Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности реализации медицинского дискурса в масс-медийных текстах, посвященных развитию и здоровью детей

Работа №97514

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. Дискурс и его компоненты
8
1.1 Лингвистические и экстралингвистические компоненты дискурса 8
1.2 Концептуальные компоненты дискурса 23
ГЛАВА 2. Параметры медицинского дискурса и его концептуальные особенности 35
2.1 Особенности реализации параметров медицинского дискурса 35
2.2 Реализация концептуальных особенностей медицинского дискурса 54
Заключение 76
Список использованной литературы 80

Повышенный интерес языковедов к коммуникативной прагматике, появившийся в последней трети XX века, привел к сосредоточению внимания исследователей на динамическом изучении использования языковых и параязыковых средств, реализующий индивидуально-личностный, интенциональный и ситуативный аспекты сообщения. Изучение специфики коммуникативного поведения в разных социальных сферах становится одним из доминантных направлений исследований в сопряженных гуманитарных дисциплинах - социо- и когнитивной лингвистике, лингвокультурологии, аксиологической лингвистике, лингвистической концептологии, дискурсивной лингвистике.
Вследствие усиления внимания гуманитарных дисциплин к человеку и углубления антропоцентрических подходов к изучению языка и речи активное развитие получили исследования, в которых человеческий фактор занял доминирующую позицию: на передний план выдвинулись проблемы выявления закономерностей лингвосемиотического освоения человеком окружающего его материального мира и информационного пространства.
Данная работа выполнена в русле дискурсивных лингвистических исследований и посвящена анализу особенностей реализации медицинского дискурса в масс-медийных текстах, посвященных развитию и здоровью детей.
Сегодня наблюдается расширение и умножение связей лингвистики со смежными и несмежными науками, что способствуют появлению новых областей исследования. Примером такой интеграции является медицинская лингвистика, которая носит прикладной характер, поскольку выявление и описание структурно-семантических, лингвостилистических особенностей медицинского текста имеет непосредственное отношение к совершенствованию теории языка, переводу иноязычной специальной литературы, профессионально ориентированному обучению врачей иностранным языкам. Теоретические и практические вопросы медицинского дискурса исследуются С. С. Барбашевой [Барбашева 2011], Ж. Н. Макушевой [Макушева 2014], специфика организации и коммуникативно-речевая классификация медицинского англоязычного текста представлены в работах И. А. Меньшениной [Меньшенина 2014], Л. С. Шуравиной [Шуравина 2013] и др.
Вопрос изучения человеческого фактора в языке неоднократно дискутируется отечественными и зарубежными учеными как проблема антропологической направленности современной лингвистики. В связи с этим антропологизация текстов в дискурсивных практиках исследователей мировой науки вызывает огромный интерес [Дзараева 2014, Куриленко 2012, Шестирикова 2014, Wilce 2009], поскольку данная научная парадигма поставила новые цели и задачи в исследовании языка, требуются новые методики его описания, новые подходы при анализе различных характеристик его системы.
В отличие от традиционных понятий язык, текст, речь, речевое произведение термин дискурс применяется тогда, когда предметом описания становятся языковые единицы.
Предпринятое нами исследование обращено к нашему анализу медицинских текстов: научных статей медицинской тематики, посвященных физиологии и детскому здравоохранению - в которых научная мысль ученого-медика находит свое воплощение.
К медицинскому дискурсу, проявляется все более возрастающий интерес в современной мире. Растет число сайтов и форумов, медицинских публикаций , наполненных медицинской терминологией и понятиями . Современное общество, заинтересованное в собственном здоровье, здоровье своих детей, все чаще и чаще обращается за помощью к таким источникам, пытаясь найти ответы на вопросы , сталкивается с проблемой понимания специфического медицинского дискурса . Особенного если это происходит без участия грамотного медицинского специалиста, который мог интерпретировать данную информацию более доступным понимания способом. В текстах медицинской тематики такая возможность отсутствует и поэтому общество должно ориентироваться в медицинском дискурсе самостоятельно.
Актуальность этой работы обусловлена:
- возрастанием интереса к медицинскому дискурсу;
- потребностью родителей обращаться к сайта и форумам, посвященных детскому здоровью
- появлением интернет-консультаций по вопросам здравоохранения
- недостаточностью времени медицинских специалистов и сложность в постановке диагноза;
- увеличением интереса общества к своему здоровью, к здоровью семьи и близких;
- интересом современного общества к правильному и здоровому образу жизни.
В современной лингвистике сейчас актуально два понятия - это дискурс и концепт, поэтому в данной работе именно они подвергаются исследованию.
Объектом нашей дипломной работы является медицинский дискурс.
Предметом - лингвистические и концептуальные особенности медицинского дискурса, реализованного в рамках масс-медийного пространства.
