Социальная компетентность дошкольников, воспитывающихся в семьях с разным типом родительских установок
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ ТИПОМ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК 6
1.1. Понятие социальной компетентности в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Понятие родительские установки. Характеристика и функции
родительских установок 13
1.3. Психологические особенности развития дошкольников. Особенности
развития социальной компетентности в дошкольном возрасте 20
1.4. Влияние родительских установок на развитие социальной
компетентности у дошкольников 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК 32
2.1 Организация исследования 32
2.2 Описание и интерпретация результатов исследования 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ ТИПОМ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК 6
1.1. Понятие социальной компетентности в зарубежной и отечественной психологии 6
1.2. Понятие родительские установки. Характеристика и функции
родительских установок 13
1.3. Психологические особенности развития дошкольников. Особенности
развития социальной компетентности в дошкольном возрасте 20
1.4. Влияние родительских установок на развитие социальной
компетентности у дошкольников 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ ТИПОМ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК 32
2.1 Организация исследования 32
2.2 Описание и интерпретация результатов исследования 35
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Государственный стандарт дошкольного образования определяет ряд направлений по образованию и воспитанию детей, среди которых важное место отводится социальному развитию. В соответствии с этим стандартом, ребенок должен соответствовать показателям возрастного, физиологического, психологического и социального развития. Одним из таких показателей является социальная компетентность дошкольника.
Социальная компетентность - это система знаний о социальной действительно и себе, социальные умения и навыки взаимодействия, сценарии поведения в социальных ситуациях. В контексте изучения социальной компетентности в дошкольном возрасте, говорят не многие. Лишь одна образовательная программа «Истоки», использует компетентностный подход, вопросы формирования социальной компетентности разрабатываются в работах А.Г. Гоборидизе, Т. В. Ермоловой, Ю. А. Лебедева, Л.В. Трубайчук, Р.М. Чумичевой.
Поскольку в целом, социальная компетентность обуславливает умение взаимодействовать с социумом, она актуальна в дошкольный период. Проанализировав наличие современных исследований по данной проблеме, мы пришли к выводу о том, что на научно-методическом уровне актуальность обусловлена тем, что развитие социальной компетентности детей, требует новых форм. На данный момент эти вопросы по развитию социальной компетентности перед образовательной системой являются открытыми.
Проблема исследования: Уровень взаимодействия у ребенка с социумом определяется особенностями внутрисемейного взаимодействия. Родительские установки о коммуникации передаются к детям, поэтому во многом уровень детской социальной компетентности зависит от родительских установок. При этом, как показывает аналитика исследований, формирование социальной компетентности в связи с родительскими установками не изучается, что обуславливает актуальность данной проблемы.
Цель исследования - изучение особенностей социальной компетентности дошкольников, в семьях с разным типом родительских установок
Для достижения цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. на теоретическом уровне рассмотреть понятие социальной компетентности;
2. провести теоретический анализ особенностей развития в дошкольном возрасте, изучить развитие социальной компетентности у дошкольников;
3. Рассмотреть особенности формирования социальной
компетентности у дошкольников под влиянием семейного воспитания;
4. Экспериментально изучить особенности социальной
компетентности дошкольников в семьях, с разным типом родительских установок;
5. Сравнить особенности социальной компетентности у дошкольников с разным типом родительских установок.
Объект исследования - особенности развития социальной компетентности дошкольников;
Предмет - особенности социальной компетентности у дошкольников в семьях с разным типом родительских установок;
Гипотеза исследования: предположение о том, что существуют значимые отличия в уровне социальной компетентности у дошкольников, с разным типом родительских установок.
Теоретическая база исследования: Понятие социальная компетентность изучено в работах А.В. Брушлинского, Е. В. Каменской, Н. С. Бейлиной, Беляевой Т. В., Зимней И.А., Д. Зиглера, А. Голфрида, Р. Дурзиллы. Особенности развития в период дошкольного детства изучены в работах Матюхиной М. В., А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Т. И. Шамовой, К. Л. Печора, и др. Проанализированы особенности развития социальной компетенции у дошкольников в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Т. И. Чирковой, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. Н. Куницина, Д. Хаймса, Н. Хомского, Р. Уайта, Дж. Равена и др. Анализ особенностей развития социальной компетенции под влиянием семейного воспитания рассмотрен в работах.
Методика исследования: Диагностические задания Ю. А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой: методика №1 «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», методика №3 «Изучение способов выражения эмоций»., Методика «Назови слова», Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument - РЛИТ)
Статистический критерий Манна-Уитни.
Научная новизна исследования обусловлена расширением представлений о содержании развития социальных компетенций в период дошкольного детства.
Практическая значимость исследования особенностей уровня социальной компетентности дошкольников, в семьях с разным типом родительских установок, послужит рекомендательной базой для психологов при составлении коррекционных программ, направленных на формировании данного вида компетенции.
