Условия использования метода проекта в познавательной деятельности дошкольников на математическом материале
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕМАТИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ 8
1.1. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста 8
1.2. Сущность метода проекта и его роль в развитии познавательной
деятельности дошкольников на математическом материале 19
1.3. Анализ программ для дошкольных образовательных организаций с точки зрения возможности организации проектной деятельности 27
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Изучение начального уровня познавательной деятельности у старших дошкольников 35
2.2. Условия использования метода проекта для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на математическом материале и оценка их эффективности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕМАТИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ 8
1.1. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста 8
1.2. Сущность метода проекта и его роль в развитии познавательной
деятельности дошкольников на математическом материале 19
1.3. Анализ программ для дошкольных образовательных организаций с точки зрения возможности организации проектной деятельности 27
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Изучение начального уровня познавательной деятельности у старших дошкольников 35
2.2. Условия использования метода проекта для развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на математическом материале и оценка их эффективности 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования значительное внимание уделено развитию мотивации и интереса к познавательной деятельности [57]. Большая роль при этом отводится педагогу, который старается заинтересовать детей, выбрать содержание, методы, формы, технологии образовательной деятельности, что содействует ситуации успеха в познавательной деятельности.
Дошкольный возраст является важным периодом в жизни человека, так как в это время закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, физического, нравственного развития ребенка.
В процессе познавательной деятельности дети старшего дошкольного возраста получают новую для них информацию, что способствует развитию их внимания, памяти, мышления, эрудиции, дисциплины, дети становятся более активными.
В образовательном процессе педагоги пытаются найти педагогические технологии, которые помогут активизировать познавательную деятельность детей. Одной из таких технологий является метод проектов.
Данная тема исследования является актуальной, так как метод проектов считается одним из инновационных методов обучения в современном образовании. Метод проектов - это технология, предусматривающая не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых, это технология, которая учит детей осуществлять творческий поиск информации, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, вызывает интерес детей, делает образовательный процесс личностно значимым.
Метод проектов дает возможность перейти от традиционной передачи знаний, умений и навыков к активным методам обучения. Активная деятельность - это более успешный вид восприятия информации, который дает положительные результаты.
Вопросы развития личности ребенка рассмотрены в исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А. Дистервега, А. В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.В. Мухиной, Д.Б. Эльконина и других.
Особенности познавательной деятельности изучали Л.С. Выготский, Э.М. Мамеева, А.А. Реан, В.С. Роттенберг, Н.А. Постникова, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин. Г.И. Щукина и другие
Метод проектов нашел свое отражение в идеях таких отечественных ученых 1920-х гг. как Б.В. Игнатьев, Н.К. Крупская, М.В. Крупенина, Г Меандров и другие. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных технологий и систем активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (А.Л. Блохин, В.И. Загвязинский, Е.С. Полат, М.М. Поташник, Л. Г. Петерсон, А.И.Савенков, И.С. Якиманская и др.).
Ряд авторов (Т. А. Данилина, Л. С. Киселева) рассматривают метод проектов как один из вариантов интегрированного метода обучения детей дошкольного возраста, как способ организации педагогического процесса, который основан на взаимодействии педагога и воспитанников, включающий поэтапную практическую деятельность, направленную на достижение поставленной цели.
В современных исследованиях изучение вопросов использования метода проектов в дошкольных образовательных организациях представлено недостаточно. Существует опыт применения метода проектов в образовательной практике, но данная деятельность на сегодняшний день не имеет строгого методического руководства. Теоретические основы метода проектов - изучаются, но результаты поиска носят общий характер.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы в реальной практике дошкольной образовательной организации показывает недостаточность изученности данного вопроса о создании условий в познавательной деятельности при использовании метода проектов. Все вышесказанное определило выбор темы работы: «Условия использования метода проектов в познавательной деятельности дошкольников на математическом материале».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность педагогической работы по реализации условий использования метода проекта в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия использования метода проекта в познавательной деятельности детей дошкольного возраста на математическом материале.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме познавательной деятельности;
2. Рассмотреть сущность метода проектов и его роль в познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
3. Провести анализ образовательных программ дошкольного образования с точки зрения организации проектной деятельности;
4. Провести диагностику уровня развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;
5. Разработать и внедрить в образовательную деятельность комплекс педагогических условий по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические основы исследования составляют работы по следующим направлениям:
- концепции развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Краевский,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)
- теории П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, Н.Ю. Пахомовой, И.М. Соловьева, С. Фридман, С.Т. Шацкого, теории И. А. Зимней, И. А. Книгичевой, исследования Г.Е. Муравьевой.
- психолого-педагогические теории учебной деятельности дошкольников (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, В.В. Репкин, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, А.С. Шаров, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.);
В данной выпускной квалификационной работе применяются следующие методы научно - педагогического исследования:
1. Изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы;
2. Диагностика компонентов познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
3. Педагогическое наблюдение;
4. Количественный анализ полученных данных, представление их в таблицах и диаграммах.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные в ней педагогические условия по руководству познавательной деятельностью детей дошкольного возраста могут быть использованы в работе воспитателями, специалистами дошкольного образования и родителями.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 561, города Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 28 детей старшей группы.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Дошкольный возраст является важным периодом в жизни человека, так как в это время закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, физического, нравственного развития ребенка.
