ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ
УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Психолого-физиологические предпосылки обучения навыкам
вокала 8
1.2. Потенциал дополнительного образования для обучающихся
вокалу 12
1.3. Обзор методических подходов к формированию интонационных
навыков у обучающихся 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ИНТОНИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
ВОКАЛУ 31
2.1. Характеристика условий, контингента участников,
диагностических методик и начального уровня 31
2.2. Содержание опытной работы 42
2.3. Анализ результатов опытной работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Актуальность.
В современном мире, как и во все времена, важное место занимает искусство. Оно является не одним лишь предметом развлечения, ведь благодаря звуковым образам, с помощью которых мы отражаем действительность, проходит освоение и познание действительности мира. Потому музыка занимает значительное место в системе общего и дополнительного образования.
Каждый наделен и неразлучен с момента появления на свет с самым уникальным музыкальным инструментом, таким как человеческий голос. И оттого совершенно объяснимо желание владеть данным инструментом - доступным и понятным с рождения каждому. К тому же, учеными доказано, что умение петь и музыка в целом благоприятно влияют на человеческий организм.
Обучение вокалу не должно происходить только ради обучения вокалу. В ходе процесса обучения так же выполняются важные воспитательные задачи: у детей это проявление устойчивого интереса, не бросить дело на половине пути, т.е. формируются личностные качества, необходимые ему в жизни. «Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечно-сосудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье» [1, с. 249].
Еще одна положительная сторона, из-за которой стоит обучаться вокалу - развитие голоса, которое предполагает не только совершенствование голосового аппарата, но и постановку голоса, что делает человека хорошим собеседником и оратором со звучным, сильным голосом и уверенным владением им.
«Человек, умеющий петь, знает, как известно, наперед, т.е. ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон...» - пишет в своей книге «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченов [23, с. 38]. Это лишь подтверждает, что человек, обученный вокалу, понимая принцип работы голосовых мышц, гораздо лучше владеет своим голосовым аппаратом.
Если раньше, в 60-70х годах XX века, вокальным воспитанием преимущественно занимались учителя музыки в общеобразовательных школах, в кружках, обучая хоровому пению, то в настоящее время получить должную вокальную подготовку не является проблемой, поскольку в России стремительно развивается сфера дополнительного образования. И если раньше главную часть дополнительного образования составляли детские школы искусств, куда принимали детей определенного возраста и с определенной степенью музыкальной одаренности, то теперь обучаться вокалу может любой желающий, в любом возрасте, в условиях музыкальных и вокальных студий.
Но нередки случаи, когда перед некоторыми обучающимися встает проблема, которую невозможно преодолеть самостоятельно - проблема в интонировании. В этой ситуации необходим компетентный и внимательный наставник, которым выступает преподаватель вокала. Перед ним стоит трудная задача по устранению неточного интонирования, и подойти к работе над интонацией необходимо этично, понимая возможные психологические сложности обучаемых. Но что еще важнее, преподаватель должен обладать огромным багажом упражнений, приемов и методов по устранению неточного вокального интонирования, знать методические труды различных авторов на эту тему и уметь уместно использовать те или иные приемы и методы, соответствуя ситуации.
В научной литературе на педагогическом опыте накоплен определенный потенциал методических приемов по работе с детьми над исправлением неточного интонирования. В их работах убедительно отстаивается положение о том, что у любого здорового ребенка при соответствующих усилиях чистота интонирования может быть достигнута. Но не всегда для этого имеются соответствующие возможности.
При правильном вокальном развитии, учитывающем закономерности становления голоса велики шансы сохранения голосового аппарата здоровым.
Противоречие выявлено между актуальностью обучения вокалу в учреждениях дополнительного образования и наличием сложности интонирования у обучающихся. Это противоречие может быть преодолено в условиях разных форм дополнительного образования, где возможно обучение в индивидуальных формах или в микрогруппах.
Проблемой данной работы является преодоление неточного интонирования у обучающихся вокалу.
Темой настоящей работы явилось «Формирование навыков интонирования у обучающихся вокалу в учреждениях дополнительного образования».
Цель выпускной квалификационной работы -=- теоретическое обоснование и проверка в опытной работе эффективных способов формирования навыков интонирования у обучающихся вокалу в условиях дополнительного образования.
