Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Работа №97451

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ 6
1.1. Сущность и содержание музыкально-ритмической деятельности
в ДОУ 6
1.2. Проблема развития речи у детей ее решение в современной
педагогической литературе 15
1.3. Педагогические возможности музыкально-ритмической
деятельности в речевом развитии детей в ДОУ 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ 35
2.1. Диагностика развития речи у детей в ДОУ. Инструментарий
диагностического исследования 35
2.2. Результаты диагностического исследования развития речи детей
в ДОУ 39
2.3. Методические аспекты развития речи дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности на музыкальных занятиях в ДОУ. .. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55


Проблема речевого развития детей дошкольного возраста сегодня очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями с каждым годом растет. Причинами сложившейся ситуации является недостаток внимания со стороны родителей, заполнение детского досуга различными гаджетами и т.д. В связи с этим, многие дети при поступлении в школу сталкиваются с рядом трудностей, так как именно речь является важнейшей психической функцией человека, благодаря которой развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного сотрудничества. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщенному отражению окружающей действительности, к сознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий (Л.С. Выготский, Р.Е. Левина и др.).
Музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В процессе своего развития ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К таким общим средствам относится как ритм, так и артикуляция (К. Орф).
К сравнительному анализу музыки и речи обращались музыковеды, психологи и лингвисты. Учеными изучались проблемы восприятия музыкального ритма и ритма речи человеком и их воздействия на психику (А.Н. Леонтьев, О.В. Овчинников), вопросы эмоциональной окраски музыки и речи (В.П. Морозов, В.Н. Холопова), исследовались закономерности музыкальных и речевых интонаций (Б.В. Асафьев, Е.В. Назайкинский) и т.д. По мнению ссовременных исследователей, музыкальный ритм является универсальным свойством, организующим и дисциплинирующим началом любой языковой системы (А.М. Антипова).
Современные исследования в области музыкальной педагогики, детской психологии и логопедии (Е.С. Анищенкова Г.А. Волкова, Н.А. Сорокина) доказывают взаимосвязь компонентов речевой системы у человека и музыкального ритма, развития речи и формирования общей, мелкой и артикуляционной моторики. У дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдается недостаточное развитие чувства ритма, вследствие чего отмечаются нарушения слоговой структуры слова и неритмизированная речь.
В связи с тем, что ритм является раздражителем, стимулирующим физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной сфере, так и в вегетативной сфере, ритмическим раздражителем можно достигнуть повышения точности ритмических процессов (А.А. Осипова). Поэтому музыкально-ритмическая деятельность является средством развития у ребенка внутреннего ощущения чувства ритма, она влияет на ритмизацию слогов и на способность ритмизованно выстраивать словосочетания и предложения. Музыкально-ритмическая деятельность по своим характеристикам имеет весьма богатый педагогический потенциал в речевом развитии дошкольников. Анализ теории и практики показал, что проблема речевого развития детей достаточно полно освещена в области психологии и специальной педагогике, а в области музыкальной педагогики она раскрыта достаточно слабо. Возникают противоречия между:
- разработанностью проблемы речевого развития детей в общей и специальной педагогике и недостаточным вниманием к данной проблеме исследователей в области педагогики музыкального образования;
- богатым педагогическим потенциалом музыкально-ритмической деятельности в речевом развитии дошкольников и недостаточным теоретическим и методическим обеспечением данного процесса на музыкальных занятиях в ДОУ.
Анализ актуальности и противоречий позволил сформулировать проблему настоящего исследования, которая заключается в поиске, теоретическом обосновании и осмыслении эффективных путей введения музыкально-ритмической деятельности в воспитательный процесс музыкальных занятий в ДОУ с целью речевого развития детей.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы позволили сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Музыкально-ритмическая деятельность как средство речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении».
Цель исследования — выявить и теоретически обосновать комплекс музыкально-ритмических упражнений, способствующих речевому развитию у детей на музыкальных занятиях в ДОУ.
Объект исследования - воспитательный процесс на музыкальных занятиях в ДОУ.
Предмет исследования - комплекс музыкально-ритмических упражнений, способствующих речевому развитию детей на музыкальных занятиях в ДОУ.
Гипотеза выпускной квалификационной работы: речевое развитие детей на музыкальных занятиях в ДОУ средствами музыкально-ритмической деятельности будет успешным, если:
- осуществлять данную работу с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- в содержании музыкальных занятий использовать музыкально-ритмические упражнения, способствующие овладению детьми некоторыми показателями правильного дыхания и умением с большей точностью воспроизводить ритмический рисунок слов и фраз (выделение ударного звука в слове и смыслового слова в фразе);
- осуществлять работу на основе принципов целенаправленности, систематичности и плановости занятий; доброжелательности и открытости.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «музыкально-ритмическая
деятельность» в педагогике музыкального образования, выявить ее особенности;
2. Выявить педагогические возможности музыкально-ритмической деятельности в речевом развитии детей в ДОУ;
3. Провести диагностику развития речи у детей;
4. Выявить и теоретически обосновать комплекс музыкально-ритмических упражнений, способствующих речевому развитию детей на музыкальных занятиях в ДОУ;
Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория музыкально-ритмического воспитания детей Ж.-Э. Далькроза, теоретические положения о развитии у детей моторно-двигательных навыков К. Орфа, теоретические положения о музыкальном воспитании дошкольников Н.А. Ветлугиной, О.П. Радыновой, теория логоритмического развития речи Е.С. Анищенковой, Г.А. Волковой, практические и теоретические положения логопедии Р.Е. Левиной.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования, сопоставление, сравнение, обобщение и систематизация теоретического материала), эмпирические (педагогическое наблюдение).
Апробация материалов исследования проходила на всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития музыкального и художественного образования», 9 июня 2017 г., г.
Екатеринбург, Россия.
Базой опытно-поисковой работы являлся дошкольное образовательное учреждение МБДОУ № 324.
Выпускная квалификационная работа включает в себя: введение, две главы, заключение, список используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ изучения проблемы исследования и результаты диагностического исследования позволили в заключении сделать следующие выводы:
Анализ психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературы позволил нам раскрыть сущность понятия музыкально-ритмической деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Следовательно, раскрыты такие понятия как «ритм» с точки зрения формообразования в искусстве в целом и конкретно его содержания в области музыки, понятие «чувство ритма» в музыкальной психологии. Дано определение «ритмики» в дошкольном образовательном учреждении и выявлены современные программы дошкольного образовательного
учреждения, в центре которых является музыкально-ритмическая деятельность.
Освещена проблема развития речи детей и её решение в современной педагогической литературе посредством игр и упражнений на мелкую моторику рук, театрализованной деятельностью и изобразительной деятельности: рисунка, лепки, аппликации.
Рассмотрены педагогические возможности музыкально-ритмической деятельности в развитии речи дошкольников на музыкальных занятиях. Главным образом занятия на основе синтеза слова, музыки, ритма и движений, способствующих развитию речевых навыков.
Нами был выделен критериально-оценочный инструментарий для выявления уровней развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Результаты диагностического исследования показали, что данная проблема является актуальной в современной системе дошкольного образования, т.к. некоторые дети испытывают трудности в правильном использовании речевого дыхания и верном произнесении ритмически выстроенной структурой слов и фраз.
Данная работа создает предпосылки для дальнейшего изучения проблемы развития речи средствами музыкально-ритмической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.



1. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников. М. : АСТ, 2008. 60 с.
2. Антипова А.М. Система английской речевой интонации. М. : Букинистическое издание, 1979. 132 с.
3. Асафьев Б.В. Речевая интонация. М. : Музыка, 1965. 136 с.
4. Бабаджан Т.С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. М. : 1930. 136 с.
5. Беляев А. А. Эстетика: Словарь. М. : Политиздат, 1989. 447 с.[1]
6. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., испр. и доп. СПб. : ЛОИРО, 2000. 220 с.
7. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду: Дошк. воспитание под ред. Н.А. Ветлугиной. 3-е изд., испр. и доп. М. : Просвещение, 1989. 270 с.[25][24]
8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. М. : ВЛАДОС, 2002. 272 с.
9. Выготский Л. С. Мышление и речь: Психологические исследования / под ред. В. Колбановского. М. : 1934. 362 с.
10. Гальперин И. Р. Стилистические средства звуковой организации высказывания. М. : ВЛАОС, 2005. 352 с.
11. Далькроз Ж-Э. Ритм. М.: Отдельное издание, 2010. 248 с.
12. Донгаузер Е. В. Педагогические истоки современного немецкого массового музыкального образования. Л. : Музыка, 1970. 284 с.
13. Еськова Н. А. Избранные работы по русистике: Фонология. Морфонология. Морфология. Орфография. Лексикография. М. : Языки славянских культур, 2011. 648 с.
14. Зимина А. Н. Теория и методика музыкального воспитания дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Шуя, 1993. 256 с.
15. Крохалева. М. А. Развитие чувства ритма у детей младшего школьного возраста в процессе музыкальной деятельности // Музыкальное образование детей и юношества: проблемы и поиски. Екатеринбург: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, 2007. 223-227 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ
Loading...