ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1 Теоретические аспекты понятия «интеграция» 9
1.2 Исторический обзор реализации интегрированного обучения 13
1.3 Принципы интеграции содержания образовательных областей ФГОС
в дошкольных образовательных организациях
23 ГЛАВА II. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНТЕГРАЦИИ 38
2.1 Психолого-педагогические условия интеграции содержания
образовательных областей ФГОС в дошкольных организациях 38
2.2 Программа опытно-поисковой деятельности по реализации принципа
интеграции образовательных областей в образовательной организации 44
2.3 Оценка процесса и результатов принципа интеграции образовательных
областей в образовательной организации
52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 97
В связи с вступлением Федерального государственного образовательного стандарта на дошкольное образование возлагаются особые надежды. Работа в режиме ФГОС требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. До введения ФГОС в ДОО проводились не связанные между собой (кроме лексической темы недели) занятия, представляющие, как правило, отрывочные сведения из разных областей наук. Такая информация не становилась системным знанием, поскольку не актуализировала знания ребенка и не готовила его к жизни, и, соответственно, не формировала целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано.
Ознакомление детей дошкольного возраста разрозненным сведениям из различных наук привело к идее об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интеграция образовательной деятельности.
Данный подход может быть объяснен целым рядом причин:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве.
2. Развитие потенциала воспитанников побуждает их самих к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Использование различных видов деятельности в течение непосредственно образовательной деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательного процесса.
Непосредственная образовательная деятельность с использованием интегрированного подхода раскрывает значительные педагогические возможности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти воспитанников.
4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его методических способностей.
Актуальность исследования в том, что интегрированное обучение детей дошкольного возраста - сложный многогранный феномен, который к настоящему времени изучался в различных аспектах: педагогическом, психологическом, методическом.
Психологические механизмы интегрированного обучения и его влияние на развитие личности ребенка объясняются с позиций ряда концепций в области психофизиологии (П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, С.В.Кравков, И.П. Павлов и др.) и психологии (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Е.Н. Кабанова-Меллер, А.Н.Леонтьев, Н.А. Менчинская, Ю.А. Самарин, Н.Ф. Талызина, Д.Б.Эльконин и др.).
В связи с тем, что интегрированное обучение является в настоящее время инновационным, значимость имеют разработанные учеными общетеоретические подходы к организации инновационной деятельности в современных образовательных организациях (В.В. Загвязинский, И.М.Курдюмова, В.С. Лазарев, Б.П. Мартиросян, Г.П. Новикова, М.М.Поташник, Г.П. Скамницкая, А.А. Скамницкий, Д.А. Торопов, О.Г.Хомерики и др.).
Несмотря на разносторонность теоретического изучения проблемы внедрения принципа интеграции образовательных областей в дошкольных образовательных организациях остаются явно обозначившиеся противоречия между:
• необходимостью обеспечить реализацию требований стандарта на основе принципа интеграции образовательных областей в дошкольной образовательной организации и неразработанностью методического обеспечения для реализации данного принципа с учетом психологопедагогических условий;
• необходимостью использовать принцип интеграции образовательных областей и недостаточным опытом работы педагогов по внедрению принципа интеграции образовательных областей и отсутствием методов оценки процесса и результата реализации принципа интеграции в работе с детьми дошкольного возраста.
Эти и другие противоречия научного-теоретического и практического аспектов реализации в образовательном процессе принципа интеграции образовательных областей позволили сформулировать следующие проблемы:
• педагоги стремятся объединить образовательные области по внешнему тематическому признаку без учета психолого-педагогических особенностей воспитанников по освоению ими образовательных областей;
• при интеграции не всегда учитываются процессы воспитания и развития дошкольников;
• педагоги испытывают трудности при интеграции образовательных областей с учетом разнообразия видов деятельности;
• отсутствуют методы оценки процесса и результата реализации принципа интеграции в работе с детьми дошкольного возраста.
