Глава 1. Внеклассная работа по иностранному языку на начальном этапе обучения 7
1.1. Внеклассная работа как обязательный компонент школьного
образования 7
1.2. Характеристика младшей ступени обучения 16
1.3. Внеклассная работа на младшей ступени обучения 20
Вывод по главе 1 24
Глава 2. Использование интенсивных методик на внеклассной работе в
младшей школе 26
2.1. Сравнительный анализ интенсивных методик 26
2.2. Использование элементов интенсивных методик на внеклассных
занятиях по иностранному языку на начальной ступени 35
Вывод по главе 2 51
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложения 60
Данная работа посвящена изучению использованию элементов интенсивных методов во внеклассной работе по иностранному языку в начальной школе.
На сегодняшний день все чаще встают различные вопросы об эффективности преподавания такого предмета как иностранный язык на различных этапах обучения. На современном уроке иностранного языка прослеживается тенденция к использованию и совмещению самых разных методов обучения. Всю большую популярность обретают такие методы как интенсивные. Данные метод s не перестают развиваться и все чаще возникает вопрос о целесообразности использования элементов данных методов в рамках школьного обучения.
Разработкой данной проблемы занимался ряд зарубежных и отечественных исследователей, которые внесли существенный вклад в развитие методологической науки [Китайгородская 1986; Лозанов 1973; Петрусинский 1987; Шехтер 2005].
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время прослеживается возрастающая популярность использования интенсивных методов обучения иностранным языкам. Успешность в овладении иноязычным общением, комфортность и быстрота самого процесса обучения привели к тому, что, эта идея получила свое распространение не только на различных курсах иностранного языка, элементы интенсивных методик стали все чаще встречаться на уроке иностранного языка в школе. Сегодня можно наблюдать смену образовательной парадигмы, приоритеты сдвинулись на овладение иностранным языком в качестве средства общения. Поэтому интенсивные методы и их элементы пользуются все большей популярностью.
Особенно удачно их применение наблюдается на внеклассной работе, т.к. время и содержание такого вида деятельности неограничены. В последнее время все более очевидным становится тот факт, что традиционные методы обучения иностранному языку не приносят необходимых результатов. Основной недостаток классического способа изучения иностранных языков, заключается в том, что он недостаточно эффективно обеспечивает освоение иностранного языка до уровня свободного динамичного общения, соответствующего задачам повседневной жизни. Поэтому элементы нестандартных методов, в том числе и интенсивных, имеют место быть также и в рамках учебного процесса в школе.
Новизна исследования заключается в том, что использование элементов интенсивных методов обучения будут рассматриваться в рамках начальной школы на внеклассной работе.
На основе известных методик, которые подвергнутся подробному анализу и сравнению, будет разработана экспериментальная методика, которая найдет свое применение в 4-х классах в рамках внеклассной работы.
Объектом данного исследования послужил процесс обучения иностранному языку во внеклассной работе на младшей ступени обучения.
Предметом исследования является применение элементов интенсивных методов во внеклассной работе на младшей ступени обучения.
Целью исследования является обоснование эффективности применения элементов интенсивных методов во внеклассной работе на младшей ступени обучения.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
•проследить особенности внеклассной работы и младшего школьного возраста;
•изучить специфику внеклассной работы на младшей ступени обучения.;
•изучить и проанализировать наиболее известные из
существующих интенсивных методик;
•выявить возможные элементы интенсивных методик, подходящие для внеклассной работы на данной ступени;
•проработать на основе существующих интенсивных методик практическую разработку;
•осуществить на базе этой разработки эксперимент
В работе использовались следующие методы исследования:
Эмпирические:
• наблюдение
• эксперимент
• измерение
Общенаучные теоретические методы:
• анализ
• синтез
• сравнение
• метод частичной выборки
• обоснование
Частнонаучные методы:
• герменевтический
• тестирование
• игровые методы
Материалом исследования послужили программы интенсивных методик Г. А. Китайгородской, Г. К. Лазанова, И. Ю. Шехтера, В. В. Петрусинского и т.д.
