ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Регулирование государственной политики в области образования
России: административно-правовой аспект 6
1.2. Система правового образования России 15
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ
ПОТЕНЦИАЛ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24
2.1. Положение личности в правовом государстве 24
2.2. Пути развития воспитательного потенциала правового образования 29
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 37
3.1. Обоснование концепции правового образования и правового
воспитания школьников 37
3.2. Программа деятельности администрации школы по внедрению
проекта «Правовое образование в школе» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Регулирование государственной политики в области образования
России: административно-правовой аспект 6
1.2. Система правового образования России 15
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ
ПОТЕНЦИАЛ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ 24
2.1. Положение личности в правовом государстве 24
2.2. Пути развития воспитательного потенциала правового образования 29
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 37
3.1. Обоснование концепции правового образования и правового
воспитания школьников 37
3.2. Программа деятельности администрации школы по внедрению
проекта «Правовое образование в школе» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
Актуальность. Современные социально-экономические процессы задачи развития демократического, социального, правового государства и формирования гражданского общества актуализируют проблемы воспитания компетентной, самостоятельной, социально активной и ответственной личности. В этом контексте особенно важным является повышение правового сознания и ответственности граждан, их правовое воспитание. Правовое воспитание является формирующим фактором правовой действительности в России. Его содержание и результативность обусловлены тем, что оно осуществляется в особых условиях, а именно в период затяжной трансформации тоталитарного общества в демократическое гражданское общество, сопровождается не только экономическими и политическими, но и духовными и правовыми кризисами и неспособностью государства адекватно реагировать на изменения стиля и форм поведения молодежи.
Социальная необходимость правового воспитания молодежи продиктована реализацией и применением правовых норм на практике, что становится необходимым условием свободы выбора человеком своих действий, норм поведения и ответственности за них. Правовое воспитание должно стать определяющим фактором, залогом надлежащего формирования гражданского общества. Следовательно, говорить о гражданском обществе можно лишь с появлением гражданина как самостоятельного субъекта, осознающего себя членом общества, наделенным комплексом прав и свобод, который в то же время является ответственным перед ним. Именно идея гражданского общества позволяет провести границу между политической, официальной и личной жизнью граждан.
Именно современному поколению выпала судьба сформировать гражданское общество, то есть отталкиваться от достигнутого, приумножая богатства российского общества, обеспечить его эволюционный процесс. Одной из важных предпосылок формирования гражданского общества является правовое воспитание. В узком смысле его можно рассматривать как повседневное, систематическое воздействие юридической теории и практики на сознание людей с целью воспитания у них соответствующего уровня правового сознания, культуры и образцового правомерного поведения. В широком смысле - как влияние всех правовых факторов общественной жизни, в том числе и правовой системы на формирование у индивидов и коллективов людей определенных правовых качеств, которые соответствуют достигнутом в обществе уровню правового сознания и правовой культуры, то есть понимая под правовым воспитанием скорее правовую социализацию.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная проработанность послужили основанием для определения темы нашего исследования: «Личность и общество: воспитательный потенциал правового образования».
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка концепции воспитательного потенциала правового образования обучающихся.
Объект исследования - правовое образование личности.
Предмет исследования - процесс правового образования обучающихся.
Задачи:
1. Проанализировать особенности и сущность регулирования государственной политики в области образования России;
2. Охарактеризовать систему правового образования России;
3. Рассмотреть особенности положения личности в правовом государстве;
4. Изучить пути развития воспитательного потенциала правового образования;
5. Разработать концепцию правового образования и правового воспитания школьников.
Для решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ и синтез научной и методической литературы, изучение нормативно -правовых документов, сравнение и обобщение научных данных).
Теоретико-методологические основы исследования: проблема правового образования обучающихся раскрыта в работах О.В. Григорьевой, Р.Г. Кетхудова, А.Л. Ременсона, Г.В. Плеханова, С.С, Алексеева, О.Н. Мигущенко, А.А. Кваша, К.В. Науменковой, Н.Г. Суворовой и др.