Анализ и обобщение теоретических и практический исследований по проблеме интеграции образовательных областей в ДОО говорит о том, что тема выпускной квалификационной работы «Психолого-педагогические условия реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольной образовательной организации» является весьма актуальной.
Объект исследования: процесс интеграции образовательных областей в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить состоятельность выдвинутых психолого - педагогических условий реализации принципа интеграции образовательных областей в МАДОУ № 8 «Рябинушка» г. Сухой Лог и выработать методические рекомендации педколлективу.
Гипотеза исследования: реализация принципа интеграции образовательных областей в дошкольной образовательной организации будет успешной, если будут соблюдены психолого-педагогические условия при построении образовательного процесса и способы их оценки.
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие «интеграция» в теории и практике;
2) обосновать принципы интеграции образовательных областей ФГОС дошкольных образовательных организаций;
3) проанализировать психолого-педагогические условия и подходы реализации интеграции образовательных областей в дошкольном образовательном учреждении;
4) разработать программу опытно-поисковой работы по реализации принципа интеграции образовательных областей в дошкольной образовательной организации...
Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.
Интеграционные процессы, происходящие в дошкольном образовании, открывают новые возможности для развития воспитанников.
Практика подтверждает, что при осуществлении интеграции изменяется предмет, расширяются задачи и структура соединяемых учебных дисциплин, становится на высший уровень понятийно-категориальный аппарат и методологический инструментарий, поэтому внедрение интеграции в учебный процесс дошкольных образовательных организаций имеет достаточный исторический теоретико-практический опыт, который должен учитываться при реализации интегрированного обучения.
В настоящее время перед дошкольными образовательными организациями поставлена глобальная задача - разработать не интегрированные занятия, а предложить целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и воспитанника в течение одного дня на определенную тему, при котором будут гармонически объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира. Такой процесс возможен только при выполнении принципа интеграции содержания образовательных областей ФГОС к образованию дошкольников.
Анализ научной литературы и собственный педагогический опыт позволил сформулировать авторское определение: «Интегрированное обучение — это обучение, содержание которого направленно на развитие у воспитанников дошкольных образовательных организаций в единстве социально-коммуникативного, познавательного, речетворческого, художественно-эстетического и физического развития.
Интеграция содержания образовательных областей ФГОС, как целостное явление, объединяющее разные виды деятельности, приемы и методы в единую систему на основе календарно-тематического планирования, выступает в дошкольном образовании ведущим средством организации образовательного процесса, ведущей формой которого становятся не занятия, а совместная со взрослыми самостоятельная деятельность детей.
Данный вывод позволил сформулировать авторское определение понятия «интегрированное обучение».
Интегрированное обучение — это обучение, содержание которого направленно на развитие у воспитанников дошкольных образовательных организаций в единстве социально-коммуникативного, познавательного, речетворческого, художественно-эстетического и физического развития.
Основными принципами интеграции содержания образовательных областей становятся: воссоздание интегрального образа действительности на уровне воображения; развитие в единстве познавательной, эмоциональной и практической сферы личности воспитанника; применение адекватных возрасту воспитанника интеграции форм деятельности; предоставление различных возможностей для развития детей, обеспечивающих позитивную социализацию дошкольников; планирование занятий с учетом интеграции содержания образовательных областей ФГОС.
Реализация систематизированных в данном исследовании принципов интеграции содержания образовательных областей будет возможной только при создании психолого-педагогических условий в дошкольной образовательной организации.
Основными психологическими условиями интеграции содержания образовательных областей ФГОС в ДОО являются: учет возрастных особенностей, формирование психических процессов, речевых навыков, творческой и спортивной деятельности.
Основными педагогическими условиями становится целенаправленная деятельность по знакомству воспитанников с окружающей средой, использованию заданий поисковой и проблемной деятельности, формированию речи, знакомству с произведениями искусства и развитию спортивных и двигательных навыков.
Условия психолого-педагогической работы по освоению детьми содержания образовательных областей ориентированы на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей, поэтому в исследовании подробно рассматриваются особенности организации интегрированного процесса в дошкольной образовательной организации МАДОУ №8 «Рябинушка» г. Сухой Лог.
