ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Сущность и основы организационной работы дошкольной
образовательной организации по здоровьесбережению 9
1.2. Современные формы работы по сохранению и укреплению здоровья
дошкольников в ДОУ 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 27
2.1. Анализ деятельности дошкольной образовательной организации по
укреплению и сохранению здоровья дошкольников 27
2.2. Особенности работы по укреплению и сохранению здоровья
дошкольников в ДОУ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 81
Актуальность исследования. По статистике в России ежегодно происходит 63 миллиона случаев заболевания детей, от гриппа и простуды до переломов и ожогов, в том числе и серьезные болезни. Только 25% новорожденных в России рождаются полностью здоровыми. К первому классу уже только каждый пятый ребёнок страны, а это (22%), являются здоровым, к моменту окончания школы 2,5% выпускников остаются полностью здоровы, соответственно 97,5% имеют проблемы и 70% из них имеют хронические заболевания [7, с.3].
В Национальной доктрине образования в Российской федерации до 2025г. (утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.10.00г. № 751) воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и экологической ситуации в стране.
В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может выполнить убыли населения. Такой тип воспроизводства населения не отмечался ни в одной стране мира, даже во время войны. Этот пример говорит о социальной катастрофе, связанной, прежде всего с национальной безопасностью и состоянием здоровья будущего поколения России.
В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее страны. Значимость данной проблемы определена в Законе «Об образовании» (подраздел 2, ст.1, ч.1), Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, Национальной доктрине образования, в Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны, которая регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др., что раскрывает актуальность выбранной темы.
Чрезвычайно необходимо с первой ступени образования формировать у детей активную позицию, направленную на укрепление и сохранение своего здоровья, которая впоследствии станет потребностью, привычкой, элементарным навыком. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).
Для сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо создать условия образовательной среды. Только тогда, когда в детском учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно- нравственных, эстетических, физических компонентов. [8, с.87].
Согласно формулировке Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» [4,с.37].
Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Показателями культуры здоровья являются [5, с.101]:
- различные субъективные и объективные показатели уровня здоровья;
- уровень самочувствия, активности, настроения;
- степень мотивации и готовности вести здоровый образ жизни;
- активность занятий спортивно-оздоровительными упражнениями.
Укрепление здоровья посредством воспитания культуры здоровья - процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности дошкольника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также навыками обоснованного ведения здорового образа жизни [3, с.45]. В ФГОС ДО одной из первых задач стоит: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Проблема исследования заключается в потребности создания таких условий в дошкольном образовательном учреждении, которые бы обеспечивали укрепление здоровье воспитанников.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать формы организационно-методической работы в дошкольной образовательной организации по укреплению здоровья детей.
Объект исследования: процесс укрепление здоровья дошкольников.
Предмет исследования: организационно-методические основы
деятельности дошкольного учреждения, способствующие укреплению здоровья дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и основы деятельности дошкольной образовательной организации, направленной на здоровьесбережение детей;
2. Определить формы организационно-методической работы дошкольной образовательной организации по здоровьесбережению детей;
3. На основе анализа деятельности дошкольной образовательной организации по здоровьесбережению выявить её эффективность и разработать проект по укреплению здоровья дошкольников.
Методы исследования:
Теоретические методы - анализ, систематизация, обобщение, сравнение, проектирование;
Эмпирические методы - наблюдение за учебно-воспитательным процессом.
Опытно-экспериментальная база исследования проводилось на базе МАДОУ Детский сад №35 «Юбилейный», д. Большое Седельниково, Сысертского городского округа, Свердловской области.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя две главы, заключение, список литературы и приложения
Проблема здоровьесбережения детей дошкольного возраста в условиях детского сада особенно актуальна в современном обществе, когда происходит значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей. Известно, что на динамику детского здоровья существенное влияние оказывает среда, в том числе ближайшее семейное окружение и условия образовательного учреждения.