Цель работы - анализ и выявление лингвистических и концептуальных особенностей медицинского дискурса на примерах текстов медицинской тематики, реализованных в рамках масс-медийного пространства. Для достижения данной цели нам представляется необходимым решение ряда задач:
- рассмотреть лингвистические и экстралингвистические компоненты дискурса;
- охарактеризовать концептуальные компоненты дискурса;
- выявить особенности медицинского дискурса;
- определить лингвистические и концептуальные особенности медицинских текстов;
- проанализировать особенности реализации параметров медицинского дискурса в рамках масс-медийного пространства;
- провести анализ особенностей реализации концептуальных особенностей медицинского дискурса.
Материалом исследования послужили англоязычные статьи, посвященные обсуждению здоровья и развития детей, полный перечень которых представлен в списке использованной литературы.
Научно-теоретической базой работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов, таких как С.И. Агаджанян, А.А. Аникина, К.В. Ахнина, Е. А. Баженова, С. С. Барбашева, М.И. Барсукова, Е.Г. Баянкина, Э. Бенвенист, Н. Н. Болдырев, В. Г. Борботько, Г.Г. Буркитбаева, Е. Н. Вавилова, А. И. Варшавская, Б.М. Гаспаров, В. А. Звегинцев, О. С. Зубкова, В. И. Карасик, Т.Г. Карымшакова, Ж. Н. Макушева, А. А. Потебня, П. Серио, D. Schiffrin, М. Stubbs и др.
В работе используется комплекс методов и приемов лингвистического анализа. Основным методом исследования избран метод научного описания, ключевыми компонентами которого являются наблюдение, обобщение, классификация и систематизация материала с опорой на соответствующую теорию. При анализе материала использован метод дискурсивного анализа, метод моделирования, а также метод элементарных количественных подсчетов. В процессе выявления или уточнения значения лексем использовался метод словарной идентификации.
Практическое значение работы: материал дипломного сочинения может быть использован в качестве иллюстративного в преподавании таких практических вузовских курсах как дискурс-анализ, когнитивная лингвистика, теория коммуникации и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность выбранного направления исследования, определяется объект и предмет работы, ставится цель, формулируются задачи.
Первая глава, которая носит теоретический характер, содержит обзор таких понятий, как «дискурс», «концепт», приводятся подходы к дефиниции этих определений, рассматриваются концептуальные компоненты дискурса.
Вторая глава, которая носит практический характер, содержит анализ дискурсивных особенностей медицинских статей, посвященных обсуждению детского здоровья и развития; выделяются лингвистические особенности анализируемых статей, приводится анализ концептуальных компонентов медицинского дискурса, который реализуется в виде статей в рамках масс-медийного пространства.
В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы.
Список использованной литературы содержит ссылки на источники, которые использовались при написании данной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе развития языкознания не существует единого толкования понятия дискурс. Медицинский дискурс является одним из древнейших: врач как носитель особого знания выступает в качестве модифицированного жреца, которому дано было право обращаться к небесным силам для исцеления больных. Именно близость медицинского и религиозного типов дискурса ведет к значительной степени суггестивности медицинского общения врача с пациентом. Лечение может быть успешным только в том случае, если пациент доверяет врачу. Соответственно, на протяжении веков врачи выработали особые вербальные модели поведения, органически составляющие специфику медицинского дискурса.
Распространенность медицинских знаний становится одной из ключевых стратегий медицинского дискурса. Необходимо отметить, что медицинский дискурс - это сфера профессионально-коммуникативного взаимодействия медицинских работников, поэтому он обладает такими признаками, как деонтологическая ориентированность, толерантность, персуазивность (от англ. persuade - убедить, склонить, уговорить).
Медицинский дискурс представляет собой многомерное коммуникативное образование, системообразующими признаками которого являются его цель, типовые участники (врач и пациент) и социокультурные обстоятельства общения.
По базовым характеристикам медицинский дискурс относят к институциональным, или статусно-ориентированным типам дискурсивного взаимодействия людей. Исходя из этого, актуальной на сегодняшний день становится тенденция, направленная на поиск способов повышения уровня взаимопонимания и сотрудничества, как между представителями профессионального медицинского сообщества, так и между специалистом-медиком и пациентом, что отражается в аутентичных текстах научных и научно-популярных иноязычных медицинских журналов.
Было отмечено, что статьи из научно-популярных медицинских журналов не обладают строгой научной направленностью, так как они нацелены не на профессиональную читательскую аудиторию, а на клиентов-пациентов, поэтому научно-популярный дискурс преследует прагматическую цель - воздействие на читателя. Отличительной особенностью стиля научно-популярной статьи является его информативный, рекомендательный характер, который выражается в форме диалога с пациентом.
Исследование показало, что медицинский дискурс, прежде всего, отличает логичность, точность, завершенность изложения. На лексическом уровне, отличительной особенность является широкое употребление терминов. На синтаксическом уровне медицинский дискурс характеризуется употреблением сложных предложений, пассивных конструкций, причастных и деепричастных оборотов, атрибутивных оборотов.
