ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Особенности физического развития женщин 40-45 лет 5
1.2. Оздоровительная направленность физического воспитания женщин 4045 лет 10
1.3. Средства физического воспитания, применяемые на занятиях с
женщинами 40-45 лет 15
1.4. Функциональные пробы и тесты для оценки физического развития,
двигательной и функциональной подготовленности женщин 40-45 лет 18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Методы исследования 23
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 35
3.1 Анализ результатов физического развития женщин 40-45 лет
за период эксперимента 35
3.2 Анализ результатов функциональной подготовленности женщин 40-45 лет
за период эксперимента 39
3.3 Анализ результатов двигательной подготовленности женщин 40-45 лет за
период эксперимента 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность исследования. В современном мире здоровье женщин определенно зависит от развития методов оздоровления. Ещё в конце XX века акцент устанавливался на медицинские средства оздоровления, то на сегодняшний день наука и практика многих стран направлена на предотвращение болезней не медикаментозными средствами, основополагающую сторону среди которых занимают оздоровительные формы двигательной и физической активности, кинезитерапия.
Второй зрелый возраст у женщин (35-55) лет. В это время процессы атрофии затрагивают все ткани, органы и системы организма. Активность понижается, угнетается состояние здоровья, происходит увеличение количества хронических заболеваний.
Существуют многократные доказательства оздоровительного воздействия на организм, приведенные в ходе эмпирических и теоретических исследований с женщинами возраста 40-45 лет, при системных занятиях физическими упражнениями [1 ].
Как правило, множественные оздоровительные направления, в основе которых заложено применение физических упражнений, однако, не в полной мере учитывают специфические особенности и заболевания организма присущие женщинам второго зрелого возраста.
Следует выделить, что методическим и содержательным аспектам применения средств кинезитерапии, с учетом физических особенностей развития, то есть сопряженности морфофункциональных показателей, для конкретных соматотипов, актуально для женщин второго зрелого возраста [2].
Проблему повышения уровня физического развития и двигательной подготовленности женщин зрелого возраста рассматривали многие ученые: И.Д.Адамова [2], Н.С.Беляев [4], Волков [8], И.А.Грец [11] и другие.
Вместе с тем, данная проблема остается актуальной и в настоящее время.
Объект исследования: процесс физического воспитания женщин 40-45 лет.
Предмет исследования: средства физической культуры, направленные на повышение уровня физического развития и двигательной подготовленности женщин 40-45 лет.
Цель исследования: выявить и обосновать эффективность воздействия оздоровительных средств кинезитерапии на уровень физического развития и двигательную подготовленность женщин 40-45 лет.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить динамику физического развития, двигательной и функциональной подготовленности женщин 40-45 лет за период эксперимента.
3. Экспериментально доказать эффективность воздействия применяемых средств физической культуры на уровень физического развития, двигательную и функциональную подготовленность женщин 40-45 лет.
Возрастной период от 40 до 45 лет характеризуется у женщин как наиболее важный. Женщины данного возраста являются одной из наиболее активных и трудоспособных социальных групп населения. Однако снижение уровня развития физических качеств и физической работоспособности, повышение уровня хронических заболеваний, изменение состава массы тела указывают на проявление признаков старения организма. Это приводит к ухудшению настроения, самочувствия и ослаблению творческой активности. При этом женщины данного возраста наименее вовлечены в физкультурные занятия и нуждаются в формировании потребности в регулярных занятиях физической культурой.
Исследования многих авторов [3,4,17] ,изучающих интересы женщин 40-45 лет в сфере физической культуры и данные наших исследований выявили следующее:
• основным мотивом, заставляющим женщин идти в спортивный зал, является желание сформировать красивое телосложение и поддержать физическую форму;
• женщины предпочитают групповые занятия под руководством инструктора;
• женщины отдают предпочтение умеренным нагрузкам со средней интенсивностью с большим количеством упражнений на растягивание;
• женщин привлекают новые программы и разноплановость занятий;
• наименее привлекательны для них на сегодняшний день занятия общей физической подготовкой.
Анализ научно-методической литературы и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы.
1. Двигательная активность женщин данного возраста - объективная необходимость, позволяющая сохранять адаптивные и регуляторные механизмы, активность иммунной системы, поддерживать
оптимальный уровень функционирования всех систем организма, физическую и умственную работоспособность.
2. За период эксперимента произошли положительные изменения физического развития, двигательной и функциональной подготовленности женщин 40-45 лет.
Во-первых, улучшились показатели физического развития. Среди них следует отметить ряд статистически достоверных показателей. Так, темпы прироста динамометрии правой руки составили 15%, левой 20%. Силовой индекс правой кисти увеличился на 15%, а левой-21%.
Во-вторых, достоверно наблюдалась положительная динамика в развитии кардиореспираторной системы.
В третьих, в наибольшей степени повысились показатели двигательной подготовленности женщин. характеризующие уровень развития силы и гибкости.
Таким образом, в процессе применения средств кинезитерапии зафиксирована их эффективность, что подтверждается результатами педагогического эксперимента.