ГЛАВА 1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ... 6
1.1. Становление и перспективы развития экологического
образования 6
1.2. Сущностная характеристика понятия экологическая
культура 11
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ 24
2.1. Уровень сформированности экологической культуры
младших школьников на начальном этапе исследования 24
2.2. Внедрение педагогических условий для формирования
экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром 32
2.3. Анализ сформированности экологической культуры
младших школьников на заключительном этапе исследования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
Актуальность проблемы. В современном мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Поэтому перед человечеством возникает вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе. Т.е. переход от потребительского отношения к природе на коэволюционное, которое предполагает гармонию человека с природой. Важным фактором является и повышение уровня образованности и грамотности в экологической сфере подрастающего поколения.
Именно поэтому, одной из основных задач школьного образования должно быть повышение экологической грамотности обучающихся, научение их навыкам рационального и бережного использования ресурсов природы, формирование гуманной позиции по отношению к природе, то есть формирование у младших школьников экологической культуры.
Предпосылками правовой базы для осуществления экологического образования служит принятый в РФ Закон «Об охране окружающей среды» (от 10 января 2002 г.), в XIII главе «Основы формирования экологической культуры» устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя все уровни образования в том числе и дополнительное [40].
5 января 2016 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом экологии. Его цель - привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшение состояния экологической безопасности страны. Основной задачей проведения Года Экологии было обеспечение безопасности и сохранение уникальной природы России. Так же В. В. Путин в своем обращении сказал, что на сегодняшний день разговор об экологических проблемах следует вести в наступательном и практическом ключе, а так же выводить природоохранную работу на уровень системной и ежедневной обязанности государственной власти всех уровней.
Степень разработанности проблемы. Большой вклад в разработку проблемы формирования экологической культуры внесли такие учёные как: А. А. Алдашева, О. М. Барковская, Д. В. Владышевский, А. X. Гимазетдинова, С Н. Глазачев, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Г. Н. Кароп, Б. Т. Лихачёв, В. И. Медведев, И. П. Сафронов, Л. П. Симонова. Многие исследователи придерживаются мнения, что экологическая культура способна вывести общество на новую ступень развития. В качестве показателей экологической культуры выделяют: экологическую образованность, эмоциональную отзывчивость и готовность к природоохранной деятельности. В исследованиях Ж. К. Кениспаева были предприняты попытки анализа проблемы формирования общей культуры, одной из составляющей которой является экологическая культура. В работах А. В. Усовой и А. А. Боброва определены формы учебного взаимодействия обучающихся и учителя с объектами природы для реализации программного содержания экологического образования.
Проблема. Комплекс, каких педагогических условий будет способствовать формированию экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с окружающим миром.
Цель. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников и опытно - поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект. Процесс ознакомления младшего школьника с окружающим миром.
Предмет. Педагогические условия формирования экологической культуры младшего школьника.
Задачи.
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Дать сущностную характеристику понятию экологическая культура.
3. Выявить и теоретически обосновать педагогические условия, позволяющие эффективно формировать экологическую культуру младшего школьника.
4. Подтвердить опытно-поисковым путем эффективность выбранных педагогических условий формирования экологической культуры младшего школьника.
Исследование было проведено с использованием следующих методов: теоретический - анализ методической и учебной литературы в рамках исследования; эмпирический - педагогическая диагностика, обработка данных (количественная и качественная), педагогическое проектирование.
База исследования: 2 «б» класс МАОО СОШ №5 п. Большой Исток.
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, состоящий из 55 источников и 5 приложений. Введение раскрывает актуальность, степень разработанности проблемы, объект, предмет, цель и задачи работы. В первой главе рассматриваются общие теоретические положения формирования экологической культуры младших школьников. Вторая глава посвящена опытно-поисковой работе по выявлению уровня сформированности экологической культуры младших школьников и разработке заданий направленных на ее повышение. В заключении представлены выводы по данной работе. Приложения содержат фрагменты уроков с использованием выбранных нами педагогических условий формирования экологической культуры.
Проблема экологического образования освещена в работах многих известных ученых (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, Н. А. Рыков, Е. С. Сластенина, И. Т. Суравегина). Они определили цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического образования. Главной целью экологического образования ставится формирование экологической культуры человека.