В процессе познавательной деятельности дети старшего дошкольного возраста получают новую для них информацию, что способствует развитию их внимания, памяти, мышления, эрудиции, дисциплины, дети становятся более активными.
В образовательном процессе педагоги пытаются найти педагогические технологии, которые помогут активизировать познавательную деятельность детей. Одной из таких технологий является метод проектов.
Данная тема исследования является актуальной, так как метод проектов считается одним из инновационных методов обучения в современном образовании. Метод проектов - это технология, предусматривающая не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых, это технология, которая учит детей осуществлять творческий поиск информации, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, вызывает интерес детей, делает образовательный процесс личностно значимым.
Метод проектов дает возможность перейти от традиционной передачи знаний, умений и навыков к активным методам обучения. Активная деятельность - это более успешный вид восприятия информации, который дает положительные результаты.
Вопросы развития личности ребенка рассмотрены в исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А. Дистервега, А. В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.В. Мухиной, Д.Б. Эльконина и других.
Особенности познавательной деятельности изучали Л.С. Выготский, Э.М. Мамеева, А.А. Реан, В.С. Роттенберг, Н.А. Постникова, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин. Г.И. Щукина и другие
Метод проектов нашел свое отражение в идеях таких отечественных ученых 1920-х гг. как Б.В. Игнатьев, Н.К. Крупская, М.В. Крупенина, Г Меандров и другие. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных технологий и систем активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (А.Л. Блохин, В.И. Загвязинский, Е.С. Полат, М.М. Поташник, Л. Г. Петерсон, А.И.Савенков, И.С. Якиманская и др.).
Ряд авторов (Т. А. Данилина, Л. С. Киселева) рассматривают метод проектов как один из вариантов интегрированного метода обучения детей дошкольного возраста, как способ организации педагогического процесса, который основан на взаимодействии педагога и воспитанников, включающий поэтапную практическую деятельность, направленную на достижение поставленной цели.
В современных исследованиях изучение вопросов использования метода проектов в дошкольных образовательных организациях представлено недостаточно. Существует опыт применения метода проектов в образовательной практике, но данная деятельность на сегодняшний день не имеет строгого методического руководства. Теоретические основы метода проектов - изучаются, но результаты поиска носят общий характер.
Вместе с тем, анализ состояния исследуемой проблемы в реальной практике дошкольной образовательной организации показывает недостаточность изученности данного вопроса о создании условий в познавательной деятельности при использовании метода проектов. Все вышесказанное определило выбор темы работы: «Условия использования метода проектов в познавательной деятельности дошкольников на математическом материале».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность педагогической работы по реализации условий использования метода проекта в познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия использования метода проекта в познавательной деятельности детей дошкольного возраста на математическом материале.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме познавательной деятельности;
2. Рассмотреть сущность метода проектов и его роль в познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
3. Провести анализ образовательных программ дошкольного образования с точки зрения организации проектной деятельности;
4. Провести диагностику уровня развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста;
5. Разработать и внедрить в образовательную деятельность комплекс педагогических условий по развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические основы исследования составляют работы по следующим направлениям:
- концепции развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Краевский,
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.)
- теории П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, Н.Ю. Пахомовой, И.М. Соловьева, С. Фридман, С.Т. Шацкого, теории И. А. Зимней, И. А. Книгичевой, исследования Г.Е. Муравьевой.
- психолого-педагогические теории учебной деятельности дошкольников (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Н.А. Менчинская, В.В. Репкин, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, А.С. Шаров, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и др.);
В данной выпускной квалификационной работе применяются следующие методы научно - педагогического исследования:
1. Изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы;
2. Диагностика компонентов познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
3. Педагогическое наблюдение;
4. Количественный анализ полученных данных, представление их в таблицах и диаграммах.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенные в ней педагогические условия по руководству познавательной деятельностью детей дошкольного возраста могут быть использованы в работе воспитателями, специалистами дошкольного образования и родителями.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 561, города Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 28 детей старшей группы.
Структура работы. Работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая проверка эффективность педагогической работы по реализации условий использования метода проекта в познавательной деятельности детей до-школьного возраста.
Анализ взглядов различных исследователей на проблему обучения детей старшего дошкольного возраста с помощью метода проекта, позволил выяснить, что особенности психики детей в дошкольном возрасте еще не являются завершенными и жестко фиксированными и на этапе дошкольного возраста возникают предпосылки развития проектных умений при создании определенных условий.
В первой главе проанализированы теоретические основы использования метода проекта в познавательной деятельности детей в дошкольной образовательной организации. Выявлены особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Мы выяснили, что познавательная деятельность детей старшего до-школьного возраста может быть эффективна при использовании метода проекта при соблюдении определенных условий.
