Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младших
школьников 6
1.2. Сущность и характеристика творческих способностей 17
1.3. Формы и методы развития творческих способностей младших
школьников на уроках английского языка 27
Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию творческих способностей младших школьников на уроках английского языка на примере Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения № 88 в г. Екатеринбурге 36
2.1. Анализ работы МАОУ лицей № 88 по развитию творческих
способностей младших школьников на уроках английского языка 36
2.2. Комплекс уроков английского языка по развитию творческих
способностей младших школьников 44
Заключение 58
Список использованной литературы 61
Приложение 66
Актуальность данного исследования вызвана тем, что в современном мире важно не только быстро находить пути решения из сложившихся ситуаций, но и предлагать необычные, кардинально новые пути решения для того, чтобы быть конкурентоспособным. Обществу нужны люди, которые умеют мыслить и действовать нестандартно, подходить к любому делу творчески. Школа является платформой для закладывания определенных навыков, умений, способностей обучающихся к дальнейшей жизни в обществе. Именно поэтому, школа должна прореагировать на изменения, происходящие в обществе.
Согласно ФГОС НОО, современная школа должна ориентироваться на всестороннее развитие личности, которая подразумевает под собой необходимость сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их мыслительной активности. Одним из направлений основной образовательной программы начального общего образования является развитие творческих способностей. К окончанию начальной школы, обучающиеся должны творчески подходить к решению задач, сформировать наличие мотивации к творческому труду.
По данным психологов, с возрастом потенциал творческой активности снижается, если в младшем школьном возрасте 36 % детей можно наблюдать с творческим потенциалом, то у взрослых данный процент снижается до 2 % [21].Именно поэтому важно развивать творческие способности в данном возрасте.
Главную роль на уроках английского языка занимает получение коммуникативной компетенции, но помимо этого обучающиеся углубляют и расширяют знания и представления, полученные ими на других предметах: истории, музыке, изобразительному искусству, географии, литературе и др.
Прежде всего, английский язык, как учебный предмет, своеобразный способ познать мир с другой стороны, это средство знаний в разных областях жизни, науки, искусства, а так же это средство, помогающее в осуществлении различной деятельности в сферах трудовой и общественной жизни. Именно поэтому, уроки английского языка являются хорошей площадкой для развития творческих способностей младших школьников.
Вопрос о развитие творческих способностей является предметом исследований как зарубежных, так и отечественных ученых. Изучением вопросов организации, содержания, форм, методов, технологий развития творческих способностей находит отражение в работах Б.М Теплова., И.А. Зимней, И.И. Халеевой, Г.В. Тереховой, А.Н. Щукина и других.
Противоречие исследования: с одной стороны, необходимость развития творческих способностей младших школьников в настоящее время не вызывает сомнений, с другой стороны, школа использует не все возможности их развития на уроках английского языка в школе.
Проблема исследования: каковы формы и методы развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка?
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников.
Предмет исследования: содержание развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.
Цель исследования: на основе анализа теоретического и практического аспектов разработать комплекс уроков английского языка по развитию творческих способностей младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагаем, что развитию творческих способностей младших школьников на уроках английского языка будет способствовать разработка и реализация комплекса уроков, с использованием различных форм (урок-проект, урок-мюзикл, урок-спектакль, урок- экскурсия, урок-интервью, урок-праздник) и методов (игра, составление кроссвордов, рисуночный, применение ДПИ).
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику младших
школьников
2. Рассмотреть сущность и характеристику творческих способностей
3. Выделить формы и методы развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка
^Проанализировать опыт работы МАОУ лицей № 88 по развитию творческих способностей младших школьников на уроках английского языка
Методы исследования: теоретические: анализ, обобщение, сравнение систематизация; эмпирические: анкетирование, обработка результатов, анализ документов, тестирование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 88
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Данный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей и на основе которой образуются основные психологические новообразования первоклассника. Мышление становится доминирующей функцией, начинает определять работу и всех других функций сознания - они интеллектуализируются и становятся произвольными. Ребенок сохраняет много детских качеств, но уже утрачивает детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Происходит формирование и закрепление новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формируется характер, воля, расширяется круг интересов, развиваются способности, на которые впоследствии он будет опираться течение всей жизни. Именно поэтому данный возраст является оптимальным для развития творческих способностей младших школьников.
