ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСТРОЕНИЯ СПОРТИВНОЙ
ТРЕНИРОВКИ НА ПРИМЕРЕ ЛЫЖНЫХ ГОНОК 6
Глава 2. РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ
11
2.1. Средства развития специальной выносливости у лыжников 21
2.2. Методы тренировки в лыжных гонках 38
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность. Лыжные гонки - один из самых знаменитых видов лыжного спорта. Чтобы добиться наивысших достижений в гонках на лыжах, необходима долголетняя систематическая работа. В последнее время выделено, что юные спортсмены достигают вершины результатов в более короткое время, нежели это было 10-15 лет назад. Современная лыжная дорога предъявляет к физической подготовке лыжника-гонщика определенные требования. Чтобы успешно пройти путь на быстрой скорости, спортсмен должен быть хорошо физически подготовлен, то есть, быть сильным, выносливым, морально и тактически подготовленным, обладать хорошей техникой передвижения. Однако развивать эти качества следует лишь до определенного оптимального уровня, превышение которого приводит к обратному эффекту - ухудшению результатов в лыжных гонках.
В современной системе спортивной тренировки относительно воспитания выносливости спортсменов высокой квалификации сложилось многокомпонентное понятие, так как уровень ее развития взаимосвязан с рядом факторов: общая выносливость, скоростные возможности, продуктивность технического мастерства, подготовленность опорно-двигательного аппарата [6, 10, 13]. Эти показатели имеют значение во многих видах спорта, но степень проявления каждого из них и их соотношение в каждом конкретном случае различны в зависимости от специфики спортивной деятельности. По мнению многих специалистов, к числу основных факторов, от которых зависит уровень развития специальной выносливости в беге, плавании на длинные дистанции, лыжных гонках и других видах спорта, относятся объем физической нагрузки, ее интенсивность, величина используемых в занятиях отрезков, дистанций, а также методы тренировки. В тренировке на выносливость стали использоваться дополнительные средства подготовки, например: тренировка в среднегорье, в барокамере и т.д. В настоящее время ведущим положением современной методики тренировки спортсменов высокой квалификации является необходимость увеличения доли скоростной работы в общем объеме нагрузки (бег на средние дистанции, плавание, лыжные гонки и другие виды). Выполнение этого требования в целях повышения уровня развития специальной выносливости связано с поисками тех средств и методов тренировки, которые позволяли бы спортсмену освоить большой объем скоростных нагрузок уже в подготовительном периоде [19]. Последнее вызывает необходимость пересмотра бытующих до сих пор взглядов на действенность использования тех или иных средств, методов и этапов в развитии выносливости в течении круглогодичного тренировочного процесса. Отмечая большое значение чередования скоростных нагрузок, многие авторы ограничиваются общими рекомендациями и не приводят конкретных данных о соотношении различных режимов тренировочной работы для эффективного воспитания специальной выносливости. В то же время М.П. Набатникова (1972), давая глубокий анализ литературных источников по данному вопросу, указывает, что другие специалисты или неоправданно завышают эти соотношения в пользу интенсивности или придают ведущее значение только значительному объему тренировочных нагрузок [13]. В настоящее время актуальными вопросами спортивной практики становятся повышение эффективности методики развития силовой выносливости, управление тренировочным процессом посредством совершенствования педагогического контроля, позволяющего получить информацию о результатах тренировочных воздействий и на основе полученных данных вносить коррективы в методику тренировочного процесса.
Объект исследования - процесс развития у спортсменов выносливости на различных этапах тренировки.
Предмет исследования - методика развития специальной выносливости у спортсменов в лыжных гонках.
Цель исследования - повышение уровня развития специальной выносливости на различных этапах круглогодичной тренировки спортсменов 13-14 лет.
Задачи исследования:
1. Установить основные факторы, определяющие выносливость спортсменов в лыжных гонках.
2. Исследовать современные направления методик тренировки специальной выносливости.
3. Дать обоснование использования средств и методов развития выносливости на различных этапах тренировки спортсменов-лыжников 13-14 лет.
Структура выпускной квалификационный работы.
ВКР изложена на 60страницах, состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 21 источников. Текст ВКР снабжён таблицами и рисунками.
1. Выносливость - это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Анализ литературных источников показывает, что в настоящее время можно назвать свыше 20 типов специальной выносливости: скоростная, силовая, координационная, выносливость к статистическим усилиям, выносливость в игровых видах и единоборствах и др.
Различают общую и специальную выносливость.
Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.
