ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИ-КАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Требования Федерального государственного образовательного стандарта
к формированию коммуникативных универсальных учебных действий 7
1.2. Групповая форма работы на уроках английского языка 13
1.3. Методические, дидактические, психологические и лингвистические
принципы работы в группах 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
26
2.1. Групповая форма работы в учебно-методических комплектах для
учащихся 7 классов 26
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий 28
2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию
коммуникативных универсальных учебных действий 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Актуальность исследования. В связи с тенденциями современного образовательного процесса перед учителем английского языка стоит задача формирования универсальных учебных действий. Учащиеся должны научиться самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции. В этой связи коммуникативные универсальные учебные действия выступают в качестве важного компонента в развитии умения устанавливать необходимые контакты с окружающими и согласовывать действия с учетом мнения собеседников. Коммуникативные универсальные учебные действия занимают важное место в процессе обучения средних школьников, для которых межличностное общение становится ведущей деятельностью. Требования Федерального государственного образовательного стандарта к формированию коммуникативных универсальных учебных действий и осуществлению личностно-ориентированного подхода предполагают использование групповых форм работы на уроке, способствующих «активизации» ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности.
На сегодняшний день наблюдается противоречие между выдвигаемыми требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта по формированию коммуникативных универсальных учебных действий и недостаточностью соответствующих упражнений в учебно-методических комплексах, обеспечивающих этот процесс. Как следствие, наблюдается недостаточная сформированность коммуникативных универсальных учебных действий у школьника.
Данное противоречие позволяет сформулировать основную проблему исследования, заключающуюся в поиске групповых форм работы,
направленных на эффективное формирование коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся на среднем этапе обучения в школе.
Теоретическая база исследования:
— исследования, посвященные взаимодействию и общению в психологии и педагогике (А. Г. Хрипкова, Г. Крайг, Г. С. Абрамова, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельндштейн и др.), в методике обучения иностранным языкам (Е. Н. Соловова, А. Н. Щукин, Е. И. Пассов и др.);
— концепция формирования универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова и др.);
— коммуникативно-ориентированная методика обучения иностранным языкам (Е. И. Пассов, Г. А. Китайгородская, Е. С. Полат, С. А. Тюрикова и др.);
— труды, посвященные формированию коммуникативной компетенции при обучении иностранным языкам посредством совместной деятельности учащихся (Е. М. Полат, Е. И. Пассов, D. Brown, J. Harmer, R. Slavin, S. Kagan,
S. Thornbury, J. Scrievener и др.).
Недостаточная разработанность проблемы исследования позволила определить его тему: «Групповая работа на уроках английского языка как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий».
Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и опытным путем проверить эффективность комплекса групповых упражнений, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении английскому языку на среднем этапе обучения в школе.
Объектом научной работы является процесс обучения английскому языку в средней школе.
Предметом данного исследования является формирование коммуникативных универсальных учебных действий средствами групповой работы при обучении английскому языку на среднем этапе обучения в школе.
В основу исследования положена следующая гипотеза: формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении иностранному языку на среднем этапе в школе будет эффективным при условии организации групповых форм работы, что предусматривает:
— учет возрастных особенностей учащихся основной школы;
—учет требований Федерального государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по иностранному языку;
— учет принципов групповой работы;
— соответствие выбранных методов и приемов обучения специфике предмета, ступени обучения;
— создание комплекса групповых упражнений при обучении английскому языку в основной школе.
Цель работы и гипотеза определили необходимость решения следующих задач:
1. рассмотреть требования Федерального государственного стандарта основного общего образования к формированию коммуникативных универсальных учебных действий в основной школе;
2. рассмотреть роль и место группового обучения в учебном процессе по иностранному языку на среднем этапе в школе;
3. определить принципы групповой формы работы;
4. провести анализ учебно-методических комплексов по обучению английскому языку в основной школе;
5. разработать комплекс упражнений для организации совместной деятельности учащихся 7 классов МАОУ гимназии №99 г. Екатеринбурга;
6. экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса упражнений для работы в группе.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы мы использовали следующие методы исследования: анализ научной
литературы по психологии, педагогике и методике преподавания иностранных языков по проблеме исследования; анализ учебно-программной документации и интегрирование в учебный процесс по обучению английскому языку; изучение и анализ отечественного и зарубежного опыта группового обучения; обобщение и систематизация полученных данных; педагогическое наблюдение, метод опроса и экспериментальное обучение.
Научная новизна работы заключается в уточнении компонентов содержания обучения, направленного на формирование коммуникативных универсальных учебных действий; в уточнении содержания принципов обучения применительно к групповой работе; в создании комплекса групповых упражнений, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Теоретическая значимость исследования: структура коммуникатив¬ных универсальных учебных действий, предложенная А.Г. Асмоловым, применена в качестве основы для классификации компонентов содержания обучения, направленного на формирование коммуникативных универсальных учебных действий; комплекс упражнений совместной деятельности учащихся является теоретически обоснованным.