Нами рассмотрено понятие творческие способности. Творческие способности - способности находить решение нестандартных задач, создавать оригинальные продукты деятельности, реконструировать ситуацию, с целью получения результата, способность к продуктивному мышлению, формированию новых образов воображения.
Главными критериями развития творческих способностей являются:
1. Творческое мышление, его показателями являются: беглость, оригинальность, разработанность, сопротивление замыканию, абстрактность названию.
2. Творческое воображение, его показателями являются: продуктивность, умение работать с образами в пространстве, управляемость.
Для развития творческих способностей нами выделены следующие формы нестандартных уроков: урок-экскурсия, урок-мюзикл, урок- праздник, урок-интервью, урок-спектакль.
Так же для эффективного развития творческих способностей на уроках английского языка используются следующие методы: проектный, игровой, рисование, декоративно-прикладной, кроссвордов.
В рамках практики нами проанализирована деятельность общеобразовательного учреждения по развитию творческих способностей младших школьников на уроках английского языка. Проанализировав документацию образовательной организации можно сделать вывод, что в данной образовательной организации правильно подобраны цели и задачи, касающиеся развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.
В ходе исследовательской деятельности на этапе диагностического исследования были выявлены следующие проблемы:
-8 обучающихся имеют высокий уровень развития творческих способностей,
-12 обучающихся средний уровень развития творческих способностей,
-3 обучающихся - низкий уровень развития творческих способностей. Таким образом, был сделан вывод о том, что обучающиеся имеют проблемы в развитии творческих способностей.
Для разрешения данных проблем на основе анализа учебно-методического комплекса, нами разработан комплекс занятий по развитию творческих способностей младших школьников на уроках английского языка, по таким темам как:
1) «Tasty treats»
2) «At the zoo»
3) «A working day».
После повторного проведения диагностик нами были получены следующие данные:
9 обучающихся имеют высокий уровень развития творческих способностей,
12 обучающихся средний уровень развития творческих способностей,
2 обучающихся - низкий уровень развития творческих способностей.
Мы считаем, что развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка за короткий промежуток времени невозможно, для этого требуется систематическая, грамотно выстроенная работа педагога и обучающихся.
Таким образом, обобщив все вышесказанное, можно сделать вывод, что задачи реализованы, цель достигнута.
1. Андриевская В.В. О психологических основах преподавания иностранного языка в 4 классе общеобразовательной школы//ИЯШ.2008. №4.
2. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для педвузов. М.: Академия, 2000. 187 с.
3. Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы.//Иностранные языки в школе. 2002. №2. С. 11-15.
4. Блонский П. П. Психология младшего школьника/ под ред. И. Липкина, Т. Д. Марцинковская М.:Академия педагогических и социальных наук
5. Богоявленская Д.Б.Психология творческих способностей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академии, 2002. 320 с.
6. Большакова Л.А. Развитие творчества младшего школьника.// Завуч начальной школы. 2001.№2.
7. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников.// Вопросы психологии. 2010.№2. 149-153 с.
8. Вайнер Э.Н., Кастюнин С.А. Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. М.: Флинта, 2012. 144 с.
9. Выготский А. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 532 с.
10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Союз, 2006. 224 с.
11. Выготский Л. С.Память и её развитие в детском возрасте /под ред. Гиппенрейтер Ю. Б. учеб. пособие. М.: АСТ, 2008. 646 с.
12. Выготский Л.С. Авторский терминологический словарь. М.: Смысл, 2007. 128 с.
13. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.:2003. 328с.
14. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам, М:2000.
15. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: Арти-Глассо, 2000. 281 с...