ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ ТИПОМ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК 6
1.1. Понятие социальной компетентности в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Понятие родительские установки. Характеристика и функции
родительских установок 13
1.3. Психологические особенности развития дошкольников. Особенности
развития социальной компетентности в дошкольном возрасте 20
1.4. Влияние родительских установок на развитие социальной
компетентности у дошкольников 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК 32
2.1 Организация исследования 32
2.2 Описание и интерпретация результатов исследования 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Государственный стандарт дошкольного образования определяет ряд направлений по образованию и воспитанию детей, среди которых важное место отводится социальному развитию. В соответствии с этим стандартом, ребенок должен соответствовать показателям возрастного, физиологического, психологического и социального развития. Одним из таких показателей является социальная компетентность дошкольника.
Социальная компетентность - это система знаний о социальной действительно и себе, социальные умения и навыки взаимодействия, сценарии поведения в социальных ситуациях. В контексте изучения социальной компетентности в дошкольном возрасте, говорят не многие. Лишь одна образовательная программа «Истоки», использует компетентностный подход, вопросы формирования социальной компетентности разрабатываются в работах А.Г. Гоборидизе, Т. В. Ермоловой, Ю. А. Лебедева, Л.В. Трубайчук, Р.М. Чумичевой.
Поскольку в целом, социальная компетентность обуславливает умение взаимодействовать с социумом, она актуальна в дошкольный период. Проанализировав наличие современных исследований по данной проблеме, мы пришли к выводу о том, что на научно-методическом уровне актуальность обусловлена тем, что развитие социальной компетентности детей, требует новых форм. На данный момент эти вопросы по развитию социальной компетентности перед образовательной системой являются открытыми.
Проблема исследования: Уровень взаимодействия у ребенка с социумом определяется особенностями внутрисемейного взаимодействия. Родительские установки о коммуникации передаются к детям, поэтому во многом уровень детской социальной компетентности зависит от родительских установок. При этом, как показывает аналитика исследований, формирование социальной компетентности в связи с родительскими установками не изучается, что обуславливает актуальность данной проблемы.
Цель исследования - изучение особенностей социальной компетентности дошкольников, в семьях с разным типом родительских установок
Для достижения цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. на теоретическом уровне рассмотреть понятие социальной компетентности;
2. провести теоретический анализ особенностей развития в дошкольном возрасте, изучить развитие социальной компетентности у дошкольников;
3. Рассмотреть особенности формирования социальной
компетентности у дошкольников под влиянием семейного воспитания;
4. Экспериментально изучить особенности социальной
компетентности дошкольников в семьях, с разным типом родительских установок;
5. Сравнить особенности социальной компетентности у дошкольников с разным типом родительских установок.
Объект исследования - особенности развития социальной компетентности дошкольников;
Предмет - особенности социальной компетентности у дошкольников в семьях с разным типом родительских установок;
Гипотеза исследования: предположение о том, что существуют значимые отличия в уровне социальной компетентности у дошкольников, с разным типом родительских установок.
Теоретическая база исследования: Понятие социальная компетентность изучено в работах А.В. Брушлинского, Е. В. Каменской, Н. С. Бейлиной, Беляевой Т. В., Зимней И.А., Д. Зиглера, А. Голфрида, Р. Дурзиллы. Особенности развития в период дошкольного детства изучены в работах Матюхиной М. В., А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Т. И. Шамовой, К. Л. Печора, и др. Проанализированы особенности развития социальной компетенции у дошкольников в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Т. И. Чирковой, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. Н. Куницина, Д. Хаймса, Н. Хомского, Р. Уайта, Дж. Равена и др. Анализ особенностей развития социальной компетенции под влиянием семейного воспитания рассмотрен в работах.
Методика исследования: Диагностические задания Ю. А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой: методика №1 «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», методика №3 «Изучение способов выражения эмоций»., Методика «Назови слова», Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument - РЛИТ)
Статистический критерий Манна-Уитни.
Научная новизна исследования обусловлена расширением представлений о содержании развития социальных компетенций в период дошкольного детства.