Практическая значимость научной работы: теоретические положения дипломной работы, разработанный комплекс упражнений и практические рекомендации по организации групповой работы могут быть использованы на уроках английского языка в школе, а также в курсе лекций по методике обучения иностранному языку.
Основные положения и результаты исследования обсуждались на X-й международной студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и методики» ФГБОУ ВО «УрГПУ» 12 апреля 2018 года и на XV-й международной студенческой научно¬практической конференции «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков» ФГАОУ ВО «РГ1П1У» 13 апреля 2017 года.
Научная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и 12 приложений. Библиографический список включает 55 наименований на русском и английском языках.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. В соответствии с тенденциями современного российского образования к методам и приемам обучения иностранным языкам выдвигаются новые требования — они должны быть личностно-ориентированными и создавать условия для активной учебно-познавательной деятельности школьника.
2. Групповые упражнения обладают значительным потенциалом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся основной школы, поскольку они стимулируют использование иностранного языка по собственной инициативе, самостоятельную активность учащихся и создают условия для их социализации.
3. Оценивание групповых форм работы должно включать как конечный продукт, так и процесс взаимодействия учащихся. Целью использования групповых форм является формирование коммуникативных умений.
4. Обучение иностранному языку должно строиться с использованием различных форм групповой работы, которые позволяют вовлечь учащихся в разные виды коммуникативной деятельности.
5. Обучение в группе может быть эффективным, при условии учета возрастных особенностей школьника; принципов работы в группе; при соответствующей подготовке учителя; при учете требований стандартов нового поколения; при развитии не только коммуникативных, но и оценочных умений у школьников.
6. Экспериментальная работа подтвердила эффективность
разработанного комплекса групповых упражнений как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Систематичное и целенаправленное применение группового обучения способствует развитию коммуникативных умений.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что цель исследования была достигнута и все положения гипотезы подтверждены. Перспективы дальнейшего исследования могут быть связаны с созданием учебно- методического пособия, направленного на формирование коммуникативных универсальных учебных действий при обучении иностранному языку учащихся основной школы.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Абрамова С. Ю., Белозерова Ю. В. Использование кейс-метода на уроках английского языка // Молодой ученый. - 2015. - №6. - С. 94 - 96.
3. Адилова Н. Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения // Молодой ученый. - 2011. - №12. - С. 121 - 124.
4. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование уни-версальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
5. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык 7 класс. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 352 с.
6. Баранова К. М., Дули Д., Копылова В. В. Английский язык 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций и школ с углубленным изучением английского языка. - М.: Просвещение, 2014. - 184 с.
7. Бирюков В. В. Использование кейс-технологии при обучении английс-кому языку// Вестник Белорусского государственного педагогического уни-верситета: электронный научный журнал. - 2015 [Электронный ресурс]. Сис-тем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL: http://elib.bspu.by/bitstream/ doc/6475/1/Кейс метод.Бирюков%20В.В.^Г (дата обращения: 3.04.17).
8. Буданова Ю. Мастер-класс: использование методики станционного обу-чения на уроках немецкого языка. // Иностранные языки. - 2012 [Элект-ронный ресурс]. - URL: http://iyazyki.ru/?p=8049 (дата обращения: 19.01.18).
9. Вербицкая М. В., Гаярделли М., Редли П. Английский язык 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. - М.: Вентана- Граф, 2017. - 112 с.
10. Волконская С. А., Погребнякова Е. Ю. Мозговой штурм и его разновид-ности как эффективная технология на уроках иностранного языка // Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 745 - 746.
11. Г алочкина Л. Н. Игровые методы на уроках английского языка // English: прил. к газ. "Первое сент.". - 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://eng.1 september. ru/article.php?ID=201000905 (дата обращения 28.04.18).
12. Дули Д., Ваулина Ю. Е., Подоляко О. Е. Английский язык Spotlight 7. - М.: Просвещение, 2017. - 152 с.
13. Жолтикова Н. В. Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка как средство формирования коммуникативной компетенции // Кон-цепт. - 2014. - №2. - С. 136 - 140.
14. Климонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках // Эйдос: интернет-журнал. - 2008 [Электронный ресурс]. - URL: http://eidos.ru/journal /2008/1218.htm (дата обращения: 15.01.18).
15. Комарова Ю. А., Ларионова И. В., Макбет К. Английский язык: учебник 7 класса для общеобразовательных учреждений. - 2-е изд. - М.: Русское слово, 2014. - 168 с.
...