Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья условиях спортивной школы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК ТЕОРИТИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА 7
1.1 Определение основных понятий: дети с ОВЗ, обучение детей с
ОВЗ 7
1.2Особенности координационных и двигательных способностей
детей с нарушением интеллекта 16
1.3 Особенности обучения детей с нарушением интеллекта в
спортивной школе 26
1.4 Технологии, используемые в спортивной школе при обучении
детей с нарушением интеллекта 37
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО - ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО
ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В МАУ
ДОДЮСШ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУХОЙ ЛОГ 47
2.1 Методика и организация опытно - поисковой работы 47
2.2 Результаты опытно - поисковой работы 52
2.3 Программа по обучению детей с нарушением интеллекта в МАУ ДО
ДЮСШ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 98
ГЛАВА 1 ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК ТЕОРИТИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА 7
1.1 Определение основных понятий: дети с ОВЗ, обучение детей с
ОВЗ 7
1.2Особенности координационных и двигательных способностей
детей с нарушением интеллекта 16
1.3 Особенности обучения детей с нарушением интеллекта в
спортивной школе 26
1.4 Технологии, используемые в спортивной школе при обучении
детей с нарушением интеллекта 37
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО - ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО
ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В МАУ
ДОДЮСШ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУХОЙ ЛОГ 47
2.1 Методика и организация опытно - поисковой работы 47
2.2 Результаты опытно - поисковой работы 52
2.3 Программа по обучению детей с нарушением интеллекта в МАУ ДО
ДЮСШ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 98
Проблема исследования. В настоящее время широко обсуждается проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях спортивных школ.
В этой связи весьма актуален вопрос обучения в них детей с нарушением интеллекта.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту - дети с ОВЗ). Организация получения образования обучающимися с ОВЗ предусмотрена в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, статья 79) [104].
Дети с ограниченными возможностями могут реализовать себя при обеспечении своевременного, целесообразно организованного обучения и развития вместе со здоровыми детьми, так и в специально созданных условиях, согласно их потребностей.
Большой интерес к проблеме детей с нарушением интеллекта вызван тем, что из всех аномалий в развитии ребенка нарушение интеллекта является наиболее тяжелым недостатком. Вследствие, целью обучения детей с нарушением интеллекта, является получение ими знаний, умений и навыков, в том числе и двигательных, уровень, который позволил бы им адаптироваться в современном обществе. Поэтому огромную роль в этом играет спортивная школа, так как занятия спортом дают возможность развиваться индивидуальным качествам детей с нарушением интеллекта; расширяют общение со здоровыми ровесниками; содействуют развитию двигательной активности; способствуют их адаптации к самостоятельности.
Особую тревожность вызывает проблема увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Образование таких детей предусматривает создание для них специального коррекционноразвивающего пространства для обеспечения адекватных условий и равными с остальными детьми возможностями, в пределах образовательных стандартов, воспитания и обучения, лечения и оздоровления, коррекции нарушений и социальной адаптации. Один из значимых приоритетов - реализация потребностей и возможностей детей с ОВЗ, обеспечение им полноценного образования вне зависимости от тяжести нарушения развития.
Актуальность организации обучения детей с ОВЗ на современном этапе развития образования обусловлена усилением гуманистических позиций, признанием прав лиц с ОВЗ на существование в социуме, в том числе в образовании.
В работах Л.В. Шапковой, В.И. Лях, С.П. Евсеева, обосновано, что специального участия требует разработка программно - методического обеспечения физического развития детей с нарушением интеллекта, направленных на развитие координационных способностей, в рамках деятельности спортивных школ. Нужно обозначить, что применение инновационных методов работы физического развития детей с нарушением интеллекта является основным направлением решения задач физического воспитания.
Таким образом, сформировалось определенное противоречие между необходимостью обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях спортивной школы и отсутствием программ такого обучения.
Исходя из данного противоречия, сформулирована проблема исследования: невозможность организации обучения детей с ОВЗ, без создания комплекса условий, обеспечивающих этот процесс, с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Цель исследования - разработать программу по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях спортивной школы (на примере детей с нарушением интеллекта).
Задачи исследования:
1. Раскрыть основное понятия «дети с ОВЗ».
