.А. Идеомоторные представления и их значение в спортивной тренировке // Психологические вопросы спортивной тренировки. М.: Физкультура и спорт, 1967. С. 15-26.
30. Сурков Е.Н. Психомоторика спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 2000. 126 с.
31. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга // И.М. Сеченов. Избранные произведения: в 2 т. Т. 1 /
32. Тихомиров О.К., Клочко В.Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 23—31.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