ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.. 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной
школы с точки зрения обучения иностранному языку 6
1.2 Индуктивный метод обучения грамматике английского языка 15
1.3 Социокультурные игры на уроке английского языка 25
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. КОМПЛЕКС СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИГР ДЛЯ
ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА 37
2.1 Анализ УМК по английскому языку учащихся 3 класса с точки
зрения использования индуктивного метода обучения грамматике английского языка 37
2.2 Описание комплекса социокультурных игр, реализующего
индуктивный метод обучения грамматике для 3 класса 41
2.3 Анализ и апробация комплекса социально-культурных игр для
обучения грамматике английского языка 47
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
Грамматика является очень важным компонентом в любом языке. Грамматика представляет собой строевую основу языка, без которой не могут быть созданы слова (со всеми их формами) и предложения (шире - высказывания). Не зная грамматики, человек не сможет полноценно говорить на языке. В.Г. Гак дает следующее определение понятию «грамматика». Грамматика - раздел языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания [Гак 2000: 152]. Мы полагаем, что благодаря грамматике у человека формируются умения устного и письменного значения, и считаем, что для младшего школьного возраста наилучшим средством развития грамматических умений является игра.
Ведущая форма деятельности ребенка в младшем школьном возрасте - игра. Многие выдающиеся педагоги (И.Н Верещагина, Е.И. Негневицкая, Т.Б. Клементьева и др.) указывали на эффективность использования игр в процессе обучения.
С помощью грамматических игр дети усваиваю теорию грамматики английского языка в увлекательной форме, усваивают речевые образцы и используют их во время игровой активности. Грамматические игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, обеспечивают практическую направленность обучения.
Использование игровых приемов является одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных способностей. Игры помогают сделать скучную работу более интересной и увлекательной. В игре проявляются особенно полно способности ребенка. Благодаря игре у детей активизируется их речевая деятельность, повышается эмоциональный настрой, дети чувствуют себя более комфортно и расслаблено, что способствует более легкому и быстрому запоминанию материала по грамматике.
Актуальность работы заключается в том, что грамматика является основополагающим компонентом, при изучении английского языка. Грамматика представляет собой строевую основу языка, без которой не могут быть созданы слова (со всеми их формами) и предложения (шире - высказывания). Не зная грамматики, человек не сможет полноценно говорить на языке. А ведущая форма деятельности ребенка в младшем школьном возрасте - игра. С помощью грамматических игр дети усваиваю теорию грамматики английского языка в увлекательной форме, усваивают речевые образцы и используют их во время игровой активности. Грамматические игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, обеспечивают практическую направленность обучения.
Объект данного исследования - процесс обучения грамматике английского языка учащихся 3-го класса.
Предметом исследования является социокультурная игра как средство реализации индуктивного метода в обучении грамматике английского языка.
Цель - выявить сущность и особенности условий эффективного применения социокультурных игр на уроках английского языка в начальной школе как средства реализации индуктивного метода обучения грамматике.
Для реализации поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы психолого-педагогических
особенностей обучающихся начальной школы с точки зрения обучения иностранному языку.
2. Проанализировать аспекты индуктивного метода обучения грамматике английского языка.
3. Рассмотреть игровые приёмы социокультурной направленности на уроках иностранного языка.
4. Разработать комплекс социокультурных игр для обучения грамматике английского языка, основанных на индуктивном методе.
Для реализации цели исследования были использованы такие методы исследования, как метод анализа литературы, метод обобщения, метод сравнительно-сопоставительного анализа, сравнение, тестирование.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она расширяет современные представления об эффективности использования тех или иных игровых социокультурных грамматических упражнения при обучении грамматике английского языка.
Практическая значимость заключается в возможности применения материалов исследовательской главы в практике устной речи, результаты данного исследования могут быть использованы в методике обучения и будут полезны для преподавателей английского языка при обучении детей грамматике английского языка.
Новизна работы заключается в том, что грамматические игры основаны на социокультурном компоненте, кроме того игры реализуют индуктивный метод обучения грамматике английского языка.
Апробация работы состоялась на 10-й международной студенческой конференции (УрГПУ, 2018).
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, подразделённых на подглавы, заключения и библиографического списка.
В работе мы рассмотрели одну из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам - проблему формирования грамматического навыка у младших школьников. В данной выпускной квалификационной работе мы сделали попытку осветить наиболее важные аспекты обучения английскому языку детей на начальном этапе, а в особенности обучения грамматике английского языка.
Игровой момент при обучении младшего школьного возраста - немаловажный фактор, так как одной и ведущих деятельностей все еще остается игровая деятельность, и если продолжать обучать учащихся по заданной программе, то это вскоре может утомить учащегося и он может потерять интерес к обучению иностранного языка. Кроме того, это может вызвать отвращение на многие года обучения, поэтому очень важно грамотно спланировать учебный процесс, принимая во внимание психологические и физические особенности данного возраста.
