ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 8
1.1 Познавательный интерес, его сущность и особенности
формирования у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Роль проектной деятельности в формировании познавательного
интереса у детей старшего дошкольного возраста 24
Вывод по первой главе 36
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Изучение уровня сформированности познавательного интереса
у детей старшего дошкольного возраста 37
2.2. Реализация формирования познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста через проектную деятельность 46
2.3. Анализ результатов исследования 57
Вывод по второй главе 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
Общество на современном этапе своего развития предъявляет особые требование к ребенку дошкольного возраста - сформированность целостной картины мира; развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий, что обеспечивает готовность ребенка - дошкольника к следующей ступени обучению в школе.
Одними из основных принципов дошкольного образования по Федеральному государственному стандарту дошкольного образования являются: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, а образовательная область «Познавательное развитие» выделяется как структурная единица, представляющая определенное направление развития и образования детей. Однако на данном этапе развития образования эта область еще не достаточно полно представлена в современных программах.
Следует отметить, что во многих научных исследованиях имеются теоретические положения, излагающие различные точки зрения на понятия познавательный интерес у дошкольников. В научных трудах Л. И. Божович, Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Ю. Н. Кулюткина, Д. Б. Эльконина и др. в большей части рассматривают психологические аспекты познавательного развития, методические же аспекты данной проблемы представлены не в полной мере.
Также необходимо отметить, что отсутствует научно-методическое обеспечение, на основе которого можно методически грамотно формировать познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста, требования к которому возрастают в связи с введением ФГОС ДО.
Уникальным средством, обеспечивающим сотрудничество, сотворчество детей и взрослых, позволяющим формировать познавательный интерес, реализовывать личностно-ориентированный подход к образованию, является проектная деятельность в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.
В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научнопедагогической литературе (В. С. Безруков, В. П. Беспалько, В.
И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. М. Поташник, И. С. Якиманская и др.). В этом и состоит актуальность выбранной темы.
Таким образом, возникает противоречие между:
• важной ролью познавательного интереса в целостном психологическом развитии дошкольника и малым разнообразием форм целенаправленной организации формирования познавательного интереса старшего дошкольника;
• необходимостью формирования познавательного интереса старшего дошкольника и недостаточным использованием в практике работы ДОУ по данному направлению возможностей проектной деятельности;
Отсюда вытекает проблема в выявление эффективности проектной деятельности в формировании познавательного интереса у старших дошкольников.
Объект исследования: формирование познавательного интереса детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: установить уровень сформированности познавательного интереса детей МАДОУ № 44 «Серебряное копытце» г.Сухой Лог, определить значение и роль проектной деятельности в формировании познавательного интереса старших дошкольников, выработать методические рекомендации педагогам.
Для достижения цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
• изучить литературу по теме исследования;
• дать характеристику понятия познавательный интерес и определить его сущность;
• изучить особенности формирования познавательного интереса дошкольников старшего дошкольного возраста;
• изучить методики диагностики уровня сформированности познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
• определить педагогическое условие формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
• рассмотреть возможности проектной деятельности как средства формирования познавательного интереса дошкольников МАДОУ № 44 «Серебряное копытце».
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
Теоретические (направлены на получение теоретических знаний, систематизацию научных фактов, на раскрытие внутренней структуры исследуемого объекта) - обобщение и синтез полученной информации.
Эмпирические или чувственный метод - это научное познание окружающей действительности опытным путем, предполагающим взаимодействие с изучаемым предметом:
• изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме;
• диагностики для определения формирования познавательного интереса дошкольников.
Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам использования проектной деятельности в работе ДОУ. У истоков отечественной школы метода проектов стоят известный американский философ-идеалист Джон Дьюи (1859-1952), последователями стали — американский педагогог Е. Пархерст и В. Кильпатрик.
Русские педагоги и психологи работающие по проблеме проектного метода стали Е. Г. Кагоров, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Е. Полат.
Е. Г. Кагаров является продолжателем дела С. Т. Шацкого и
С. Макаренко. Он выделил отличительные черты метода проектов, указав, что только данный метод обучения позволяет сочетать детские интересы и потребности дня, обеспечивает слияние теории с практикой. Е. Г. Кагаров в своей работе «Метод проектов в трудовой школе» изложил основы своей теории:
• исходным пунктом обучения должны служить интересы сегодняшнего дня;
• проект должен осуществляться поэтапно;
• проект - слияние теории и практики. Это не только постановка умственной задачи, но и практическое воплощение её;
• ведущим становится принцип самодеятельности: намечается план заданий и активно выполняют одно за другим [37, с. 63].
Одним из исследователей метода проекта в современном образовании является Нинель Юловна Пахомова (кандидат педагогических наук, доцент Московского института открытого образования). Она определяет учебный проект как дидактическое средство развития, обучения и воспитания.
Н. Ю. Пахомова, исследуя метод проектов в своей работе «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», рассматривает учебный проект, как с точки зрения учителя, так и с точки зрения учащегося.
«Учебный проект с точки зрения учащегося - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей» [56, с.17]. А что такое учебный проект с точки зрения учителя? Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования [56, с.23]. Таким образом, автор подчеркивает, что в ходе проектной деятельности должна решаться проблема, которая сформулирована самими учащимися.
