ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ПТИЦ НА БЕЗОПАСНОСТЬ АВИАЦИОННЫХ
ПОЛЕТОВ 4
1.1. История изучения проблем столкновения птиц с
самолетами 4
1.2. Обзор столкновений птиц с самолетами 8
1.3. Столкновения воздушных судов с птицами в зоне
аэродрома Барнаул 13
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ СНИЖЕНИЯ ОПАСНОСТИ
СТОЛКНОВЕНИЯ ПТИЦ С ОБЪЕКТАМИ ВОЗДУШНОГО
ТРАНСПОРТА 15
2.1. Методы отпугивания птиц 15
2.1.1. Методы акустического отпугивания птиц 15
2.1.2. Методы визуального отпугивания птиц 28
2.1.3. Методы химического отпугивания птиц 45
2.2. Материалы исследования 48
ГЛАВА 3. ОРНИТОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В ЗОНЕ
ВЛИЯНИЯ ТБО Г. БАРНАУЛА 51
3.1. Индекс орнитологической привлекательности полигона ТБО
г. Барнаула 51
3.2. Фауна территории полигона бытовых отходов 53
3.3. Эффективность применения биоакустического
отпугивателя птиц 57
3.4. Эффективность применения визуального репеллента 61
3.5. Предложения по снижению риска 65
ВЫВОДЫ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 78
Вследствие близкого расположения полигона ТБО (твердых бытовых отходов) города Барнаула рядом с аэропортом, который находится на расстоянии 6,3 км от контрольной точки аэродрома Барнаул, возникает опасность столкновения птиц с объектами воздушного транспорта. Расположение полигона и присутствие ограниченного контингента птиц в данной точке может вызвать угрозу столкновений при пролете воздушных судов по определенному курсу, так как подавляющая часть кормовых перелетов птиц совершается на малых высотах - менее 100 м.
В целом можно отметить, что главная опасность для полётов создаётся летающими птицами средних размеров, ведущими стайный образ жизни и птицами крупных размеров, ведущими одиночный и стайный образ жизни. Начиная с 2011 г. отмечен рост уровня столкновений и, соответственно, повышение птицеопасности в районе аэродрома Барнаул.
Вследствие чего необходимо принимать меры по обеспечению безопасности на территории аэропорта, разрабатывая мероприятия по отпугиванию птиц с данной местности.
Цель работы: Оценить видовое разнообразие сезонных скоплений птиц и разработать методы по контролю их численности на территории полигона твердых бытовых отходов г. Барнаул.
Для реализации данной цели предусматривалось решение следующих задач:
1. Оценить орнитологическую обстановку в зоне полигона ТБО г. Барнаул.
2. Оценить эффективность применения биоакустических и визуальных отпугивателей птиц на территории полигона ТБО.
3. Разработать мероприятия по отпугиванию птиц с полигона г. Барнаул.
1. Наиболее многочисленные и представляющие опасность виды птиц, встречающиеся на полигоне ТБО: грач, черный коршун, галка, серая ворона, хохотунья, домовой воробей, полевой воробей, сизый голубь, сизая чайка, озерная чайка, скворец обыкновенный
2. Высота перелётов птиц, отмеченных на полигоне ТБО, создающих потенциальную опасность для полётов воздушных судов в районе аэродрома Барнаул, составляет от 0 до 450 метров; высота максимальной концентрации птиц над полигоном от 0 до 100 метров.
3. Максимальная численность данных видов в зоне действия полигона ТБО: грач - 800 особей, серебристая чайка - около 100 особей, черный коршун - 375 особей, серая ворона - 40 особей, ворон - 40 особей, воробей домовый - 150 особей, голубь - 200 особей.
4. Максимальная численность птиц зафиксирована в августе, в период максимально высокой численности населения птиц в природе, обусловленный окончанием периода размножения. Временное увеличение численности чаек прогнозируется нами для весны и осени в моменты остановок и кормления мигрантов.
5. Дистанция эффективного воздействия биоакустического отпугивателя: для грача - 150-250 м, для чайковых - 100-130 м, для скворцов - 75-100 м.
6. Средняя продолжительность (в секундах) периода между временем начала воздействия и взлетом птиц с территории под действием биоакустического отпугивателя составляет: для грачей - 27; сизых чаек - 15,8; серебристых чаек - 13,9; скворцов - 25,5.
7. При ежедневном применении визуального отпугивателя голуби сокращают свою численность на 50%; после 7 дней использования отпугивателя эффекта привыкания не обнаружено.
8. Предлагаем следующий режим эксплуатации полигона:
а) проведение на полигоне систематического отпугивания птиц биоакустическим методом с использованием соответствующего оборудования (двух-трех биоакустических устройств), смонтированных на бульдозерах, занятых захоронением бытовых отходов, для обеспечения действия сигналов «бедствия» и «тревоги», транслируемых этим оборудованием;
б) размещение на территории участков подвоза бытовых отходов на шестах (высота около 4-5 м) 10-12-ти специальных надувных цветных шаров с рисунком глаз хищника, имеющих эффект подвижности зрачков, оказывающий на птиц отпугивающее воздействие;
в) размещение на территории участков подвоза бытовых отходов на шестах (высота около 5-6 м) 8-10 специальных визуальных отпугивателей - воздушных змеев, оказывающий на птиц репеллентное воздействие.
1. Благосклонов К. Н. Охрана и привлечение птиц. - М.: Просвещение, 1979. - 240 с.