В настоящем исследовании была изучена тема организационно-методической работы дошкольной образовательной организации по укреплению здоровья дошкольников. В исследовании были решены поставленные задачи:
1. Изучена сущность и основы деятельности дошкольной образовательной организации, направленной на здоровьесбережение детей;
2. Определены формы организационно-методической работы дошкольной образовательной организации по здоровьесбережению детей;
3. На основе анализа деятельности дошкольной образовательной организации по здоровьесбережению выявлены основные проблемы, влияющие на её эффективность, и разработан проект деятельности ДОУ по укреплению здоровья дошкольников.
В первой главе «Теоретические аспекты проблемы организационной работы по укреплению здоровья дошкольников в дошкольной образовательной организации» раскрыта сущность и основы
организационной работы дошкольной образовательной организации по здоровьесбережению.
Главная задача организационно-методической работы по укреплению здоровья дошкольников - это организация дошкольного образовательного процесса на разных уровнях, при которой обучение, воспитание и развитие детей не сопровождается снижением уровня их здоровья.
В целом деятельность ДОУ по здоровьесбережению детей дошкольного возраста структурно представляет собой три взаимосвязанных направления: организационно-методическая деятельность, коррекционно-профилактическая работа, валеологическое просвещение.
Во второй главе «Организация деятельности дошкольной образовательной организации по укреплению здоровья дошкольников» проведен анализ деятельности дошкольной образовательной организации по укреплению и сохранению здоровья дошкольников.
Для изучения эффективности работы в области здоровьесбережения детей были учтены три критерия: физическое развитие, физическая подготовленность и уровень представлений о здоровом образе жизни.
Теоретические положения исследования проверялись эмпирическим путем. На подготовительном этапе опытно-поисковой работы с целью обоснования содержания направлений деятельности по организации работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников была выполнена диагностика реальных физических возможностей и уровня представления детей о здоровом образе жизни. Организационно-методическая работа выполнена с участием всего коллектива ДОУ и включает следующие последовательно реализуемые компоненты: проблемно-ориентированный анализ; определение целей и задач; разработка методического оснащения; создание системы мониторинга; определение сроков реализации этапов проекта.
Использование проектной работы в образовательном процессе ДОО помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.
Кроме того, педагогический проект способствует повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности.
Эффективность проекта прослеживается в создании эффективной системы работы в ДОО, по сохранению и укреплению здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни, которая обеспечит комплексное решение оздоровительных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, а также совершенствование и модернизацию образовательного процесса с дошкольниками.
Подводя итоги, проекта и констатируя результаты и оценку спирографических данных, которая проводилась под контролем медицинской сестры, у большинства детей (63 %) к концу проекта отмечено улучшение: уменьшение частоты приступов затрудненного дыхания, уменьшение кашля, улучшение носового дыхания. Во время занятий не было таких заболеваний, как бронхиты и ларингиты, значительно уменьшилось в группе количество заболеваний ОРВИ с 20 до 12 случаев.
В результате проведенного исследования поставленные цели и задачи реализованы. Данная исследовательская работа не является исчерпывающей, поскольку проблема здоровьесбережения детей дошкольного возраста комплексная. Ее решение предполагает многоаспектный подход и разновекторный анализ в теории и практике образования и может быть связано с дальнейшей разработкой управленческих, психологических, валеологических и методических аспектов по указанной проблеме.
1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения [Текст] : индивидуал.-ориентирован. подход / Т. В. Ахутина // Школа здоровья. - 2000. - № 2. - С. 21-28.
2. Бабанский, Ю. К. Оптимизация педагогического процесса [Текст] : (в вопр. и ответах) / Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник. - Киев.: Радян. шк., 1983. - 287 с.
3. Безруких, М. М. Здоровьесберегающая школа [Текст] : учеб.-метод. пособие / М. М. Безруких ; Моск. психол.-социал. ин-т. - М. : Изд-во Моск. психол.-социал. ин-та, 2004. - 240 с.
4. Большая энциклопедия дыхательных гимнастик [Текст] / сост. Л. Орло-ва. - Минск : Харвест, 2007. - 224 с.
