Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальной активности детей младшего школьного возраста

Работа №97449

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Понятие социальной активности с точки зрения различных
авторов 8
1.2. Особенности развития социальной активности у детей
младшего школьного возраста 19
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальной
активности 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И
РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 40
2.1. Описание диагностических методик и показателей
диагностики социальной активности младших школьников 40
2.2. Анализ результатов диагностического исследования уровня
развития социальной активности младших школьников 45
2.3. Описание хода работы по использованию сюжетно-ролевой
игры в развитии социальной активности младших школьников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 74


Актуальность данного исследования. Одна из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса - развитие социальной активности обучающихся. Главная цель формирования социальной активности школьников связана с формированием гражданина и личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу. А.В. Петровский определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, которая выражается в его идейной принципиальности, единстве слова и дела, последовательности в отстаивании своих взглядов [43].
Важно развивать социальную активность именно в младшем школьном возрасте. Это обусловлено тем, что младший школьник - это начало общественного бытия человека, где проявляются первые навыки сформированности его внутренней позиции, умения ориентироваться на систему общественных правил, отвечать за свои поступки и др. Младший школьный возраст является сенситивным для:
- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоения социальных норм, нравственного развития;
- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Для развития социальной активности у детей младшего школьного возраста существует много способов и методов, но, на наш взгляд, сюжетно-
ролевая игра является наиболее эффективным средством. Игра уже сама по себе - самовыражение человека, способ его совершенствования. Игра у детей младшего школьного возраста ведущий вид деятельности. В игре происходит тренировка важных жизненных навыков и формирование характера. В игре младший школьник получает социальный опыт [1]. Развивает такие качества социальной активности как: исполнительность, ответственность и
инициативность. Сюжетно-ролевая игра - это наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно-ролевая игра предполагает импровизированное разыгрывание определенной ситуации, в ходе которой ребенок, как правило, выполняет роли взрослого человека. Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребёнка к совместной социальной жизни со взрослыми [40]. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребёнка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Именно это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Проблемой сюжетно-ролевой игры занимались авторы как российские, так и зарубежные. К. Бюллер, Дж. Селли, К.Д. Ушинский, В. Штерн рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, приводимой в движение разнообразными аффективными тенденциями. Дж. Дьюи и А.И. Сикорский связывали игру с развитием мышления. Н.В. Королева считает, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними, и её содержанием является именно эта сфера действительности [41]. Р.И. Жуковская, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин, показывают, что в игре у детей происходят изменения в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. А.П. Усова отмечала, что сюжетно-ролевая игра для детей есть способ научиться тому, чему их никто не сможет научить. Д.В. Менджерицкая отмечала, что сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку наиболее ярко выразить ролевое поведение [49]. А Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры. Однако, методическое обеспечение сюжетно-ролевой игры именно в развитии социальной активности детей младшего школьного возраста разработано недостаточно.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития социальной активности в детях и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение обучающимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у младших школьников социальную активность и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития социальной активности младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальной активности детей младшего школьного возраста».
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании сюжетно-ролевой игры как средства развития социальной активности младшего школьника.
Объект исследования - процесс развития социальной активности в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - сюжетно-ролевая игра, способствующая развитию социальной активности детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему развития социальной активности в современной психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики социальной активности детей младшего школьного возраста и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику развития социальной активности младших школьников и представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий на основе сюжетно-ролевой игры для развития социальной активности детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогическое наблюдение и эксперимент; математические: статистическая обработка эмпирических данных.
Практическая база исследования: г. Екатеринбург, МАОУ лицей № 110 им. Л.К. Гришиной, второй класс. В исследовании приняло участие семнадцать обучающихся младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 54 источников и 7 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Главная цель школьного обучения - формирование личности обучающегося. В ходе исследования по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальной активности детей младшего школьного возраста » были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему развития социальной активности в современной психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики социальной активности детей младшего школьного возраста и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику развития социальной активности младших школьников и представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий на основе сюжетно-ролевой игры для развития социальной активности детей младшего школьного возраста.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с понятием «социальная активность» с точки зрения различных авторов» раскрыты и проанализированы понятия «активность» и «социальная активность» разных авторов (философов, социологов, педагогов, психологов) - М.С Каган, В.С. Тюхина, В.М. Русалова, Г.И. Щукиной, В.А. Сластенина и др. Сделан вывод о том, что социальная активность - это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Социальная активность проявляется, прежде всего, в поведении индивида в обществе, в попытках изменить себя. Ее характеристика может быть выражена тремя словами: мировоззрение, долженствование и воля. А как качества личности: ответственность, исполнительность, инициативность. Развитие социальной активности личности обучающегося как целенаправленный непрерывный процесс его включения в систему общественных связей и как результат усвоения им опыта социального поведения на основе развития собственной активности для удовлетворения личных и социально значимых потребностей.
Также в первой главе раскрыты особенности развития социальной активности у обучающихся младшего школьного возраста. Отмечено, что все дети разные и требуют в процессе воспитания и обучения индивидуального подхода. Выделены важнейшие особенности формирования социальной активности младших школьников:
- ведущая мотивация - взаимодействие со сверстниками, в которой переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперничества;
- потребность в общении является главной составляющей социальной активности и т.д.;
- совместная деятельность коллектива класса, объединенная общей целью;
- притязание на признание со стороны взрослых;
- демократический стиль руководства в коллективе;
- развитие гуманистических коллективистских отношений между обучающимися, обучение их организаторским умениям.
В параграфе «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальной активности у детей младшего школьного возраста» доказано, что сюжетно¬ролевая игра - это один из основной видов игры, который определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход в новый период развития. Эффективность сюжетно-ролевой игры в том, что каждый обучающийся проявляется в ней наиболее естественным образом. Сюжетно-ролевая игра предполагает создание атмосферы коллективных отношений и сотрудничества, нравственного переживания за товарища. Следовательно, организация сюжетно-ролевой игры предваряется проведением специального обучения игре, направленного на установление взаимопонимания и сотрудничества в коллективе. В процессе сюжетно¬ролевых игр возникает новое качественное отношение человека к миру: обучающийся видит окружающую действительность, её многообразие, стремится овладеть качествами личности, необходимыми в реальной жизни. Обучающийся сравнивает себя с товарищами, видит себя со стороны, что неизбежно требует от его согласовать свои действия с действиями других обучающихся. В итоге его активность, инициатива невольно сталкиваются с организованностью и дисциплиной. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является хорошим средством самовоспитания личности ребенка.
Для диагностики уровня развития социальной активности младших школьников нами использовались следующие методики: «Самооценка волевых качеств» и «Задание с пятницы на понедельник» (авторы: М.В. Матюхина и С.Г. Ярикова), «Карта проявлений активности» (авторы: А.М. Щетинина, Н.А. Абрамова), «Карта проявлений инициативности» (автор - А.М. Щетинина), а также методика из практической работы учителей школы-базы проведения исследования «Коллективное мероприятие». Данные методики позволили объективно оценить динамику развития у младших школьников таких качеств личности как:
ответственность, самостоятельность, инициативность, исполнительская дисциплина, умение слушать и слышать друг друга, взаимодействовать на межличностной уровне и на уровне коллектива в целом и другие качества, необходимые для успешной социализации.
Данные диаграмм показывают, что разработанные и проведенные сюжетно-ролевые игры - педагогически и методически оправданы. У детей произошли качественные изменения во взаимоотношениях. Они в целом приняли общепринятые правила поведения в обществе. Научились объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом и переносить их в реальную жизнь.
По полученным результатам можно говорить о том, что сюжетно- ролевая игра обеспечивает относительно высокие и устойчивые результаты в развитии социальной активности младших школьников. Следовательно, цель и задачи достигнуты.
Итак, в заключении можно сказать, что сюжетно-ролевая игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии младшего школьника, как личности, так и активного члена общества.