Процесс объединения психологических и педагогических условий педколлектива МАДОУ №8 «Рябинушка» г. Сухой Лог направлен на интеграцию содержания образовательных областей ФГОС, что будет способствовать интеграции информации, способов познания, взаимоотношения воспитанников с миром, культурой, видами человеческой деятельности. Реализация интеграции возможна на основе Программы опытно-поисковой деятельности, разработанной в образовательной организации.
В ходе экспериментальной работы по реализации интеграции образовательных областей у большинства детей отмечено изменение отношения к самому процессу выполнения заданий, появилась уверенность в своих действиях при выполнении задания.
Практически доказано, что эффективными психолого-педагогическими условиями развития воспитанников являются:
• учет индивидуальных и возрастных особенностей развития детей;
• формирование психических процессов (памяти, внимания, мышления, чувств);
• формирование устной речи;
• создание проблемных ситуаций для знакомства с окружающей действительностью;
• обеспечение ситуации успеха при знакомстве с видами искусства и в дальнейшей самостоятельной творческой деятельности;
• использование различных методов при формировании предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.
Для того чтобы процесс развития воспитанников МАДОУ №8 «Рябинушка» г. Сухой Лог был развивающимся, педагогическому коллективу сформулированы следующие рекомендации:
1. Использовать Программу по реализации принципов интеграции образовательных областей ФГОС ДОО.
2. Разрабатывать Программу с учетом психолого-педагогических условий интеграции содержания образовательных областей.
3. Иметь банк методик по отслеживанию качеств воспитанников при внедрении Программы реализации принципов интеграции образовательных областей ФГОС ДОО.
Анализ полученных результатов экспериментальной деятельности в МАДОУ №8 «Рябинушка» г. Сухой Лог показывает, что соблюдение психолого-педагогических условий при составлении тематического планирования и реализации принципа интеграции образовательных областей ФГОС послужило формированию предпосылок к учебной деятельности у детей пятого года жизни, что будет являться основой в обучении и воспитании подрастающего поколения.
1. Безрукова B.C. Интеграционные процессы в теории и практике [Текст] / B.C. Безрукова. - Екатеринбург: СГПИ, 1994. - 152 с.
2. Белая К.Ю. и др. Интеграция — как основной инструмент создания новой модели ДОУ [Текст] / К.Ю.Белая // Управление ДОУ - 2003. № 4. - С. 105-109.
3. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования [Текст] / М.Н.Берулава. - М.: Педагогика, 1993. -162 с.
4. Бизикова О.А. Принцип интеграции в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения [Текст] / О.А. Бизикова // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №5. - С. 6-13.
5. Большой психологический словарь [Текст] / под ред. Б.Г. Мещерякова В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, - 2003. - 672 с.
6. Большой энциклопедический словарь: В 2 т. [Текст] / под ред. A.M. Прохорова. - М.: Сов.энцикл., - 1991. - 585 с.
7. Всемирная энциклопедия [Текст] / сост. А.А. Грицанов. - М.: ACT, - Харвест, 2001. - 1312 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1991., 450 с.
9. Выготский JI. C. Собр. соч.: В 6 т., Т.4: Проблема возраста и динамика развития [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 350 с.
10. Выготский Л .С. Мышление и речь [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1996. - 560 с.
11. Выготский Л .С. Проблема возраста [Текст] / Л.С.Выготский. - С.-Пб.: Союз , - 1997. - 670 с.
12. Выготский Л .С. Собрание сочинений: В 6 томах. Том 4. Детская психология [Текст] / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, - 1984. -340 с.
13. Грекулова О.Д. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / О. Д. Грекулова. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», - 2003. - 580 с.
14. Гризик Т . И. Речевое развитие детей 4-5 лет [Текст]: метод. пособие для воспитателей / Т .И. Гризик. - Просвещение, - 2015. - 350 с.
15. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте [Текст] / В .В. Давыдов. - М.: Вопросы психологии. - 1992. - 270 с...