В настоящее время когнитивная лингвистика и ее ключевое понятие концепт представляют большой интерес для ученых-лингвистов. Концепт связан со многими науками. Концепты позволяют постичь глубину высказывания, понять ее истинный смысл, проиллюстрировать, уточнить, развить его содержание, оценить культуру в сознании человека.
В ходе изучения масс-медийных текстов посвященных здоровью и развитию детей можно прийти к следующим выводам по поводу концептуального исследования:
- концепты представляют мир в голове человека, образуя концептуальную систему, а знаки человеческого языка кодируют в слове содержание этой темы;
- медицинский дискурс это сложное и специфическое понятие , понимание которого вызывает некоторые трудности;
- концепты « Health», «Treatment», «Life», «Child» имеют с точки зрения медицины очень узкие концептуальные признаки;
- медицинские тексты имеют хотя и обладают множеством понятий и насыщенность терминологией, могут содержать обычную бытовую лексику, которая упрощает диалог между врачом-писателем и пациентом-читателем;
- статьи насыщены подробной информацией, а иногда даже пошаговым алгоритмом выполнения каких-либо указаний, так как нацелена не на ученого-медика, а на обычного родителя или человека интересующегося здоровьем .
Таким образом , можно утверждать что знание концептов и их изучение облегчает понимание дискурса и культуры , в частности английской , дает нам возможность расширить границы смыслов и понятий, делает наше мышление более насыщенным.
Подводя итог, хочется сказать, что медицинский дискурс в настоящее время очень популярен в масс-медийных источниках. Читающая публика все чаще и чаще заходит на сайты и форумы в поисках информации, приобретает журналы и газеты от ведущих медицинских издательств, тем самым ученые-медики, создающие такие статьи учитывают читающую публику и пытаются помочь обычному человеку найти ответы на вопросы касающиеся сохранения здоровья, особенно детского. Обращаясь к научным статьям, мы сталкиваемся с проблемами понимания , так как не владеем знаниями в данной сфере. Поэтому сейчас есть множество научно-популярных статей , которые адаптированы на читателя и приносят пользу обществу с одной стороны. С другой же стороны, люди самостоятельно начинают ставить себе диагноз, находя в себе ту или иную симптоматику, а иногда даже назначая себе медикаментозную терапию без наблюдения, пренебрегая визитом к лечащему специалисту. Хотя, в большинстве статей упоминается куда и как незамедлительно обращаться к тому или иному специалисту и какие обследования помогут выявить те или иные патологии . Главная задача таких текстов дать подробную, пошаговую информацию и не навредить. Ведущую роль таких статей играет человеческий фактор, ведь собственное здоровье , здоровье детей и близких - это высшая ценность для каждого из нас.



1. Агаджанян С.И. Особенности использования специальных терминов в коммуникации врач - пациент (на материале английского языка) // Вестник ТвГУ. - 2014. - Вып.1 - С. 272-276.
2. Аникина А.А. Профессиональная культура общения врача // Bulletin of Medical Internet Conferences. - 2016. - Volume 6. - Issue 1. - С. 240.
3. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - 2-е изд., стер. - М : УРСС : Едиториал УРСС, 2004. - 571 с.
4. Ахнина К.В. Сетевой медицинский дискурс: языковые и коммуникативно-прагматические характеристики: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / К.В. Ахнина. - Москва, 2016. - 19 с.
5. Баженова Е. А. Научный текст в аспекте политекстуальности. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2001. 270 с.
6. Барбашева С. С. Особенности употребления фразовых глаголов в медицинском дискурсе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011.Т. 13, №2. С. 1441-1444.
7. Барсукова М.И. Медицинский дискурс. Диссертация на соискание ученой степени канд. филол. наук. - Саратов, 2007. - с. 21.
8. Баянкина Е.Г. Дискурс-текст как система: компоненты, организация, функции // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 6 (51). Ч.1. С. 271-277.
9. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Эмиль Бенвенист. - М. : Прогресс, 1975. - 446 с.
10. Блэк, М. Метафора / М. Блэк // Теория метафоры. - М. : Изд-во «Прогресс», 1990. - С. 153-172.
11. Болдырев, Н. Н. Проблемы концептуального анализа / Н. Н. Болдырев // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: сб. мат-лов 29 сентября - 1 октября 2010 г. / отв. ред. Н. Н. Болдырев. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2010. - С. 34-38.
12. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса : Учебное пособие по спецкурсу для студентов лингвистических факультетов / В.Г. Борботько. - Сочи : Изд-во Сочинского гос. ун-та туризма и курортного дела, 1999. - 92 с.
13. Буркитбаева Г.Г. Деловой дискурс. Онтология и жанры, - Алматы: НИЦ «Былым», 2005. - с.16-18.
14. Вавилова Е.Н. Косметологический дискурс: постановка проблемы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). - 2015. - Вып. 4 (157). - С. 124-126.
15. Варшавская А.И. Смысловые отношения в структуре языка (на материале современного английского языка). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 136 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