Педагогические условия формирования знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Становление и перспективы развития экологического
образования 6
1.2. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 13
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирование представлений об окружающем мире у дошкольников 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Уровень сформированности представлений об окружающем мире
у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования 32
2.2. Внедрение педагогических условий для формирования
представлений об окружающем мире у детей 35
2.3. Уровень сформированности представлений об окружающем мире
у детей на заключительном этапе исследования 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Становление и перспективы развития экологического
образования 6
1.2. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 13
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирование представлений об окружающем мире у дошкольников 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Уровень сформированности представлений об окружающем мире
у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе исследования 32
2.2. Внедрение педагогических условий для формирования
представлений об окружающем мире у детей 35
2.3. Уровень сформированности представлений об окружающем мире
у детей на заключительном этапе исследования 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
Актуальность. Экологическое образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Ребенок дошкольного возраста знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее или через практическую деятельность во время прогулок. Опосредованные способы познания природы (книги, картины, кино, телевидение) расширяют кругозор маленького ребенка, однако оказывают меньшее воспитательное воздействие. Непосредственное же общение с природой насыщает эмоциональное восприятие ребенка яркими впечатлениями.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т.п.
Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.
Современные исследователи (А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Н.Н. Поддьяков) также рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.
Актуальность исследования обусловлена тем, что при формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Проблема: Комплекс каких педагогических условий будет способствовать формированию знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Цель исследования: Выявить, теоретически обосновать педагогические условия для формирования знаний об окружающем мире у старших дошкольников и опытно-поисковым путём подтвердить их эффективность.
Объект исследования: Процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет: педагогические условия, способствующие формированию знаний об окружающем мире у старших дошкольников.
Задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по становлению и перспективам развития экологического образования.
2. Определить особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста и дать теоретическое обоснование педагогическим условиям формирования экологических представлений.
3. Провести диагностику уровня сформированных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и внедрить систему педагогических условий для формирования представлений об окружающем для детей старшего дошкольного возраста.
В работе использовались следующие методы: теоретические - анализ психологической, педагогической и методической литературы, синтез, обобщение; эмпирические - анализ сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проведено на базе МАДОУ №4 «Солнышко» г.Арамиль.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Ребенок дошкольного возраста знакомится с миром природы, непосредственно наблюдая ее или через практическую деятельность во время прогулок. Опосредованные способы познания природы (книги, картины, кино, телевидение) расширяют кругозор маленького ребенка, однако оказывают меньшее воспитательное воздействие. Непосредственное же общение с природой насыщает эмоциональное восприятие ребенка яркими впечатлениями.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Детское экспериментирование - сложный многогранный процесс, включающий в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. В ходе его дошкольник постепенно овладевает моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке ее опытным путем. Ему доступны приемы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов и т.п.
Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.
Современные исследователи (А.И. Иванова, И.Э. Куликовская, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Н.Н. Поддьяков) также рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста.
Актуальность исследования обусловлена тем, что при формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Проблема: Комплекс каких педагогических условий будет способствовать формированию знаний об окружающем мире у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Цель исследования: Выявить, теоретически обосновать педагогические условия для формирования знаний об окружающем мире у старших дошкольников и опытно-поисковым путём подтвердить их эффективность.
Объект исследования: Процесс экологического образования в ДОУ.
Предмет: педагогические условия, способствующие формированию знаний об окружающем мире у старших дошкольников.
Задачи:
1. Проанализировать теоретическую литературу по становлению и перспективам развития экологического образования.
2. Определить особенности экологического образования детей старшего дошкольного возраста и дать теоретическое обоснование педагогическим условиям формирования экологических представлений.
3. Провести диагностику уровня сформированных представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и внедрить систему педагогических условий для формирования представлений об окружающем для детей старшего дошкольного возраста.
