ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ 6
1.1. Сущность и содержание музыкально-ритмической деятельности
в ДОУ 6
1.2. Проблема развития речи у детей ее решение в современной
педагогической литературе 15
1.3. Педагогические возможности музыкально-ритмической
деятельности в речевом развитии детей в ДОУ 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ 35
2.1. Диагностика развития речи у детей в ДОУ. Инструментарий
диагностического исследования 35
2.2. Результаты диагностического исследования развития речи детей
в ДОУ 39
2.3. Методические аспекты развития речи дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ. .. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста сегодня очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями с каждым годом растет. Причинами сложившейся ситуации является недостаток внимания со стороны родителей, заполнение детского досуга различными гаджетами и т.д. В связи с этим, многие дети при поступлении в школу сталкиваются с рядом трудностей, так как именно речь является важнейшей психической функцией человека, благодаря которой развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного сотрудничества. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к сознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.).
Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В процессе своего развития ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К таким общим средствам относится как ритм, так и артикуляция (К. Орф).
К сравнительному анализу музыки и речи обращались музыковеды, психологи и лингвисты. Учеными изучались проблемы восприятия музыкального ритма и ритма речи человеком и их воздействия на психику (А.Н. Леонтьев, О.В. Овчинников), вопросы эмоциональной окраски музыки и речи (В.П. Морозов, В.Н. Холопова), исследовались закономерности музыкальных и речевых интонаций (Б.В. Асафьев, Е.В. Назайкинский) и т.д. По мнению ссовременных исследователей, музыкальный ритм является универсальным свойством, организующим и дисциплинирующим началом любой языковой системы (А.М. Антипова).
Современные исследования в области музыкальной педагогики, детской психологии и логопедии (Е.С. Анищенкова Г.А. Волкова, Н.А. Сорокина) доказывают взаимосвязь компонентов речевой системы у человека и музыкального ритма, развития речи и формирования общей, мелкой и артикуляционной моторики. У дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдается недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечаются нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь.
В связи с тем, что ритм является раздражителем, стимулирующим физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной сфере, так и в вегетативной сфере, ритмическим раздражителем можно достигнуть повышения точности ритмических процессов (А.А. Осипова). Поэтому музыкально-ритмическая деятельность является средством развития у ребенка внутреннего ощущения чувства ритма, она влияет на ритмизацию слогов и на способность ритмизованно выстраивать словосочетания и предложения. Музыкально-ритмическая деятельность по своим характеристикам имеет весьма богатый педагогический потенциал в речевом развитии дошкольников. Анализ теории и практики показал, что проблема речевого развития детей достаточно полно освещена в области психологии и специальной педагогике, а в области музыкальной педагогики она раскрыта достаточно слабо. Возникают противоречия между:
- разработанностью проблемы речевого развития детей в общей и специальной педагогике и недостаточным вниманием к данной проблеме исследователей в области педагогики музыкального образования;
- богатым педагогическим потенциалом музыкально-ритмической деятельности в речевом развитии дошкольников и недостаточным теоретическим и методическим обеспечением данного процесса на музыкальных занятиях в ДОУ.
Анализ актуальности и противоречий позволил сформулировать проблему настоящего исследования, которая заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении эффективных путей введения музыкально-ритмической деятельности в воспитательный процесс музыкальных занятий в ДОУ с целью речевого развития детей.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы позволили сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Музыкально-ритмическая деятельность как средство речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении».
Цель исследования — выявить и теоретически обосновать комплекс музыкально-ритмических упражнений, способствующих речевому развитию у детей на музыкальных занятиях в ДОУ.
Объект исследования - воспитательный процесс на музыкальных занятиях в ДОУ.
Предмет исследования - комплекс музыкально-ритмических упражнений, способствующих речевому развитию детей на музыкальных занятиях в ДОУ.