5. Возвышаева, И. В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации [Текст] : законодат. и норматив. аспекты / И. В. Возвышаева // Школа здоровья. - 2001. - № 1. - С. 48-59.
6. Волошина, Л. Организация здоровьесберегающего пространства [Текст] / Л. Волошина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - C. 114-118.
7. Гамезо, М. В. Социальная и педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - М. : Пед. о-во России, 2015. - 512 с.
8. Дергунская, В. А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре [Текст] : пособие для рук., воспитателей дошкол. образоват. учреждений, родителей / В. А. Дергунская. - М. : Пед. о-во России, 2006. - 128 с.
9. Дошколенок.ру [Электронный ресурс]. - URL :http://dohcolonoc.ru(дата обращения: 14.11.2018).
10. Егоров, Б. Б. Актуальные проблемы здоровья детей дошкольного возраста [Текст] / Б. Б. Егоров // Дети России образованны и здоровы : материалы VII Всерос. науч.-практ. конф., 16-17 апр. 2009 г., г. Москва / отв. ред. И. М. Сидоркевич. - М., 2009. - С. 233-235.
11. Желтухина, Е. Л. Гигиенические требования к режиму дня школьника [Текст] : причины возникновения и признаки утомления / Е. Л. Желту¬хина // Школа здоровья. - 2002. - № 3. - С. 48-51.
12. Здоровьесберегающее обучение и воспитание [Текст] / под ред.
B. И. Андреева. - Казань : Центр инновац. технологий, 2000. - 267 с.
13. Зыкун, Ж. А. Влияние дыхательной гимнастики Стрельниковой на функциональное состояние студентов при заболеваниях сердечно-сосудистой системы [Электронный ресурс] / Ж. А. Зыкун // Молодой ученый. - 2017. - № 4. - С. 403-405. - URL : https://moluch.ru/archive/- 138/38653/(дата обращения: 11.02.2018).
14. Каменская, В. Г. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / В. Г. Каменская,
C. А. Котова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; под ред. Н. А. Ноткиной. - СПб. : Книж. Дом, 2008. - 224 с
15. Каралашвили, Е. А. Физкультурная минутка [Текст] : динамич. упражнения для детей 6-10 лет / Е. А. Каралашвили. - М. : Сфера, 2001. - 60 с.
16. Климова, Т. В. Здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательных программ для детей дошкольного возраста с нормальным развитием и имеющих особые образовательные нужды [Текст] / Т. В. Климова // Практическая психология и логопедия. - 2004. - № 4 (11). - С. 84-88.
17. Кузнецова, Л. М. Здоровьесберегающие технологии [Текст] / Л. М. Кузнецова // Методист. - 2003. - № 4. - С. 42-45.
18. Лавров, Н. Н. Дыхание по Стрельниковой [Текст] / Н. Н. Лавров. - Ростов н/Д : Феникс, 2003. - 191 с.
19. Лукина, Г. Г. К вопросу о стратегии оздоровления дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями [Текст] / Г. Г. Лукина // Физическая активность подрастающего поколения и взрослого населения России: вовлечение в физкультурно-оздоровительную деятельность : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - СПб., 2010. - С. 51-54.
20. MAAM.RU[Электронный ресурс] - URL : http://maam.ru(дата обращения: 15.11.2018).
21. Маханева, М. Здоровый ребенок [Текст] : рекомендации по работе в дет. саду и нач. шк. : метод. пособие / М. Д. Маханёва. - М. : АРКТИ, 2004. - 261 с.
22. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№ 35 [Сайт]. - URL : https://35set.tvoysadik.ru/(дата обращения:
14.11.2018).
23. Никишина, И. В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ.
Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы,
технологии [Текст] : метод. пособие / И. В. Никишина. - М. : Планета, 2011. - 415 с.
24. Новикова, Е. Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии
речевой деятельности дошкольников [Электронный ресурс] / Е. Л. Нови-кова. - URL : https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%-
D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/506875/ (дата обращения: 17.03.2018).