Во второй главе был изучен уровень развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 28 детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад № 561, г. Екатеринбург.
Согласно данным первичной диагностики отмечается, что высокий уровень развития познавательной деятельности отмечается у 14% детей старшего дошкольного возраста; средний уровень отмечается у 33% детей; низкий уровень имеют 53% детей.
Исследование на начальном этапе показало, что большинство детей имели средний и низкий уровень развития познавательной деятельности.
На основе проведенной диагностики был разработан сборник проектов по теме: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста», направленный на развитие математических представлений в рамках познавательной деятельности.
В данный сборник входят следующие проекты, направленные на развитие познавательной деятельности на основе математического материала:
• Познавательно - творческий проект «Путешествие с цветными палочками» (развитие элементарных математических представлений посредством цветных палочек Кюизенера);
• Познавательно - информационный проект «В стране геометрических фигур»;
• Познавательный проект «Занимательная математика»;
• Творческий проект «Сказочная математика»;
• Образовательный проект «Чудеса в математике»
• Педагогический проект «Игровые приемы развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие познавательной деятельности с использованием метода проектов требует планомерной, постоянной и системной работы, в совместной деятельности взрослого и ребенка, так же и в самостоятельной деятельности. Самостоятельная проектная деятельность дошкольника математической направленности способствуют формированию математического мышления, успешному обучению основам математики, стимулирует развитие творческого воображения, воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
После реализации условий использования метода проекта была проведена повторная диагностика с детьми старшей группы. По результатам диагностики была отмечена положительная динамика уровней развития познавательной деятельности у детей, улучшились результаты по таким разделам, как порядковый счет, количество и счет, знание цифрового материала, величины, временные и пространственные представления, геометрические фигуры.
Следует отметить, что повышение уровня познавательной деятельности детей, эффективное обучение математике возможно лишь при создании определенных условий и внедрения метода проекта при участии не только воспитателей дошкольной образовательной организации, но и родителей воспитанников.
Анализ взглядов различных исследователей на проблему обучения детей старшего дошкольного возраста с помощью метода проекта, позволил выяснить, что особенности психики детей в дошкольном возрасте еще не являются завершенными и жестко фиксированными и на этапе дошкольного возраста возникают предпосылки развития проектных умений при создании определенных условий.
В первой главе проанализированы теоретические основы использования метода проекта в познавательной деятельности детей в дошкольной образовательной организации. Выявлены особенности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Мы выяснили, что познавательная деятельность детей старшего до-школьного возраста может быть эффективна при использовании метода проекта при соблюдении определенных условий.
Во второй главе был изучен уровень развития познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняли участие 28 детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад № 561, г. Екатеринбург.
Согласно данным первичной диагностики отмечается, что высокий уровень развития познавательной деятельности отмечается у 14% детей старшего дошкольного возраста; средний уровень отмечается у 33% детей; низкий уровень имеют 53% детей.
Исследование на начальном этапе показало, что большинство детей имели средний и низкий уровень развития познавательной деятельности.
На основе проведенной диагностики был разработан сборник проектов по теме: «Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста», направленный на развитие математических представлений в рамках познавательной деятельности.
В данный сборник входят следующие проекты, направленные на развитие познавательной деятельности на основе математического материала:
• Познавательно - творческий проект «Путешествие с цветными палочками» (развитие элементарных математических представлений посредством цветных палочек Кюизенера);
• Познавательно - информационный проект «В стране геометрических фигур»;
• Познавательный проект «Занимательная математика»;
• Творческий проект «Сказочная математика»;
• Образовательный проект «Чудеса в математике»
• Педагогический проект «Игровые приемы развития элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие познавательной деятельности с использованием метода проектов требует планомерной, постоянной и системной работы, в совместной деятельности взрослого и ребенка, так же и в самостоятельной деятельности. Самостоятельная проектная деятельность дошкольника математической направленности способствуют формированию математического мышления, успешному обучению основам математики, стимулирует развитие творческого воображения, воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
После реализации условий использования метода проекта была проведена повторная диагностика с детьми старшей группы. По результатам диагностики была отмечена положительная динамика уровней развития познавательной деятельности у детей, улучшились результаты по таким разделам, как порядковый счет, количество и счет, знание цифрового материала, величины, временные и пространственные представления, геометрические фигуры.
Следует отметить, что повышение уровня познавательной деятельности детей, эффективное обучение математике возможно лишь при создании определенных условий и внедрения метода проекта при участии не только воспитателей дошкольной образовательной организации, но и родителей воспитанников.
Подобные работы
- УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕМАТИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Условия использования метода проектов в познавательной деятельности дошкольников на математическом материале
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - Условия использования метода проектов в познавательной деятельности дошкольников на математическом материале
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Условия формирования у детей дошкольного возраста приемов познавательной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - Условия развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Организация деятельности педагога по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Формирование познавательно-исследовательской деятельности дошкольников с особыми возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2017 - Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