В работе использовались следующие методы: теоретические - анализ психологической, педагогической и методической литературы, синтез, обобщение; эмпирические - анализ сформированности знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проведено на базе МАДОУ №4 «Солнышко» г.Арамиль.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Развитие экологического образования в дошкольных учреждениях прошло длинный и трудный путь развития. В настоящее время экологическое образование также проходит путь развития, и еще не достигло апогея своего развития.
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально- положительном отношении к природе, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации. Особуюроль в становлении экологической культуры дошкольника играет педагог, который осуществляет подготовку к экспериментам, через которые ребенок познает окружающий мир.
Существуют различные методы обучения экологическим знаниям, но более успешнее в дошкольном возрасте применяется метод опытов и наблюдения. Опыты предполагают самостоятельную исследовательскую деятельность всех субъектов образовательного процесса. Они могут проводиться индивидуально или в парах. Во время выполнения опытов необходимо управлять деятельностью дошкольников, следить за ее результатами, но не отвлекать внимания детей.
Для выявления экологических знаний мы взяли три показателя: полнота знаний, понимание материала и умение доказать свои знания.
База исследования: муниципальное автономное образовательное учреждение МАДОУ№ 4 «Детский сад комбинированного вида « Солнышко».
Выборка исследования: дети старшей группы «Звездочка». Возраст детей - 5-6 лет (5 лет - 44%, 6 лет - 56%).
Всего 18 детей. Дети с ОВЗ - 5 человек, что составляет 28% от общего числа детей в группе.
Уровень сформированности представлений об окружающем мире у детей проводился с помощью диагностики. Затем были разработаны педагогические условия для изменения показателей с включение в работу наблюдения и опытов.
Диагностика, проводимая после внедрения педагогических условий работы, показала существенные изменения знаний у дошкольников. Низкий уровень выявлен всего у 2 детей, вместо 8, высокий уровень у 7 детей, вместо 3, и средний уровень у 9 детей, вместо 7.
Таким образом, мы можем говорить формирование знаний об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным если:
- регулярно проводить природоведческие опыты;
-наблюдение за объектами неживой и живой природы.
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально- положительном отношении к природе, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации. Особуюроль в становлении экологической культуры дошкольника играет педагог, который осуществляет подготовку к экспериментам, через которые ребенок познает окружающий мир.
Существуют различные методы обучения экологическим знаниям, но более успешнее в дошкольном возрасте применяется метод опытов и наблюдения. Опыты предполагают самостоятельную исследовательскую деятельность всех субъектов образовательного процесса. Они могут проводиться индивидуально или в парах. Во время выполнения опытов необходимо управлять деятельностью дошкольников, следить за ее результатами, но не отвлекать внимания детей.
Для выявления экологических знаний мы взяли три показателя: полнота знаний, понимание материала и умение доказать свои знания.
База исследования: муниципальное автономное образовательное учреждение МАДОУ№ 4 «Детский сад комбинированного вида « Солнышко».
Выборка исследования: дети старшей группы «Звездочка». Возраст детей - 5-6 лет (5 лет - 44%, 6 лет - 56%).
Всего 18 детей. Дети с ОВЗ - 5 человек, что составляет 28% от общего числа детей в группе.
Уровень сформированности представлений об окружающем мире у детей проводился с помощью диагностики. Затем были разработаны педагогические условия для изменения показателей с включение в работу наблюдения и опытов.
Диагностика, проводимая после внедрения педагогических условий работы, показала существенные изменения знаний у дошкольников. Низкий уровень выявлен всего у 2 детей, вместо 8, высокий уровень у 7 детей, вместо 3, и средний уровень у 9 детей, вместо 7.
Таким образом, мы можем говорить формирование знаний об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным если:
- регулярно проводить природоведческие опыты;
-наблюдение за объектами неживой и живой природы.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Обогащение представлений об окружающем мире у детей с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2023 - Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО
ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Субъективное отношение ребенка дошкольного возраста к природе как основа его эксцентрического мировоззрения
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017