25. Ноздрина, Е. Н. Профессиональная поддержка педагогических кадров [Текст] / Е. Н. Ноздрина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2011. - № 10. - С. 21-33.
26. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] : пособие для учителей и студентов пед. вузов / Н. Ю. Пахомова. - М. : АРКТИ, 2008. - 111 с.
27. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; отв. ред. Л. С. Глебова. - М. : Большая Рос. энцикл., 2015. - 527 с.
28. Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду. Средняя группа [Текст] : конспекты занятий / Л. И. Пензулаева. - М. :/ МОЗАИКА- СИТЕЗ, 2014. - 112 с.
29. Практическая психология образования [Текст] : учеб. пособие для вузов / И. В. Дубровина [и др.] ; под ред. И. В. Дубровиной. - СПб. : Питер, 2014. - 592 с.
30. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] : пособие для рук. и практ. работников ДОУ / авт.-сост. Л. С. Киселева [и др.]. - М. : АРКТИ, 2005. - 96 с.
31. Психолог советует [Текст] : нагляд. пособие. - СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015. - 12 с.
32. Российская Федерация. Министерство образования и науки.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ М-ва образования и науки Рос. Федерации от 17 окт. 2013 г. № 1155 г. - URL :
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения:
21.11.2017).
33. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду [Текст] : пособие для педагогов дошкол. учреждений, преподавателей и студентов пед. вузов и колледжей / М. А. Рунова. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2000. - 256 с.
34. СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций [Электронный ресурс]. - URL : http://docs.cntd.ru/document/499023522(дата обращения: 18.05.2018).
35. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : в 2 т. / Г. К. Селевко. - М. : НИИ шк. технологий, 2006. - Т. 2. - 816 с..
36. Сергеев, И. С. Как организовать проектную деятельность в ДОУ [Текст].: практ. пособие для работников общеобразоват. учреждений / И. С. Сергеев. - М. : АРКТИ, 2014. - 217 с.
37. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога [Текст] / Н. К. Смирнов. - М. : АРКТИ, 2003. - 270 с.
38. Солсо, Р. Л. Условия проектирования здоровьесберегающих технологий дошкольников [Текст] / Р. Л. Солсо. - СПб. : Питер, 2015. - 592 с.
39. Сочеванова, Е. А. Вариативность содержания региональной программы по физической культуре дошкольников: на примере Санкт- Петербурга [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Е. А. Сочеванова ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - СПб., 2007. - 23 с.
40. Суходольский, В. Г. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности [Текст] / Г. В. Суходольский ; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та,1976. - 120 с.
41. Сухомлинский, В. А. О воспитании [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 1979. - 270 с.
42. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ [Текст] : планирование, занятия, упражнения, спортив-досуговые мероприятия / авт.-сост. О. Ф. Горбатенко, Т. А. Кардаильская, Г. П. Попова. - Волгоград : Учитель, 2008. - 157 с.
43. Филиппова, С. О. Некоторые проблемы организации оздоровления детей в дошкольном учреждении [Текст] / С. О. Филиппова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : сб. науч.-метод. тр. - СПб., 2009. - С. 86-90.
44. Фомина, А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду [Текст] : пособие для воспитателя подгот. к шк. группы / А. И. Фомина. - М. : Просвещение, 1984. - 159 с.
45. Формы оздоровления детей 4-7 лет [Текст] : кинезиологич. и дыхател. гимнастики, комплексы утрен. зарядок / авт.-сост. Е. И. Подольская. - Волгоград : Учитель, 2009. - 207 с.
46. Харченко, Т. Е. Физкультурные праздники и развлечения [Текст] : сценарии спортив. праздников и развлечений / Т. Е. Харченко. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 159 с.
47. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
48. Штанько, И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / И. В. Штанько // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004, - № 4. - С. 18-21.
49. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой [Текст] / М. Н. Щетинин. - М. : Метафора, 2007. - 128 с.
50. Яковлева, Л. Работаем по программе «Старт» [Текст] / Л. Яковлева, Р. Юдина // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 2. - С. 14-20.