2. В современном лыжном спорте в подготовительном периоде преимущественно пользуются методикой, основанной на лыжероллерной подготовке, т.к. применение упражнений на лыжероллерах представляет собой более высокую ступень летней подготовки лыжника-гонщика. Но в подготовке спортсменов 13-14 лет, где нет достаточных условий тренеры предпочитают использовать методику, основанную на имитационных упражнениях, т.к. она более доступна и проще в использовании [4]. До того, как лыжник не овладеет имитационной ходьбой и скользящим бегом, на лыжероллеры становиться нецелесообразно.
3. В результате проведенного исследования, можно сказать следующее: в тестах наблюдается улучшение результатов в обеих группах, но достоверности различий нет, следовательно, обе методики по эффективности равны.
1. Алабин, В. Г Совершенствование системы многолетней тренировки юных легкоатлетов [Текст] / В.Г. Алабин. - М. : 1994. - 34 с.
2. Бутин, И. М [Текст] Лыжный спорт [Текст] / И.М. Бутин. - М. : Учеб. Пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, 2000. - 368 с.
3. Быкова, М. М Возрастные изменения производительности сердца и аэробной работоспособности у школьников и юных спортсменов [Текст] / М.М. Быкова., А. В. Ануфриев. - М. : МОГИФК, 1994. - 8 с.
4. Донской, Д. Д Подготовительные упражнения лыжника - гонщика [Текст] / Д.Д. Донской. - М. : Физкультура и спорт, 1954. - 76 с.
5. Дунаев, К. С Лыжный спорт // Развитие силовой выносливости у биатлонистов [Текст] / К.С. Дунаев., Я.И. Савицкий., О.А. Солдатов. - М. : Физкультура и спорт, 1992.
6. Евстаров, В. Д Лыжный спорт: учебник для институтов и техн. физ. культ. [Текст] / В.Д. Евстратов., Б.И. Сергеев., Г.Б. Чукардин. - М. : Физкультура и спорт, 1989. - 319 с.
7. Зациорский, В. М Физические качества спортсмена: основы теории, методики воспитания [Текст] / В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 2009 (или 1970). - 200 с.
8. Кошкин, А. А Экспериментальное обоснование соотношения режимов беговой нагрузки в подготовительном периоде лыжников - гонщиков старших разрядов [Текст] / А.А. Кошкин. - М. : 1973. - 29 с.
9. Капланский, В. Е Физическая культура в школе [Текст] / В.Е. Капланский. - М. : 2000, №6
10. Манжосов, В. Н Тренировка лыжников - гонщиков [Текст] / В.Н. Манжосов. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - 96 с.
11. Матвеев, Л. П Спорт, спортивная тренировка // Теория и методика Физической культуры [Текст] / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 425 с.
12. Михалев, В. И Планирование интенсивности нагрузки при применении различных тренировочных средств лыжников - гонщиков в подготовительном периоде [Текст] / В.И. Михалев. - М. : автореферат, 1982. - 19 с.
13. Набатникова, М. Я Проблема совершенствования специальной выносливости при циклической работе большой и субмаксимальной мощности [Текст] / М.Я. Набатникова. - М. : 1974. - 52 с.
14. Озолин, Н. Г Современная система спортивной тренировки [Текст] / Н.Г. Озолин. - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 472 с.
15. Огольцов, И. Г Тренировка лыжника - гонщика [Текст] / И.Г. Огольцов. - М. : Физкультура и спорт, 1971. - 128 с.
16. Огольцов, И. Г Методы спортивной тренировки в лыжных гонках [Текст] / И.Г. Огольцов., Н.И. Кузьмин. - М. : Физкультура и спорт, 1969. с. 120 - 136.
17. Раменская, А. И Лыжный спорт: учебник [Текст] / Т.И. Раменская., А.Г. Баталов. - М. : Физическая культура, 2005. - 320 с.
18. Солдатов, А. Д Подготовка юных лыжников: учеб. пособие для тренеров детских и юношеских спортивных коллективов [Текст] / А.Д. Солдатов. - М. : Физкультура и спорт, 1965. - 324 с.
19. Холодов, Ж. К Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. [Текст] / Ж.К. Холодов., В.С. Кузнецов, - М. : Издательский центр, «Академия», 2003. - 480 с.
20. Шапошникова, В. И Многолетняя подготовка юных лыжников - гонщиков [Текст] / В.И. Шапошникова. - М. : Физкультура и спорт, 1968. - 136 с.
21. Шмельков, И. И Развитие общей выносливости у детей и юношей 12-16 лет // Начальная подготовка юного спортсмена [Текст] / И.И. Шмельков. Под общ. Ред. В.П. Филина и С.С. Грошенкова. - М. : ФиС, 1966.