Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ

Работа №97614

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста 8
1.2. Роль семьи в развитии личностных качеств ребенка 155
1.3 Особенности материнского отношения к ребенку старшего дошкольного
возраста 233
Выводы по главе 300
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТИПОМ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ 322
2.1. Организация и процедура исследования 322
2.2. Результаты исследования 34
Выводы по главе Ошибка! Закладка не определена.3
3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ... 44
3.1. Методическое обоснование программы 44
3.2. Содержание программы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Приложение 67


Многими исследователями было обнаружено, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент физического, нравственного и психологического здоровья. Именно поэтому условия жизни, в которых пребывает ребенок в этом возрасте, являются определяющими факторами будущего его личностных особенностей.
Имеющиеся в психологической литературе сведения позволяют говорить о том, что изучение личностных особенностей дошкольников связано с рядом трудностей, среди которых отсутствие единой трактовки самого понятия, неопределенность его места в структуре нравственной сферы личности, функций и роли в процессе нравственного развития.
Изучением проблемы дошкольного возраста занималось очень большое количество психологов. Среди них Л.И. Божович, М.И. Лисина, Э. Эриксон, Дж. Боулби, А. Адлер, А. Фрейд и др.
Формирование личности является непрерывным процессом, который состоит из последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых определяются конкретными условиями и обстоятельствами. Но истинное рождение личности является событием, которое изменяет ход всего последующего психического развития. По мнению Косяковой О. О., прежде всего, это относится к:
1. серьезной структурной перестройкой сферы отношений к обществу в целом и другим людям, в частности;
2. утрате самоценности отношений в прежнем интимном круге общения подростка.
Представления о себе и знания о собственной личности ребенок начинает накапливать с раннего детства. Чаще всего эти знания представлены в неосознаваемых чувственных формах. И совсем другое дело - самосознание, осознание собственного «Я». Самосознание является результатом, продуктом становления человека как личности. Выступая в виде феноменологической трансформации форм действительных отношений личности, в своей непосредственности, самосознание является причиной превращений и одновременно их субъектом. Дошкольное детство представляет собой период первоначального формирования личности. Это период развития личностных механизмов поведения.
В дошкольном возрасте, как ни в каком другом, сильна зависимость ребенка от взрослого. Благополучное прохождение данного этапа становления личности во многом зависит от того, как складываются отношения с взрослыми людьми. М.И. Лисина поясняет следующее, что взрослые не всегда осознают, каким образом дети переняли их личностные качества, как оригинально, соответственно специфике детского возраста, эти качества были интерпретированы, и какое огромное значение они имеют для ребенка.
Все изложенное и определило тему нашего исследования, поскольку игнорирование становления нравственности детей может привести к возникновению напряженных конфликтных отношений, низкой эффективности учебно-воспитательного взаимодействия и затруднению личностного развития учащихся, а также распространению различных девиаций. Отсюда возникает необходимость целенаправленной психолого-педагогической деятельности по формированию адекватного нравственного сознания ребенка, что и определило актуальность нашего исследования. В основном данная проблема решается в русле исследования других аспектов личностных особенностей детей (Л. Колберг, Е.В. Субботский, Р. Фрейджер, М.И.)
В старшем дошкольном возрасте ребенок больше, чем в любом другом, нуждается в обществе взрослого. В этот период общение закладывает основные эмоционально-положительные и нравственные установки, которые в дальнейшем влияют на его характер.
Тему детско-родительских отношений в последнее время изучают многие авторы, среди которых А. Спиваковская, Ю. Гиппенрейтер, Р. Снайдер, А. Захаров, Г. Хоментаускас, М. Буянов, З. Матейчик, А. Фромм, и др.).
В данном возрасте наиболее близкие отношения наблюдаются у ребенка с матерью. Роль матери в воспитании ребенка очень велика. От того, какой стиль воспитания выберет мать по отношению к своему ребенку и будет зависеть, как будет формироваться личность ребенка.
Наличие этой проблемы определяетесь исследования работы - изучить личностные особенности детей дошкольного возраста при разных типах материнского отношения.
Объект исследования: личностные особенности детей дошкольного возраста.
Предметом исследования: личностные особенностей детей дошкольного возраста при разных типам материнского отношения.
Гипотеза: существует связь личностных особенностей детей дошкольного возраста и разными типами материнского отношения.
Задачи исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме взаимосвязи между личностными особенностями детей дошкольного возраста при разных типах материнского отношения.
2. Изучение индивидуально-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста, характера их межличностного взаимодействия; степени их удовлетворенности сложившимися межличностными отношениями в среде сверстников.
