ВВЕДЕНИЕ з
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 6
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития подростков 14-15 6
лет 11
1.2. Общая характеристика физических качеств 21
1.3. Методика развития быстроты 21
1.3.1. Средства развития быстроты 28
1.3.2. Методы развития быстроты 31 1.3.3. Особенности развития быстроты у футболистов 14-15лет
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 38
2.1. Организация исследования 39
2.2. Методы исследования
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Развитие физических качеств очень важно для физического воспитания детей среднего школьного возраста. Уровень общей физической подготовленности детей определен тем, как развиты у них физические качества: сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость.
Ряд ученых в сфере физической культуры и спорта считают при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях совсем невозможно. С педагогической позиции взаимосвязь двигательного навыка и физических качеств рассматривается, как диалектическое единство формы и содержания через определенные умения двигательные навыки реально существуют при наличии определенных физических качеств.
Такая тесная взаимосвязь двигательных навыков и физических качеств объясняется общностью условно-рефлекторного механизма этих двух процессов. Поэтому в целях гармоничного развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития.
Среди физических качеств особое место занимает быстрота.
«Быстрота» - это способность человека осуществлять движение с определенной скоростью или способность человека осуществлять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени [38].
Проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены.
Футбол же с полным основанием можно отнести к таким видам спорта, где к игрокам предъявляются повышенные требования по скоростному проявлению физических качеств и быстрому реагированию действий в постоянно меняющихся игровых
ситуациях. И от того, насколько быстро и точно футболист выполняет технические приёмы в конкретном игровом моменте зависит успех всей команды. При всём многообразие техникотактических действий, выполняемых в соревновательной деятельности основными, именно точные передачи и удары по воротам являются основными и влияют на конечный результат - выигранный матч. Специалисты российского футбольного союза, анализирую российскую футбольную премьер-лигу, отмечают отставание в скоростных способностях и скорости игры в целом игроков российских профессиональных команд по футболу от зарубежных футбольных клубов, выражающееся в медленном темпе игры, слабых забегах и долгом принятии решении. Это все можно заметить наглядно, если хоть немного разбираться в футболе, посмотрев матчи национальных команд на чемпионатах Европы или Мира. Наша сборная достаточно сильно уступает другим лидирующим в футболе командам.
Такие компоненты, как техническая, физическая, волевая и теоретическая подготовленности, и в особенности физическая подготовленность складывает индивидуальное мастерство игрока. На протяжении многолетнего процесса занятий футболом происходит совершенствование скоростных способностей, которое строится на достаточно высоком уровне развития скоростной подготовки футболиста [33]. В теории футбола накоплен большой опыт подготовки подрастающего поколения, в которых рассмотрены и обоснованы вопросы развития и совершенствования физической подготовленности игроков, соотношения физической и технической подготовки, повышения выносливости, соотношения средств общей и специальной подготовки, силовой и прыжковой подготовки, направленного воздействия на дыхательную систему, формирования специальных скоростно-силовых способностей и др. Однако, как показал анализ отечественной и зарубежной научно-методической литературы по футболу, опрос тренеров и спортсменов различной квалификации в вопросе скоростной подготовки юных футболистов с учётом быстроты выполнения технических, тактических приёмов в футболе и возрастных периодов, совмещённых с фазами ускоренного развития физических качеств, отражены не в полной мере, о чём свидетельствует ограниченный выбор методов развития и оценки скоростной подготовленности юных футболистов. Противоречивость мнений среди специалистов в вопросе скоростной подготовки, в приоритетности развития технической или физической подготовки, рассогласованность между теоретической разработкой проблем подготовки юных футболистов и их недостаточным воплощением в практику. На сегодняшний день можно говорить о противоречивости между возрастающими требованиями к уровню скоростного мастерства игроков профессиональных команд по футболу и недостаточной, малой эффективностью физической подготовки на этапе основного обучения в 14-15 лет [21]. Необходимость разрешения данных противоречий определяет актуальность исследования.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс футболистов.
Предмет исследования: средства и методы развития быстроты у футболистов 14-15 лет.
Цель исследования: выявить эффективность применения средств и методов, направленных на повышение уровня развития быстроты у футболистов 14-15 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать комплексы специальных упражнений, направленные на повышение уровня развития быстроты у футболистов 14-15 лет.
3. Обосновать эффективность применения комплексов упражнений, направленных на развитие быстроты у футболистов 14-15 лет.
4. Выявить динамику развития быстроты у футболистов за период эксперимента.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа выполнена на 50 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. В работе представлен иллюстративный материал: она содержит 3 таблицы и 6 рисунков.