База исследования: МБДОУ детский сад комбинированного вида № » г. Екатеринбурга, дети старшего дошкольного возраста в количестве - 20 человек (старшая группа 5-6 лет), дети среднего дошкольного возраста в количество - 20 человек (средняя группа 4-5 лет). Родители старшей группы в количестве 20 человек, и родители средней группы в количестве 20 человек.
Возраст родителей от 21 до 50 лет.
Социальная компетентность - это система знаний о социальной действительно и себе, социальные умения и навыки взаимодействия, сценарии поведения в социальных ситуациях. В контексте изучения социальной компетентности в дошкольном возрасте, говорят не многие. Лишь одна образовательная программа «Истоки», использует компетентностный подход, вопросы формирования социальной компетентности разрабатываются в работах А.Г. Гоборидизе, Т. В. Ермоловой, Ю. А. Лебедева, Л.В. Трубайчук, Р.М. Чумичевой.
Поскольку в целом, социальная компетентность обуславливает умение взаимодействовать с социумом, она актуальна в дошкольный период. Проанализировав наличие современных исследований по данной проблеме, мы пришли к выводу о том, что на научно-методическом уровне актуальность обусловлена тем, что развитие социальной компетентности детей, требует новых форм. На данный момент эти вопросы по развитию социальной компетентности перед образовательной системой являются открытыми.
Проблема исследования: Уровень взаимодействия у ребенка с социумом определяется особенностями внутрисемейного взаимодействия. Родительские установки о коммуникации передаются к детям, поэтому во многом уровень детской социальной компетентности зависит от родительских установок. При этом, как показывает аналитика исследований, формирование социальной компетентности в связи с родительскими установками не изучается, что обуславливает актуальность данной проблемы.
Цель исследования - изучение особенностей социальной компетентности дошкольников, в семьях с разным типом родительских установок
Для достижения цели нами были сформулированы следующие задачи:
1. на теоретическом уровне рассмотреть понятие социальной компетентности;
2. провести теоретический анализ особенностей развития в дошкольном возрасте, изучить развитие социальной компетентности у дошкольников;
3. Рассмотреть особенности формирования социальной
компетентности у дошкольников под влиянием семейного воспитания;
4. Экспериментально изучить особенности социальной
компетентности дошкольников в семьях, с разным типом родительских установок;
5. Сравнить особенности социальной компетентности у дошкольников с разным типом родительских установок.
Объект исследования - особенности развития социальной компетентности дошкольников;
Предмет - особенности социальной компетентности у дошкольников в семьях с разным типом родительских установок;
Гипотеза исследования: предположение о том, что существуют значимые отличия в уровне социальной компетентности у дошкольников, с разным типом родительских установок.
Теоретическая база исследования: Понятие социальная компетентность изучено в работах А.В. Брушлинского, Е. В. Каменской, Н. С. Бейлиной, Беляевой Т. В., Зимней И.А., Д. Зиглера, А. Голфрида, Р. Дурзиллы. Особенности развития в период дошкольного детства изучены в работах Матюхиной М. В., А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной, Т. И. Шамовой, К. Л. Печора, и др. Проанализированы особенности развития социальной компетенции у дошкольников в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Т. И. Чирковой, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. Н. Куницина, Д. Хаймса, Н. Хомского, Р. Уайта, Дж. Равена и др. Анализ особенностей развития социальной компетенции под влиянием семейного воспитания рассмотрен в работах.
Методика исследования: Диагностические задания Ю. А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой: методика №1 «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке», методика №3 «Изучение способов выражения эмоций»., Методика «Назови слова», Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument - РЛИТ)
Статистический критерий Манна-Уитни.
Научная новизна исследования обусловлена расширением представлений о содержании развития социальных компетенций в период дошкольного детства.
Практическая значимость исследования особенностей уровня социальной компетентности дошкольников, в семьях с разным типом родительских установок, послужит рекомендательной базой для психологов при составлении коррекционных программ, направленных на формировании данного вида компетенции.
База исследования: МБДОУ детский сад комбинированного вида № » г. Екатеринбурга, дети старшего дошкольного возраста в количестве - 20 человек (старшая группа 5-6 лет), дети среднего дошкольного возраста в количество - 20 человек (средняя группа 4-5 лет). Родители старшей группы в количестве 20 человек, и родители средней группы в количестве 20 человек.
Возраст родителей от 21 до 50 лет.
Выполненное нами исследование, опирается на работы об особенностях развития социальной компетенции у дошкольников Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Т.И. Чирковой, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Куницина, Д. Хаймса, Н. Хомского, Р. Уайта, Дж.Равена и др. и позволяет сформулировать ряд выводов:
1. Социальная компетентность - это интегративное свойство личности, позволяющее человеку адаптироваться, конструктивно и бесконфликтно взаимодействовать в современном обществе, продуктивно решая профессиональные задачи, и проигрывая социальные роли.