Практическая значимость исследования особенностей уровня социальной компетентности дошкольников, в семьях с разным типом родительских установок, послужит рекомендательной базой для психологов при составлении коррекционных программ, направленных на формировании данного вида компетенции.
База исследования: МБДОУ детский сад комбинированного вида № » г. Екатеринбурга, дети старшего дошкольного возраста в количестве - 20 человек (старшая группа 5-6 лет), дети среднего дошкольного возраста в количество - 20 человек (средняя группа 4-5 лет). Родители старшей группы в количестве 20 человек, и родители средней группы в количестве 20 человек.
Возраст родителей от 21 до 50 лет.
Выполненное нами исследование, опирается на работы об особенностях развития социальной компетенции у дошкольников Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Т.И. Чирковой, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Куницина, Д. Хаймса, Н. Хомского, Р. Уайта, Дж.Равена и др. и позволяет сформулировать ряд выводов:
1. Социальная компетентность - это интегративное свойство личности, позволяющее человеку адаптироваться, конструктивно и бесконфликтно взаимодействовать в современном обществе, продуктивно решая профессиональные задачи, и проигрывая социальные роли.
2. Родительские установки - это установки об отношении к ребенку, включающие в себя когнитивный, рефлексивный, эмоциональный, поведенческий компоненты.
3. Период дошкольного возраста является значимым в развитии личности ребёнка. Ребенок развивается под влиянием семьи и родительского воспитания. Большое влияние в данный период важен приобретаемый им, социальный опыт. Ранняя социализация ребенка обеспечивает положительную интеграцию в социум. Социальная компетентность развивается в процессе формирования психических процессов: мотивации, воли, самооценки, рефлексии, мышления, формирования эмоциональной сферы, в результате взаимодействия со взрослыми и сверстниками, и в процессе усвоения правил общения в моменты данного взаимодействия.
4. Родительские установки оказывают влияние на личностные факторы развития ребенка, обуславливающие его способность приобретения социальных компетенций. Мы опираемся на работы А.С. Спиваковской, В. Н. Дружинина, А.Я. Варги и др., в результате чего мы определили, что дисгармоничность системы родительских установок определяется шаблонностью, стереотипичностью, неадекватной ролью ребенка в семье, неспособностью установить близкие эмоциональные отношения с ребенком, неспособностью уважать ребенка, отсутствием симпатии по отношению к ребенку. В целом, рассматривая виды родительских установок мы видим, что они предопределяют отношение к ребенку.
5. При благополучных родительских установках (установке на партнерские отношения, низким уровнем конфликтности в семье) у ребенка формируется высокий уровень социальной компетентности. У родителей, дошкольник перенимает образцы коммуникативного поведения, и имеет возможность научиться установлению эмоционального контакта, принятию собственных эмоций и эмоций собеседника, их идентификации у себя и собеседника. Отличием развития социальной компетентности у дошкольников в семьях с неблагополучными родительскими установками (раздражительностью, гиперопекой, сверхавторитетом родителей, уклонением от контакта с ребенком) является низкий уровень коммуникации у ребенка, и низкий уровень в развитии эмоциональной сферы. Такие дети социально некомпетентны, так как в семье они лишены возможности приобрести навыки коммуникации и знаний об эмоциях, либо эти знания носят отрицательный характер.
1. Бабаева Т.В. Игра и дошкольник. М.: Детство-пресс, 2007. - 132 с.
2. Бейлина Н.С. Научная статья. Сущность понятия социальная компетентность. Вестник ЧГУ №2 (32), 2011, С. 97-99
3. Беляева Т. Б. Модель социальной компетентности // Вестник
НовГУ. 2005. №31. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/model-sotsialnoy-kompetentnosti
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеч. отношений /Пер. с англ. М. Будыниной, и др.; - М.: Эксмо, 2004. - 315 с.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте /При участии И. В. Дубровиной, и др. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
6. Борисенко Ю.В., Портнова А.Г. Проблема отцовства в современном обществе // Вопросы психологии. 2006. № 3. С.122-130
7. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение: - 2-е изд., испр. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2003. - 406 с.
8. Варга, А. Я. Системная психотерапия супружеских пар. М. Когито- Центр, 2012. - 343 с.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 671 с.
