Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование интерактивных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Работа №97510

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
227
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 7
1.1. Интерактивные технологии: понятие, виды, значение 7
1.2. Современные подходы к использованию интерактивных
технологий в образовательном процессе 32
1.3. Условия использования интерактивных технологий в образовательном
процессе 42
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОО № 28 «КОЛОКОЛЬЧИК» ГОРОД РЕЖ 48
2.1. Характеристика интерактивных технологий, используемых в
образовательном процессе ДОО № 28 «Колокольчик» г. Реж 48
2.2. Результаты реализации интерактивных технологий в условия
ДОО № 28 «Колокольчик» г. Реж 59
2.3. Рекомендации по внедрению интерактивных технологий в ДОО 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 94

В настоящее время интерактивные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. По словам руководителя проектов в образовании и науке, Юрия Горвица «...обучать нужно не тому, что есть, а тому, что будет... » [22, с. 57]. В информатизированном обществе без овладения интерактивными технологиями и умения использовать компьютерные средства для решения определенных задач немыслима реализация творческого потенциала человека в современной науке, культуре, производстве, деловой и иных сферах жизни.
В педагогической практике давно применяется термин «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности деятельности воспитанников. В последнее время получил распространение ещё один термин - «интерактивное обучение». Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Именно это способствует осознанному усвоению новых знаний.
Внедрение интерактивных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.
Обучение технологии создания интерактивных дидактических игр для детей дошкольного и младшего школьного возрастов - процесс сложный и планомерный. Педагогам, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.
Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение интерактивных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные интерактивные технологии, повышая качество обучения, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и к происходящим социальным изменениям.
В-третьих, активное внедрение интерактивных технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.
Целью внедрения интерактивных технологий является создание единого информационного пространства образовательной организации, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники воспитательно-образовательного процесса: администрация, педагоги, воспитанники и их родители.
Проблема использования интерактивных технологий в образовательном процессе нашла отражение в трудах И.Ю.Устинова, А.П.Панфилова, Б.Ц.Бадмаева и др.
Проблему использования интерактивных методов в обучении анализируют Кашлев С.С., Панфилов А.П., Бадмаев Б.Ц. и др.
Подходы в обучении и воспитании с использованием интерактивных технологий рассматривают Андреева Е.В., Яковлева О.А., Тимофеева А.Н., Ларина О.Н., Матюшинец О.Ф, Першан С.В. и другие.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что использование интерактивных технологий в ДОО является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.
Использование интерактивных технологий в образовательном процессе ДОО призвано:
• способствовать всестороннему развитию детей: умственному, творческому, исследовательскому;
• развитию навыков работы в интерактивных средах, умения творчески моделировать объекты, изменять их свойства для решения задач;
• раскрыть мыслительные навыки детей, используя интерактивную доску.
Исследования этих и других авторов говорят о том, что в теории вопрос использования интерактивных технологий в обучении и воспитании достаточно хорошо разработан, однако не имеет эффективного практического применения, так как зависит от компетентностей педагога, от материально-технический оснащенности дошкольной образовательной организации, от сложившихся условий в педагогическом коллективе, поэтому тема выпускной квалификационной работы «Использование интерактивных технологий в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения» является весьма актуальной.
Объект исследования: процесс использования интерактивных технологий в образовании.
Предмет исследования: педагогические условия использования интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях.
Цель исследования: выявить, обосновать критерии, показатели, индикаторы использования интерактивных технологий в образовательном процессе, проверить их состоятельность на примере ДОО № 28 «Колокольчик» города Реж и выработать методические рекомендации педагогическому коллективу.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи:
1) проанализировать и дать определение понятия «интерактивные технологи», их виды и значение;
2) раскрыть современные подходы к использованию интерактивных технологий в образовательном процессе;
3) обобщить условия использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОО;
4) проанализировать условия использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОО № 28 «Колокольчик» города Реж и выработать методические рекомендации педагогическому коллективу.
Методология исследования: анализ и обобщение теоретического материала, основанного на изучении литературных источников по исследуемой проблеме; дедукция; метод группировки; описание, сравнение, систематизация и обобщение, анкетирование, включенное и не включенное наблюдение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Интерактивное обучение - это обучение, построенное на взаимодействии учащихся с другими субъектами учебного процесса и учебной средой. Это диалоговое обучение, это совместный процесс познания. Это обучение, погруженное в общение, где активность педагога уступает место активности учащихся, где реализуются технологии фоссилизации в ДОУ. Это обучение, в котором знания добываются через самостоятельный поиск. Во всех исследованиях определение интерактивного обучения строится вокруг таких понятий, как диалог, общение, взаимодействие.
Интерактивные средства обучения - средства, которые обеспечивают возникновение диалога, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.
Интерактивные технологии образования в дошкольных детских учреждениях необходимы для развития коммуникативных навыков дошколят. Она помогает детям укрепить межличностные отношения, преодолеть скованность, неуверенность благодаря созданию ситуации успеха. В результате формируются условия, которые необходимы для развития потребности ребенка постоянно развиваться.
Интерактивное оборудование является эффективным техническим средством, с помощью которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие дети охотно играют, а неудачный ход игры вследствие пробелов в знаниях побуждает обращаться за помощью к педагогу или самостоятельно добиваться знаний в игре.
Исследование проблемы позволило сформулировать авторское определение интерактивных технологий, сущность которого заключается в том, что «Интерактивные технологии — система проектирования и организации взаимодействия педагога и обучающихся, в результате которого создаются условия для переживания учащимися ситуации успеха в учебной деятельности, формируется их жизненный опыт с применением адекватных целей, форм, методов, средств, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе с последующим воспроизведением и тиражированием.
Основными подходами к использованию интерактивных технология в современном образовательном процессе являются: новые требования к профессиональной подготовке педагога, реализация новой гуманистической образовательной парадигмы, педагогическое взаимодействие, поиск источников развития личности, реализация личностно ориентированной парадигмы в образовании, показатели эффективного взаимодействия педагога и воспитанника, ответственная зависимость.
Данные подходы реализации интерактивных технологий строятся на научном, процессуально-описательном и процессуально-действенном аспектах с учетом критериев, основанных на концептуальных, системных, управляемых и воспроизводимых показателях.
Основными принципами витагенного обучения на основе реализации интерактивных технологий становятся: 1) опора на жизненный опыт ребенка для превращения знаний в личную ценность и личностные качества; 2) учет жизненного опыта воспитанника и его потенциальных способностей в процессе образования и приобщения к культуре; 3) использование жизненного опыта воспитанника для формирования качеств самостоятельной личности; 4) актуализация интеллектуального потенциала для развития навыков самоопределения, саморазвития и выработки Я — концепции; 5) применение жизненного опыта для многократного повторения с целью выработки автоматического действия при формировании социальной компетентности; 6) извлечение жизненного опыта воспитанников и их окружения для формирования качеств нравственной личности.
Анализ проблемы использования интерактивных технологий позволил сформулировать авторское определение: «Витагенное обучение - это обучение, основанное на актуализации жизненного опыта, интеллектуально­психологического потенциала, системно-поступательного воздействия на формирование качеств личности с использованием интерактивных технологи.
Все перечисленное дает право на утверждение, что интерактивные технологии способствуют целенаправленному воспитанию, развитию, воздействию и должны быть положены в основу педагогического процесса современности с учетом определенных условий их внедрения.
Эффективность обучения с применением интерактивных технологий в дошкольных образовательных учреждениях зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Основными условиями использования интерактивных технологий в дошкольных образовательных организациях являются: взаимосвязь и взаимодействие понятийных, образных и действенных компонентов мышления воспитанников, отражение системы научных понятий в виде иерархической структуры, выполнение контролируемых тренировочных действий, соблюдение здоровьесберегающих действий, подготовка педагога к работе с применением интерактивных технологий, знание педагогом дидактических требований к учебному процессу и использованием интерактивных технологий.
На основании перечисленных условий разработаны авторские критерии, показатели и индикаторы использования интерактивных технологий в образовательном процессе, состоятельность которых проверена на примере деятельности педагогического коллектива ДОУ № 28 «Колокольчик» г. Реж.
Рекомендации ДОО № 28 «Колокольчик» г. Реж по внедрению интерактивных технологий в обобщенном виде следующие:
1. Повышать технологическую культуру педагогов, использующих интерактивные технологии: а) знать нормы СанПиНа при использовании техники, б) владеть технологией работы с интерактивной доской, в) отказаться от непродуктивного объяснительно-иллюстративного способа обучения и переходить к продуктивно-деятельностному.
2. Внедрять педагогам собственный опыт использования интерактивных технологий: а) использовать интерактивные дидактические игры, б) применять мультимедиа-учебники, в) внедрять математические программы и дидактические задания.
3. Творчески дорабатывать и преобразовывать «готовые» интерактивные технологии.
4. Создавать ситуации успеха и демонстрации жизненного опыта воспитанников в процессе использования интерактивных технологий: а) добиваться осознанного стремления воспитанников к получению новых знаний, б) проводить регулярную диагностику развития детей и демонстрировать их опыт, в) приобщать к информационной культуре, г) разрабатывать задания для самостоятельной работы воспитанников.
5. Интерактивные технологии должны стать фактором саморазвития педагогов и воспитанников.
Таким образом, использование современных интерактивных технологий в ДОО является эффективным средством воспитания и развития творческих способностей, формирования их личности, обогащения интеллектуальной сферы воспитанников, а также средством повышения квалификации педагога.