Скоростные способности человека очень специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее — другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Значение этих фактов очень важно для практики. Так, при подборе физических упражнений, например, для баскетболистов, футболистов, теннисистов, для которых главной является стартовая скорость, соответственно нужно основное внимание уделять не бегу по дистанции, а стартовым ускорениям из разных положений и быстрым изменениям направления движений. А в занятиях, например, с прыгунами в длину следует стремиться к повышению дистанционной скорости, а не стартового разгона.
Относительная независимость между отдельными формами скоростных способностей говорит о том, что нет, очевидно, единой причины, обусловливающей максимальную скорость во всех без исключения двигательных заданиях. Так в упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение, улучшение результата в прыжках с места скажется на показателях в спринтерском беге, толкании ядра, В то же время на скорости плавания и удара в боксе это не отразится. Значительный перенос скоростных способностей в координационно-различных движениях наблюдается только у физически слабо подготовленных людей. В практике футбола основным методом развития и совершенствования максимальной скорости является повторный. При этом упражнения, в которых должна развиваться максимальная скорость, должны быть хорошо освоены футболистами. В этом случае все внимание спортсменов должно быть сосредоточено на стремлении быстро выполнить упражнение.
При развитии и совершенствовании скорости бега необходимо периодически менять форму упражнения: технико-тактические упражнения, выполняемые на предельной скорости, чередовать с эстафетами, рывками из разных исходных положений, игровыми упражнениями, в которых игра в футбол сочетается с рывками через определенные паузы отдыха. Наряду с футболом можно использовать и спортивные игры: гандбол, баскетбол и подвижные игры (лапта), в которых с помощью ряда методических приемов достигается поставленная задача. Развитие и совершенствование быстроты движений футболиста должно проходить как в подготовительном, так и в соревновательном периодах тренировки. Это необходимо потому, что проявление скоростных качеств обусловливается очень тонкими координационными связями в нервной системе, которые быстро нарушаются при прекращении тренировки. В подготовительном периоде совершенствование скоростных качеств должно проводиться по преимуществу с использованием неспецифических упражнений. В соревновательном периоде эти упражнения не исключаются полностью из тренировочных занятий, но ведущими становятся такие игровые упражнения, как ведение мяча на большой скорости, ведение мяча на большой скорости с внезапной остановкой и последующим рывком, рывок к мячу - прием - удар (передача) и вновь рывок и т. д. Необходимо отметить, что совершенствовать быстроту реакций футболистов необходимо только в игровых (специализированных) упражнениях.
Анализ научно-методической литературы и результаты педагогического эксперимента позволяют сделать следующие выводы.
1. Проблема развития быстроты является одной из важных в системе подготовки футболистов 14-15 лет, и она активно обсуждается в научной литературе.
2. Для повышения уровня развития быстроты применялись специально-подготовительные упражнения, которые выполнялись сериями, с интервалом отдыха 2 минуты.
3. В процессе применения разработанных комплексов упражнений зафиксирована эффективность их воздействия на уровень развития быстроты у футболистов 14-15 лет, что подтверждается результатам эксперимента.
1. Акимова, М.К. Психофизиологические особенности [Текст] / М.К. Акимова. - М.: Физкультура и спорт: 1999. - 136 с.
2. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А Ашмарин. - М.: 1990. - 283 с.
3. Власов, В.Н. Экспериментальное исследование методики воспитания быстроты и скорости бега у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед наук. - М.: 2001. - 21 с.
4. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / Е.Н. Гогунов, Б.Н., Мартьянов - М.: Физкультура и спорт, 2000.
5. Григоров, Д.А. Контрольные упражнения для определения развития физических качеств [Текст] / Д.А. Григоров, - Благовещенск: 2013. - 13 с.
6. Гуревич, И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки [Текст] / И.А. Гуревич - Минск: Высшая школа: 1980. - 201 с.
7. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология: учебное пособие для педагогических вузов [Текст] / Ю.А. Ермолаев - М.: Высшая школа: 1985. - 89 с.
8. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учебник для студентов высших учебных заведений [Текст] / Ю.Д. Железняк Ю.М. Портнов, В.П. Савин и др.; Под ред. Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 306 с.
9. Захаров, Е.Н. Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки [Текст] / Методические основы развития физических качеств. Под общей ред. А. В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 226 с.
10.Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена [Текст] / В.М. Зациорский - М.: Физкультура и спорт: 1966. - 310 с.
11. Зеленцов, A.M. Моделирование тренировки в футболе [Текст] / А.М. Зеленцов, Лобановский В.В - Киев: Здоровье, 1985. - 134 с.
12. Зимкин, Н.В. Физиология человека [Текст] / 5-е изд. «Физкультура и спорт» (Учебник для институтов физической культуры) — М.: 1975. - 241 с.
13. Иванов, В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов [Текст] / В. В. Иванов - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 234 с.
14. Качании, Л., Горский Л., Тренировка футболистов - Братислава, 2005.
15. Коц, Я.М. Спортивная физиология (Учебник для институтов физической культуры) - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 289 с...