2. Родительские установки - это установки об отношении к ребенку, включающие в себя когнитивный, рефлексивный, эмоциональный, поведенческий компоненты.
3. Период дошкольного возраста является значимым в развитии личности ребёнка. Ребенок развивается под влиянием семьи и родительского воспитания. Большое влияние в данный период важен приобретаемый им, социальный опыт. Ранняя социализация ребенка обеспечивает положительную интеграцию в социум. Социальная компетентность развивается в процессе формирования психических процессов: мотивации, воли, самооценки, рефлексии, мышления, формирования эмоциональной сферы, в результате взаимодействия со взрослыми и сверстниками, и в процессе усвоения правил общения в моменты данного взаимодействия.
4. Родительские установки оказывают влияние на личностные факторы развития ребенка, обуславливающие его способность приобретения социальных компетенций. Мы опираемся на работы А.С. Спиваковской, В. Н. Дружинина, А.Я. Варги и др., в результате чего мы определили, что дисгармоничность системы родительских установок определяется шаблонностью, стереотипичностью, неадекватной ролью ребенка в семье, неспособностью установить близкие эмоциональные отношения с ребенком, неспособностью уважать ребенка, отсутствием симпатии по отношению к ребенку. В целом, рассматривая виды родительских установок мы видим, что они предопределяют отношение к ребенку.
5. При благополучных родительских установках (установке на партнерские отношения, низким уровнем конфликтности в семье) у ребенка формируется высокий уровень социальной компетентности. У родителей, дошкольник перенимает образцы коммуникативного поведения, и имеет возможность научиться установлению эмоционального контакта, принятию собственных эмоций и эмоций собеседника, их идентификации у себя и собеседника. Отличием развития социальной компетентности у дошкольников в семьях с неблагополучными родительскими установками (раздражительностью, гиперопекой, сверхавторитетом родителей, уклонением от контакта с ребенком) является низкий уровень коммуникации у ребенка, и низкий уровень в развитии эмоциональной сферы. Такие дети социально некомпетентны, так как в семье они лишены возможности приобрести навыки коммуникации и знаний об эмоциях, либо эти знания носят отрицательный характер.
1. Социальная компетентность - это интегративное свойство личности, позволяющее человеку адаптироваться, конструктивно и бесконфликтно взаимодействовать в современном обществе, продуктивно решая профессиональные задачи, и проигрывая социальные роли.
2. Родительские установки - это установки об отношении к ребенку, включающие в себя когнитивный, рефлексивный, эмоциональный, поведенческий компоненты.
3. Период дошкольного возраста является значимым в развитии личности ребёнка. Ребенок развивается под влиянием семьи и родительского воспитания. Большое влияние в данный период важен приобретаемый им, социальный опыт. Ранняя социализация ребенка обеспечивает положительную интеграцию в социум. Социальная компетентность развивается в процессе формирования психических процессов: мотивации, воли, самооценки, рефлексии, мышления, формирования эмоциональной сферы, в результате взаимодействия со взрослыми и сверстниками, и в процессе усвоения правил общения в моменты данного взаимодействия.
4. Родительские установки оказывают влияние на личностные факторы развития ребенка, обуславливающие его способность приобретения социальных компетенций. Мы опираемся на работы А.С. Спиваковской, В. Н. Дружинина, А.Я. Варги и др., в результате чего мы определили, что дисгармоничность системы родительских установок определяется шаблонностью, стереотипичностью, неадекватной ролью ребенка в семье, неспособностью установить близкие эмоциональные отношения с ребенком, неспособностью уважать ребенка, отсутствием симпатии по отношению к ребенку. В целом, рассматривая виды родительских установок мы видим, что они предопределяют отношение к ребенку.
5. При благополучных родительских установках (установке на партнерские отношения, низким уровнем конфликтности в семье) у ребенка формируется высокий уровень социальной компетентности. У родителей, дошкольник перенимает образцы коммуникативного поведения, и имеет возможность научиться установлению эмоционального контакта, принятию собственных эмоций и эмоций собеседника, их идентификации у себя и собеседника. Отличием развития социальной компетентности у дошкольников в семьях с неблагополучными родительскими установками (раздражительностью, гиперопекой, сверхавторитетом родителей, уклонением от контакта с ребенком) является низкий уровень коммуникации у ребенка, и низкий уровень в развитии эмоциональной сферы. Такие дети социально некомпетентны, так как в семье они лишены возможности приобрести навыки коммуникации и знаний об эмоциях, либо эти знания носят отрицательный характер.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕПРИВАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2016 - Психологическая программа коррекции детско-родительских отношений в семьях с детьми дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение роди гелей в преодолении кризиса, связанного с рождением ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - Образ ребенка дошкольного возраста в представлении матерей и отцов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2020