1. Абрамин, Л.А. Игра младшего школьника [Текст] / Л.А. Абрамин, Т.В. Антонова. - М .: Просвещение, 1989. - 452 с.
2. Андреев, В.И. Факторы развития творческих способностей студентов в условиях перестройки высшей школы [Текст] / В.И. Андреев, Л.М. Попов, Н.Ю. Посталюк; под ред. В.И. Андреева // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально¬политической деятельности: сб. науч. трудов / НИИ ВШ. - М.: Просвещение, 2005. - С. 29-39.
3. Анцигина, Л.К. К проблеме социальной активности личности
в современных условиях [Текст] / Л.К. Анцигина // Образование и культура в Западно-Сибирском регионе: история, перспективы и проблемы
взаимодействия. Тюмень-Тобольск-Тара: Материалы региональной научно-практической конференции // под ред. Н.В. Чекалевой. - Тара, 2006. - Ч. 2. -
С. 174-176.
4. Андромонова, И.М. Воспитание социальной активности школьников в теории и практике отечественной педагогики (1960-1985) [Текст] / И.М. Андромонова. - Казань, 2009. - 187 с.
5. Ануфриев, Е.А. Социальная активность личности [Текст] / Е.А. Ануфриев. - М.: Знание, 1969. - 345 с.
6. Арефьева, Г.С. Социальная активность [Текст] / Г.С. Арефьева. - М.: Просвещение, 2004. - 142 с.
7. Авсеенко Н.В. Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе [Текст] / Н.В. Авсеенко // Начальная школа плюс до и после. - М., 2001, №8. - С. 91-95
8. Андриевский, В.С. Притязание на признание среди сверстников / В.С. Андриевский // Начальная школа №2. - М., 2010. - С. 26-28.
9. Баранец, Н.А. Формирование ценностных ориентаций школьника в современной информационной среде [Текст] / Н.А. Баранец // Начальная школа. - М., 2006, №3. - С. 44-45.
10. Бабочкин, П.И. Студент как социальный субъект образовательной деятельности [Текст] / П.И. Бабочкин // Философские науки. - М., 2007. - № 12. - С. 100-113.
11. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 2006. - 148 с.
12. Божович, Л.И. Материалы конференции. Т.2. [Текст] / Л.И. Божович, Л.С. Славина. - М.: Просвещение, 2008. - 342с.
13. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Академия, 1995. - 234 с.
14. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст]/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Воронеж, 1995. - 385 с.
15. Верёвкина, Т.А. Педагогические условия развития межличностных отношений обучающихся [Текст] / Т.А. Верёвкина. - СПб: Феникс, 2007. - 56 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