ГЛАВА I. ПРИМЕНЕНИЕ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ АВТОНОМИИ УЧАЩИХСЯ ... 6
1.1. Принципы мобильного обучения 6
1.2. Учебная автономия как одно из требований ФГОС школьного
образования 13
1.3. Уровни сформированности учебной автономии и критерии их
диагностики 18
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ МОБИЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ 29
2.1. Требования и разработка комплекса упражнений по формированию
учебной автономии с применением мобильных устройств 29
2.2. Комплекс заданий для формирования учебной автономии с применением
мобильных устройств 36
2.3. Апробация комплекса упражнений по формированию учебной
автономии с применением мобильных устройств 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Применение компьютеров и ресурсов всемирной сети Интернет в образовательных целях является широко обсуждаемой проблемой для методистов в течение последних десятков лет. Большинство исследований посвящено исследованию роли компьютеров и Интернет в повышении или понижении языкового уровня учащихся. Компьютерное ассистирование в изучении иностранных языков (Computer Assisted Language Learning) рассматривает широкий спектр использования компьютеров в обучении, начиная с презентаций в программе Microsoft Power Point и заканчивая специализированными мультимедийными программами, например, Rosetta Stone, но не обеспечивает учеников полной автономностью в обучении, а выступают в роли управляющего звена, т.е полностью регулируют деятельность учащихся.
Но с середины 2000-х годов широкое распространение получили карманные персональные компьютеры (КПК), а также смартфоны, которые по функциональности превосходят КПК. По сравнению со стационарным персональным компьютером, смартфон проще в обращении, дает больше свободы в выборе методов обучения и мобильнее, то есть позволяет обучаться где и когда удобно.
В России мобильное обучение только начинает ассимиляцию в учебном процессе. Несмотря на повсеместное использование мобильных устройств, исследования в области мобильного ассистирования в области иностранных языков (Mobile Assisted Language Learning) еще не так распространены, и мобильные приложения не предлагаются в качестве компонента учебно-методического комплекта, более того, использование каких-либо устройств кроме компьютера учеником не предусмотрено программой ФГОС.
Данное противоречие между возможностями мобильных устройств в обучении и отсутствием комплексной методики их применения в условиях самостоятельной деятельности учащихся определило тему нашей работы: «Применение мобильных устройств на уроках английского языка как средство формирования автономии учащихся».
Объектом исследования является процесс формирования учебной автономии при обучении английскому языку.
Предмет: формирование учебной автономии на основе мобильных устройств.
Данная работа имеет целью теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений для формирования автономии учеников на уроках английского языка с применением мобильных устройств и доказать его эффективность.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
• рассмотреть основные принципы и подходы к мобильному обучению;
• разработать классификацию мобильных приложений при использовании в образовании, согласно их функциям;
• описать дидактический потенциал использования мобильных устройств в обучении английскому языку;
• сопоставить понятия «учебная автономия» и «самостоятельность»;
• дать рабочее определение учебной автономии;
• на основе анализа литературы разработать этапы сформированности образовательной автономии и критерии их диагностики и разработать требования к комплексу упражнений для формирования учебной автономии;
• разработать комплекс заданий для формирования учебной автономии;
• апробировать комплекс упражнений на учениках;
• создать рекомендации для преподавателей при организации мобильного обучения.
Материалом исследования послужил комплекс упражнений, направленный на формирование учебной автономии с помощью мобильных устройств на уроке английского языка, сайты blogger.com, wooordhunt.ru, canva.com, youtube.com, docs.google.com/forms, lyricstraining.com, google,com, mail.ru, yandex.ru.
Методы исследования: сравнение и анализ литературы, синтез рабочих определений, измерение уровня учебной автономии учащихся, проведение эксперимента для отслеживания динамики уровня учебной автономии.
Теоретическая значимость: результаты исследования данной
курсовой работы направлены на интеграцию использования мобильных устройств в образовательный процесс, систематизация исследований об особенностях использования мобильных устройств в практических целях, уточнение специфики их использования, приведенная классификация мобильных приложений в сфере образования может быть использована при написании исследовательских работ.
Практическая значимость: разработанный комплекс упражнений могжет послужить материалом для планирования уроков английского языка с применением мобильных устройств.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Библиографический список насчитывает количество наименований на русском и английском языках.
В нашей работе реализовано исследование, направленное на мобильные устройства, которые помогут преподавателю сформировать учебную автономию в рамках работы на уроках английского языка.
В ходе написания выпускной квалификационной работы мы рассмотрели основные современные принципы и подходы к мобильному обучению, где мобильные устройства представлены как средство обучения, так и «карманного преподавателя». К сожалению, мобильное обучение более изучено зарубежными учеными, и на основе их экспериментов был сделано заключение, что данный метод обучения является более эффективным, по сравнению с традиционными методами, так как большую роль здесь играет принцип мобильности.
На основе проанализированной литературы разработана классификация, состоящая из 6 категорий мобильных приложений, которые преподаватели могут использовать для помощи ученикам в достижении различных учебных целей обучения иностранному языку.
Также мы рассмотрели дидактический потенциал использования мобильных устройств и основные преимущества и недостатки, связанные с использованием мобильных приложений в классе, а также проблемы, которые могут возникнуть и которые предстоит решать как самим учителям, так и руководству школы.
