ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЛЕКСИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Особенности психологического развития младших школьников 5
1.2. Особенности речевого развития младших школьников 11
1.3. Лексические средства выразительности 20
1.4. Методы и приемы формирования лексической выразительности
детской речи 25
1.5. Анализ потенциала школьных учебников в аспекте формирования
лексической выразительности речи младших школьников 28
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МОРФОЛОГИИ
ГЛАГОЛА 35
2.1. Диагностика лексической выразительности речи 35
2.2. Комплекс упражнений по формированию лексической
выразительности речи при изучении морфологии глагола 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
Актуальность выпускной квалификационной работы определяется важностью формирования лексической выразительности речи младших школьников на уроках русского языка, в том числе при изучении морфологии глагола, в развитии умения свободно владеть русским языком, а именно: использовать средства выразительности, наделяющие речь индивидуальностью, яркостью, экспрессией, эмоциональной окраской.
Проблема развития выразительности речи приобретает первостепенное значение в настоящее время, поскольку в эпоху информационного общества особую важность имеет умение излагать свои мысли, чувства и в целом вступать в коммуникацию.
Объектом исследования выступает формирование лексической выразительности речи у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс упражнений по формированию лексической выразительности речи при изучении морфологии глагола на уроках русского языка.
В работе были введены ограничения: формирование выразительности письменной речи ограничиваем лексическими средствами выразительности и рассматриваем функционирование данных средств в предложении.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс упражнений по формированию лексической выразительности речи младших школьников при изучении морфологии глагола.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Проанализировать литературу по теме исследования лексической выразительности.
2. Подобрать диагностику оценивания выразительности речи младших школьников.
3. Разработать комплекс упражнений по формированию лексической выразительности речи младших школьников.
База исследования - МАОУ СОШ №69 г. Екатеринбурга, 26 обучающихся 4 «А» класса.
Основными методами исследовательской работы были: анализ литературы, наблюдение за речью обучающихся, анализ их письменных работ, анализ и синтез упражнений по формированию выразительности речи младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы:
• Введение;
• Глава 1 и параграфы;
• Глава 2 и параграфы;
• Заключение;
• Список источников и литературы;
• Приложения.
Для формирования личности любознательной, активной, умеющей слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать мнение просто необходимо становление эстетической потребности в оформлении письменного высказывания.
Речевое развитие младших школьников на уроках русского языка формирует отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека [43].
Языковое чувство складывается из осознания богатства языковых средств, их экспрессивности, красоты звучания речи, языковой правильности, уместности использования и выразительности. Эти элементы у большинства обучающихся без специального воздействия учителя развиваются лишь частично или совсем не развиваются. Поэтому необходима целенаправленная системная работа.
Центральными новообразованиями обучающихся начальной школы являются: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, осознанность и произвольность когнитивных процессов, присутствие рефлексии и внутреннего плана действия.
Уровень развития ребёнка достаточно высокий, обучающиеся овладели логическими операциями (сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения), а следовательно и логическими связями в языке, а именно, овладели языковыми единицами и их функциями в речи, в том числе лексической выразительностью.
Лексическими средствами выразительности называют лексические единицы языка, изобразительные возможности которых используются для создания образов.
Как правило синонимы, антонимы и многозначные слова относят к неспециальным лексическим изобразительно-выразительным средствам языка, так как они обретают выразительные качества только в связи с их использованием в конкретном тексте с целью усиления яркости изображаемого. Специальными изобразительно-выразительными средствами языка выступают тропы.
В речи используются тропы и условно называемые неспециальные лексические изобразительно-выразительные средства языка: синонимы, антонимы, многозначные слова, а также фразеологизмы. Синонимы и антонимы приобретают особую выразительность, когда они выполняют эмоционально-усилительную функцию. Многозначные слова реализуют выразительность благодаря использованию слова в неосновном значении. А благодаря употреблению фразеологизмов усиливается образность речи, ярче передается авторское отношение.
