ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие познавательной деятельности детей дошкольного
возраста 6
1.2. Способы активизации познавательной деятельности
дошкольников 11
1.3. Условия использования метода проектов в познавательной
деятельности детей дошкольного возраста при обучении математике 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА МАТЕМАТИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ В ДОУ 23
2.1. Диагностика уровня математического развития детей
дошкольного возраста 23
2.2. Реализация условий использования метода проектов как средство
активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста на математическом материале 34
2.3. Сравнение результатов исследования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения. Опираясь на Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [43], дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство - это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития.
Процессы модернизации сферы образования предусматривают необходимость в пересмотре методов обучения и воспитания. Одной из основных тенденций современного дошкольного образования является личностно - ориентированный подход, направленный на развитие ребёнка, его интересов и способностей. Именно поэтому в данный момент времени существует необходимость реализации тех методов, которые способны в большей степени способствовать развитию познавательной деятельности, при этом использовать современные методы работы для поиска информации, ее переработки, анализа и дальнейшего усвоения уже в рамках обучения начальной школе.
Проектная деятельность выступает методом, который направлен на развитие творческих начинаний, повышение интереса к окружающему миру. Благодаря методу проектов, особое внимание акцентируется на формировании и развитии личности ребёнка, его готовности к творческой, познавательной и общественно - трудовой деятельности.
В рамках повышения качества дошкольного образования проектная деятельность выступает как универсальное средство развития ребёнка. Использование в работе с детьми дошкольного возраста метода проектов позволяет активно взаимодействовать с социумом в различных сферах жизнедеятельности, самостоятельно решать различные проблемы личностного и социального характера, применять полученные теоретические знания в жизненных ситуациях. Проект даёт возможность ребёнку определить, уточнить, проверить свои интересы.
Использование метода проектов в познавательной деятельности дошкольников на математическом материале выступает одним из условий успешного становления детей в контексте интеллектуального развития. Деятельность, которой занимаются дети на занятиях по математике, способствует развитию учебно - познавательного интереса: дошкольники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, устанавливают причинно - следственные связи. С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования и другие.
Проблема исследования заключается в эффективности использовании проектного метода в дошкольной организации в области математики.
Данная проблема определяет актуальность выпускной квалификационной работы, которая заключается в обосновании педагогических условий методического руководства проектной деятельности в дошкольном возрасте на математическом материале.
Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками было изучено в работах: И.И. Баннова, О.А. Гребенникова, С.В. Попова, Н.А. Романова.
Цель исследования: выявить условия использования метода проектов в развитии познавательной деятельности детей дошкольного возраста на математическом материале.
Объект исследования: процесс формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия использования проектного метода в познавательной деятельности дошкольников при обучении математике.
Задачи исследования:
1) изучить понятие познавательной деятельности детей дошкольного возраста и выявить пути активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
2) описать метод проектов: виды, классификация;
3) выявить условия использования метода проектов при обучении дошкольников математике;
4) провести диагностику уровня математического развития детей дошкольного возраста;
5) апробировать использование метода проектов на математическом материале и определить эффективность проделанной работы.
Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам использования метода проектов в работе ДОУ - С.Т. Шатский, М.В. Крупенина, В. Килпатрик, Э. Коллингс, Е.С. Евдокимова, Л.С. Киселева, Е.Г. Кагарова.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ, сравнение, обобщение научной литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: диагностический материал Н.Б. Вершининой.
Практическая значимость заключается в том, что материалы можно использовать при обучении детей дошкольного возраста математике.
База использования. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Умка» структурное подразделение детский сад «Золотой ключик», город Сухой Лог.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. Для того чтобы ребёнок стал действительно любознательным и стремился получать новые знания сам, а не по принуждению, чрезвычайно важно, чтобы в процессе его воспитания активно использовалась проектная деятельность. Дело в том, что именно проекты способны увязать не слишком весёлый образовательный процесс с реальными событиями, которые время от времени происходят в жизни ребёнка, что привлекает и может заинтересовать даже самого непоседливого малыша. Кроме того, именно проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплочённую команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетрадиционных задач. В таких условиях каждый ребёнок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи. Проектная деятельность в ДОУ хороша тем, что предполагает самостоятельную деятельность детей, в результате чего они учатся отыскивать и использовать в своих целях необходимую информацию. Кроме того, так ребёнок получает возможность преобразования «сухих» и невыразительных данных в практический опыт, который вполне может ему помогать на всём протяжении его жизни.
