ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 5
1.1. Проблема формирования временных представлений у детей дошкольного
возраста в психолого-педагогической литературе 5
1.2. Особенности формирования у детей дошкольного возраста временных
представлений 12
1.3. Анализ современных программ ДОУ по теме исследования 20
1.4 Условия формирования временных представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 40
2.1 Изучение начального уровня сформированности временных
представлений у детей дошкольного возраста 40
2.2 Реализация условий формирования временных представлений у детей
дошкольного возраста в различных видах деятельности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Актуальность темы. Представления о времени можно отнести к одному из самых сложных и в то же время важных педагогических навыков для детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Министерством образования Российской Федерации, гласит, что познавательное развитие включает в себя развитие у детей первичных представлений о времени. Формирование и развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста осуществляется дошкольными образовательными учреждениями как часть формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) в рамках образовательного направления «Познавательное развитие». То, насколько ребенок сможет понять представления о времени, во многом будут зависеть его способности планировать свое время и дальнейшее усвоение образовательной программы. Таким образом, тема выпускной квалификационной работы «Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности» является актуальной.
Время является достаточно сложным объектом познания. Представления о времени - это комплекс о единицах измерения времени и их соотношениях, который позволяет ориентироваться во времени.
Цель исследования - выделить условия формирования у дошкольников временных представлений.
Предмет исследования - условия формирования у дошкольников временных представлений.
Задачи исследования:
1) рассмотреть проблему формирования временных представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
2) изучить особенности формирования у детей дошкольного возраста временных представлений;
3) провести анализ современных программ ДОУ по теме исследования;
4) выявить возможности формирования временных представлений у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Объект исследования - образовательный процесс в ДОУ.
Теоретические основы исследования. В процессе подготовки выпускной квалификационной работы был изучен комплекс материалов: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, примерные образовательные программы дошкольного образования, монографии, методические материалы. Среди изученных работ исследования С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной, Т.Д. Рихтерман и других авторов.
Методы исследования: исторический, анализ законодательства и научной литературы, анализ и синтез информации, обобщение.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на шесть разделов, заключения, списка литературы и трех приложений.
В научной психолого-педагогической литературе широко исследуется проблема формирования временных представлений у детей дошкольного возраста. Такие исследования активно ведутся в России и за рубежом на протяжении веков. Исследованиями по вопросам восприятия времени и формирования представлений о времени занимались как зарубежные психологи и педагоги Ж. Пиаже, П. Фресс, П. Жане и другие, так и отечественные К.А. Абульханова - Славская, А.А. Кроник, Ф.Н. Блехер, С.А. Рубинштейн, А.А. Люблинская, А.М. Леушина, Т.Д. Рихтерман, Ф. Чуднова, И. Кононенко, Е. Щербакова, О. Фунтикова, Р.Л. Непомнящая. Они определили достаточно разнообразную программу для развития у детей знаний о времени. Необходимо дальнейшее изучение вопросов формирования представлений о времени у детей с целью повышения эффективности педагогического процесса. При этом, конечно, необходимо опираться на имеющийся научный и педагогический опыт, накопленный признанными учеными и педагогами в истории педагогической науки.
Основными задачами развития временных представлений у детей дошкольного возраста являются: формирование первичной практической ориентировки во времени; формирование чувства времени; ознакомление с отдельными «временными» эталонами; формирование начальных представлений и понятий о некоторых свойствах времени (объективность, периодичность, одновременность).
Особенности формирования у детей дошкольного возраста временных представлений заключаются, прежде всего, в необходимости учета детского восприятия и комплексном использовании методов, а особенно дидактических игр и технологии моделирования.
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста осуществляется дошкольными образовательными учреждениями как часть формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) в рамках образовательной области «Познавательное развитие». Как правило, дошкольные образовательные учреждения разрабатывают собственные комплексные программы развития на основе известных программ, подготовленных авторскими коллективами ученых, а также с обязательным учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Мы изучили и проанализировали основные примеры образовательных программ дошкольных образовательных учреждений с точки зрения формирования детских представлений о времени. Наш анализ примерных образовательных программ показал, что в части формирования представлений о времени у детей многие программы очень похожи. При этом есть некоторые программы, которые существенно отличаются, а значит, представляют особый интерес (например, программа «Золотой ключик»). Считаем целесообразным применять ряд положений и идей этих программ в практической деятельности педагогов.
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста возможно практически во всех видах деятельности. Однако существуют основные виды деятельности, в которых формирование представлений о времени наиболее эффективно: учебная, игровая деятельность.
1. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
2. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 160 с.
3. Большой Российский энциклопедический словарь [Текст] / М.:
Большая Российская энциклопедия, 2003. - 1888 с.
4. Вариативная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / Под редакцией В.В. Кравцова.
- М.: Лев, 2015. - 217 с.
