Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования

Работа №97496

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2019
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
189
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Становление и перспективы развития экологического
образования 6
1.2. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 13
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирование представлений об окружающем мире у дошкольников 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Уровень сформированности представлений об окружающем мире
у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования 32
2.2. Внедрение педагогических условий для формирования
представлений об окружающем мире у детей 35
2.3. Уровень сформированности представлений об окружающем мире
у детей на заключительном этапе исследования 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51

Актуальность. Экологическое образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Ребенок дошкольного возраста знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее или через практическую деятельность во время прогулок. Опосредованные способы познания природы (книги, картины, кино, телевидение) расширяют кругозор маленького ребенка, однако оказывают меньшее воспитательное воздействие. Непосредственное же общение с природой насыщает эмоциональное восприятие ребенка яркими впечатлениями.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т.п.
Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.
Современные исследователи (А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Н.Н. Поддьяков) также рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.
Актуальность исследования обусловлена тем, что при формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Проблема: Комплекс каких педагогических условий будет способствовать формированию знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Цель исследования: Выявить, теоретически обосновать педагогические условия для формирования знаний об окружающем мире у старших дошкольников и опытно-поисковым путём подтвердить их эффективность.
Объект исследования: Процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет: педагогические условия, способствующие формированию знаний об окружающем мире у старших дошкольников.
Задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по становлению и перспективам развития экологического образования.
2. Определить особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста и дать теоретическое обоснование педагогическим условиям формирования экологических представлений.
3. Провести диагностику уровня сформированных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и внедрить систему педагогических условий для формирования представлений об окружающем для детей старшего дошкольного возраста.
В работе использовались следующие методы: теоретические - анализ психологической, педагогической и методической литературы, синтез, обобщение; эмпирические - анализ сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проведено на базе МАДОУ №4 «Солнышко» г.Арамиль.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Развитие экологического образования в дошкольных учреждениях прошло длинный и трудный путь развития. В настоящее время экологическое образование также проходит путь развития, и еще не достигло апогея своего развития.
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально- положительном отношении к природе, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации. Особуюроль в становлении экологической культуры дошкольника играет педагог, который осуществляет подготовку к экспериментам, через которые ребенок познает окружающий мир.
Существуют различные методы обучения экологическим знаниям, но более успешнее в дошкольном возрасте применяется метод опытов и наблюдения. Опыты предполагают самостоятельную исследовательскую деятельность всех субъектов образовательного процесса. Они могут проводиться индивидуально или в парах. Во время выполнения опытов необходимо управлять деятельностью дошкольников, следить за ее результатами, но не отвлекать внимания детей.
Для выявления экологических знаний мы взяли три показателя: полнота знаний, понимание материала и умение доказать свои знания.
База исследования: муниципальное автономное образовательное учреждение МАДОУ№ 4 «Детский сад комбинированного вида « Солнышко».
Выборка исследования: дети старшей группы «Звездочка». Возраст детей - 5-6 лет (5 лет - 44%, 6 лет - 56%).
Всего 18 детей. Дети с ОВЗ - 5 человек, что составляет 28% от общего числа детей в группе.
Уровень сформированности представлений об окружающем мире у детей проводился с помощью диагностики. Затем были разработаны педагогические условия для изменения показателей с включение в работу наблюдения и опытов.
Диагностика, проводимая после внедрения педагогических условий работы, показала существенные изменения знаний у дошкольников. Низкий уровень выявлен всего у 2 детей, вместо 8, высокий уровень у 7 детей, вместо 3, и средний уровень у 9 детей, вместо 7.
Таким образом, мы можем говорить формирование знаний об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным если:
- регулярно проводить природоведческие опыты;
-наблюдение за объектами неживой и живой природы.



1. Ашиков, В. И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] / В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова. - Новосибирск, 2006. - 145 с.
2. Ашиков, В. И. Природа, Творчество и Красота [Текст] / В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова // Дошкольное воспитание. - 2005. № 7. - С. 2-5 ; № 11. - С. 100.
3. Балаценко, Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей [Текст] / Л. Балаценко. - М. : ГИТИС, 2002. - 151 с.
4. Болоцких, В. Н. Наука и образование в становлении и развитии человечества: (к постановке проблемы) [Текст] / В. Н. Болоцких // Модернизация отечественного образования: сущность, проблемы перспективы : сб. ст. : в 2 ч. / гл. ред. Н. В. Наливайко. - Новосибирск, 2005. - Ч. 1. - С. 21-38.
5. Бобылева, Л. Д. Экологическое воспитание младших школьников [Текст] / Л. Д. Бобылева, О. В. Бобылева. - Начальная школа. - 2003. № 5. - С. 64-75.
6. Бобылева, Л. Д. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? [Текст] / Л. Д. Бобылева. - Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - С. 38-46.
7. Большакова, М. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе [Текст] / М. Большакова, Н. Морева // Дошкольное воспитание. - Москва, 2005. - № 7. - С. 12-20.
8. Букин, А. П. В дружбе с людьми и природой [Текст] / А. П. Букин. - М. : Просвещение, 2004. - 178 с.
9. Ворошилова, В. М. Педагогические инновации в экологическом воспитании дошкольников [Текст] / В. М. Ворошилова // Региональный подход в экологическом образовании периода детства - Тезисы докладов региональной научно-практической конференции : Екатеринбург, 1998. - С. 27-29.
10. Васильева, А. И. Учите детей наблюдать природу [Текст] / А. И. Васильева. - М. : 2002. - С. 56.
11. Вербицкий, А. А. Игровое моделирование: Методология и практика [Текст] / под ред. И. С. Ладенко. - Новосибирск, 2006. - 145 с.
12. Ворошилова, В. М. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособ / В. М. Ворошилова, О. Н. Лазарева, Н. А. Волкова : Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2004. — 279 с.
13. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] / В. О. Зебзеева // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - С. 45-49.
14. Зебзеева, В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования [Текст] / В. А. Зебзеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 50-52. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2798/(дата обращения: 21.11.2018).
15. Зенина, Т. Наблюдаем, познаем, любим [Текст] / Т. Зенина // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 7. - С. 31-34.
16. Зерщикова, Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим [Текст] / Т. Зерщикова Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 7. - С. 3-9.
17. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] / А. И. Иванова // Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
18. Иванова, Г. Курашова, В. Об организации работы по экологическому воспитанию [Текст] / Г. Иванова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 10-12.
19. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст] / Н. В. Коломина // Сценарии занятий. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
20. Кузнецов, В. Н. Программы: Экология. [Текст] / В. Н. Кузнецов. - М. : Просвещение, 2006. - 176 с.
21. Лазарева, О. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / О. Н. Лазарева, Н. А. Волкова, В. М. Ворошилова. - Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. - 279 с.
22. Левитман, М. Х. Экология - предмет: интересно или нет? [Текст] / М. Х. Левитман. - СПб. : СОЮЗ, 2006. - 282 с.
23. Левина, Р. Метеоцентр в детском саду, или экология и творчество [Текст] / Р. Левина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 8. - С. 49-53.
24. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду [Текст] / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика - Синтез, 2003. - 119 с.
25. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М. : Издат. центр «Академия», 2002. - 336 с.
26. Рыжова, Н. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] / Н. О. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 5. - С. 26-34.
27. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям [Текст] / В. А. Сухомлинский. - Киев, 2005. - 254 с.
28. Целищева, И. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений [Текст] / И. Целищева, М. Большакова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11. - С. 53-64.
29. Хушбахтов, А. Х. Терминология «педагогические условия» [Текст] / А. Х. Хушбахтов. - Молодой ученый, 2015. — № 23. — 1022 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