2. Выявить особенности координационных и двигательных способностей детей с нарушением интеллекта.
3. Обозначить особенности обучения детей с нарушением интеллекта.
4. Изучить технологии, используемые в спортивной школе при обучении детей с нарушением интеллекта.
5. Определить методику и организацию опытно - поисковой работы.
6. Выявить результаты опытно - поисковой работы.
7. Разработать программу по обучению детей с нарушением интеллекта в условиях спортивной школы.
Обеспечить возможность обучения детей с ОВЗ в условиях спортивной школы будет эффективным при наличии следующих условий:
1. Наличие программы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Внедрение средств адаптивной физической культуры, методов и методических приемов, используемых в процессе занятий физическими упражнениями коррекционно-оздоровительного воздействия.
Объект исследования - организация процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - педагогические условия для организации процесса обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях спортивной школы.
Для реализации намеченной цели и решения задач использовались определенные методы исследования: изучение научной литературы, анкетирование, проведение тестирования, методы математической обработки данных, педагогический эксперимент и наблюдение. Опытно - поисковой базой исследования являлось муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» городского округа Сухой Лог.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке программ по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях спортивной школы (на примере детей с нарушением интеллекта). Применение разработанных комплексов физических 5
упражнений предусматривает положительное влияние на развитие координационных способностей и повышение двигательной активности детей с нарушением интеллекта.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке программного материала по физическому развитию детей с нарушением интеллекта 7 - 8 лет, имеющих плоскостопие, нарушение осанки, проблемы в развитии мелкой моторики рук; в практической деятельности тренеров - преподавателей адаптивной физической культуры, в спортивной школе при решении задач выбора и планирования учебного материала для детей с нарушением интеллекта.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа содержит введение, две главы, выводы, практические советы, список использованной литературы, приложение; изложена на 99 страницах печатного текста, содержит 10 таблиц и 5 рисунков. Список использованной литературы состоит из 105 источников.
В этой связи весьма актуален вопрос обучения в них детей с нарушением интеллекта.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту - дети с ОВЗ). Организация получения образования обучающимися с ОВЗ предусмотрена в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, статья 79) [104].
Дети с ограниченными возможностями могут реализовать себя при обеспечении своевременного, целесообразно организованного обучения и развития вместе со здоровыми детьми, так и в специально созданных условиях, согласно их потребностей.
Большой интерес к проблеме детей с нарушением интеллекта вызван тем, что из всех аномалий в развитии ребенка нарушение интеллекта является наиболее тяжелым недостатком. Вследствие, целью обучения детей с нарушением интеллекта, является получение ими знаний, умений и навыков, в том числе и двигательных, уровень, который позволил бы им адаптироваться в современном обществе. Поэтому огромную роль в этом играет спортивная школа, так как занятия спортом дают возможность развиваться индивидуальным качествам детей с нарушением интеллекта; расширяют общение со здоровыми ровесниками; содействуют развитию двигательной активности; способствуют их адаптации к самостоятельности.
Особую тревожность вызывает проблема увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Образование таких детей предусматривает создание для них специального коррекционноразвивающего пространства для обеспечения адекватных условий и равными с остальными детьми возможностями, в пределах образовательных стандартов, воспитания и обучения, лечения и оздоровления, коррекции нарушений и социальной адаптации. Один из значимых приоритетов - реализация потребностей и возможностей детей с ОВЗ, обеспечение им полноценного образования вне зависимости от тяжести нарушения развития.
Актуальность организации обучения детей с ОВЗ на современном этапе развития образования обусловлена усилением гуманистических позиций, признанием прав лиц с ОВЗ на существование в социуме, в том числе в образовании.
В работах Л.В. Шапковой, В.И. Лях, С.П. Евсеева, обосновано, что специального участия требует разработка программно - методического обеспечения физического развития детей с нарушением интеллекта, направленных на развитие координационных способностей, в рамках деятельности спортивных школ. Нужно обозначить, что применение инновационных методов работы физического развития детей с нарушением интеллекта является основным направлением решения задач физического воспитания.