В процессе изучения проблемы, связанной с понятием учебной автономии, нами была изучена литература как отечественных, так и зарубежных ученых. В некоторых работах ученых термин «автономия» заменен на «самостоятельность», «самообучение» и т. п., но за основу нами был взят термин «учебная автономия». Исходя из положений, приведенных в различных работах, нами было сформировано собственное понятие учебной автономии, которое звучит следующим образом: это учебно-познавательная деятельность, во время которой ученики готовы, внутренне мотивированы и способны самостоятельно организовывать и контролировать собственный учебный процесс для достижения конкретной самостоятельно поставленной цели обучения, а также проводить самоанализ проделанной работы и дальнейшую коррекцию.
Мы изучили модели измерения учебной автономии с определением уровня ее сформированности. Из приведенных моделей нами была выбрана таблица Проекта Исследования Оценки Учебной Автономии, так как эта модель охватывает наиболее широкий ряд аспектов, и именно по этой таблице мы сможем наиболее точно определить уровень сформированности учебной автономии.
В ходе практической работы нами выставлены условия, которые необходимы для введения мобильного обучения и формирования учебной автономии в учебном заведении. Данные условия касаются технического оснащения, осведомленности учителя и его поведения в процессе обучения.
На основе материалов, изученных в первой главе, нами предложен комплекс упражнений, состоящий из 17 заданий, направленных на формирование учебной автономии с помощью мобильных устройств. Темы упражнений выбраны на основе УМК Starlight 6 класса - “Home and away” и “Food and drinks”. Все упражнения построены с опорой на Интернет-ресурсы или на мобильное приложение LinguaLeo.
После апробации комплекса упражнений результаты анкетирования показали улучшения в аспектах мотивации (на 22%) и рефлексии (на 3%), но небольшое ухудшение в аспекте способности к самостоятельной работе (на 1,5%).
Процент усвоения тем учениками также увеличился по сравнению с контрольной группой, где ученики не проходили обучение с помощью мобильных устройств. По результатам выходной диагностики средний балл экспериментальной группы на 7 процентов выше, чем контрольной (78% и 71% соответственно).
На основе полученных данных и трудностей, которые возникли в ходе апробации комплекса упражнений, нами разработаны рекомендации для учителя, которые помогут формировать автономию у учащихся с помощью мобильных устройств.
1. Баранова К. М., Дули Д. Английский язык. 6 класс: учеб. для
общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. - М.: Express Publishing, Просвещение, 2013. - 184 с.: ил. - (Звездный английский).
2. Кирдяева О. И., Комиссаров К. В. Звездный английский. Тренировочные упраж¬нения в формате ОГЭ (ГИА). 6 класс: сборн. упражн. для общеобразоват. учреждений и шк. с углубл. изучением англ. яз. - М.: Просвещение. - 2015. -
111 с.
3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития - 9-е изд.: пер. с англ. Т. В. Прохоренко. - СПб. : Питер. - 2005. - 940 с.
4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отро¬чество: учеб. для вузов - М.: Издательский центр «Академия». - 1999. - 456 с.
5. Куклев В. А. Феномен Методология мобильного обучения: монография д- ра педагогич. наук, канд-та технич. наук: 13.00.01 - Ульяновск: Ульяновск. гос. технич. ун-т., 2010. - 46 с.
6. Аникина Ж. С. Учебная автономия как неотъемлемый компонент про-
цессса обучения иностранному языку в XXI в. // Вестник Томского го-сударственного педагогического университета. - 2011. - № 344. - С. 149-152.
7. Бухтеева Е. Е., Кравец О. И. Личностно ориентированный подход как основа учебной автономии // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 12. - С. 38-40.
8. Гаврилюк О. А., Теппер Е. А., Логинова И. О. Исследование учебной ав-тономности обучающихся в различных образовательных системах // Пси-хология обучения. - 2012. - № 5. - С. 27-40.
9. Капаева А.Е. О формировании готовности учащихся к самообучению иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - 2001. - №3. - С. 12-17.
10. Коряковцева Н. Ф. Автономия учащегося в учебной деятельности студентов, изучающих иностранный язык // Иностранные языки в школе. - 2004. - №9. - С. 9-15.
11. Коряковцева Н. Ф. Автономия учащихся в учебной деятельности по овладению иностранным языком как образовательная цель // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 1. - С. 9-14.
12. Соловова Е. Н. Автономия учащихся как основа развития современного непрерывного образования личности // Иностранные языки в школе. - 2004. - №3. - С. 41-45. - Является продолж.: 2004. - №2.
Источники на иностранном языке
13. Cooker L. Formative (self-)assessment as autonomous language learning. - Nottingham: University of Nottingham, 2012. - 400 p.
14. Holec H. Autonomy and foreign language learning. - Oxford: Pergamon. - 1981. -356 p.
15. Little D. Learner Autonomy 1: Definitions, Issues and Problems - Dublin: Trinity College Dublin, 1991. - 63 p.
16. Raya M. J., Lamb T., Vieira F. Pedagogy for autonomy in language education in Europe: Towards a framework for learner and teacher development. - Dublin: Authentik, 2007. - 239 p.
...