Задачи:
1. Охарактеризовать психолого-физиологические предпосылки успешного обучения навыкам вокала.
2. Рассмотреть потенциал дополнительного образования для обучающихся вокалу.
3. Провести обзор существующих методических подходов в обучении вокалу в аспекте формирования у обучающихся навыков интонирования.
4. Разработать диагностическую методику по определению степени сформированности интонационных навыков у участников опытной работы.
5. Провести опытно-поисковую работу по совершенствованию чистоты интонирования у обучающихся вокалу.
6. Обобщить результаты по проведенной опытно-поисковой работе по формированию навыка интонирования.
Объектом исследования явился процесс формирования навыков интонирования обучающихся вокалу в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования - формы, методы и приемы работы по формированию навыков интонирования.
В основу выпускной квалификационной работы положена следующая гипотеза: Формирование навыков интонирования у обучающихся вокалу в условиях дополнительного образования может быть успешным, если:
- знать и учитывать психолого-физиологические предпосылки обучения навыкам вокала; опираться на существующие методические подходы к формированию навыков у обучающихся.
- опираться на имеющийся потенциал дополнительного образования и максимально использовать его возможности при работе по формированию навыка интонирования у обучающихся вокалу.
Методы, использованные в работе: теоретические изучение литературы по теме исследования, сравнение, сопоставление, анализ эмпирические: педагогическое наблюдение, интервьюирование, опытная работа.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения музыкальной психологии о развиваемости музыкальных задатков (Д.К. Кирнарская, Б. М. Теплов), идеи о возможности преодоления нечистой интонации у лиц с разным уровнем музыкальной
одаренности (Е.И. Алмазов, О.А. Апраксина, Н.Д. Орлова), современные концепции обучения вокалу взрослых (Л.Б. Дмитриев, В.П. Морозов) и детей (В.В. Емельянов, Д.Л. Локшин, Д.Е. Огороднов, Г.П Стулова), концепции дополнительного образования (Т.А. Антопольская,
О.Е. Лебедев).
База опытной работы: школа эстрадного пения «Solovey» г. Екатеринбурга в период 2017-2018 г.
Структура: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.
Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:
Анализ психолого-физиологических предпосылок успешного обучения навыкам вокала показал, что таковыми являются задатки, заложенные природой, а именно: наличие музыкальных задатков, а также строение артикуляционного и дыхательного аппаратов, объем глотки. При благоприятном развитии музыкальных задатков есть шанс развить музыкальные способности, которые лежат в основе музыкальной деятельности. Главной способностью, благоприятствующей занятиям вокалом, является музыкальный слух, проявляемый на уровне восприятия и воспроизведения.
Оценив потенциал дополнительного музыкального образования для обучающихся вокалу, мы выяснили, что его большим преимуществом перед общим музыкальным образованием выступает возможность ориентироваться на индивидуальные возможности обучающегося. Использование индивидуальной формы обучения дает преподавателю возможность выбирать индивидуальный образовательный маршрут для каждого обучающегося, опираясь на его способности и потребности, отбирать для этого наиболее целесообразные методы и приемы.
Рассмотрев ряд методических подходов к формированию вокальных навыков у обучающихся (М.И.Глинка, Л.Б.Дмитриев, Г.П.Стулова, Д.Е.Огороднов, В.В.Емельянов, С. Риггс) мы выяснили, что их богатый и разнообразный потенциал открывает самые разные пути и варианты для исправления певческой интонации у обучающихся, применительно к их индивидуальным особенностям и испытываемым трудностям.
Изучив условия занятий, мы можем сделать вывод, что они в полной мере отвечают необходимым требованиям, как по состоянию материальной базы, так и по педагогическому составу. В студию принимаются все желающие научиться пению и получают шанс для своего развития. В соответствии с темой нашего исследования разработанная нами диагностика была направлена на определение степени сформированности навыка интонирования. Она включала два критерия развития музыкального слуха - его проявления в процессе восприятия и в процессе воспроизведения, уровень которых определялся на основе шкалы оценок.
