Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста

Работа №97450

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы120
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
248
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ 8
1.1. Взаимодействие семьи и школы: сущность, структура, формы 8
1.2. Педагогические условия взаимодействия педагогов и родителей
обучающихся начальной школы 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И
ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
2.1. Диагностика уровня удовлетворенности родителей обучающихся
качеством предоставляемых образовательных услуг на констатирующем этапе 33
2.2. Разработка программы эффективного взаимодействия педагогов и
родителей в воспитании младших школьников 49
2.3. Анализ эффективности опытно-поисковой работы по реализации
программы взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 15 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 16 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 17 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 18 118


Актуальность. В условиях социально-экономических преобразований, которые происходят в обществе, в системе образования, на передний план выступают проблемы взаимодействия семьи и школы, как средство воспитания подрастающего поколения. Во все времена сотрудничество семьи и школы считалось приоритетом в воспитании. Но наиболее актуальным это стало в последнее время. В современной экономической ситуации многих родителей беспокоит, прежде всего, материальное и финансовое благополучие семьи, проблема воспитания детей уходит на второй план. И часто родители перекладывают эту миссию на педагогов школы.
Воспитание ребенка начинается в семье, и если родители не транслируют общечеловеческие, нравственные, культурные ценности, не взаимодействуют со школой в решении задач воспитания, то развитие личности ребенка не может быть всесторонним и эффективным. Повышение мотивации современной семьи к осуществлению воспитания детей требует от педагогической науки и практики разработки научно¬методического обеспечения взаимодействия общеобразовательной организации и семьи, а также психолого-педагогического сопровождения семьи в решении задач воспитания.
Согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025», принятой в 2015 году, одним из основных направлений поддержки семейного воспитания является создание оптимальных условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми [58].
Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) является обеспечение психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и образования, охраны и укрепления здоровья детей [68] .
Анализ современного состояния работы школ в направлении воспитания подрастающего поколения показал, что существующий формально-административный подход школы к организации сотрудничества с семьей, недостаточное владение педагогами содержанием, формами и методами взаимодействия с родителями, не способствуют обеспечению результативности процесса воспитания школьников.
Проблема взаимодействия семьи и школы всегда была в центре внимания педагогов и психологов. На необходимость организации сотрудничества семьи и школы с целью воспитания детей указывают многие исследователи: П. П. Блонский, А. Я. Варга, П. Ф. Вирениус, Л. С. Выготский, Т. П. Гаврилова, А. И. Захаров, С. А. Золотарев, П. Ф. Каптерев, Т. В. Кравченко, А. С. Макаренко, В. В. Столин, Е. Т. Соколова, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, О. Л. Хромова и др.
Проанализировав сложившуюся ситуацию в современных образовательных организациях, были выявлены следующие противоречия:
- между необходимостью организации системы взаимодействия семьи и школы и недостаточной определенностью и разработанностью педагогических условий взаимодействия с учетом требований ФГОС НОО;
- возможностями семьи в воспитании детей и недостаточной работой школы по реализации потенциала семьи в воспитании детей в условиях общеобразовательного учреждения.
Из вышеизложенных противоречий вытекает проблема исследования, которая заключается в определении педагогических условий взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников.
В психолого-педагогической литературе проблеме взаимодействия педагогов и родителей обучающихся младшего школьного возраста уделяется недостаточное внимание, хотя именно в этого период ребенок вступает в новые межличностные отношения, активно включается в процесс учебной деятельности, т.е. начинается новый этап становления личности.
Вышеназванные противоречия, недостаточная разработанность проблемы взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников, обусловили актуальность темы нашего исследования: «Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста».
Цель исследования - выявить и обосновать педагогические условия, способствующие эффективному взаимодействию семьи и школы в воспитании младших школьников.
Объект исследования - взаимодействие семьи и школы.
Предмет исследования - педагогические условия взаимодействия семьи и школы в воспитании обучающихся младших классов общеобразовательной школы.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние разработанности проблемы взаимодействия семьи и школы в педагогической теории и практике; раскрыть сущность, структуру, формы взаимодействия семьи и школы.
2. Определить педагогические условия, обеспечивающие эффективное взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания детей младшего школьного возраста.
3. Провести диагностику уровня удовлетворенности родителей обучающихся качеством предоставляемых образовательных услуг на констатирующем этапе.
4. Разработать программу взаимодействия семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста и проверить ее эффективность в ходе опытно¬поисковой работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных педагогов, посвященные:
- педагогическому процессу взаимодействия образовательных организаций с родительской общественностью (Б. Г. Герш, П. П. Петренко, Н. В. Поликутина);
- взаимодействию семьи и школы как педагогических партнеров (С. Г. Вершловский, Т. Н. Касимова, В. П. Колесникова, В. Ю. Коровкин, И. Д. Фрумин, М. Фуллан, Ю. Хямяляйнен и др.);
- развитию и формированию личности ребенка в совместной деятельности со взрослыми (Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготский, A. C. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.);
- изучению среды, влияющей на социальный институт семьи и школы (А. И. Антонов, Е. Л. Башманова, В. М. Медков, М. Мид и др.);
- вопросам семейного воспитания, взаимодействия школы с семьей,
влиянию родителей на образование детей (Е. Л. Башманова, Р. Д. Гаджиев, П. Ф. Каптерев, Н. П. Капустин, Л. С. Колесова, И. С. Кон, П. Ф. Лесгафт,
А. С. Макаренко, А. Н. Острогорский, В. А. Сухомлинский, В. С. Торохтий, С. Т. Шацкий и др.).
Для решения поставленных цели и задач были применены следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение научных знаний
об исследуемой проблеме;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование.
- методы обработки результатов исследования: статистические, математические.
База исследования. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение (МАОУ) Гимназия № 94, находящаяся по адресу: 620075, г. Екатеринбург, ул. Бажова, 139.
Практическая значимость исследования заключается в определении педагогических условий взаимодействия семьи и школы, разработке и внедрении программы взаимодействия семьи и школы в вопросах воспитания детей.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (73 источника), 18 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе мы провели исследование проблемы взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников.
Согласно Федеральному государственному стандарту начального общего образования, воспитание обучающихся на ступени начального образования включает развитие готовности и способности младших школьников к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности; формирование компетенции «уметь учиться»; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты и др.
Взаимодействие школы и семьи представляет собой социально-педагогический процесс взаимообусловленных действий семьи и школы, где отдельное действие одного из участников взаимодействия вызывает ответные действия другого, который затрагивает различные проблемы современности, в частности - формирование социальной активности у подрастающего поколения.
Анализ психолого-педагогической литературы указывает на необходимость разработки программ психолого-педагогического сопровождения семьи для решения воспитательных задач. Для этого необходимо проводить ряд мероприятий по просвещению родителей, их психолого-педагогической подготовке, целью которых является построение качественно новых отношений между двумя социальными институтами - школой и семьей.
Одним из приоритетных направлений поддержки семейного воспитания является создание оптимальных условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми. В связи с этим, мы выделили и рассмотрели психолого-педагогические условия взаимодействия семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста.
С целью исследования уровня взаимодействия педагогов и родителей младших школьников, была организована и проведена опытно-поисковая работа.
В нашей работе приняли участие 29 обучающихся 3 «Б» класса и их родители МАОУ Гимназия №94, находящейся по адресу: 620075, г. Екатеринбург, ул. Бажова, 139.
На констатирующем этапе нашей опытно-поисковой работы был проведен мониторинг удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг, а также диагностированы индивидуально-личностные особенности обучающихся, которые проявляются в субъективном отношении самого ребенка к различным сторонам учебной деятельности и поведении его в различных ситуациях.
В результате мониторинга было выявлено следующее: родители удовлетворены качеством условий реализации образовательных программ, неудовлетворенность у родителей вызывает качество обучения.
Подводя итоги констатирующего эксперимента, мы сделали вывод, что уровень воспитанности младших школьников недостаточно сформирован.
Опираясь на результаты констатирующего этапа, нами была разработана и реализована программа эффективного взаимодействия педагогов и родителей в воспитании детей младшего школьного возраста.
Цель программы: совершенствование взаимодействия семьи и школы, направленного на воспитание и развитие личности ребенка.
Программа реализуется по основным двум направлениям:
1. Повышение качества обучения и воспитания.
Программа по данному направлению рассчитана на 1 год.
2. Повышение эффективности взаимодействия семьи и школы в воспитании младших школьников.
Программа, включающая 12 занятий, проводилась с сентября 2017 года по февраль 2018 года.
Для выявления изменений, которые произошли в индивидуально-личностных особенностях младших школьников в результате проведенных занятий, мы провели контрольный этап опытно-поисковой работы.
По результатам контрольного этапа было выявлено следующее: улучшение отношения и повышение интереса обучающихся к моментам школьной жизни и к школе в целом, положительная динамика становления адекватной самооценки, повышение уровня морального развития участников нашей опытно-поисковой работы.
Таким образом, анализ результатов проведенной опытно-поисковой работы показал положительную динамику личностного развития обучающихся 3 «Б» класса, повышение уровня их воспитанности, что свидетельствуют об эффективности разработанной и реализованной нами программы взаимодействия семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста.



