Методика развития координационных способностей у школьников
|
Введение 3
Глава 1. Аналитический обзор литературы 7
1.1. Характеристика младшего школьного возраста 7
1.2. Особенности физического развития детей младшего школьного
возраста 8
1.3. Особенности возрастного развития физических качеств у детей
младшего школьного возраста 13
1.4. Средства развития координационных способностей у детей
младшего школьного возраста 16
1.4.1. Методика развития координационных способностей 16
1.4.2. Характеристика подвижных игр 22
1.4.3. Классификация подвижных игр 25
1.4.4. Особенности организации и методика проведения подвижных
игр с детьми младшего школьного возраста 29
1.4.5. Контрольные тесты на выявление координационных
способностей у детей младшего школьного возраста 30
Глава 2. Организация и методы исследования 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 36
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 40
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение 50
Глава 1. Аналитический обзор литературы 7
1.1. Характеристика младшего школьного возраста 7
1.2. Особенности физического развития детей младшего школьного
возраста 8
1.3. Особенности возрастного развития физических качеств у детей
младшего школьного возраста 13
1.4. Средства развития координационных способностей у детей
младшего школьного возраста 16
1.4.1. Методика развития координационных способностей 16
1.4.2. Характеристика подвижных игр 22
1.4.3. Классификация подвижных игр 25
1.4.4. Особенности организации и методика проведения подвижных
игр с детьми младшего школьного возраста 29
1.4.5. Контрольные тесты на выявление координационных
способностей у детей младшего школьного возраста 30
Глава 2. Организация и методы исследования 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 36
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 40
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение 50
Актуальность темы. В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих ситуациях, которая требует проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием ловкость - способностью человека быстро целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях [3, 14]. Под двигательнокоординационными способностями понимаются способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво, т.е. наиболее совершенно, решать двигательные задачи (особенно сложные и возникающие неожиданно) [14, 37].
Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обусловлена, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма [5].
Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх [39].
Среда, в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, предоставлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной. Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Игра - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества, способность быстро перемещаться в пространстве. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на физической развитие детей, а также детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми.
Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровни развития двигательных способностей младших школьников. Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей [27], свидетельствует, что около 40% детей младшего школьного возраста имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, снижения жизненного тонуса. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. По утверждению отечественных педагогов Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, К. Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания [7, 27, 40].
Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила [9].
В то же время целый ряд проблем, связанных с физическим воспитанием младших школьников и их развитием, еще не нашли своего полного разрешения. К ним мы относим, в частности, использование большего количества разнообразных подвижных игр в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста [13].
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: использование подвижных игр в развитии координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: обосновать эффективность применения подвижных игр, направленных на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Разработать комплекс подвижных игр, направленный на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
3. Определить эффективность разработанного комплекса подвижных игр для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР изложена на 65 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 44 источника и приложений. Текст ВКР снабжен таблицами и рисунками.
Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обусловлена, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма [5].
Особенно большая роль в этом отводится физическому воспитанию в школе. Школьной программой предусматриваются обеспечение широкого фонда новых двигательных умений и навыков и на этой основе развитие у учащихся координационных способностей, проявляющихся в циклических и ациклических локомоциях, гимнастических упражнениях, метательных движениях с установкой на дальность и меткость, подвижных, спортивных играх [39].
Среда, в которой живет ребенок, должна развивать и воспитывать, побуждать взаимодействовать с ее различными элементами, вызывать стремление к движению, предоставлять возможность для многовариантных игр, быть комфортной. Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Игра - вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества, способность быстро перемещаться в пространстве. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на физической развитие детей, а также детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми.
Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровни развития двигательных способностей младших школьников. Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных способностей и качеств детей [27], свидетельствует, что около 40% детей младшего школьного возраста имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего. Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, снижения жизненного тонуса. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. По утверждению отечественных педагогов Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, К. Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания [7, 27, 40].
Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила [9].
В то же время целый ряд проблем, связанных с физическим воспитанием младших школьников и их развитием, еще не нашли своего полного разрешения. К ним мы относим, в частности, использование большего количества разнообразных подвижных игр в системе физического воспитания детей младшего школьного возраста [13].
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: использование подвижных игр в развитии координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: обосновать эффективность применения подвижных игр, направленных на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Разработать комплекс подвижных игр, направленный на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
3. Определить эффективность разработанного комплекса подвижных игр для развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы.
ВКР изложена на 65 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 44 источника и приложений. Текст ВКР снабжен таблицами и рисунками.
В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обусловлена, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма.
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения и подвижные игры повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.
Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств. Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы. В связи с этим на наш взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеурочных формах.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы выявил недостаточный объем использования подвижных игр на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
2. Был разработан комплекс подвижных игр, направленный на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста, для применения как на уроках физической культуры, «динамической паузе», так в группе продленного дня.
3. Определена эффективность предложенного комплекса подвижных игр, направленного на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста, которая была выявлена в достоверном увеличении всех показателей координационных способностей внутри группы и в тестах между группами: «Челночный бег 3х10 м» и «3 кувырка». Прирост показателей в тестах, определяющих уровень координационных способностей, в экспериментальной группе оказался выше, чем в контрольной, что доказывает эффективность использования предложенного комплекса подвижных игр.
Практика физического воспитания и спорта располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности. Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения и подвижные игры повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны.
Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств. Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно больше разнообразить средства, методы и формы этой работы. В связи с этим на наш взгляд, весьма эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеурочных формах.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы выявил недостаточный объем использования подвижных игр на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста.
2. Был разработан комплекс подвижных игр, направленный на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста, для применения как на уроках физической культуры, «динамической паузе», так в группе продленного дня.
3. Определена эффективность предложенного комплекса подвижных игр, направленного на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста, которая была выявлена в достоверном увеличении всех показателей координационных способностей внутри группы и в тестах между группами: «Челночный бег 3х10 м» и «3 кувырка». Прирост показателей в тестах, определяющих уровень координационных способностей, в экспериментальной группе оказался выше, чем в контрольной, что доказывает эффективность использования предложенного комплекса подвижных игр.
Подобные работы
- Особенности методики развития координационных способностей у школьников 12-13 лет.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У
ШКОЛЬНИКОВ 3-4 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ
УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Методика развития координационных способностей у школьников 9-10 лет средствами борьбы дзюдо
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Влияние подвижных игр на развитие координационных способностей у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Методика развития координационных способностей у детей 14-15 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Методика развития координационных способностей
у волейболистов 15-16 лет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Подвижные игры как средство развития координационных способностей у школьников с нарушением слуха в возрасте 10-12 лет
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Методика развития координационных способностей обучающихся 10-12 лет во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Развитие координационных способностей у школьников 9 - 10 лет на секционных занятиях по спортивному ориентированию
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2019





