Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация концепта «личность-сущность» в рассказах С. Моэма

Работа №97564

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТИПОЛГИЯ КОНЦЕПТОВ В КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 5
1.1. Типы концептов и их структура 5
1.2. Концепт «личность-сущность» как непараметрический регулятивный тип
концепта 13
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛИЧНОСТИ И СУЩНОСТИ
ГЕРОЕВ РАССКАЗОВ С.МОЭМА 26
2.1. Когнитивные признаки исследуемого концепта 26
2.2. Сопоставление диады «личность-сущность» в рамках концепта 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79


На протяжении долгого времени различные ветви науки занимались изучением человека, в частности внутренним наполнением и тем как отдельный индивид проявляет себя в различных условиях. В различных культурах, религиях и философских учениях существует огромное многообразие взглядов на природу человека. В частности как она формируется, развивается и впоследствии взаимодействует с окружающим миром.
На данный момент ученые насчитывают около двухсот дисциплин, занимающихся изучением человека, которые условно делятся на группы в зависимости от вопроса, который они изучают. В.Г. Борзенков выделяет группу наук изучающих человека как биологический организм (биология, генетика и т.д.), науки о человечестве (демография, социология и др.), науки о взаимодействии человека с окружающей средой (биология, биогеохимия и др.), науки о человек как о личности (психология, педагогика) [В.Г. Борзенков 2012: 7]. Таким образом, многообразие различных наук о человеке показывает нам, что данная тема и по сей день оставляет большое пространство для исследований и лингвистика не может оставаться в стороне в отношении данного вопроса. Когнитивное направление сейчас является одним из популярных трендов в лингвистике. Понятие концепта является одним из базовых в рамках когнитивной лингвистики и связанно с процессом сисиематизации определенных представлений об окружающем мире.
Актуальность данного исслндования заключается в том, что личность человека представляет собой большое поле для изучения в рамках многих наук. В лингвистике, например, изучается языковая личность, что помещает данное исследование на пересечение психологии и лингвистики. Несмотря на огромное количество исследований психологии и лингвистики, посвященных личности и сущности человека, природа данного явления не является до конца раскрытой. Особенный интерес в рассмотрении данной проблемы предстваляет проявление личностных и сущностных качеств человека, которые выражаются как вербально, так и не вербально. Исследуя речь и поведение определенного человека, мы можем узнать, что он собой представляет, каковы настоящие мотивы его делятельности и кем он является на самом деле. Проблема диады «личность-сущность» сейчас стала и лингвистической проблемой, так как через язык она проявляется особо остро и раскрывается особенным образом.
Объектом данного исследования является концепт «личность- сущность».
Предметом исследования являются особенности реализации данного концепта в произведениях Сомерсета Моэма.
Цель работы заключается в выявлении, исследовании и описании концептуальных характеристик диады концепта «личность-сущность» и их дальнейшее рассмотрение на базе литературных текстов.
Задачи исследования:
1. Изучить различные понятия концепта и классификации его типов
2. Изучить понятия личность, сущность и выявить их взаимосвязь
3. Выявить тип и составляющие концепта «личность-сущность»
4. Изучить, как данная диада концепта реализуется в произведениях Сомерсета Моэма
5. Проанализировать и сопоставить полученные признаки диады «личность- сущность»
Методы исследования: метод анализа научной литературы, метод сопоставления, метод концептуального анализа, метод сплошной выборки. Большая роль отводится описательному методу, который заключается в описании, систематизации и анализе полученных в ходе исследования данных.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствии с поставленной целю нами были выявлены и исследованы концептуальные характеристики диады концепта,которые были рассмотрены на примере литературных текстов.
В ходе работы нами было выбрано рабочее определение концепта, определен его тип на основе сведений о личности и сущности человека, выявлены основные когнитивные признаки исследуемого концепта. Рассмотрев различные определения и типологии концепта, разобравшись в сущности явлений природы человека, мы сделали вывод о том, что данный концепт содержит в себе ценностный компонент и, так или иначе, обуславливает поведение индивида в различных жизненных ситуациях.
Индивидуально для каждого героя рассказов, прототипом образов, которых служили реальные люди, были сформированы группы признаков, составляющие фрагменты исследуемого концепта. Каждой группе признаков была дана качественная оценка, которая позволила нам определить является ли тот или иной фрагмент концепта положительным или отрицательным. Важно отметить, что данная оценка признаков была индивидуальна для каждого героя рассказа.
На основании практического исследования когнитивных призаков концепта «личность-сущность» нами были сделаны следующие заключения. Во - первых, невозможно разделить человека на две части, так как личность и сущность тесно переплетены не смотря на наличие определенных отличий. Во - вторых, было подверждено то, что сущность в большинстве случаев является базисом, на котором формируется человеческая личность.
В - третьих, сущность и личность могут проявляться друг в друге в различных жизненных ситуациях или оказывать влияние на принятие важных решений.
На основе полученной информации становится видно, что пропорция личности и сущности для каждого героя является уникальной. Среди проанализированных персонажей можно видеть героев, в которых преобладает личность или же наоборот сущность. Данное противоборство лежит в основе внутреннего конфликта, который проявляется в речи и поведении человека. Таким образом, было выявлено то, что данный концепт может быть изучен не только на примере литературных героев, но и на примере реальных людей корорые нас окружают.
Таким образом, поставленная цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Абаева Л.Л., Андросов В.П., Бакаева Э.П. и др. Буддизм: Словарь / Под общ. ред. Н.Л. Жуковской, А.Н. Игнатовича, В.И. Корнева - М.: Республика, 1992 - 288 с.
2. Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999 - 89с.
3. Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. - М.: Наука, 1986 - 204с.
4. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.do cdroid.net/LTrpP4M/1990.docx.html (Дата обращения 27.12.2017)
5. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iga.ru/sites/default/files/books/asmolov- psihologiya-lichnosti.pdf (Дата обращения 24.02.2018)
6. Бабушкин А. П. Типы концептов лексико-фразеологической семантики языка. - Воронеж, 1996 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mgimo.ru/upload/iblock/0a4/0a4b1842e5b3a256dd6d6b7ad6faceb.pd f (Дата обращения 24.02.2018)
7. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Прогресс, 1974 [Электронный ресрус]. Режим доступа:http://www.mce.biophys.msu.ru/rus/books/cat520 05/book.. (Дата обращения 13.01.2018)
8. Бертран Рассел - История западной философии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mathcenter.spb.ru/nikaan/phylo/rassel.pdf (Дата обращения 13.11.2017)
9. Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. - М.: Свет на Востоке 1891- с.640
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер,2008. - 421с.
11. Большая советская энциклопедия гл. ред. А.М.Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978.
12. Борзенков В. Г. Эпистемологические препятствия на пути научного познания человека // Человек. - 2012. - № 1. - С. 5-23.
13. Геккель Э. Мировые загадки. Общедоступные очерки монистической философии. - М.: Либроком, 2012. -256 с.
14. Заелевская А.А. Концепт как достояние
индивида //Психолингвистические исследования слова и текста. - Тверь, 2002 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.r u/article/v/individualnye-i-kulturye-kontsepty-obschee-i-razlichnoe (Дата обращения 25.01.2018)
15. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. / Под редакцией ДавыдоваВ.В.,Зинченко В. П. -М.:Педагогика,1986 - С.223- 257.
16. Кант И. Собрание сочинений т. 6. - М.: Мысль, 1963 - 351 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