Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья условиях спортивной школы

Работа №97477

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы98
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК ТЕОРИТИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА 7
1.1 Определение основных понятий: дети с ОВЗ, обучение детей с
ОВЗ 7
1.2Особенности координационных и двигательных способностей
детей с нарушением интеллекта 16
1.3 Особенности обучения детей с нарушением интеллекта в
спортивной школе 26
1.4 Технологии, используемые в спортивной школе при обучении
детей с нарушением интеллекта 37
ГЛАВА 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО - ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО
ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В МАУ
ДОДЮСШ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУХОЙ ЛОГ 47
2.1 Методика и организация опытно - поисковой работы 47
2.2 Результаты опытно - поисковой работы 52
2.3 Программа по обучению детей с нарушением интеллекта в МАУ ДО
ДЮСШ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 98

Проблема исследования. В настоящее время широко обсуждается проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях спортивных школ.
В этой связи весьма актуален вопрос обучения в них детей с нарушением интеллекта.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнений значимость роли, которую играет образование в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту - дети с ОВЗ). Организация получения образования обучающимися с ОВЗ предусмотрена в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, статья 79) [104].
Дети с ограниченными возможностями могут реализовать себя при обеспечении своевременного, целесообразно организованного обучения и развития вместе со здоровыми детьми, так и в специально созданных условиях, согласно их потребностей.
Большой интерес к проблеме детей с нарушением интеллекта вызван тем, что из всех аномалий в развитии ребенка нарушение интеллекта является наиболее тяжелым недостатком. Вследствие, целью обучения детей с нарушением интеллекта, является получение ими знаний, умений и навыков, в том числе и двигательных, уровень, который позволил бы им адаптироваться в современном обществе. Поэтому огромную роль в этом играет спортивная школа, так как занятия спортом дают возможность развиваться индивидуальным качествам детей с нарушением интеллекта; расширяют общение со здоровыми ровесниками; содействуют развитию двигательной активности; способствуют их адаптации к самостоятельности.
Особую тревожность вызывает проблема увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Образование таких детей предусматривает создание для них специального коррекционно­развивающего пространства для обеспечения адекватных условий и равными с остальными детьми возможностями, в пределах образовательных стандартов, воспитания и обучения, лечения и оздоровления, коррекции нарушений и социальной адаптации. Один из значимых приоритетов - реализация потребностей и возможностей детей с ОВЗ, обеспечение им полноценного образования вне зависимости от тяжести нарушения развития.
Актуальность организации обучения детей с ОВЗ на современном этапе развития образования обусловлена усилением гуманистических позиций, признанием прав лиц с ОВЗ на существование в социуме, в том числе в образовании.
В работах Л.В. Шапковой, В.И. Лях, С.П. Евсеева, обосновано, что специального участия требует разработка программно - методического обеспечения физического развития детей с нарушением интеллекта, направленных на развитие координационных способностей, в рамках деятельности спортивных школ. Нужно обозначить, что применение инновационных методов работы физического развития детей с нарушением интеллекта является основным направлением решения задач физического воспитания.
Таким образом, сформировалось определенное противоречие между необходимостью обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях спортивной школы и отсутствием программ такого обучения.
Исходя из данного противоречия, сформулирована проблема исследования: невозможность организации обучения детей с ОВЗ, без создания комплекса условий, обеспечивающих этот процесс, с учетом их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Цель исследования - разработать программу по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях спортивной школы (на примере детей с нарушением интеллекта).
Задачи исследования:
1. Раскрыть основное понятия «дети с ОВЗ».
2. Выявить особенности координационных и двигательных способностей детей с нарушением интеллекта.
3. Обозначить особенности обучения детей с нарушением интеллекта.
4. Изучить технологии, используемые в спортивной школе при обучении детей с нарушением интеллекта.
5. Определить методику и организацию опытно - поисковой работы.
6. Выявить результаты опытно - поисковой работы.
7. Разработать программу по обучению детей с нарушением интеллекта в условиях спортивной школы.
Обеспечить возможность обучения детей с ОВЗ в условиях спортивной школы будет эффективным при наличии следующих условий:
1. Наличие программы по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Внедрение средств адаптивной физической культуры, методов и методических приемов, используемых в процессе занятий физическими упражнениями коррекционно-оздоровительного воздействия.
Объект исследования - организация процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - педагогические условия для организации процесса обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях спортивной школы.
Для реализации намеченной цели и решения задач использовались определенные методы исследования: изучение научной литературы, анкетирование, проведение тестирования, методы математической обработки данных, педагогический эксперимент и наблюдение. Опытно - поисковой базой исследования являлось муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа» городского округа Сухой Лог.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке программ по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях спортивной школы (на примере детей с нарушением интеллекта). Применение разработанных комплексов физических 5
упражнений предусматривает положительное влияние на развитие координационных способностей и повышение двигательной активности детей с нарушением интеллекта.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке программного материала по физическому развитию детей с нарушением интеллекта 7 - 8 лет, имеющих плоскостопие, нарушение осанки, проблемы в развитии мелкой моторики рук; в практической деятельности тренеров - преподавателей адаптивной физической культуры, в спортивной школе при решении задач выбора и планирования учебного материала для детей с нарушением интеллекта.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа содержит введение, две главы, выводы, практические советы, список использованной литературы, приложение; изложена на 99 страницах печатного текста, содержит 10 таблиц и 5 рисунков. Список использованной литературы состоит из 105 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в результате выявления и создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в спортивной школе (на 75
примере детей с нарушениями интеллекта), можно сделать соответствующие выводы:
1. Раскрыты основные понятия «дети с ОВЗ». Данная категория лиц имеет функциональные ограничения, неспособность, к какой - либо деятельности в результате заболеваний, отклонений или недостатков развития, нетипичного состояния здоровья, вследствие неадаптированности внешней среды к основным нуждам индивида, из-за негативных стереотипов, предрассудков, выделяющих нетипичных людей в социокультурной системе.
2. Выявлены особенности координационных и двигательных способностей детей с нарушением интеллекта, которые обусловлены тяжестью интеллектуального дефекта, а также сопутствующими заболеваниями и вторичными нарушениями, отклонениями в психической и эмоционально - волевой сфере.
3. Обозначены особенности обучения детей с нарушением интеллекта в спортивной школе, направленные на коррекцию основных движений, развитие координационных способностей, профилактику соматических нарушений и воспитание личности ребенка.
4. Изучены технологии, используемые в спортивной школе при обучении детей с нарушением интеллекта, которые носят коррекционно - развивающий и реабилитационный характер, в результате этого у них возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
5. Определена методика и организация опытно - поисковой работы, обусловленной необходимостью поиска новых средств и методов повышения уровня координационного развития детей с нарушением интеллекта, расширения арсенала их двигательных умений и навыков.
6. Выявлены результаты опытно - поисковой работы. Сделан анализ состояния здоровья и уровня координационных способностей учащихся 7 - 8 лет с нарушением интеллекта, в составе 12 человек, на основе медицинских карт и с помощью двигательных тестов. Исследования показали, что 17 % детей имеют неврологические проблемы в поведении, которые проявляются в гиперреактивности, в отсутствии внимательности и сосредоточенности; у 25 % детей выявлена близорукость, что затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведет к снижению двигательной и познавательной активности; 38 % детей имеют низкий уровень координационных способностей. Данные результаты говорят о недостаточной двигательной активности и неблагоприятно сказываются на состоянии опорно - двигательного аппарата.
7. Разработана и апробирована программа по обучению детей с нарушением интеллекта в условиях спортивной школы предусматривающая многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий, направленных на улучшение функциональных возможностей, коррекцию координационных способностей и сопутствующих заболеваний детей с нарушением интеллекта.
По окончании опытно - поисковой работы учащиеся экспериментальной группы имеют положительную динамику состояния здоровья и координационных способностей, что указывает на эффективность предпринятых коррекционных мероприятий.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке программного материала по физическому развитию детей с нарушением интеллекта 7 - 8 лет, имеющих плоскостопие, нарушение осанки, проблемы в развитии координационных способностей; в практической деятельности тренеров - преподавателей адаптивной физической культуры, в спортивной школе при решении задач выбора и планирования учебного материала для детей с нарушением интеллекта.


1. Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. и др. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Н.М.Назаровой. — 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2002. 400 с.
78
2. Асачева Л.Ф. Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста / Л.Ф. Асачева, О.В. Горбунова. Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. 112 с.
3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании/Б.А. Ашмарин. М.: Физкультура и спорт, 1978. 128с.
4. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. институтов по спец. «Физ. культура».Б.А.Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина.— М.: Просвещение, 1990. 287с.
5. Барабаш, О.А. Контроль качества образования по физической культуре в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида: учебное пособие / О.А. Барабаш; под общ. ред. С.П. Евсеева; С.- Петербург. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. -Санкт-Петербург: [б. и.], 2007. 172 с.
6. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровья, 1987. 324 с.
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 192 с.
8. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. — М.: Физкультура и спорт, 1991. 288 с. с ил.
9. Бишаева А.Л. Внимание точности движений рук. //Физическая культура. - 1976.
10. Боген М.М. Обучение двигательным действиям Учебник для студентов, преподавателей университетов физической культуры, - М.: Физкультура и спорт, 1985. 192 с., ил.
11. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н., Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. 200с.
12. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека М.: ФиС, 1987. 144 с.
13. Болонов Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно развивающего обучения / Г.П. Болонов. М.: ТЦ «Сфера», 2003. 156 с
14. Большая медицинская энциклопедия: в 10 т. М.: Советская энциклопедия, 1960. Т.2.
15. Бондаревский Е. Я., Кадетова А. В. О школьных программах по физической культуре // Физическая культура в школе. - 1987...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