3. Выявить особенности материнского отношения к ребенку старшего дошкольного возраста.
4. Эмпирически выявить связь материнского отношения к ребенку старшего дошкольного возраста с проявлением личностных особенностей.
Теоретико-методологическая основа исследования- личностно-деятельностный подход развитию личности ребенка (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович), исследования других аспектов личностных особенностей детей (Л. Колберг, Е.В. Субботский, Р. Фрейджер, М.И.)
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы (беседа, наблюдение, анкетирование). В исследовании использованы следующие диагностические методы:
- Методика диагностики родительского отношения (ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин).
- Методика «Закончи историю» (Р.Р. Калинина)
- Методика «Сюжетные картинки» (Р.Р. Калинина)
- Методика «Сделаем вместе» (Р.Р. Калинина)
4. Качественные и количественные методы обработки данных. Нами использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Выборка испытуемых - 30 детей старшего дошкольного возраста из полных семей в возрасте от 5 до 6 лет, 15 мальчиков и 15 девочек, а также их 30 матери в возрасте от 25 до 40 лет.
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретических представлений о взаимосвязи материнских взаимоотношений и личностными особенностями детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа может быть использована в системе дошкольных образовательных учреждений для коммуникативного развития детей дошкольного возраста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Родительское отношение в современной психологии понимается как целостная система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка и его поступков. Анализ литературы позволяет заключить, выделяются три элемента в структуре родительского отношения: эмоциональный - совокупность переживаний, связанных с ребенком; когнитивный - представления родителя о характере, потребностях, интересах и ценностях ребенка; поведенческий - манера обращения с ребенком. При этом каждый из этих элементов имеет сложную структуру.
В ходе анализа научных источников нами было определено, что нравственные правила и нормы можно считать регуляторами поведения человека только в случае его признания и определения для себя их субъективной ценности и ориентирования на них в необходимости морального выбора. Момент принятия человеком нравственных норм в качестве ценностей помогает описать личностные особенности дошкольника. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы развития нравственной сферы ребенка. При этом так же определено, что большую роль в формировании личностных особенностей ребенка старшего дошкольного возраста играет взрослый.
По результатам эмпирического исследования можно заключить, что большинство матерей характеризуются высоким уровнем выраженности таких аспектов родительского отношения как принятия своих детей, кооперации и симбиоза. В ходе анализа результатов сформированности нравственной сферы личности у дошкольников выявлено, что большая часть детей имеют средний уровень сформированности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов нравственной сферы.
По результатам корреляционного анализа основная гипотеза исследования нашла свое полное подтверждение, то есть существует связь личностных особенностей детей дошкольного возраста с разными типами материнского отношения. Принятие, кооперация как аспекты родительского отношения способствуют проявлению когнитивного и поведенческого компонентов личности; отношение по типу «маленький неудачник» негативным образом сказывается на формировании когнитивного и поведенческого других компонентов личности.
Полученная в исследовании информации подтверждает исключительную значимость материнского отношения в формировании личностных особенностей у детей дошкольного возраста. Знание механизма формирование у детей позволяет оптимизировать процесс развивающей деятельности дошкольников, стимулировать сотрудничество родителей и дошкольного образовательного учреждения в деле развития качеств дошкольника, а также определять наиболее значимые направления коррекционно-развивающей деятельности.



1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М.: ТЦ Сфера, 2012. 256 с.
2. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ // Воспитатель ДОУ. 2013. № 12. С.88-94.
3. Антонова Т., Волкова Е., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка // Дошкольное воспитание. 2014. № 6. С. 66-70.
4. Арнаутова Е.П. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. - М.: Школьная пресса, 2011. 345 с.
5. Арнаутова Е.П. Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников. М.: Линка-Пресс, 2011. 178 с.
6. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ.
2014. - № 4. С. 52-54.
7. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям //
Дошкольное воспитание.- 2014. № 1. С. 82-92.
8. Березня Ж.Р. Всестороннее изучение семьи - важное звено в работе с родителями // Воспитатели и родители: Из опыта работы / Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова. М.: ЭКСМО, 2012. 321 с.
9. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2003 284 с.
10. Борисова Н.П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия // Дет. сад. управление. 2013. № 2. С. 5-6.
11. Булкин А. П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна: Феникс +, 2013. С. 127.
12. Витвинкая Л.А. Педагогическое взаимодействие в образовательном процессе школы. Монография. Оренбург, 2011. 321 с.
13. Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. Минск, 2011. С. 43.
14. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Воронеж: Учитель, 2013. 321 с.
15. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 2014. № 9. С. 23-31.
16. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2012. 345 с.
17. Давыдова О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. 265 с.
18. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М.: Просвещение, 2012. 321 с.
19. Дошкольное учреждение и семьи - единое методическое пространство детского развития: Метод. рук. для работников ДОУ/ Т. Н. Доронова и др. М.: ЭКСМО, 2013. 321 с.
20. Евдокимова Н.В. Детский сад и семья: методика работы с родителями. М.: Мозаика - Синтез, 2013. 234 с.
21. Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия. Мн.: Лексис, 2012. 278 с.
22. Иванова В.М. Семья как субъект социально-психологического взаимодействия // Психологическое сопровождение семьи в образовательном учреждении: мат-лы III научно-практической конференции / Под ред. В.М. Ивановой. Псков: ПОИПКРО, 2014. С. 5-10.
23. Иванова Л.А. Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей через WEB-сайт / Magister Dixit, № 1, 2012. С.182-192
24. Искусство семейного воспитания: книга очерков / Под ред. П.Т. Фролова. Белгород: ВНИИ, 2013. 411 с.
25. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гордарики, 2013. С. 112-114.
26. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Сфера, 2013. 245 с.
27. Легостаева Ю.И., Макаренко Т.А. Организация родительского собрания в ДОУ направленного на сплочение детско-родительских отношений. / Современные проблемы и перспективы развития педагогики и психологии сборник материалов 4-й международной научно-практической конференции. Махачкала, 2014. С. 73-74.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: ЭКСМО, 2013. С. 98.
29. Леонтьева А., Лушпарь Т. Родители являются первыми педагогами своих детей // Дошкольное воспитание. - 2014. № 8. С. 57-59.
30. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://elib.gnpbu.ru/text/ lesgaft_sps- t3_semeynoe_1956/go,440;fs,0/
31. Ляшко Т. Нас объединяют дети // Дошкольное воспитание. 2013. № 10. С. 54-59.
32. Мазалова М.А. Становление и развитие элитивистских тенденций в теории и практике семейного воспитания и домашнего обучения в России в XVIII веке // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. Т. 14. № 2 (3). С. 621-625.
33. Макаренко Т. А., Потапова Е. Г. Планирование взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 26. С. 486-490
34. Малинин Г. А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. М., Прометей, 2014. С. 5.
35. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. М.: Айрис-Пресс, 2013. 267 с.
36. Микляева Ю. К вопросу о педагогической культуре родителей // Ребёнок в детском саду. 2012. № 3. С. 19.
37. Миленко В., Бутырина Н. Учимся работать с родителями // Ребёнок в детском саду. 2014. № 5. С. 2.
38. Мурзина Н.П. Взаимодействие участников образовательного процесса и реализация принципа преемственности // Начальная школа плюс До и После. 2014. № 6. С. 14-17.
39. Неустроев А. Н. Реализация идей А.С. Макаренко на современном этапе // Научно-методический электронный журнал «Концепт».
2015. Т. 26. С. 401-405.
40. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. М.: Изд. центр «Скрипторий», 2012. 290 с.
41. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. 2015. № 8. С. 8-13.
42. Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном
мире [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //psyj ournals.ru/newchildhood/issue/56292.shtml.
43. Рогова А.В., Степанова Н.В. Реализация личностно-развивающей функции обучения в учебной литературе 20-х годов XX века // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология, Выпуск № 33, том 1, 2013 С. 34-38
44. Рылеева Е.В. Учимся сотрудничать с родителями // Дошкольное воспитание. 2014. № 11. С. 57.
45. Самойлова Н.М. Творческие мастерские для родителей и детей // Детский сад от А до Я. 2012. № 5. С. 130.
46. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России: хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Академия, 2011. С. 372-380.
47. Сысоева Ю.Ю. Историко-педагогический анализ
«допонятийного» периода исследований феномена имиджа личности // Гуманитарный вектор. Серия «Педагогика и психология». - 2013. - № 1 (33). С. 36-44; Сысоева Ю.Ю. Особенности имиджелогического подхода к воспитанию культурной элиты // Научное обозрение. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 3. С. 65-70.
48. Сысоева Ю.Ю. Особенности имиджелогического подхода к воспитанию культурной элиты // Научное обозрение. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 3. С. 65-70.
49. Тарасов С.В. Образовательная среда школьника. СПб.: ЛОИРО, 2013. 411 с.
50. Тонкова Ю.М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи. // Проблемы и перспективы развития образования: материалы межд. заоч. конфер. Пермь: Меркурий, 2012. С. 71-74.
51. Хаснутдинова С.Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. // Воспитатель ДОУ. 2011. № 11. С. 82-97.
52. Шмаков С.А. Досуговая педагогика. Екатеринбург, 2012. 321 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