Теоретическая значимость заключалась в уточнении особенностей использования элементов интенсивных методик в школе.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при разработке уроков иностранного языка для начальной школы, моделировании различных заданий и упражнений для внеклассных мероприятий.
Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
В современных образовательных условиях произошли существенные изменения. Произошел существенный сдвиг на овладение иностранным языком в качестве средства общения. Данная тенденция обуславливает использование и сочетание самых различных методов обучения. Такую практику необходимо осуществлять с младшего этапа обучения.
Для более эффективного изучения иностранного языка многие учителя прибегают к внеклассным мероприятиям, которые способны восполнить недостаток аудиторных часов.
Содержание внеклассной работы строго не регламентировано, поэтому внеклассная работа обладает большим потенциалом к сочетанию самых разных методов.
Мы остановились на интенсивных методах, как одних из самых перспективных на сегодняшний день. В нашей работе мы рассмотрели и проанализировали большое количество интенсивных методов и их применение на внеклассной работе в младшей школе.
Сформулированная нами гипотеза об эффективном использовании элементов интенсивных методик на внеклассном мероприятии для более успешного усвоения новой грамматической темы Prateritum была доказана.
В ходе исследования:
1. Были изучены основные виды и особенности внеклассной работы на сегодняшний день.
2. Были изучены физиологические и психологические особенности младших школьников.
3. Были проанализированы самые популярные из существующих интенсивных методов.
4. Были выявлены и описаны элементы интенсивных методов, которые возможно применять на практике в школе.
5. Было разработано внеклассное мероприятие с большим количеством элементов интенсивных методов.
6. Данный комплекс был введен на практике.
7. Был выявлен положительный результат при использовании данных элементов.
1. Абдурахманов Р. А. Возрастная психология. Специфика и условия развития детей в дошкольном и школьном возрасте. - М.: Современный гуманитарный университет, 1999. - 69 с.
2. Артёмов В. А. Психология обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1969. - 348 с.
3. Болелова А. Г. Использование сказки и сказкотерапии для формирования ценности здоровья у детей старшего дошкольного возраста // Воспитание детей и молодежи. - (Дошкольное воспитание). - 2009. - № 3. - С. 21-24.
4. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся: книга для учителя. -
М.: Просвещение, 1984. - 64 с.
5. Вачков И. С. Сказкотерапия: Развитие самосознания через
психологическую сказку. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ось-89, 2003. - 144 с.
6. Винокурова Г. А. Когнитивные особенности младших школьников с разным уровнем психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук / Моск. гос. открытый пед. ун-т. - М.: Б. И., 1999. - 22 с.
7. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Немецкий язык. 2 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - 6-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2005. - 111 с.
8. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 156 с.
9. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
10. Железнова Е. Р. Использование сказки на занятиях по ознакомлению дошкольников с окружающим // Дошкол. педагогика. - (Методический кабинет). - (Ознакомление с окружающим). - 2010. - № 4. - С. 23-24.
11. Жернакова М. В. Обучение грамматике английского языка на нт ачальном этапе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - СПб.: Свое издательство, 2015. - С. 191-193.
12. Комарова З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике: уч. пособие. - Екатеринбург: Изд-во УрФУ имени Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2012. - 818 с.
13. Конышева A. B. Игровой метод в обучении иностранному языку. - СПб.: KAPO, 2006. - 192 с.
14. Кувшинов С. В. Современные интенсивные методы обучения // Вузовская педагогика в информационном обществе: Материалы VI семинара профессор.-преподават. состава и сотрудников РГГУ. Голицыно, 28-31 янв.1998г. - М: Филоматис, 1998. - С.57 - 68.
15. Кудряшова Д. Б., Морозов Д. Л. Роль народной сказки в обучении учащихся начальной школы немецкому языку // Молодой ученый, 2015. - № 22.1. - С. 63-66.
...