ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
|
ГЛАВА 1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ... 6
1.1. Становление и перспективы развития экологического
образования 6
1.2. Сущностная характеристика понятия экологическая
культура 11
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 24
2.1. Уровень сформированности экологической культуры
младших школьников на начальном этапе исследования 24
2.2. Внедрение педагогических условий для формирования
экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром 32
2.3. Анализ сформированности экологической культуры
младших школьников на заключительном этапе исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
1.1. Становление и перспективы развития экологического
образования 6
1.2. Сущностная характеристика понятия экологическая
культура 11
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 24
2.1. Уровень сформированности экологической культуры
младших школьников на начальном этапе исследования 24
2.2. Внедрение педагогических условий для формирования
экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром 32
2.3. Анализ сформированности экологической культуры
младших школьников на заключительном этапе исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
Актуальность проблемы. В современном мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Поэтому перед человечеством возникает вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Т.е. переход от потребительского отношения к природе на коэволюционное, которое предполагает гармонию человека с природой. Важным фактором является и повышение уровня образованности и грамотности в экологической сфере подрастающего поколения.
Именно поэтому, одной из основных задач школьного образования должно быть повышение экологической грамотности обучающихся, научение их навыкам рационального и бережного использования ресурсов природы, формирование гуманной позиции по отношению к природе, то есть формирование у младших школьников экологической культуры.
Предпосылками правовой базы для осуществления экологического образования служит принятый в РФ Закон «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002 г.), в XIII главе «Основы формирования экологической культуры» устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя все уровни образования в том числе и дополнительное [40].
5 января 2016 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом экологии. Его цель - привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшение состояния экологической безопасности страны. Основной задачей проведения Года Экологии было обеспечение безопасности и сохранение уникальной природы России. Так же В. В. Путин в своем обращении сказал, что на сегодняшний день разговор об экологических проблемах следует вести в наступательном и практическом ключе, а так же выводить природоохранную работу на уровень системной и ежедневной обязанности государственной власти всех уровней.
Степень разработанности проблемы. Большой вклад в разработку проблемы формирования экологической культуры внесли такие учёные как: А. А. Алдашева, О. М. Барковская, Д. В. Владышевский, А. X. Гимазетдинова, С Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Г. Н. Кароп, Б. Т. Лихачёв, В. И. Медведев, И. П. Сафронов, Л. П. Симонова. Многие исследователи придерживаются мнения, что экологическая культура способна вывести общество на новую ступень развития. В качестве показателей экологической культуры выделяют: экологическую образованность, эмоциональную отзывчивость и готовность к природоохранной деятельности. В исследованиях Ж. К. Кениспаева были предприняты попытки анализа проблемы формирования общей культуры, одной из составляющей которой является экологическая культура. В работах А. В. Усовой и А. А. Боброва определены формы учебного взаимодействия обучающихся и учителя с объектами природы для реализации программного содержания экологического образования.
Проблема. Комплекс, каких педагогических условий будет способствовать формированию экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников и опытно - поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект. Процесс ознакомления младшего школьника с окружающим миром.
Предмет. Педагогические условия формирования экологической культуры младшего школьника.
Задачи.
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Дать сущностную характеристику понятию экологическая культура.
3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия, позволяющие эффективно формировать экологическую культуру младшего школьника.
4. Подтвердить опытно-поисковым путем эффективность выбранных педагогических условий формирования экологической культуры младшего школьника.
Исследование было проведено с использованием следующих методов: теоретический - анализ методической и учебной литературы в рамках исследования; эмпирический - педагогическая диагностика, обработка данных (количественная и качественная), педагогическое проектирование.
База исследования: 2 «б» класс МАОО СОШ №5 п. Большой Исток.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, состоящий из 55 источников и 5 приложений. Введение раскрывает актуальность, степень разработанности проблемы, объект, предмет, цель и задачи работы. В первой главе рассматриваются общие теоретические положения формирования экологической культуры младших школьников. Вторая глава посвящена опытно-поисковой работе по выявлению уровня сформированности экологической культуры младших школьников и разработке заданий направленных на ее повышение. В заключении представлены выводы по данной работе. Приложения содержат фрагменты уроков с использованием выбранных нами педагогических условий формирования экологической культуры.
Именно поэтому, одной из основных задач школьного образования должно быть повышение экологической грамотности обучающихся, научение их навыкам рационального и бережного использования ресурсов природы, формирование гуманной позиции по отношению к природе, то есть формирование у младших школьников экологической культуры.
Предпосылками правовой базы для осуществления экологического образования служит принятый в РФ Закон «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002 г.), в XIII главе «Основы формирования экологической культуры» устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя все уровни образования в том числе и дополнительное [40].
5 января 2016 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом экологии. Его цель - привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшение состояния экологической безопасности страны. Основной задачей проведения Года Экологии было обеспечение безопасности и сохранение уникальной природы России. Так же В. В. Путин в своем обращении сказал, что на сегодняшний день разговор об экологических проблемах следует вести в наступательном и практическом ключе, а так же выводить природоохранную работу на уровень системной и ежедневной обязанности государственной власти всех уровней.
Степень разработанности проблемы. Большой вклад в разработку проблемы формирования экологической культуры внесли такие учёные как: А. А. Алдашева, О. М. Барковская, Д. В. Владышевский, А. X. Гимазетдинова, С Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Г. Н. Кароп, Б. Т. Лихачёв, В. И. Медведев, И. П. Сафронов, Л. П. Симонова. Многие исследователи придерживаются мнения, что экологическая культура способна вывести общество на новую ступень развития. В качестве показателей экологической культуры выделяют: экологическую образованность, эмоциональную отзывчивость и готовность к природоохранной деятельности. В исследованиях Ж. К. Кениспаева были предприняты попытки анализа проблемы формирования общей культуры, одной из составляющей которой является экологическая культура. В работах А. В. Усовой и А. А. Боброва определены формы учебного взаимодействия обучающихся и учителя с объектами природы для реализации программного содержания экологического образования.