Под экологической культурой понимают - одну из составляющей общей культуры человека, которая представляет собой целостную систему знаний, умений, а так же взглядов, личных убеждений, ценностей и эмоционального отклика человека, определяющую отношение и поведение человека к окружающей природной среде.
В теоретической части работы были описаны структурные компоненты, этапы развития экологической культуры и уровни сформированности экологической культуры.
Несмотря, на то, что развитие экологической культуры младших школьников занимает приоритетное место в работе школы, уровень сформированности экологической культуры остается на низком уровне.
В связи с этим целью нашей работы стало выявление и обоснование, педагогических условий, которые способствовали бы эффективному формированию экологической культуры младших школьников.
Опытно-поисковая работа позволила проверить гипотезу нашего исследования: формирование экологической культуры младшего школьника будет эффективным, если в процессе ознакомления с окружающим миром использовать такие педагогические условия как экологизация основных предметов, и создание проблемных экологических ситуаций на уроках окружающего мира.
Анализ результатов входной диагностики свидетельствует о недостаточном уровне сформированности экологической культуры и её показателей, поэтому доказывают необходимость в перестройке образовательного процесса путем внедрения определенных педагогических условий.
Для внедрения выбранных нами педагогических условий было разработано тематическое планирование на соответствующие предметы и частично внедрено.
После была проведена повторная диагностика обучающихся 2 класса. Результаты, которой и стали подтверждением эффективности выбранных нами педагогических условий, так как у детей повысились показатели экологической культуры, а некоторые ученики смогли перейти на новый, более высокий уровень сформированности экологической культуры.
Таким образом, мы реализовали цель, задачи и подтвердили гипотезу исследования. В дальнейшем планируется развивать данную тему и полностью внедрить комплекс данных педагогических условий в образовательный процесс начальной школы.
1. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной
школе [Текст] : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 240 с.
2. Алексеев, С. В. Идея целостности в системе экологического
образования младших школьников [Текст] / С. В. Алексеев // Начальная школа. - 1999. - № 1. - С. 19-22.
3. Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] : инновацион. курс : учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Андреев. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2012. - 608 с.
4. Бианки, В. В. Лесная газета [Текст] : сказки и рассказы / В. В. Бианки. - М. : АСТ : Астрель, 2017. - 591 с.
5. Валуева, Н. Н. Моделирование процесса формирования экологической
культуры учащихся в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] / Н. Н. Валуева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 6. - С. 273-280. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-
formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-uchaschihsya-v-sisteme-dopolnitelnogo- obrazo (дата обращения: 11.12.2017).
6. Визерская, Т. А. Экологическая культура детей: прогноз ее влияния на состояние природы [Электронный ресурс] / Т. А. Визерская. - URL : http://www.scienceforum.ru/2017/2412/26338 (дата обращения: 02.04.2017).
7. Воробьева, А. Н. Экологическое образование младших школьников [Текст] / А. Н. Воробьева // Начальная школа. - 1998. - № 6. - С. 63-64.
8. Газина, О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. М. Газина, В. Г. Фокина ; Моск. пед. гос. ун-т. - М. : Прометей, 2013. - 252 с.
9. Гвездослав П. О. Стихи [Текст] / П. О. Гвездослав. - М. : Гослитиздат, 1960. - 150 с.
10. Глазачев, С. Н. Экологическая культура учителя [Текст] : исслед. и разраб. экогуманитар. парадигмы / С. Н. Глазачев ; Моск. гос. открытый пед. ун-т. - М. : Соврем. писатель, 1998. - 431 с.
11. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Григорьева. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 253 с.
12. Дмитриева, Е. А. Методические условия формирования экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования [Текст] / Е. А. Дмитриева, А. С. Ландырева // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 2. - С. 137-142.
13. Захлебный, А. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития [Текст] / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская,
B. А. Грачев. // Вопросы современной науки и практики. - 2012. - № 39 -
C. 55-59.
14. Зверев, И. Д. Экологическое образование школьников [Текст] / И. Д. Зверев. - М. : Педагогика, 1983. - 159 с.
15. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении [Текст] : новый аспект образования / И. Д. Зверев. - М. : Знание, 1980. - 96 с.
...