Реализация проектной деятельности при обучении детей дошкольного возраста математике способствует повышению активности познавательной деятельности: дети могут самостоятельно получать необходимую информацию с помощью практических методов; подкреплять работу наглядными предметами; размышлять, анализировать, делать выводы; принимать самостоятельные решения.
В ходе исследования была реализована организация проектной деятельности в ДОУ.
Работа состояла из трех этапов:
- констатирующий этап - обследование исходного уровня сформированности математических представлений у детей дошкольного возраста. По итогам диагностики было выявлено, что дети имеют средний показатель сформированности элементарных математических представлений, а также имеются дети с низким показателем, что привело к необходимости реализации второго этапа исследования;
- формирующий этап - применение метода проектов. Это позволило разработать свой подход для обучения математики, который включает в себя:
> цель, задачи;
> организацию проектной деятельности;
> этапы реализации проектного метода;
> разработанные темы проектов;
> определение победителей.
- контрольный этап - выявление степени эффективности созданной
системы работы. По итогам работы было определено, что у детей повысились показатели уровня элементарных математических представлений.
Таким образом, была достигнута цель исследования, реализованы задачи, отражающие условия реализации проектной деятельности, а именно:
> акцентировать внимание на постановке значимой проблемы в рамках реализации занятий по математике, требующей решения путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
> обязательно структурировать этапы использования метода проектов;
> развивать самостоятельность деятельности детей в ситуации выбора.
1. Ахтырский, С.П. Содержательные и технологические аспекты проектной деятельности в ДОУ [Текст] / С.П.Ахтырский // Инновационная наука. - 2015. - № 2 - 4. - С. 77 - 83.
2. Белошистая, А.В. Обучение математике в дошкольных образовательных организациях [Текст] / А.В. Белошистая. - М.: НИЦ ИНФРА - М, 2016. - 312 с.
3. Белошистая, А. В. Что такое математическое развитие дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая // Детский сад: теория и практика.- 2012. - № 1. - С. 6 - 17.
4. Беляков, Е.М. Проектная деятельность в образовании [Текст] / Е.М.Беляков // Проблемы современного образования. - 2011. - № 3. - С. 62 - 68.
5. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. - М.: Мозаика - Синтез, 2015. - 368 с.
6. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст] / Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика - Синтез, 2008. - 112 с.
7. Вереникина, И.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов [Текст] / И.А. Вереникина // Наука и современность.- 2015.- № 39. - С. 1 - 4.
8. Вершинина, Н. Б. Комплексная диагностика [Текст] / Н.Б. Вершинина. - М.: Медиа, 2012. - 344 с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов и вузов/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 536 с.
10. Габова, М.А. Математическое развитие детей дошкольного возраста: теория и технологии [Текст] / М.А. Габова. - М.: Директ - Медиа, 2014. - 256 с.
11. Гребенникова, Н.Л. Математическое развитие дошкольников [Текст] / Н.Л. Гребенникова // Современные проблемы инновационного развития науки. - 2017. - № 2. - С. 100 - 103.
12. Гребенникова, О.А Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов детей [Текст] / О.А. Гребенникова // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого: научно - теоретический и прикладной журнал. - 2015. - № 5. - С. 30 - 34.
13. Гуревич, П.С. Психология и педагогика [Текст]: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с.
14. Дрозина, В.В. Теория и практика формирования и развития самостоятельной познавательной деятельности [Текст] / В.В. Дрозина. - М.: Мозаика - Синтез, 2002. - 495 с.
15. Дьяченко, О. М. Психическое развитие дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. - М.: Педагогика, 2010. - 127 с.
16. Жуйкова, Т.П. Основные направления в обучении детей дошкольного возраста началам математики [Текст]/ Т.П. Жуйкова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2015. - № 18. - С. 200-205.
17. Загвязинский, В. И. Методология и методика дидактического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 2008. - 160 с.
18. Заславская, О.В. Некоторые аспекты моделирования учебного процесса в связи с созданием воспитательной системы [Текст]/ О.В. Заславская. - М.: изд-во РОУ, 2011 - 293 с.