1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М. : ВЛАДОС, - 2003. - 469 с.
2. Азарова, А. Метод ролевой игры [Текст] / А.Азарова. - Спб.: Речь, - 2011. - 352с.
3. Белкин, А.С. Витагенное образование. Голографический подход [Текст]: А.С.Белкин, Н.К.Жукова. - Екатеринбург, 1999 - 147 с.
4. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] / А.С.Белкин. - М: Академия, 2000 - 192 с.
5. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров [Текст] / В.П. Беспалько. - М. : Бином, 2005. - 349 с.
6. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В.П.Беспалько . - М., 2002. - 215 с.
7. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике [Текст] / А.С.Воронин. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, - 2006. - 135 с.
8. Галишникова, Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения : учитель [Текст] / Е. М. Галишникова. - М., 2007. - 241 с.
9. Гаязов, А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире [Текст]: учебник / А.С. Гаязов. - М. : Наука, - 2003. - 276 с.
10. Горячев, А.В. О понятии Информационная грамотность: Информатика и образование [Текст] / А.В. Горячев. - М., 2001. - 369 с.
11. Диалог в учебном процессе [Текст] : учебное пособие для студентов/ Урал гос.пед. ун-т; под ред. Н.Е. Поповой. - Екатеринбург, 2017. - 124 с.
12. Иванов, В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний. Информатика и образование [Текст] / В.Л. Иванов. - М., 2002. - 375 с.
13. Извозчиков, В.В. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства : Наука и школа [Текст] / В.В.Извозчиков, Е.А.Тумалева. - М., 2000. - 324 с.
14. Калягин, И.Н. Новые информационные технологии и учебная техника [Текст] / И.Н. Калягин. М.: Высшее образование в России, - 2003. - 289 с.
15. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество[Текст] : учебное пособие / В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров. - М.: Педагогика, - 2001. - 382 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