1. Адольф, В. А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография [Текст] / В.А. Адольф. - Красноярск : Красноярский государственный университет, 2003. - 310 с.
2. Алиева, Б. Ш., Рабаданов М.Х. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы [Текст] / Б.Ш. Алиева, М.Х. Рабаданов // Вестник дагестанского научного центра РАО. - 2014. - №2. - С. 16-19.
3. Артемьева, Е. Н., Каретникова, У. Г. Новые формы взаимодействия семьи и школы в условиях ФГОС [Текст] / Е. Н. Артемьева, У.Г. Каретникова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2014. - № 2. - С. 33-36.
4. Архиреева, Т. В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста [Текст] : автореф. дис. канд. псих. наук : 19.00.07 / Т.В. Архиреева. - М., 1990. - 22 с.
5. Асмолов, А. Г. Личность как предмет психологического исследования [Текст] / А.Г. Асмолов. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 104 с.
6. Бабич, И. Н. Совершенствование учебно-воспитательного процесса школы в условиях функционирования образовательной среды, реализованной на базе информационных и коммуникационных технологий [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. : 13.00.02 / И.Н. Бабич. - М. : Институт информатизации образования РАО, 2006. - 18 с.
7. Блонский, П. П. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П.П. Блонский. - М. : Изд.-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. - 695 с.
8. Бодалев, A. A., Обозов, H. H., Столин В. В. О службе семьи [Текст] / А. А. Бодалев, Н. Н. Обозов, В. В. Столин // Психологический журнал. -
1981. - №4. - С. 91-99.
9. Болдырев, Н. И. Педагогика [Текст] : учеб. пособие / Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Б. П. Есипов. - М : Просвещение, 1968. - 528 с.
10. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2013. - № 10. - С. 8-14.
11. Брикунова, С. С. Психолого-педагогические условия организации коллективно-творческого взаимодействия в системе «семья-школа» [Текст] / С.С. Брикунова // Образование. Наука. Инновации. - 2015. - №2(40). С. 9-13.
12. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения [Текст]: автореф. дис...канд. псих. наук : 19.00.01 / А.Я. Варга. - М., 1987. - 24 с.
13. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. - 2013. - № 10. - С. 51-55.
14. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Юрайт, - 2016. 365 с.
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 262 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