Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Работа №97487

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ... 6
1.1. Становление и перспективы развития экологического
образования 6
1.2. Сущностная характеристика понятия экологическая
культура 11
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 24
2.1. Уровень сформированности экологической культуры
младших школьников на начальном этапе исследования 24
2.2. Внедрение педагогических условий для формирования
экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром 32
2.3. Анализ сформированности экологической культуры
младших школьников на заключительном этапе исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73


Актуальность проблемы. В современном мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Поэтому перед человечеством возникает вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Т.е. переход от потребительского отношения к природе на коэволюционное, которое предполагает гармонию человека с природой. Важным фактором является и повышение уровня образованности и грамотности в экологической сфере подрастающего поколения.
Именно поэтому, одной из основных задач школьного образования должно быть повышение экологической грамотности обучающихся, научение их навыкам рационального и бережного использования ресурсов природы, формирование гуманной позиции по отношению к природе, то есть формирование у младших школьников экологической культуры.
Предпосылками правовой базы для осуществления экологического образования служит принятый в РФ Закон «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002 г.), в XIII главе «Основы формирования экологической культуры» устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя все уровни образования в том числе и дополнительное [40].
5 января 2016 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом экологии. Его цель - привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшение состояния экологической безопасности страны. Основной задачей проведения Года Экологии было обеспечение безопасности и сохранение уникальной природы России. Так же В. В. Путин в своем обращении сказал, что на сегодняшний день разговор об экологических проблемах следует вести в наступательном и практическом ключе, а так же выводить природоохранную работу на уровень системной и ежедневной обязанности государственной власти всех уровней.
Степень разработанности проблемы. Большой вклад в разработку проблемы формирования экологической культуры внесли такие учёные как: А. А. Алдашева, О. М. Барковская, Д. В. Владышевский, А. X. Гимазетдинова, С Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Г. Н. Кароп, Б. Т. Лихачёв, В. И. Медведев, И. П. Сафронов, Л. П. Симонова. Многие исследователи придерживаются мнения, что экологическая культура способна вывести общество на новую ступень развития. В качестве показателей экологической культуры выделяют: экологическую образованность, эмоциональную отзывчивость и готовность к природоохранной деятельности. В исследованиях Ж. К. Кениспаева были предприняты попытки анализа проблемы формирования общей культуры, одной из составляющей которой является экологическая культура. В работах А. В. Усовой и А. А. Боброва определены формы учебного взаимодействия обучающихся и учителя с объектами природы для реализации программного содержания экологического образования.
Проблема. Комплекс, каких педагогических условий будет способствовать формированию экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников и опытно - поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект. Процесс ознакомления младшего школьника с окружающим миром.
Предмет. Педагогические условия формирования экологической культуры младшего школьника.
Задачи.
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Дать сущностную характеристику понятию экологическая культура.
3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия, позволяющие эффективно формировать экологическую культуру младшего школьника.
4. Подтвердить опытно-поисковым путем эффективность выбранных педагогических условий формирования экологической культуры младшего школьника.
Исследование было проведено с использованием следующих методов: теоретический - анализ методической и учебной литературы в рамках исследования; эмпирический - педагогическая диагностика, обработка данных (количественная и качественная), педагогическое проектирование.
База исследования: 2 «б» класс МАОО СОШ №5 п. Большой Исток.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, состоящий из 55 источников и 5 приложений. Введение раскрывает актуальность, степень разработанности проблемы, объект, предмет, цель и задачи работы. В первой главе рассматриваются общие теоретические положения формирования экологической культуры младших школьников. Вторая глава посвящена опытно-поисковой работе по выявлению уровня сформированности экологической культуры младших школьников и разработке заданий направленных на ее повышение. В заключении представлены выводы по данной работе. Приложения содержат фрагменты уроков с использованием выбранных нами педагогических условий формирования экологической культуры.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема экологического образования освещена в работах многих известных ученых (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, Н. А. Рыков, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина). Они определили цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического образования. Главной целью экологического образования ставится формирование экологической культуры человека.
Под экологической культурой понимают - одну из составляющей общей культуры человека, которая представляет собой целостную систему знаний, умений, а так же взглядов, личных убеждений, ценностей и эмоционального отклика человека, определяющую отношение и поведение человека к окружающей природной среде.
В теоретической части работы были описаны структурные компоненты, этапы развития экологической культуры и уровни сформированности экологической культуры.
Несмотря, на то, что развитие экологической культуры младших школьников занимает приоритетное место в работе школы, уровень сформированности экологической культуры остается на низком уровне.
В связи с этим целью нашей работы стало выявление и обоснование, педагогических условий, которые способствовали бы эффективному формированию экологической культуры младших школьников.
Опытно-поисковая работа позволила проверить гипотезу нашего исследования: формирование экологической культуры младшего школьника будет эффективным, если в процессе ознакомления с окружающим миром использовать такие педагогические условия как экологизация основных предметов, и создание проблемных экологических ситуаций на уроках окружающего мира.
Анализ результатов входной диагностики свидетельствует о недостаточном уровне сформированности экологической культуры и её показателей, поэтому доказывают необходимость в перестройке образовательного процесса путем внедрения определенных педагогических условий.
Для внедрения выбранных нами педагогических условий было разработано тематическое планирование на соответствующие предметы и частично внедрено.
После была проведена повторная диагностика обучающихся 2 класса. Результаты, которой и стали подтверждением эффективности выбранных нами педагогических условий, так как у детей повысились показатели экологической культуры, а некоторые ученики смогли перейти на новый, более высокий уровень сформированности экологической культуры.
Таким образом, мы реализовали цель, задачи и подтвердили гипотезу исследования. В дальнейшем планируется развивать данную тему и полностью внедрить комплекс данных педагогических условий в образовательный процесс начальной школы.



1. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной
школе [Текст] : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
2. Алексеев, С. В. Идея целостности в системе экологического
образования младших школьников [Текст] / С. В. Алексеев // Начальная школа. - 1999. - № 1. - С. 19-22.
3. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] : инновацион. курс : учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2012. - 608 с.
4. Бианки, В. В. Лесная газета [Текст] : сказки и рассказы / В. В. Бианки. - М. : АСТ : Астрель, 2017. - 591 с.
5. Валуева, Н. Н. Моделирование процесса формирования экологической
культуры учащихся в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] / Н. Н. Валуева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 6. - С. 273-280. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-
formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-uchaschihsya-v-sisteme-dopolnitelnogo- obrazo (дата обращения: 11.12.2017).
6. Визерская, Т. А. Экологическая культура детей: прогноз ее влияния на состояние природы [Электронный ресурс] / Т. А. Визерская. - URL : http://www.scienceforum.ru/2017/2412/26338 (дата обращения: 02.04.2017).
7. Воробьева, А. Н. Экологическое образование младших школьников [Текст] / А. Н. Воробьева // Начальная школа. - 1998. - № 6. - С. 63-64.
8. Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. М. Газина, В. Г. Фокина ; Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Прометей, 2013. - 252 с.
9. Гвездослав П. О. Стихи [Текст] / П. О. Гвездослав. - М. : Гослитиздат, 1960. - 150 с.
10. Глазачев, С. Н. Экологическая культура учителя [Текст] : исслед. и разраб. экогуманитар. парадигмы / С. Н. Глазачев ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. - М. : Соврем. писатель, 1998. - 431 с.
11. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Григорьева. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 253 с.
12. Дмитриева, Е. А. Методические условия формирования экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования [Текст] / Е. А. Дмитриева, А. С. Ландырева // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - С. 137-142.
13. Захлебный, А. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития [Текст] / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская,
B. А. Грачев. // Вопросы современной науки и практики. - 2012. - № 39 -
C. 55-59.
14. Зверев, И. Д. Экологическое образование школьников [Текст] / И. Д. Зверев. - М. : Педагогика, 1983. - 159 с.
15. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении [Текст] : новый аспект образования / И. Д. Зверев. - М. : Знание, 1980. - 96 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