ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Связная речь детей дошкольного возраста: понятие, значение 7
1.2. Особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного
возраста 12
1.3. Психолого-педагогические условия развития связной речи у детей
старшего дошкольного возраста 15
1.4. Лего-технологии как условие развития связной речи у детей дошкольного
возраста 20
Выводы по первой главе 31
ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО - ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МАДОУ «СКАЗКА» 33
2.1. Анализ развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в
условиях ДОО 33
2.2. Создание педагогических условий развития связной речи у детей
старшего дошкольного возраста средствами Лего-технологии 40
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО средствами Лего-
технологии 50
Выводы по второй главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
Развитие связной речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Современные родители в наше время частенько забывают, что дети подражают речи окружающих и пускают процесс развития речи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Наблюдения педагогов показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема ее развития является одной из актуальных на сегодняшний день. Огромная ответственность при этом ложится на педагогов, занимающихся развитием речи подрастающего поколения, и прежде всего - педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено в отдельную образовательную область и это не случайно, так как дошкольный возраст - это сенситивный период развития речи детей.
Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Только в связной речи в диалоге, монологе, рассказывании и пересказе можно четко проследить все основные аспекты, характеризующие нашу речь. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают определённую успешность в овладении новыми знаниями и последующем их применении.
Значимость связной речи рассматривали в своих трудах А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Гербовой,
Э.П. Коротковой Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др. [33].
Исследователями доказано, что речь формируется в процессе общения людей между собой. Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы способствует овладению монологической речью, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе и, как отмечают многие ученые, педагоги и логопеды, возможно только в условиях целенаправленного обучения.
В дошкольном возрасте дети часто работают руками: рисуют, лепят, выстригают и т.д. Речевое сопровождение любой деятельности влияет на психическое развитие ребенка, помогает активизировать познавательную сферу. Поэтому стоит стимулировать детей к комментированию своих действий.
Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. Поэтому в детском саду создаётся специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников.
Главное условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования - обучение детей в игре, т.к. игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста. Во многом естественное стремление детей к совместному исследованию окружающего мира имеют образовательные возможности Лего- конструирования, как элементу игры в процессе развития и воспитания детей, формирования их связной речи. Игры с Лего-конструкторами позволяют расширять имеющиеся у детей представления, научиться выделять признаки, характеризующие различные предметы, развить внимательность, наблюдательность.
Актуальность темы исследования позволила нам выявить противоречия:
• между достаточной теоретической изученностью проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и неполной степенью использования возможностей Лего-конструкторов в практике работы ДОО;
• между осознанием педагогами необходимости применения в практике работы с детьми по развитию связной речи современных образовательных возможностей конструкторов Лего и недостаточностью методического обеспечения этого процесса. Выявленные противоречия позволило определить проблему
исследования: невозможно развивать связную речь у детей старшего дошкольного возраста без использования в процессе обучения Лего- технологии.
Выше обозначенная актуальность и проблема определили тему исследования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами Лего-технологии».
Цель исследования: теоретически выявить, определить и путем опытно-поисковой работы проверить эффективность использования Лего- технологии для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития связной речи дошкольников.
Предмет исследования: использование Лего-технологии, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть понятие «связная речь» и определить её значение в развитии ребенка дошкольного возраста.
3. Выделить особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать психолого-педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
5. Рассмотреть Лего-технологии, как условие развития связной речи у детей дошкольного возраста.
6. Организовать и провести опытно-поисковую работу по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами Лего- технологии.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование;
• эмпирические: анкетирование, наблюдение, сравнение, беседа.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования ее результатов в практической деятельности педагогов дошкольного образования, демонстрируя возможности использования Лего- технологии для развития связной речи детей дошкольного возраста.
База исследования: МАДОУ Центр развития ребенка - Детский сад «Сказка» (Свердловская область, г. Богданович, ул. Октябрьская, д. 14а).
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
Наше исследование было направлено на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами Лего-технологии.
Решая задачи исследования в первой главе, нами была проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по исследуемой проблеме, которая помогла нам раскрыть понятие «связная речь» и определить ее значение в развитии ребенка дошкольного возраста, выделить особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Так же были выделены психолого-педагогические условия развития связной речи дошкольников и рассмотрены Лего-технологии, как условие развития связной речи у дошкольников.
Решая задачи второй главы, мы провели опытно-поисковую работу по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях МАДОУ ЦРР «Сказка» г. Богданович. В исследовании принимали участие две группы детей (5-6 лет), по 20 детей в каждой группе.
Рассмотрев применение Лего-технологии в развитии связной речи дошкольников, сделали вывод, что:
• «ЛЕГО» позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
• Лего-технологии можно использовать как в регламентированной, так и нерегламентированной деятельности детей, применяя их как часть занятия, либо как занятие.
• В работе с Лего можно выстроить систему, где будут задействованы все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи.
Нами были созданы педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами Лего-технологии:
• развивающая предметно-пространственная среда речевого развития старших дошкольников;
• разработка и организация образовательных мероприятий в Лего- технологии по развитию связной речи;
• повышение педагогической компетентности у педагогов и родителей в вопросах развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста при использовании конструкторов Лего.
Анализ результатов констатирующего и контрольного исследования опытно-поисковой работы показывает, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей высокого уровня развития связной речи на - 3 ребенка, а низкий уровень вообще отсутствует. В контрольной группе произошли лишь незначительные изменения. Количество детей с высоким уровнем развития связной речи увеличилось на - 1 ребенка, с низким уровнем развития связной речи осталось - 2 ребенка.
Анализ результатов контрольного исследования свидетельствует о повышении уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе.
Исходя из того, что произошла положительная динамика в развитии связной речи у детей экспериментальной группы, можно утверждать, что созданные педагогические условия развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами Лего-технологии способствовали повышению уровня развития их связной речи. Что доказывает нам эффективность использования Лего-технологии для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, задачи нами решены, цель достигнута.
1. Акишина, А.А. Развитие у детей навыка связной монологической речи / А.А. Акишина, А.П. Бубнова // Русский язык как второй родной и методика его преподавания. Сборник статей; сост. Е. Кудрявцева. - М., 2013.
2. Алексеева, М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400с.
3. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи [Текст] / А.Г. Арушанова, // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 9. - С. 58.
4. Бородич, А.М., Методика развития речи детей "- М., Просвещение, 2004. - 255 с.
5. Воротнина, Л.М. Творческое рассказывание [Текст] / Л.М. Воротнина // Дошкольное воспитание. - 1982. - №9.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологич. очерк: Книга для учителя. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991.
7. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов [Текст] / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 9. - С. 19-23.
8. Гризик, Т.И. Использование конструкторов LEGO как полифункционального и трансформируемого средства образовательной среды группы [Текст] : метод. сопровождение реализации ФГОС ДО / Т. Гризик, Г. Глушкова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - С. 62-67.
9. Гризик, Т. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО вместе с LEGO Education [Текст] / Т. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 3. - С. 88-91
10. Губайдуллина, Э.Р. Создание современной развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / Э. Р. Губайдуллина // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2013. - № 4. - С. 91-99.
11. Давидчук, А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М.: Гардарики, 2008. - 118 с.
12. Ельцова, О.М. Методика обучения детей пересказу // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2009.
13. Ерастов, Н.Л. Культура связной речи. - Ярославль. 2013. - 183 с.
14. Ёлкина, Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2006. - 76с.
15. Житнякова, Н.Ю. Лего в детском саду, или Так много способов учиться [Текст] / Н.Ю. Житнякова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2016. - № 1. - С. 106-114...