5. Волобуева, Л.М. История дошкольной педагогики [Текст] / Л.М. Волобуева, Е.А. Авилова. - М.: МПГУ, 2017. - 60 с.
6. Гильманова, Л.В. Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Гильманов, Л.А. Штягина, Н.А. Штягина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №2. - С.57 - 60.
7. Дети у истоков математики // Спецкурс: Методика обучения математике [Текст] / Т.И. Ерофеева, В.П. Новикова, Л.Н. Павлова. М.: А.П.О. 1994 - 96 с.
8. Ерофеева, Т.И. Дошкольник изучает математику. Как и где? [Текст] / Т.И. Ерофеева - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. - 128 с.
9. Ерофеева, Т.И. Математика для дошкольников. Книга для воспитателей детского сада [Текст] / Т.И. Ерофеева - М.: Просвещение, 2007.
- 175 с.
10. Калинченко, А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста: метод. пособие [Текст] / А.В. Калинченко. - М.: «Айрис - пресс», 2005. - 224 с.
11. Кириллов, А.Н. Хрестоматия по дошкольной педагогике [Текст] / А.Н. Кириллов. - М.: Наука, 2016. - 490 с.
12. Ковалец, И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток [Текст] / И.В. Ковалец. - М.: Владос, 2007. - 72 с.
13. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ [Текст] / В.А. Крутецкий - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.
14. Куроптева, И.К. Методические рекомендации по использованию
диагностического комплекта «Определение уровня сформированности пространственно-временных представлений детей старшего дошкольного возраста» [Электронный ресурс] / под ред. И.К. Куроптевой, Г.Г. Хазиевой // Муравленко, 2009. URL:http://dujmovochka.uomur.org/wp-
content/uploads/proekt.pdf. (Дата обращения: 15.11.2018).
15. Лебеденко, А.Н. формирование представлений о времени у дошкольников [Текст] / А.Н. Лебеденко. - СПб.: Детство - пресс, 2003. - 80 с.
16. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Леушина. - М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
17. Немировская, М.А. развитие чувства времени: психоаналитическая точка зрения // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - №6. - 46 с.
18. Непомнящая, Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Р.Л. Непомнящая. - СПб: Детство - Пресс, 2005. - 94 с.
19. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] / В.П. Новикова. - М.: Мозаика - Синтез, 2000. - 115 с.
20. Основная образовательная программа дошкольного образования ДОУ «Детский сад №35 «Юбилейный» в Свердловской области [Электронный ресурс]:http://35set.tvoysadik.ru/ (Дата обращения: 29.09.2018).
21. Петерсон, Л.Г., Кочемасов, Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации [Текст] / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасов. - М.: Баласс, 2003. - 176 с.
21. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология [Текст] / Ж. Пиаже; пер. с фр. В.А. Лекторского и др. - М.: Просвещение, 1969. - 659 с.
23. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 2013. - №265.
24. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: Мозаика Синтез, 2014. - 368 с.
25. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г. Кравцова. - М.: Левъ, 2014. - 168 с.
26. Предметно - пространственная развивающая среда в детском саду [Текст] / Сост. Н.В. Нищева. - СПб. - 2006. - 56 с.
27. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.Г. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика Синтез, 2005. - 208 с.
28. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Д. Рихтерман. - М.: Просвещение, 1991. - 47 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2017. - 718 с.
30. Рубинштейн, С.Л. О восприятии времени и пространства [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Мир психологии. - 1999. - №4. - 46 с.
31. Сычева, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / Г.Е. Сычева. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 40 с.
32. Тарабарина, Т.И. И учеба, и игра: Математика. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 135 с.
33. Тарунтаева, Т.Б. Развитие элементарных математических
представлений у дошкольников [Текст] / Т.Б. Тарунтаева. - М.:
Просвещение, 1973. - 88 с.
34. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 - ФЗ (ред. От 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - №53 (ч.1). - Ст.7598.
35. Чуднова, Р. Обучение детей ориентировки во времени [Текст] / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание. - 1989. - №7. - №1. - С.24 - 29.
36. Шорыгина, Т.А. Точные сказки: Формирование временных представлений [Текст] / Т.А. Шорыгина - М.: Книголюб, 2005. - 120 с.
37. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду [Текст] / Е.И. Щербакова. - М.: Академия, 1998. - 272 с.
38. Щербакова, Е.И., Фунтикова, О.А. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели [Текст] // Дошкольное воспитание. - 1986. - 45 с.
39. Ярославцев, А.И. Принципы дидактики в педагогической системе К.Д. Ушинского [Текст] / А.И. Ярославцев. - Ростов, 2002. - 98 с.
40. Яфальн, А.Ф., Дрень, О.Е. Развитие у детей чувства времени: Учебно - методическое пособие [Текст] / А.Ф. Яфальн, О.Е. Дрень. - Изд - во Нижневарт. Гуманит. ун - та, 2006. - 99 с.