Практическая значимость состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами ДОУ в своей деятельности по формированию познавательного интереса дошкольников на основе проектной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Важнейшая задача педагогов дошкольной организации - сформировать у детей интерес к познавательной деятельности. Как решить эту задачу в условиях воспитания и обучения детей? Какой из методов, применяемые педагогами, является более эффективным в той или иной ситуации? Для этого, в первую очередь, необходимо изучить само понятие познавательный интерес, определить его содержание, изучить диагностики и их использование для изучения уровня сформированности познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста и т.д. Именно такие задачи были поставлены для достижения цели данной работы. В первой главе нами были решены задачи, позволяющие на теоретическом уровне определить характеристику понятия «познавательный интерес», определена его сущность, компоненты.
На основании анализа источников по данному вопросу можно сделать выводы о том, что интерес к познаниям - особый вид интереса. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием материала и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых человек получает образование и повышает уровень развития. Теоретический анализ проблемы формирования познавательного интереса детей свидетельствует, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования в личности ребенка этого важного психологического образования, опосредующего его отношение к освоению окружающей действительности во всем многообразии свойств и проявлений. Познавательный интерес дошкольника рассматривается как качество личности, опосредующее отношение ребёнка к освоению окружающей действительности во всем многообразии ее проявлений.
При изучении особенностей развития познавательного интереса дошкольников старшего возраста было отмечено, что старший дошкольник проявляет интерес, инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Учась понимать взаимосвязанность всего происходящего в нашем мире, ребенок строит элементарную картину окружающего мира.
В предыдущих параграфах мы рассмотрели теоретические аспекты формирования понятия «познавательного интереса», его структурные компоненты и психолого-педагогические особенности их формирования у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим мы предположили, что если соблюдать некоторые педагогические условия, то процесс формирования познавательного интереса у ребенка старшего дошкольного возраста будет более эффективным. В данной части работы мы считаем целесообразным раскрыть выделенные нами условия на теоретическом уровне, исходя из анализа психолого-педагогической литературы. В соответствии с темой нашего исследования эффективность познавательного интереса у детей дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
• предоставление детям широкого выбора тем предстоящих проектов, стимулирующих эмоционально-положительное отношение к процессу познания различных сфер окружающей действительности;
• поэтапном освоение детьми последовательности выполнения проектов, обеспечивающих самостоятельность в познании нового;
• создание пространственной предметно развивающей среды, способствующей формированию познавательного интереса детей дошкольного возраста;
— взаимодействие с родителями по созданию условия для познавательного интереса дошкольников в условиях семьи.
Для выполнения следующей задачи нами были рассмотрены методики: Методика «Волшебный цветок», автор Е. Э. Кригер., методика «Нелепицы», «Времена года» автор Р. С. Немов, методика «Найди отличия», методика «Что здесь лишнее», методика «Раздели на группы» (А. Я Иванова, адаптация Е. В.Доценко), методика «Изучение волевых проявлений» (Г. А. Урунтаева), методика «Дорисовывание фигур» (О. М. Дьяченко). Каждая из указанных методик позволяет выявить уровень сформированности того или иного компонента познавательного интереса (По мнению Г. И. Щукиной).
Результаты, полученные при проведении диагностики изложены во второй главе данной работы. Сделаны выводы об оправданности выбора метода проекта как одного из эффективных методов формирования познавательного интереса старших дошкольников.
На этапе констатирующего эксперимента были выделены уровни сформированности познавательного интереса относительно каждого компонента: интеллектуального, эмоционального, регулятивного. На основании данных показателей выделены три уровня познавательного интереса у дошкольников: высокий, средний, низкий.
Для оценки эффективности проведенной работы было сделано контрольное обследование с использованием аналогичных диагностических методик. Результаты контрольной диагностики выявили положительную динамику в проявлении познавательного интереса по всем компонентам. Это проявлялось в выраженном интересе дошкольников к познавательной деятельности; в освоении исследовательских умений; настойчивости исследовательского поиска и достижения результата; в желании дальнейшего самостоятельного исследования и познания. Низкий уровень познавательной активности составляет 6%, средний уровень зафиксирован у 38% детей, высокий - более чем у половины детей (56%). Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Процесс формирования 65
познавательного интереса детей дошкольного возраста через применения метода проектов может быть успешным. Условия, созданные в МАДОУ № 44 «Серебряное копытце», являются достаточными для применения проектной деятельности в образовательной деятельности, что способствуют формированию устойчивого познавательного интереса у старших дошкольников к учебному процессу, а это, в свою очередь, определяет успешность на дальнейшем ступени образования.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ». [Электронный ресурс]// Федеральный закон. - 2014. - Режим доступа: http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rfposlednyy-redakciya.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: УЦ «Перспектива», 2014. - 32с.
3. Анфисова С. Е. Роль метода проектов в образовательном процессе ДОУ.
• Тольятти.: ТГУ 2003. - 78с.
4. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
5. Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет//.Вопросы психологии. - 2007. - № 4 - С.45-55.
6. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - М.: Речь, 2005. - 128с.
7. Баранова Э.А. Формирование у дошкольников познавательного интереса как интегративного психического образования// Интеграция образования.
• 2006. - N 3. - с.124-130
8. Баданина Л.П. Диагностика и развитие познавательных процессов. - М.: «Флинта» НОУ ВПО МПСИ, 2012. - 264с.
9. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 65с.
10. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Воронежский университет, 1977. - 240с.
11. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 527с.
12. Близнецова В.С Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ// Справочник старшего воспитателя: методический журнал для педагогов детского сада. - 2009. - №9 - с.21-30.
13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. - 398с.
14. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования// Управление ДОУ: методический журнал для педагогов детского сада. - 2009 - №7 - С.34-37
15. Буйко Т.Н. Метод проектов: Научно-методический сборник. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - 240с...