Таким образом, сформировалось определенное противоречие между необходимостью обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях спортивной школы и отсутствием программ такого обучения.
Исходя из данного противоречия, сформулирована проблема исследования: невозможность организации обучения детей с ОВЗ, без создания комплекса условий, обеспечивающих этот процесс, с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Цель исследования - разработать программу по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях спортивной школы (на примере детей с нарушением интеллекта).
Задачи исследования:
1. Раскрыть основное понятия «дети с ОВЗ».
2. Выявить особенности координационных и двигательных способностей детей с нарушением интеллекта.
3. Обозначить особенности обучения детей с нарушением интеллекта.
4. Изучить технологии, используемые в спортивной школе при обучении детей с нарушением интеллекта.
5. Определить методику и организацию опытно - поисковой работы.
6. Выявить результаты опытно - поисковой работы.
7. Разработать программу по обучению детей с нарушением интеллекта в условиях спортивной школы.
Обеспечить возможность обучения детей с ОВЗ в условиях спортивной школы будет эффективным при наличии следующих условий:
1. Наличие программы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Внедрение средств адаптивной физической культуры, методов и методических приемов, используемых в процессе занятий физическими упражнениями коррекционно-оздоровительного воздействия.
Объект исследования - организация процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - педагогические условия для организации процесса обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях спортивной школы.
Для реализации намеченной цели и решения задач использовались определенные методы исследования: изучение научной литературы, анкетирование, проведение тестирования, методы математической обработки данных, педагогический эксперимент и наблюдение. Опытно - поисковой базой исследования являлось муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» городского округа Сухой Лог.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке программ по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях спортивной школы (на примере детей с нарушением интеллекта). Применение разработанных комплексов физических 5
упражнений предусматривает положительное влияние на развитие координационных способностей и повышение двигательной активности детей с нарушением интеллекта.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке программного материала по физическому развитию детей с нарушением интеллекта 7 - 8 лет, имеющих плоскостопие, нарушение осанки, проблемы в развитии мелкой моторики рук; в практической деятельности тренеров - преподавателей адаптивной физической культуры, в спортивной школе при решении задач выбора и планирования учебного материала для детей с нарушением интеллекта.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа содержит введение, две главы, выводы, практические советы, список использованной литературы, приложение; изложена на 99 страницах печатного текста, содержит 10 таблиц и 5 рисунков. Список использованной литературы состоит из 105 источников.
Таким образом, в результате выявления и создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в спортивной школе (на 75
примере детей с нарушениями интеллекта), можно сделать соответствующие выводы:
1. Раскрыты основные понятия «дети с ОВЗ». Данная категория лиц имеет функциональные ограничения, неспособность, к какой - либо деятельности в результате заболеваний, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.
2. Выявлены особенности координационных и двигательных способностей детей с нарушением интеллекта, которые обусловлены тяжестью интеллектуального дефекта, а также сопутствующими заболеваниями и вторичными нарушениями, отклонениями в психической и эмоционально - волевой сфере.
3. Обозначены особенности обучения детей с нарушением интеллекта в спортивной школе, направленные на коррекцию основных движений, развитие координационных способностей, профилактику соматических нарушений и воспитание личности ребенка.
4. Изучены технологии, используемые в спортивной школе при обучении детей с нарушением интеллекта, которые носят коррекционно - развивающий и реабилитационный характер, в результате этого у них возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
5. Определена методика и организация опытно - поисковой работы, обусловленной необходимостью поиска новых средств и методов повышения уровня координационного развития детей с нарушением интеллекта, расширения арсенала их двигательных умений и навыков.
6. Выявлены результаты опытно - поисковой работы. Сделан анализ состояния здоровья и уровня координационных способностей учащихся 7 - 8 лет с нарушением интеллекта, в составе 12 человек, на основе медицинских карт и с помощью двигательных тестов. Исследования показали, что 17 % детей имеют неврологические проблемы в поведении, которые проявляются в гиперреактивности, в отсутствии внимательности и сосредоточенности; у 25 % детей выявлена близорукость, что затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности; 38 % детей имеют низкий уровень координационных способностей. Данные результаты говорят о недостаточной двигательной активности и неблагоприятно сказываются на состоянии опорно - двигательного аппарата.
