ГЛАВА 1. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ И АНАЛИЗА КОНЦЕПТА 5
1.1. Понятие и структура концепта 5
1.2. Современные подходы к исследованию концепта 18
ГЛАВА 2. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОК - ДИСКУРСА 42
2.1. Реализация концептов «Одиночество», «Любовь» в англоязычном рок -
дискурсе 42
2.2. Реализация концептов «Свобода» и «Насилие» в русскоязычном рок -
дискурсе 72
2.3. Сопоставительный анализ концептов англо и русскоязычного рок -
дискурса 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 95
Вся познавательная деятельность человека направлена на освоение окружающего мира, на формирование и развитие умения ориентироваться в этом мире на основе полученных знаний.
Концептуализация - это осмысление поступающей информации, мысленное конструирование предметов и явлений, которое приводит к образованию определенных представлений о мире в виде концептов (т. е. фиксированных в сознании человека смыслов).
Люди часто владеют словами не на уровне их значений, а на уровне передаваемых ими смыслов, т.е. концептов и концептуальных признаков. Они используют их как готовые клише (по аналогии с грамматическими формами) в совершенно других, не соответствующих им концептах, не задумываясь, как формулируются значение этого слова в словаре, которое и служит адресату основой для понимания передаваемого смысла.
Основной категорией когнитивной лингвистики является концепт - это категория мыслительная, ненаблюдаемая, и это дает большой простор для ее толкования. Категория концепта фигурирует в исследованиях философов, логиков, и психологов, она несет на себе следы всех этих внелингвистических интерпретаций.
Актуальность настоящего исследования составляет особенности реализации концептов «Одиночество», «Любовь» в англоязычном рок - дискурсе и реализации концептов «Свобода», «Насилие» в русскоязычном рок - дискурсе. Представленные в рок - дискурсе концепты помогают воссоздать современное состояние общества, а значит, достичь понимания между носителями других культур.
Целью исследования является моделирование концептов «Одиночество», «Любовь», «Свобода», «Насилие» через призму фрагмента языковой картины мира, выраженной в рок - текстах.
Объект исследования - рок - дискурс, реализованный в текстах песен рок - групп.
Предмет исследования - концепты «Одиночество», «Любовь», «Свобода», «Насилие», реализованные в текстах песен анализируемых рок - групп.
Названная цель предполагает решение следующих задач:
1. Исследовать понятие концепта в лингвистике
2. Рассмотреть методы изучения концепта
3. Выявить концептуальные признаки исследуемых концептов
4. Смоделировать концепты «Одиночество», «Любовь», «Свобода», «Насилие», на основе выявленных концептуальных признаков.
5. Проанализировать полученные модели концептов.
6. Сопоставить модели исследуемых концептов в русском и английском рок - дискурсе.
В соответствии с задачами исследования в работе используются следующие методы анализа: метод анализа научной литературы, сопоставительный метод, метод концептуального анализа, метод сплошной выборки текстов рок - дискурса. Важная роль отведена так же описательному методу, включающему обобщение, систематизацию и интерпретацию полученных данных, метод анализа словарных дефиниций.
Исследование опирается также на общенаучные методы наблюдения, описания, сравнения, систематизации, моделирования. В целом, исследование функционирования концептов «Одиночество», «Любовь», «Свобода», «Насилие» в текстах английских рок-групп позволяет определить его место, статус, особенности взаимодействия с другими концептами.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Человеческие знания о мире организованы и категоризируются с помощью определенных структур - когнитивных моделей. Соотношение компонентов в содержании одного концепта и способы их обнаружения занимали исследователей с того момента, когда духовная культура была осознана как особая сфера и как предмет исследования.
Когнитивное описание содержания единицы языка или попытку репрезентации внутреннего знания о явлении или объекте принято называть когнитивной моделью. Когнитивные модели состоят из ментальных блоков (в когнитивной лингвистике - концептов, структурируемых в концептуальную модель мира).
С целью многоаспектного рассмотрения концептов «Одиночество», «Любовь», «Свобода», Насилие» в различных дискурсах, мы обратились к анализу его репрезентации в песнях современных русско и англоязычных рок-групп.
Задачей нашего исследования являлось рассмотреть свойства и структуру концепта, методы его исследования, а также моделирование изучаемых нами концептов, для понимания его распространенности и смыслового содержания в текстах современного рок - дискурса.
Анализ текстов показал, что авторы текстов данных песен часто реализуют концепт «Одиночество», «Любовь», «Свобода», Насилие» посредством различных концептуальных признаков. Так, в ядре концепта «Одиночество», присутствует понимание смысла смерти, боли, страдания, сожаления и муки, в периферии - кровь, темнота, прошлое, пустой дом, могила. Дальней периферии - огонь, свет кровать, холод, алкоголь.
