ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.1. Понятие социальной активности с точки зрения различных
авторов 8
1.2. Особенности развития социальной активности у детей
младшего школьного возраста 19
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальной
активности 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И
РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 40
2.1. Описание диагностических методик и показателей
диагностики социальной активности младших школьников 40
2.2. Анализ результатов диагностического исследования уровня
развития социальной активности младших школьников 45
2.3. Описание хода работы по использованию сюжетно-ролевой
игры в развитии социальной активности младших школьников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 74
Актуальность данного исследования. Одна из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса - развитие социальной активности обучающихся. Главная цель формирования социальной активности школьников связана с формированием гражданина и личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу. А.В. Петровский определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, которая выражается в его идейной принципиальности, единстве слова и дела, последовательности в отстаивании своих взглядов [43].
Важно развивать социальную активность именно в младшем школьном возрасте. Это обусловлено тем, что младший школьник - это начало общественного бытия человека, где проявляются первые навыки сформированности его внутренней позиции, умения ориентироваться на систему общественных правил, отвечать за свои поступки и др. Младший школьный возраст является сенситивным для:
- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоения социальных норм, нравственного развития;
- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Для развития социальной активности у детей младшего школьного возраста существует много способов и методов, но, на наш взгляд, сюжетно-
ролевая игра является наиболее эффективным средством. Игра уже сама по себе - самовыражение человека, способ его совершенствования. Игра у детей младшего школьного возраста ведущий вид деятельности. В игре происходит тренировка важных жизненных навыков и формирование характера. В игре младший школьник получает социальный опыт [1]. Развивает такие качества социальной активности как: исполнительность, ответственность и
инициативность. Сюжетно-ролевая игра - это наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми и сверстниками. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Сюжетно-ролевая игра предполагает импровизированное разыгрывание определенной ситуации, в ходе которой ребенок, как правило, выполняет роли взрослого человека. Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребёнка к совместной социальной жизни со взрослыми [40]. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребёнка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Именно это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Проблемой сюжетно-ролевой игры занимались авторы как российские, так и зарубежные. К. Бюллер, Дж. Селли, К.Д. Ушинский, В. Штерн рассматривали игру как проявление воображения или фантазии, приводимой в движение разнообразными аффективными тенденциями. Дж. Дьюи и А.И. Сикорский связывали игру с развитием мышления. Н.В. Королева считает, что ролевая игра особенно чувствительна к сфере деятельности людей и отношений между ними, и её содержанием является именно эта сфера действительности [41]. Р.И. Жуковская, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин, показывают, что в игре у детей происходят изменения в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. А.П. Усова отмечала, что сюжетно-ролевая игра для детей есть способ научиться тому, чему их никто не сможет научить. Д.В. Менджерицкая отмечала, что сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку наиболее ярко выразить ролевое поведение [49]. А Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры. Однако, методическое обеспечение сюжетно-ролевой игры именно в развитии социальной активности детей младшего школьного возраста разработано недостаточно.
Таким образом, существуют противоречия:
- между необходимостью создать условия для развития социальной активности в детях и сложившейся системой начального образования, ориентированной в основном на овладение обучающимися предметными знаниями, умениями и навыками;
- между необходимостью развивать у младших школьников социальную активность и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития социальной активности младших школьников.
Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальной активности детей младшего школьного возраста».
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обосновании сюжетно-ролевой игры как средства развития социальной активности младшего школьника.
Объект исследования - процесс развития социальной активности в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования - сюжетно-ролевая игра, способствующая развитию социальной активности детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему развития социальной активности в современной психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики социальной активности детей младшего школьного возраста и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику развития социальной активности младших школьников и представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий на основе сюжетно-ролевой игры для развития социальной активности детей младшего школьного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; эмпирические: педагогическое наблюдение и эксперимент; математические: статистическая обработка эмпирических данных.
Практическая база исследования: г. Екатеринбург, МАОУ лицей № 110 им. Л.К. Гришиной, второй класс. В исследовании приняло участие семнадцать обучающихся младшего школьного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 54 источников и 7 приложений.
Главная цель школьного обучения - формирование личности обучающегося. В ходе исследования по теме «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальной активности детей младшего школьного возраста » были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему развития социальной активности в современной психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики социальной активности детей младшего школьного возраста и подобрать диагностические методики.
3. Провести диагностику развития социальной активности младших школьников и представить анализ результатов исследования.
4. Разработать комплекс занятий на основе сюжетно-ролевой игры для развития социальной активности детей младшего школьного возраста.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с понятием «социальная активность» с точки зрения различных авторов» раскрыты и проанализированы понятия «активность» и «социальная активность» разных авторов (философов, социологов, педагогов, психологов) - М.С Каган, В.С. Тюхина, В.М. Русалова, Г.И. Щукиной, В.А. Сластенина и др. Сделан вывод о том, что социальная активность - это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Социальная активность проявляется, прежде всего, в поведении индивида в обществе, в попытках изменить себя. Ее характеристика может быть выражена тремя словами: мировоззрение, долженствование и воля. А как качества личности: ответственность, исполнительность, инициативность. Развитие социальной активности личности обучающегося как целенаправленный непрерывный процесс его включения в систему общественных связей и как результат усвоения им опыта социального поведения на основе развития собственной активности для удовлетворения личных и социально значимых потребностей.