Суммируя количественные и качественные результаты начального диагностирования участников опытной работы, можно заключить, что большинство их (6 человек) в той или иной мере испытывает затруднения в области интонирования. У двух из семи обучающихся низкий уровень интонирования, у четверых уровень средний. При этом лишь одна из обучающихся показала высокий уровень владения навыком интонирования, допуская небольшие погрешности, связанные с недостаточным количеством исполнительского опыта.
Отсюда следует, что, что поскольку и сложности у обучающихся специфические, то и работа над ними должна быть сугубо личностно-ориентированной, учитывающей все факторы, от которых зависит положительный результат развития навыка интонирования.
Поскольку каждый обучающийся обладает индивидуальностью, своим набором личностных качеств, музыкальных предпосылок и способностей, каждый имеет свои психологические барьеры, а также физиологические особенности, выявить наиболее общие проблемы с интонированием для всех не удалось. В связи с этим нами был найден индивидуальный подход к занятиям с каждым, методики отбирались в соответствии с поставленными задачами.
Занятия с обучающимися, чей навык интонирования был несколько выше, чем у остальных, велись с опорой на методики Л.Б. Дмитриева, Г.П. Стуловой и М.И. Глинки, причем задачи работы с каждым из них были разными: у юношей, находившихся в домутационном и мутационном периодах - добиться чистой интонации в примарной зоне и сохранить голос; эти же методики оказались полезными для преодоления тенденции к завышению интонации, а также при прорабатывании сложного репертуара.
Методики Д.Е. Огороднова и В.В. Емельянова, направленные на начальное развитие голоса певца и способствующие освобождению голосового и артикуляционного аппарата, оказались полезными для преодоления занижения интонации из-за неумения обучающегося пользоваться своим голосовым аппаратом, из-за психологических барьеров (стеснение, замкнутость).
Количественные данные, полученные в ходе повторного диагностирования, доказывают эффективность примененной нами методики обучения. У всех обучающихся наблюдались позитивные сдвиги в уровне владения навыком интонирования. Количественные данные подкрепляются и качественными данными, отраженными в индивидуальных характеристиках участников опытной работы. Всё это доказывает верность выдвинутой нами гипотезы.
1. Алмазов, Е. И. О возрастных особенностях певческого голоса у дошкольников, школьников и молодежи [Текст] Е. И. Алмазов //В кн.: Развитие детского голоса / Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи / под ред. Шацкой В. Н. - :Изд-во АПН РСФСР, 1963. 344 с.
2. Антопольская, Т.А. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей: понимание, структурирование, развитие [Текст] // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2009. - № 4.- с. 7-11.
3. Апраксина, О. А. Выявление неверно поющих детей и методы занятий с ними. Вып. 1. [Текст] О. А. Апраксина, Н. Д. Орлова - М. : Музыка, 1961. 230 с.
4. Аспелунд, Д. Л. Развитие певца и его голоса [Текст] / Д. Л. Аспелунд - М. : Музгиз, 1952.-275 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб : Союз, 1997. 93 с.
6. Глинка, М. И. Упражнения для усовершенствования голоса, методические пояснения к ним и вокализы-сольфеджио [Текст] / М. И. Глинка - М. : Кифара, 1997.-56 с.
7. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология. М. : изд., 1983. 190 с.
8. Дмитриев, Л. Б. Голосообразование у певцов [Текст] / Л. Б. Дмитриев; - М. : Государственное музыкальное издательство, 1962. 59 с.
9. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / В. П. Дмитриев - М. :Музыка, 1968. 675 с.
10. Емельянов В.В. Развитие голоса: координация и тренинг [Текст]. - СПб., 2003.
11. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования [Текст]. - Новосибирск,1991.
12.Зимняя Е.И. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов / И.А. Зимняя - 2-е издание. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2004. [Электронный ресурс]: URL:
http: //knigi .link/psihologiya-pedago gicheskaya/pedago gicheskaya- psihologiya.html
13. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь [Текст] / Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского - М. : Политиздат, 1985. 431 с.
14. Кирнарская, Д.К. Музыкальные способности. М. :Таланты-XXI век, 2007. 578 с.
15. Лебедев, О.Е. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студентов вузов / [Лебедев О.Е. и др.]; под ред. О.Е. Лебедева. М. : Владос, 2003. 254 с.
...