Лексические средства выразительности проявляются в различных классах слов, в том числе их можно наблюдать при изучении глагола. Выразительный потенциал глагольных форм и категорий значителен. Богатыми выразительными возможностями обладают глаголы, которые используются в переносном значении, равно как и глаголы -стилистические синонимы. Замена указанных лексем стилистически нейтральным синонимом лишит выразительности предложение и текст. Выразительности речи поспособствует добавление в синонимический ряд глагольных фразеологизмов или употребление фразеологизма в качестве антонима.
Для диагностики обучающимся были предложены задания, цель которых заключалась в проверке осознания детьми синонимов, антонимов, многозначных слов и фразеологизмов как явлений и как средств выразительности.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод о том, что у учеников недостаточно развито владение лексическими средствами выразительности в речи, в особенности обучающиеся затрудняются в использовании синонимов и глагольных фразеологизмов в речи.
Поскольку основным источником выразительности речи являются лексика и фразеология, содержащие особые экспрессивные окраски, работе над ними требуется уделять особое внимание. В качестве выразительного средства создания контраста используются глаголы - антонимы, во избежание повторов и более точного выражения мысли используются глаголы-синонимы, для образности, живости часто используются глагольные фразеологизмы.
Неисчерпаемый запас слов, богатство и разнообразие синонимов, антонимов, слов с экспрессивным и переносным значением, громадный массив фразеологизмов - вот то, на что требуется специально обращать внимание обучающихся. Следует показывать им выразительные и изобразительные возможности языковых средств, уместность их употребления, красоту речи без языковых ошибок и недочетов.
Проведенная диагностика позволила не только определить уровень развития выразительности письменной речи младших школьников, но и определить направления проектировочной работы по формированию выразительности речи младших школьников при изучении морфологии глагола.
Таким образом, развитие лексической выразительности речи младших школьников представляет собой поэтапный процесс формирования языковой личности ребенка, включающий умение лексически и грамматически точно и правильно выбрать языковую единицу и использовать ее в речи в соответствии с нормами литературного языка. Именно для этой цели необходимы специальные дополнительные упражнения, которые поспособствуют формированию лексической выразительности у обучающихся при изучении морфологии глагола.
1. Артеменко Н.А. Обогащение словарного запаса учащихся с опорой
на идеографический подход // 2014. №1 (3) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obogaschenie-slovarnogo-zapasa-
uchaschihsya-s-oporoy-na-ideograficheskiy-podhod (дата обращения:
25.10.2017).
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: МГУ, 1968. 608 с.
3. Белоусова А.К. Возрастная психология. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. 591 с.
4. Бузарова Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-
pedagogicheskaya-harakteristika-detey-starshego-doshkolnogo-i-mladshego- shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 15.10.2017).
5. Бузарова Е.А. Психолого-педагогическая характеристика детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-
pedagogicheskaya-harakteristika-detey-starshego-doshkolnogo-i-mladshego- shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.09.2017).
6. Виноградов В.В. Русский язык: грамматическое учение о слове. М.: Русский язык, 2001. 720 с.
7. Возрастная и педагогическая психология : сборник студенческих работ Ч. 1. / сост. Г.Ф. Ушамирская [и др.]. Москва: Студенческая наука, 2012. 1645 с.
8. Воробьева В.И. Сочинения по картинам в начальных классах: пособие для учителя / В.И. Воробьева, С.К. Тивикова. Тула: Родничок, 2002. 224 с.
9. Восторгова Е.В. Методический комментарий к учебнику русского языка для 4 класса. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010. 128 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. 96 с.
12. Головин Б.Н. О качествах хорошей речи // Русский язык в школе. 1964. №2. С. 18-21.
13. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Высш. шк., 1988. 320 с.
14. Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами как способ развития речи младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2003. № 3. С. 57-58.
15. Горелов И.Н. Основы психолингвистики: учеб. пособие по курсу «Основы психолингвистики» / И.Н. Горелов, К.Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2001. 304 с.
...