7. Разработана и апробирована программа по обучению детей с нарушением интеллекта в условиях спортивной школы предусматривающая многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий, направленных на улучшение функциональных возможностей, коррекцию координационных способностей и сопутствующих заболеваний детей с нарушением интеллекта.
По окончании опытно - поисковой работы учащиеся экспериментальной группы имеют положительную динамику состояния здоровья и координационных способностей, что указывает на эффективность предпринятых коррекционных мероприятий.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке программного материала по физическому развитию детей с нарушением интеллекта 7 - 8 лет, имеющих плоскостопие, нарушение осанки, проблемы в развитии координационных способностей; в практической деятельности тренеров - преподавателей адаптивной физической культуры, в спортивной школе при решении задач выбора и планирования учебного материала для детей с нарушением интеллекта.
примере детей с нарушениями интеллекта), можно сделать соответствующие выводы:
1. Раскрыты основные понятия «дети с ОВЗ». Данная категория лиц имеет функциональные ограничения, неспособность, к какой - либо деятельности в результате заболеваний, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.
2. Выявлены особенности координационных и двигательных способностей детей с нарушением интеллекта, которые обусловлены тяжестью интеллектуального дефекта, а также сопутствующими заболеваниями и вторичными нарушениями, отклонениями в психической и эмоционально - волевой сфере.
3. Обозначены особенности обучения детей с нарушением интеллекта в спортивной школе, направленные на коррекцию основных движений, развитие координационных способностей, профилактику соматических нарушений и воспитание личности ребенка.
4. Изучены технологии, используемые в спортивной школе при обучении детей с нарушением интеллекта, которые носят коррекционно - развивающий и реабилитационный характер, в результате этого у них возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
5. Определена методика и организация опытно - поисковой работы, обусловленной необходимостью поиска новых средств и методов повышения уровня координационного развития детей с нарушением интеллекта, расширения арсенала их двигательных умений и навыков.
6. Выявлены результаты опытно - поисковой работы. Сделан анализ состояния здоровья и уровня координационных способностей учащихся 7 - 8 лет с нарушением интеллекта, в составе 12 человек, на основе медицинских карт и с помощью двигательных тестов. Исследования показали, что 17 % детей имеют неврологические проблемы в поведении, которые проявляются в гиперреактивности, в отсутствии внимательности и сосредоточенности; у 25 % детей выявлена близорукость, что затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности; 38 % детей имеют низкий уровень координационных способностей. Данные результаты говорят о недостаточной двигательной активности и неблагоприятно сказываются на состоянии опорно - двигательного аппарата.
7. Разработана и апробирована программа по обучению детей с нарушением интеллекта в условиях спортивной школы предусматривающая многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий, направленных на улучшение функциональных возможностей, коррекцию координационных способностей и сопутствующих заболеваний детей с нарушением интеллекта.
По окончании опытно - поисковой работы учащиеся экспериментальной группы имеют положительную динамику состояния здоровья и координационных способностей, что указывает на эффективность предпринятых коррекционных мероприятий.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке программного материала по физическому развитию детей с нарушением интеллекта 7 - 8 лет, имеющих плоскостопие, нарушение осанки, проблемы в развитии координационных способностей; в практической деятельности тренеров - преподавателей адаптивной физической культуры, в спортивной школе при решении задач выбора и планирования учебного материала для детей с нарушением интеллекта.
Подобные работы
- Повышение уровня физической подготовленности детей с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуального подхода
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2019 - Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕУРОЧНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Управление качеством обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроке физкультуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СПОСОБНОСТИ К ПРОГНОЗИРОВАНИЮ В СФЕРЕ ОТНОШЕНИЙ К ЗДОРОВЬЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПРАКТИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ СРЕДЫ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - РЕКРЕАЦИОННО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ 14-18 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА (НА ПРИМЕРЕ КГБОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №9»)
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - Шахматный тренинг в физическом воспитании обучающихся в начальных классах общеобразовательной школы с заболеванием опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Инновационные подходы в организации социально-культурной реабилитации детей-инвалидов (Елецкий государственный университет)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024