Проблема. Комплекс, каких педагогических условий будет способствовать формированию экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников и опытно - поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект. Процесс ознакомления младшего школьника с окружающим миром.
Предмет. Педагогические условия формирования экологической культуры младшего школьника.
Задачи.
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Дать сущностную характеристику понятию экологическая культура.
3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия, позволяющие эффективно формировать экологическую культуру младшего школьника.
4. Подтвердить опытно-поисковым путем эффективность выбранных педагогических условий формирования экологической культуры младшего школьника.
Исследование было проведено с использованием следующих методов: теоретический - анализ методической и учебной литературы в рамках исследования; эмпирический - педагогическая диагностика, обработка данных (количественная и качественная), педагогическое проектирование.
База исследования: 2 «б» класс МАОО СОШ №5 п. Большой Исток.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, состоящий из 55 источников и 5 приложений. Введение раскрывает актуальность, степень разработанности проблемы, объект, предмет, цель и задачи работы. В первой главе рассматриваются общие теоретические положения формирования экологической культуры младших школьников. Вторая глава посвящена опытно-поисковой работе по выявлению уровня сформированности экологической культуры младших школьников и разработке заданий направленных на ее повышение. В заключении представлены выводы по данной работе. Приложения содержат фрагменты уроков с использованием выбранных нами педагогических условий формирования экологической культуры.
Проблема экологического образования освещена в работах многих известных ученых (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, Н. А. Рыков, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина). Они определили цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического образования. Главной целью экологического образования ставится формирование экологической культуры человека.
Под экологической культурой понимают - одну из составляющей общей культуры человека, которая представляет собой целостную систему знаний, умений, а так же взглядов, личных убеждений, ценностей и эмоционального отклика человека, определяющую отношение и поведение человека к окружающей природной среде.
В теоретической части работы были описаны структурные компоненты, этапы развития экологической культуры и уровни сформированности экологической культуры.
Несмотря, на то, что развитие экологической культуры младших школьников занимает приоритетное место в работе школы, уровень сформированности экологической культуры остается на низком уровне.
В связи с этим целью нашей работы стало выявление и обоснование, педагогических условий, которые способствовали бы эффективному формированию экологической культуры младших школьников.
Опытно-поисковая работа позволила проверить гипотезу нашего исследования: формирование экологической культуры младшего школьника будет эффективным, если в процессе ознакомления с окружающим миром использовать такие педагогические условия как экологизация основных предметов, и создание проблемных экологических ситуаций на уроках окружающего мира.
Анализ результатов входной диагностики свидетельствует о недостаточном уровне сформированности экологической культуры и её показателей, поэтому доказывают необходимость в перестройке образовательного процесса путем внедрения определенных педагогических условий.
Для внедрения выбранных нами педагогических условий было разработано тематическое планирование на соответствующие предметы и частично внедрено.
После была проведена повторная диагностика обучающихся 2 класса. Результаты, которой и стали подтверждением эффективности выбранных нами педагогических условий, так как у детей повысились показатели экологической культуры, а некоторые ученики смогли перейти на новый, более высокий уровень сформированности экологической культуры.
Таким образом, мы реализовали цель, задачи и подтвердили гипотезу исследования. В дальнейшем планируется развивать данную тему и полностью внедрить комплекс данных педагогических условий в образовательный процесс начальной школы.
Под экологической культурой понимают - одну из составляющей общей культуры человека, которая представляет собой целостную систему знаний, умений, а так же взглядов, личных убеждений, ценностей и эмоционального отклика человека, определяющую отношение и поведение человека к окружающей природной среде.
В теоретической части работы были описаны структурные компоненты, этапы развития экологической культуры и уровни сформированности экологической культуры.
Несмотря, на то, что развитие экологической культуры младших школьников занимает приоритетное место в работе школы, уровень сформированности экологической культуры остается на низком уровне.
В связи с этим целью нашей работы стало выявление и обоснование, педагогических условий, которые способствовали бы эффективному формированию экологической культуры младших школьников.
Опытно-поисковая работа позволила проверить гипотезу нашего исследования: формирование экологической культуры младшего школьника будет эффективным, если в процессе ознакомления с окружающим миром использовать такие педагогические условия как экологизация основных предметов, и создание проблемных экологических ситуаций на уроках окружающего мира.
Анализ результатов входной диагностики свидетельствует о недостаточном уровне сформированности экологической культуры и её показателей, поэтому доказывают необходимость в перестройке образовательного процесса путем внедрения определенных педагогических условий.
Для внедрения выбранных нами педагогических условий было разработано тематическое планирование на соответствующие предметы и частично внедрено.
После была проведена повторная диагностика обучающихся 2 класса. Результаты, которой и стали подтверждением эффективности выбранных нами педагогических условий, так как у детей повысились показатели экологической культуры, а некоторые ученики смогли перейти на новый, более высокий уровень сформированности экологической культуры.
Таким образом, мы реализовали цель, задачи и подтвердили гипотезу исследования. В дальнейшем планируется развивать данную тему и полностью внедрить комплекс данных педагогических условий в образовательный процесс начальной школы.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ 2ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА» НА ОСНОВЕ ВИТАГЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с родным краем
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование во внеурочной деятельности экологической культуры младших школьников на основе витагенной информации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5800 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019