2. Благосклонов К. Н. Город и природа. - М.: Просвещение, 2002. - 183с.
3. Возмилов А. Г., Мельников А. В., Урманов В.Г. Воздействие электрических импульсов электрошекера на птицу // Механизация и электрификация сельского хозяйства, 2009. - № 11. - С. 20-21.
4. Возмилов А. Г., Урманов В. Г., Волчков В. Ю. Устройство для предотвращения гнездования птиц на порталах электроподстанций // Достижения науки и техники АПК, 2011. - № 8. - С. 73-75.
5. Грабовский М. А. Пернатые хищники и авиация // Пернатые хищники и их охрана, 2008. - № 12. - С. 1-26.
6. Грин Н. Биология. - М.: Мир, 1996. - 368 с.
7. Джонгман Р. Анализ данных в экологии сообществ и ландшафтов. - М., 1984 - 306 с.
8. Еналеев И. Р. Использование хищных птиц в качестве биорепеллентов на объектах зернопрома // Материалы XIII Международной орнитологической конф. Северной Евразии. Оренбург, 2010. - С. 10 -127.
9. Еналеев И. Р. Особенности применения ястреба-тетеревятника в качестве биорепеллента на аэродроме и звероферме // Матер. Всесоюзного семинара по проблемам управления поведением и охраны птиц, 1990.- № 3.
- С. 142-149.
10. Залозных Д. В. Этологические аспекты использования хищных птиц в обеспечении орнитологической безопасности полетов воздушных судов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2007.
- № 2. - С. 127-129.
11. Звонов Б. М. Орнитологическая безопасность. - М.: Онтопринт,
2010. - 65 с.
12. Ильичев В. Д., Бутьев В.Т. Птицы Москвы и Подмосковья. - М., 1987. - 288 с.
13. Ильичев В. Д. Массовые самолетоопасные виды птиц средней полосы и Подмосковья. // Международная научно-практическая конференция «Проблемы экологии и безопасности жизнедеятельности», 2004. - №8 - С. 256 -270.
14. Ильичев В. Д. Биоакустика птиц. - М., 1972. - 530 с.
15. Иоффе М. М., Приходько М.П. Справочник авиационного метеоролога. - М., 1977. - 303 с.
16. Кокшайский, Н. В. Новости орнитологии. - Алма-Ата, 1995. - 182 с.
17. Костин С. Ю. Птицы на полигонах твёрдых бытовых отходов Крыма: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Киев, 1994. - 20 с.
18. Ляхов А. Г. Врановые птицы Екатеринбурга // Материалы к распространению птиц на Урале, в Приуралье и Западной Сибири, 2012. - №17. - С. 98-110.
19. Миронов Г. А. Птицезащитные мероприятия на ВЛ и ПС 6-330кВ. - М., 1990. - 490 с.
20. Молодовский А. В. Сезонная миграция стайных птиц и ее прогнозирование // Наземные и водные экосистемы, 1987. - №12. - С. 46-51.
21. Наумов Н. П., Ильичев В. Д. Акустические реппеленты и их применение. - М., 1965. - 376 с.
22. Птушенко Е. С. Биология и хозяйственное значение птиц
Московской области и сопредельных территорий. - М., 1968. - 461 с.
23. Равкин Е. С., Челинцев Н. Г. Методические рекомендации по комплексному маршрутному учету птиц. - М., 1990. - 33 с.
24. Резанов А. А. Оценка антропотолерантности птиц в условиях селитебного ландшафта // Естественно-научное образование: методология, теория и методика, 2005. - №12. - С. 66-170.
25. Рогачев А. И. Наука и техника, сер. Летная эксплуатация. - М., 1979. - 240 с.
26. Рыжов С. К. Столкновения с птицами. Актуальные аспекты // Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий, 2013. - №25. - С. 24 - 33.
27. Рыжов С. К. Экспертное заключение по гражданскому делу о запрете деятельности по выращиванию сельскохозяйственных культур // Труды общества независимых расследователей авиационных происшествий, 2013. - №14. - С. 12 - 15.
28. Рыжов С. К. Методические рекомендации по орнитологическому обеспечению безопасности полетов - М.: ГЦ БПВТ, 2007. - 220 с.
29. Рыжов С. К. Как защититься от диких птиц? // Птица и птицепродукты, 2005. - № 6. - С. 14-20.
30. Рыжов С. К. Столкновения гражданских воздушных судов с птицами в России в 2008 г. Аналитические материалы // Авиатранспортное обозрение, 2009. - № 102. - С. 24 - 29.
31. Силаева О. Л., Золотарева С. С. Диапазоны слуха и голоса некоторых видов птиц // Конференция «Актуальные проблемы экологии и природопользования» Российский университет дружбы народов, 2014. - С. 98-101.
32. Севрюкова Е. Н., Ячменникова Н. Ф. Прерванный полет // Российская газета, 2007. - № 4352. - С. 2-4.
33. Чельцов-Бебутов, А. М. Экология птиц. - М., 1982. - 128 с.
34. Чугунова Т. Ю., Рыжов С. К. Меры защиты от проникновений птиц в производственные помещения // Кондитерское и хлебопекарное производство, 2011. - № 7. - С. 8-12.
35. Шилова И. И. Естественная растительность свалок и полигонов твёрдых бытовых и промышленных отходов в условиях крупного промышленного города // Естественная растительность промышленных и урбанизированных территорий Урала, 1990. - С. 41-57.