Структура работы: (введение, три главы, заключение, список литературы).
Социальная необходимость правового воспитания молодежи продиктована реализацией и применением правовых норм на практике, что становится необходимым условием свободы выбора человеком своих действий, норм поведения и ответственности за них. Правовое воспитание должно стать определяющим фактором, залогом надлежащего формирования гражданского общества. Следовательно, говорить о гражданском обществе можно лишь с появлением гражданина как самостоятельного субъекта, осознающего себя членом общества, наделенным комплексом прав и свобод, который в то же время является ответственным перед ним. Именно идея гражданского общества позволяет провести границу между политической, официальной и личной жизнью граждан.
Именно современному поколению выпала судьба сформировать гражданское общество, то есть отталкиваться от достигнутого, приумножая богатства российского общества, обеспечить его эволюционный процесс. Одной из важных предпосылок формирования гражданского общества является правовое воспитание. В узком смысле его можно рассматривать как повседневное, систематическое воздействие юридической теории и практики на сознание людей с целью воспитания у них соответствующего уровня правового сознания, культуры и образцового правомерного поведения. В широком смысле - как влияние всех правовых факторов общественной жизни, в том числе и правовой системы на формирование у индивидов и коллективов людей определенных правовых качеств, которые соответствуют достигнутом в обществе уровню правового сознания и правовой культуры, то есть понимая под правовым воспитанием скорее правовую социализацию.
Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная проработанность послужили основанием для определения темы нашего исследования: «Личность и общество: воспитательный потенциал правового образования».
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка концепции воспитательного потенциала правового образования обучающихся.
Объект исследования - правовое образование личности.
Предмет исследования - процесс правового образования обучающихся.
Задачи:
1. Проанализировать особенности и сущность регулирования государственной политики в области образования России;
2. Охарактеризовать систему правового образования России;
3. Рассмотреть особенности положения личности в правовом государстве;
4. Изучить пути развития воспитательного потенциала правового образования;
5. Разработать концепцию правового образования и правового воспитания школьников.
Для решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические методы (анализ и синтез научной и методической литературы, изучение нормативно -правовых документов, сравнение и обобщение научных данных).
Теоретико-методологические основы исследования: проблема правового образования обучающихся раскрыта в работах О.В. Григорьевой, Р.Г. Кетхудова, А.Л. Ременсона, Г.В. Плеханова, С.С, Алексеева, О.Н. Мигущенко, А.А. Кваша, К.В. Науменковой, Н.Г. Суворовой и др.
Структура работы: (введение, три главы, заключение, список литературы).
В рамках данной работы нами была поставлена цель исследования - теоретическое обоснование и разработка концепции воспитательного потенциала правового образования обучающихся. Для достижения поставленной цели мы реализовали теоретические и практические задачи работы: проанализировали особенности и сущность регулирования государственной политики в области образования России, охарактеризовали систему правового образования России, рассмотрели особенности положения личности в правовом государстве, изучили пути развития воспитательного потенциала правового образования, разработали концепцию правового образования и правового воспитания школьников.
В целом проведенный нами анализ показал, что в педагогической науке не раз подчеркивалось, что любая образовательная деятельность неразрывно связана с воспитательной работой.
Правовое воспитание представляет собой систематическое и целеустремленное влияние на сознание, чувства и психологию обучающихся с целью формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения как в коллективе, так и в социуме.
Основными направлениями правового воспитания являются организация правовой пропаганды и рекламы; повышение теоретической и методической подготовки обучающихся по правовым вопросам; широкое применение навыков и умений обучающихся в сфере оказания адресной юридической помощи некоторым категориям граждан; участие в охране общественного порядка; обобщение и распространение передового опыта правового воспитания. По нашему мнению, под правовой подготовкой обучающихся понимается нормативный образец их поведения и деятельности, а также занимаемая ими определенная нравственно -правовая позиция в обществе.