Также в первой главе раскрыты особенности развития социальной активности у обучающихся младшего школьного возраста. Отмечено, что все дети разные и требуют в процессе воспитания и обучения индивидуального подхода. Выделены важнейшие особенности формирования социальной активности младших школьников:
- ведущая мотивация - взаимодействие со сверстниками, в которой переплетены отношения возрастной приязни к сверстнику и отношения соперничества;
- потребность в общении является главной составляющей социальной активности и т.д.;
- совместная деятельность коллектива класса, объединенная общей целью;
- притязание на признание со стороны взрослых;
- демократический стиль руководства в коллективе;
- развитие гуманистических коллективистских отношений между обучающимися, обучение их организаторским умениям.
В параграфе «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социальной активности у детей младшего школьного возраста» доказано, что сюжетно¬ролевая игра - это один из основной видов игры, который определяет развитие всех существенных сторон личности ребенка, подготавливает переход в новый период развития. Эффективность сюжетно-ролевой игры в том, что каждый обучающийся проявляется в ней наиболее естественным образом. Сюжетно-ролевая игра предполагает создание атмосферы коллективных отношений и сотрудничества, нравственного переживания за товарища. Следовательно, организация сюжетно-ролевой игры предваряется проведением специального обучения игре, направленного на установление взаимопонимания и сотрудничества в коллективе. В процессе сюжетно¬ролевых игр возникает новое качественное отношение человека к миру: обучающийся видит окружающую действительность, её многообразие, стремится овладеть качествами личности, необходимыми в реальной жизни. Обучающийся сравнивает себя с товарищами, видит себя со стороны, что неизбежно требует от его согласовать свои действия с действиями других обучающихся. В итоге его активность, инициатива невольно сталкиваются с организованностью и дисциплиной. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является хорошим средством самовоспитания личности ребенка.
Для диагностики уровня развития социальной активности младших школьников нами использовались следующие методики: «Самооценка волевых качеств» и «Задание с пятницы на понедельник» (авторы: М.В. Матюхина и С.Г. Ярикова), «Карта проявлений активности» (авторы: А.М. Щетинина, Н.А. Абрамова), «Карта проявлений инициативности» (автор - А.М. Щетинина), а также методика из практической работы учителей школы-базы проведения исследования «Коллективное мероприятие». Данные методики позволили объективно оценить динамику развития у младших школьников таких качеств личности как:
ответственность, самостоятельность, инициативность, исполнительская дисциплина, умение слушать и слышать друг друга, взаимодействовать на межличностной уровне и на уровне коллектива в целом и другие качества, необходимые для успешной социализации.
Данные диаграмм показывают, что разработанные и проведенные сюжетно-ролевые игры - педагогически и методически оправданы. У детей произошли качественные изменения во взаимоотношениях. Они в целом приняли общепринятые правила поведения в обществе. Научились объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом и переносить их в реальную жизнь.
По полученным результатам можно говорить о том, что сюжетно- ролевая игра обеспечивает относительно высокие и устойчивые результаты в развитии социальной активности младших школьников. Следовательно, цель и задачи достигнуты.
Итак, в заключении можно сказать, что сюжетно-ролевая игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии младшего школьника, как личности, так и активного члена общества.
1. Абрамин, Л.А. Игра младшего школьника [Текст] / Л.А. Абрамин, Т.В. Антонова. - М .: Просвещение, 1989. - 452 с.
2. Андреев, В.И. Факторы развития творческих способностей студентов в условиях перестройки высшей школы [Текст] / В.И. Андреев, Л.М. Попов, Н.Ю. Посталюк; под ред. В.И. Андреева // Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально¬политической деятельности: сб. науч. трудов / НИИ ВШ. - М.: Просвещение, 2005. - С. 29-39.
3. Анцигина, Л.К. К проблеме социальной активности личности
в современных условиях [Текст] / Л.К. Анцигина // Образование и культура в Западно-Сибирском регионе: история, перспективы и проблемы
взаимодействия. Тюмень-Тобольск-Тара: Материалы региональной научно-практической конференции // под ред. Н.В. Чекалевой. - Тара, 2006. - Ч. 2. -
С. 174-176.
4. Андромонова, И.М. Воспитание социальной активности школьников в теории и практике отечественной педагогики (1960-1985) [Текст] / И.М. Андромонова. - Казань, 2009. - 187 с.
5. Ануфриев, Е.А. Социальная активность личности [Текст] / Е.А. Ануфриев. - М.: Знание, 1969. - 345 с.
6. Арефьева, Г.С. Социальная активность [Текст] / Г.С. Арефьева. - М.: Просвещение, 2004. - 142 с.
7. Авсеенко Н.В. Модель формирования готовности старших дошкольников к обучению в школе [Текст] / Н.В. Авсеенко // Начальная школа плюс до и после. - М., 2001, №8. - С. 91-95
8. Андриевский, В.С. Притязание на признание среди сверстников / В.С. Андриевский // Начальная школа №2. - М., 2010. - С. 26-28.
9. Баранец, Н.А. Формирование ценностных ориентаций школьника в современной информационной среде [Текст] / Н.А. Баранец // Начальная школа. - М., 2006, №3. - С. 44-45.
10. Бабочкин, П.И. Студент как социальный субъект образовательной деятельности [Текст] / П.И. Бабочкин // Философские науки. - М., 2007. - № 12. - С. 100-113.
11. Бернштейн, Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 2006. - 148 с.
12. Божович, Л.И. Материалы конференции. Т.2. [Текст] / Л.И. Божович, Л.С. Славина. - М.: Просвещение, 2008. - 342с.
13. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Психология формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Академия, 1995. - 234 с.
14. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст]/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Воронеж, 1995. - 385 с.
15. Верёвкина, Т.А. Педагогические условия развития межличностных отношений обучающихся [Текст] / Т.А. Верёвкина. - СПб: Феникс, 2007. - 56 с.
...