Гипотеза выпускной квалификационной работы: речевое развитие детей на музыкальных занятиях в ДОУ средствами музыкально-ритмической деятельности будет успешным, если:
- осуществлять данную работу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- в содержании музыкальных занятий использовать музыкально-ритмические упражнения, способствующие овладению детьми некоторыми показателями правильного дыхания и умением с большей точностью воспроизводить ритмический рисунок слов и фраз (выделение ударного звука в слове и смыслового слова в фразе);
- осуществлять работу на основе принципов целенаправленности, систематичности и плановости занятий; доброжелательности и открытости.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «музыкально-ритмическая
деятельность» в педагогике музыкального образования, выявить ее особенности;
2. Выявить педагогические возможности музыкально-ритмической деятельности в речевом развитии детей в ДОУ;
3. Провести диагностику развития речи у детей;
4. Выявить и теоретически обосновать комплекс музыкально-ритмических упражнений, способствующих речевому развитию детей на музыкальных занятиях в ДОУ;
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория музыкально-ритмического воспитания детей Ж.-Э. Далькроза, теоретические положения о развитии у детей моторно-двигательных навыков К. Орфа, теоретические положения о музыкальном воспитании дошкольников Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, теория логоритмического развития речи Е.С. Анищенковой, Г.А. Волковой, практические и теоретические положения логопедии Р.Е. Левиной.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования, сопоставление, сравнение, обобщение и систематизация теоретического материала), эмпирические (педагогическое наблюдение).
Апробация материалов исследования проходила на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития музыкального и художественного образования», 9 июня 2017 г., г.
Екатеринбург, Россия.
Базой опытно-поисковой работы являлся дошкольное образовательное учреждение МБДОУ № 324.
Выпускная квалификационная работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.
Теоретический анализ изучения проблемы исследования и результаты диагностического исследования позволили в заключении сделать следующие выводы:
Анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы позволил нам раскрыть сущность понятия музыкально-ритмической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Следовательно, раскрыты такие понятия как «ритм» с точки зрения формообразования в искусстве в целом и конкретно его содержания в области музыки, понятие «чувство ритма» в музыкальной психологии. Дано определение «ритмики» в дошкольном образовательном учреждении и выявлены современные программы дошкольного образовательного
учреждения, в центре которых является музыкально-ритмическая деятельность.
Освещена проблема развития речи детей и её решение в современной педагогической литературе посредством игр и упражнений на мелкую моторику рук, театрализованной деятельностью и изобразительной деятельности: рисунка, лепки, аппликации.
Рассмотрены педагогические возможности музыкально-ритмической деятельности в развитии речи дошкольников на музыкальных занятиях. Главным образом занятия на основе синтеза слова, музыки, ритма и движений, способствующих развитию речевых навыков.
Нами был выделен критериально-оценочный инструментарий для выявления уровней развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Результаты диагностического исследования показали, что данная проблема является актуальной в современной системе дошкольного образования, т.к. некоторые дети испытывают трудности в правильном использовании речевого дыхания и верном произнесении ритмически выстроенной структурой слов и фраз.
Данная работа создает предпосылки для дальнейшего изучения проблемы развития речи средствами музыкально-ритмической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
1. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. М. : АСТ, 2008. 60 с.
2. Антипова А.М. Система английской речевой интонации. М. : Букинистическое издание, 1979. 132 с.
3. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М. : Музыка, 1965. 136 с.
4. Бабаджан Т.С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. М. : 1930. 136 с.
5. Беляев А. А. Эстетика: Словарь. М. : Политиздат, 1989. 447 с.[1]
6. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., испр. и доп. СПб. : ЛОИРО, 2000. 220 с.
7. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду: Дошк. воспитание под ред. Н.А. Ветлугиной. 3-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 1989. 270 с.[25][24]
8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М. : ВЛАДОС, 2002. 272 с.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь: Психологические исследования / под ред. В. Колбановского. М. : 1934. 362 с.
10. Гальперин И. Р. Стилистические средства звуковой организации высказывания. М. : ВЛАОС, 2005. 352 с.
11. Далькроз Ж-Э. Ритм. М.: Отдельное издание, 2010. 248 с.
12. Донгаузер Е. В. Педагогические истоки современного немецкого массового музыкального образования. Л. : Музыка, 1970. 284 с.
13. Еськова Н. А. Избранные работы по русистике: Фонология. Морфонология. Морфология. Орфография. Лексикография. М. : Языки славянских культур, 2011. 648 с.
14. Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Шуя, 1993. 256 с.
15. Крохалева. М. А. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста в процессе музыкальной деятельности // Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски. Екатеринбург: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, 2007. 223-227 с.
...