В целях реализации воспитательного потенциала правовой подготовки обучающихся учебных заведений России целесообразно, на наш взгляд, предложить следующие пути:
1. Оптимизация содержания правовой подготовки за счет изменения логики изложения учебного материала и приведения его в соответствие с проблемно-деятельностным и аксиологическим подходами.
2. Повышение эффективности методического обеспечения правовой подготовки обучающихся в целях осуществления руководства учебно-познавательной деятельностью обучаемых по мотивированному овладению правовыми знаниями, умениями и навыками. По юридическим дисциплинам необходимо разработать учебники, учебные пособия, систему заданий на основе проектно-технологического подхода что будет способствовать повышению уровня образовательной деятельности в целом. В рамках опытно-экспериментальной работы произвести замеры эффективности обучения на основе использования Интернета и локальных единых телекоммуникационных компьютерных сетей.
3. Активизация у обучающихся правового самосовершенствования под руководством профессорско-преподавательского состава образовательной организации. Данное направление может быть реализовано путем контроля и оценки качества правовой подготовки обучающихся, перестройки учебно-методической системы индивидуальной работы при подготовке к занятиям, проведения комплекса мероприятий воспитательного характера, направленных на формирование профессиональных ценностных установок личности и соответствующих высокому уровню правовой культуры, к которому необходимо стремиться.
В целом проведенный нами анализ показал, что в педагогической науке не раз подчеркивалось, что любая образовательная деятельность неразрывно связана с воспитательной работой.
Правовое воспитание представляет собой систематическое и целеустремленное влияние на сознание, чувства и психологию обучающихся с целью формирования у них устойчивых правовых представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правомерного поведения как в коллективе, так и в социуме.
Основными направлениями правового воспитания являются организация правовой пропаганды и рекламы; повышение теоретической и методической подготовки обучающихся по правовым вопросам; широкое применение навыков и умений обучающихся в сфере оказания адресной юридической помощи некоторым категориям граждан; участие в охране общественного порядка; обобщение и распространение передового опыта правового воспитания. По нашему мнению, под правовой подготовкой обучающихся понимается нормативный образец их поведения и деятельности, а также занимаемая ими определенная нравственно -правовая позиция в обществе.
В целях реализации воспитательного потенциала правовой подготовки обучающихся учебных заведений России целесообразно, на наш взгляд, предложить следующие пути:
1. Оптимизация содержания правовой подготовки за счет изменения логики изложения учебного материала и приведения его в соответствие с проблемно-деятельностным и аксиологическим подходами.
2. Повышение эффективности методического обеспечения правовой подготовки обучающихся в целях осуществления руководства учебно-познавательной деятельностью обучаемых по мотивированному овладению правовыми знаниями, умениями и навыками. По юридическим дисциплинам необходимо разработать учебники, учебные пособия, систему заданий на основе проектно-технологического подхода что будет способствовать повышению уровня образовательной деятельности в целом. В рамках опытно-экспериментальной работы произвести замеры эффективности обучения на основе использования Интернета и локальных единых телекоммуникационных компьютерных сетей.
3. Активизация у обучающихся правового самосовершенствования под руководством профессорско-преподавательского состава образовательной организации. Данное направление может быть реализовано путем контроля и оценки качества правовой подготовки обучающихся, перестройки учебно-методической системы индивидуальной работы при подготовке к занятиям, проведения комплекса мероприятий воспитательного характера, направленных на формирование профессиональных ценностных установок личности и соответствующих высокому уровню правовой культуры, к которому необходимо стремиться.
Подобные работы
- Мониторинг качества правового образования студентов профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Воспитательный потенциал детских общественных объединений (Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) (13.00.01 )
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ССУЗОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Народная художественная культура в воспитании личности ребенка
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Особенности правовой культуры руководителей учреждений общего образования (на примере школ г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2018 - Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019