19. Зинченко, В.П. Большой психологический словарь [Текст] / В.П.Зинченко, А.В.Петровский, Б.Г.Мещеряков. - СПб.: Прайм - Еврознак, 2008. - 777 с.
20. Ильин, Г.Л. Инновации в образовании [Текст]: учебное пособие / Г.Л. Ильин. - М.: Прометей, 2015. - 425 с.
21. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А.Козлова. - М.: Академия, 2000. - 416 с.
Т1. Колесникова, Е.В. Программа развития математических
представлений у дошкольников с учётом ФГОС [Текст] / Е.В. Колесникова.
- М.: Сфера, 2015. - 432 с.
23. Коломийченко, Л.В. Развитие идей социального воспитания дошкольников в отечественной педагогике [Текст] / Л.В. Коломийченко // Педагогика. - 2014. - №9. - С. 50.
24. Кравченко, А.И. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие / А.И. Кравченко.- М.: ИЦ РИОР, 2010.- 112 с.
25. Левшина, Н.И. Роль проектной деятельности в речевом развитии дошкольников [Текст]/ Н.И. Левшина // Дошкольная педагогика. - 2014. - №8. - С. 114.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н.Леонтьев. - М.: Наука, 1982. - 304 с.
27. Лосева, В.В. Развитие познавательных способностей дошкольников в процессе проектной деятельности [Текст] / В.В. Лосева // Дошкольная педагогика. - 2014. - №8. - С. 65.
28. Некрасова, О.О. Проектная деятельность в ДОУ [Текст] / О.О. Некрасова!!// Наука!и молодежь: проблемы, поиски, решения . - 2016.-|№ 2.
- С. 355 - 357.
29. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник / Р.С. Немов. - М.: Высшее образование, 2000. - 639 с.
30. Никифорова О. А. Математическое развитие дошкольников [Текст] / О.А.Никифорова // Дошкольная педагогика. - 2014. - №10. - С. 39.
31. Ниськова, Ю. В. Обучение дошкольников математике в современных условиях [Текст] / Ю.В. Ниськова // Дошкольная педагогика. - 2014. - №8. - С. 57.
32. «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155) [Электронный ресурс]. - URL: Доступ из справочно - правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 29.09.2016).
33. Пастюк, О.В. Психология и педагогика [Текст] : учеб. пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ - ИНФРА, 2013. - 160 с.
34. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] / Л.Н. Прохорова. - М.: Аркти, 2004 - 404 с.
35. Руденко, И.В. К вопросу математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Руденко // Балтийский гуманитарный журнал. - 2015. - № 1. - С. 125 - 127.
36. Семенова, Н.А. Вопросы организации проектной деятельности в ДОУ [Текст]/ Н.А. Семенова // Вестник Томского государственного педагогического университета.- 2012.- № 11 (126).- С. 209 - 212.
37. Сластёнин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
38. Соколенко, Т. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим миром через опытно-экспериментальную деятельность [Текст] / Т. В. Соколенко // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 626.
39. Столяренко, А. М. Общая педагогика [Текст] : учеб. пособие / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 479 с.
40. Строкова, О. Н. Эффективные формы работы по математическому развитию дошкольников [Текст] / О.Н. Строкова // Дошкольная педагогика. - 2014. - №10. - С. 58.
41. Строкова, О.Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.Н.Строкова. - М.: ИЦ РИОР, 2014. - 133 с.
42. Тарасьян, С.Н. Формирование и развитие математических способностей в дошкольном возрасте [Текст] / С.Н. Тарасьян // Актуальные проблемы образования детей. - 2015.- №2. - С. 104 - 108.
43. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического
развития детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учебно¬
методическое пособие / Г.В.Фадина. - Балашов: Николаев, 2004. - 68 с.
44. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс]. - URL: Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращения: 20.10.2016).
45. Цапенко, Т.Н. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с вычислительной деятельностью [Текст] / Т.Н. Цапенко // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 76-85.
46. Шмидт, А.Ф. Психолого-педагогические условия В проектной деятельности [Текст] / А.Ф. Шмидт // Ярославский педагогический вестник. - 2014.- №4.- С.254 - 258.