Данные темы являются для слушателя наиболее частотными. Концепт «Любовь» в англоязычных рок - песнях ассоциируется, прежде всего, с предательством, с Божеством, с душой, со слабостью, с огнем и смертью. В периферии концепта присутствует надежда, могила, кровь и космос, а в дальней периферии: спокойствие, ночь, время, ложь и детство. Это говорит о том, что для англоговорящего человека «Любовь» является весьма неординарным чувством, для кого - то это плохо, а для кого - то смысл жизни. На протяжении многих веков «Любовь» является одной из самых многогранных тем человечества. В разных странах люди одинаково ценят это наивысшее чувство, они проявляют его в творениях культурного наследия: книгах, песнях, стихах, фильмах и. т. д, и рок - солисты не исключение.
Что касается концепта «Свобода» в русском рок-дискурсе, то, чаще он ассоциируется подчинением и рабством, реже с деньгами или счастьем. «Свобода» обладает положительной коннотацией и в большинстве случаев у личности всегда есть свобода выбора в действиях, в поступках, в мыслях. Человек должен выбирать только положительное в любой жизненной ситуации и жить всегда с надеждой на лучшее. Позитивное мышление дает жизненные силы, чтобы преодолевать трудные жизненные ситуации.
Ядро концепта «Насилие» в русскоязычном рок-дискурсе, прежде всего, представлено следующими концептуальными признаками: ад, самоубийство и безжалостность, реже, насилие ассоциируется с сумасшествием, предательством, болью и злобой.
Все вышесказанное говорит о том, что русские рок - группы не призывают совершать негативные поступки, разрушать мир, ненавидеть его и людей рядом. Они обращают внимание на социальные проблемы, которым не уделяется достаточного внимания. Следует быть внимательнее, заботливее, помогать друг другу, делать мир лучше, чем он есть сейчас. Донести это до своих слушателей, это главная цель авторов отечественных рок - групп. Это влияет на реципиентов и побуждает их делать мир добрее . Солисты уверены, что только общество сможет начать и, главное, изменить сегодняшние реалии. Эту же точку зрения разделяют и сами слушатели русского рок - дискурса.
1. Аскольдов-Алексеев, С. А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов-Алексеев // От теории словесности к структуре текста: сб. ст. : в 1 ч. / гл. ред. В.П. Нерознака. - М. : Academia, 1997. - Ч. 1.- С. 28-44.
2. Бабушкин, А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А. П. Бабушкин. - Воронеж : ВГУ, 1996. - 104 с.
3. Балмагамбетова, Ж. Т. Понятие концепта в лингвокогнитологии и лингвокультурологии: материалы 2-ой междунар. науч. конференции / Балмагамбетова, Ж. Т., Нургалиева А. А. - Краснодар: 2016. - С. 83-87.
4. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика / Н. Н. Болдырев. - Тамбов : ТГУ,
2014. - 142 с.
5. Бутешова, А. Р. Концепт «жизнь» в русской и кыргызской языковой картине мира: автореферат дис. канд. филолог. наук: 10.02.20 / A. P. Бутешова; - Бишкек. гос. ун-т.- Бешкек, 2012. - 22 с.
6. Ван Дейк, Т. А. К определению дискурса [Электронный ресурс] //
Психологическая сеть российского Интернета. 2011. URL: http: //psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/vandij k2. htm (дата обращения:
20.03.2018).
7. Воркачев, С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С. Г. Воркачев. - Т. : 2010 - С. 72 - 73.
8. Воробьев, В. В. Лингвокультурология: учебное пособие / В. В. Воробьев. - М. : - РУДН, 2008. - С. 174 - 174.
9. Говорухин, Г. Э. Особенности когнитивного освоения пространства древним сознанием / Г.Э. Говорухин // Ученые записки Орловского университета. -2014. - № 4.- С. 82 - 88.
10. Демьянков, В. З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века / В. З. Демьянков. - М. : Институт языкознания РАН, 1995. С. 239 - 320.
11. Дербишова, З. К. Ключевые концепты кыргызской лингвокультуры / З. К. Дербишова - М. : КРСУ 2012. - 176 с.
12. Джавахова, И. Г. Семантика языковых единиц: Фрагменты
концептуального анализа лексико-семантической группы «конфликт» / И. Г. Джавахова. - М. : Альфа, 1994. - 59 с.
13. Дудченко, О. В. Концепт «friend» в сонетах У. Шекспира / О. В. Дудченко // Научно-методический журнал «Концепт». - 2016. - № 11. - С. 27 - 29.
14. Залевская, А. А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст : избранные труды / А. А. Залевская - М. : Гнозис, 2005. - 418 с.
15. Зиновьева, Т. А. Типология концептов как ментальных образований / Т.
A. Зиновьева // Молодой ученый. - 2016. — №2. - С. 897 - 899.
...