Приведенные в данной работе исследования дают нам основание утверждать, что игра позволяет преподавателю организовать деятельность учащихся, сделать ее более активной, заинтересовать их в изучении предмета и в поиске дополнительных средств для получения информации - то есть создать мотивацию, которой так часто не хватает нашим ученикам. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует принять во внимание тот факт, что, несмотря на эффективность использования игр, необходимо соблюдать меру, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия, так как игры войдут в привычку и перестанут представлять особый интерес для учащихся.
Целью работы являлось изучение влияния социокультурной игры на формирование грамматического навыка у младших школьников на уроках
английского языка, а также на формирование знаний о социокультурных особенностях Англии.
В работе мы изучили работы Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, Г.В. Роговой, В.М. Филатова, Я.М. Колкер, И.Л. Бим. Проанализировав данную литературу, мы сделали вывод о том, что если при обучении грамматике на уроках английского языка систематически использовать игры, то процесс овладения грамматическим навыком будет более эффективным.
Выбор игры происходит в соответствии с целями и задачами урока, они могут применяться для отработки учебного материала. Наши грамматические игры направлены на изучение социокультурных особенностей страны изучаемого языка, так что были использованы социокультурные игры. Социокультурная игра - это такая форма деятельности ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные, которая направлена на знакомство с культурой Англии, её обычаями, традициями, историей и современной жизнью.
Мы убедились, что при обучении младших школьников игры должны быть включены в урок английского языка, особенно при обучении грамматике, так как с их использованием проще усваивать грамматический материал. Работа на уроке становится более занятной.
Важно отметить, что наш комплекс социокультурных упражнений основан на индуктивном методе. Индуктивный метод в обучении может быть охарактеризован как естественный процесс, также как мы овладеваем родным языком, таким путем мы и пытаемся изучить иностранный. Именно этот метод эксплицитного подхода и был выбран в качестве основы в нашем исследовании.
Грамматические навыки формируются и совершенствуются в разных видах речевой деятельности, и это увеличит уровень владения языком. Кроме того, у учащихся осуществляется творческая активность, структурируется языковой материал, у них возникает представление о функциональных отношениях между разными явлениями языковой среды. Также осуществляются главные принципы коммуникативной грамматики: ситуативность, функциональность, вариативность и лингво-страноведческий подход.
Таким образом, изучив теоретические аспекты индуктивного метода, можно сказать, что данный метод обучения помогает развить абстрактное мышление учащихся, свободно использовать категориальный аппарат грамматики (что реализует принцип научности), увеличить способности к умозаключению, логическим выводам и систематизации.
Причина наиболее продуктивного изучения и последующего использования социокультурного компонента заключается в его введении в учебный процесс на ранних стадиях. Эффективнее будет ввести этот материал с использованием ведущей деятельности младших школьников - игры, что мы и доказали на практике. Благодаря играм учащиеся смогут преодолеть языковой барьер, они будут активны на протяжении всего урока, процесс обучения усилится и будет плодотворным.
1. Алферов А.Д. Психология развития школьника: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 2000. - 384 с.
2. Алхазишвили А.А. Вопросы психологии обучения второму языку в младшей школьном возрасте. - М.: Миднисреба, 1982. - 158 с.
3. Баранова Н.В., Гусева С.Б. Социокультурный компонент в содержании обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - 2001. - №4. - С. 25 - 28.
4. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М: Изд-во Просвещение, 1985. - 227 с.
5. Беляев Б.В. Психологическая характеристика устной речи на иностранном языке // Методическая мозаика. Приложение к журналу «ИЯШ». - 2006. - № 8. - С. 3 - 15.
6. Бим И.Л. Содержание обучения английскому языку в базовом курсе // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 2. - С. 231
7. Витин Ж.Л. Современные методы преподавания и изучения иностранных языков. - С-Пб.: Изд-во КАРО, 1997. - 120 с.
8. Владиславлев М.И. Английская индуктивная логика // Журнал Министерства народного просвещения. - 1879. - ч.152. - С. 110 - 154.
9. Выготский Л.С. О роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. - 2017. - №4. - С. 324-326.
10. Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка. — М: Изд-во Добросвет, 2000. — 832 с.
11. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - Москва: Изд-во АКАДЕМИЯ, 2004. - 334 с.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - М: Изд-во АРКТИ, 2000. - 192 с.
13. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М: Изд-во Академкнига, 2016. - 336 с.
14. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. - М: Изд-во Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
15. Гальскова Н.Д.. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - М: Изд-во Аркти, 2014. - 192 с.
16. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А. А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. - М: Изд-во Высш. шк., 1982. - 373 с.
...