10. Гончаров С.З. Научная статья. Социальная компетентность личности: сущность, структура, критерии и значение// Образование и наука, 2004 №2, С. 3-18
11. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов /Под ред. В. Е. Клочко. - М.: Владос-Пресс: КДУ, 2013. - 264 с.
12. Дружинин В. Н. Психология семьи. СПб. Питер, 2006. - 176 с.
13. Зацепина К.Н. Научная статья. Влияние семьи на развитие личности
у ребенка. [Электронный ресурс], 2015
https://scienceforum.ru/2015/article/2015017946
14. Зимняя, А.И. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
15. Каменская Е.В. Социальная компетентность: соотношение научных теорий // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. - 18 с.
16. Киреева Т.С. Гайнулина Е.В. Научная статья. Социальная компетентность как интегративная личностная характеристика младшего школьника, ГБУ СПО, Троицкий педагогический колледж, г. Троицк [Электронный ресурс]https: //files.scienceforum.ru/pdf/2014/1341.pdf
17. Козловская Н.В. Тезисы НПК. Исследование влияния детско-
родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс],
http: //childpsy.ru/lib/articles/id/ 10353.php
18. Костицын Н. Л. Родительские установки как фактор личностного самоопределения в ранней юности (На примере старшеклассников с ограниченными физическими возможностями): Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: Хабаровск, 2003. - 223 с.
19. Кочумбетова Ж.А. Научная статья. О развитии социальной компетентности у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс], 2015. https://scienceforum.ru/2015/article/2015011947
20. Крайлюк А. И. Родительские установки: теоретические аспекты //
Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. №3. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskie-
ustanovki-teoreticheskie-aspekty
21. Крайлюк А.И. Родительские установки: теоретические аспекты// Вестник КГУ. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика, 2015, №3, C. 78-82
22. Леонтьев А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения / Под ред. Д. А. Леонтьева, А. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2009. - 423 с.
23. Мелехова Е.А. Родительские установки и образ ребенка у взрослых в связи с их психологическим благополучием, СПбГУ, 2017 [Электронный ресурс]https://nauchkor.ru/uploads/documents/5a6f88307966e12684eea281.pdf
24. Михайлова О.А., Калацкая Н.Н. Социальная компетентность детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях социального приюта // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-3.
25. Неклюдова С.А. Связь типов родительских установок и проявления тревожности у дошкольников, Екатеринбург. [Электронный ресурс], 2016, http:ZZelar.uspu.ru/bitstream/uspu/8952/2ZNekludova2.pdf
26. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 319 с.
27. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с
28. Петровский А. В. Психология. Академия, 2002. - 501 с.
29. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. 1996. № 4. С. 14-18.
30. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2, М.: АпрельПресс, Эксмо-Пресс, 2000. 464 с
31. Столин В. В. Уровни и единицы самосознания. Психология самосознания: хрестоматия по социальной психологии личности / Ред. -сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: БАХРАХ-М, 2003.
32. Тарасова Л.Е. Научая статья. Влияние детско-родительских отношений на самоотношение ребенка. Сборник «Проблемы социальной психологии личности», СГУ Саратов, 2008 [Электронный ресурс], http: //psyj ournals.ru/s gu socialpsyZissueZ30309 full. shtml
33. Тарахтеева А.Н. Особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в детском саду компенсирующего вида в зависимости от педагогических установок взрослых. СФУ, Красноярск, 2013 - 3.с
34. Торохтий В.С., Прохорова О.Г. Психологическое здоровье семье. Уч. метод. пособие. СпБ., КАРО, 2008. - 124 с.
35. Трошихина Е.Г., Жуковская Л.В. Возрастной аспект родительских установок у женщин, имеющих разное количество детей // Вестник СПб., 2008. Сер. 12. Вып. 3. С. 48-54
36. Эйдемиллер Э.Г. Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.
37. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избр. психол. труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Изд. 3-е. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2001. - 414 с.
38. Эриксон Э. Психология самосознания. Идентичность. БАХРАХ-М, 2003. - 672 с.
39. Winnicott D. The Child, the Family and the Otside World, 2015, - 216 с.