Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 6
1.2. Коммуникативная компетенция: понятие, компоненты 17
1.3. Формы и методы формирования коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности по иностранному языку 26
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста во неурочной деятельности по иностранному языку 44
2.1. Анализ деятельности Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №200 с углубленным изучением отдельных предметов» по формированию коммуникативной компетенции младших школьников
во неурочной деятельности по иностранному языку 44
2.2. Комплекс упражнений по формированию коммуникативной компетенции младших школьников во неурочной деятельности по
иностранному языку 58
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения 74
Актуальность данного исследования вызвана приоритетностью компетентностного подхода в образовательном процессе. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Особенно важным это является в начальной школе, где одно из основных мест отводится развитию коммуникативной составляющей языка, так как в соответствии с ФГОС НОО, выпускник начальной школы в качестве основных компетенций должен приобрести начальные навыки общения в устной и письменной форме, и в перспективе обладать высокой языковой культурой и готовностью к активной коммуникации, как того стребует интеграция в мировое сообщество.
Именно в период младшего школьного возраста закладывается фундамент навыков коммуникации: способность ребенка к речевому подражанию и непроизвольному овладению речью максимальна. Интенсивное речевое развитие и активизация речемыслительных процессов позволяет овладеть языком легче, чем в другом возрастном периоде. Преимуществом данного возраста является фонетическая чувствительность, которая позволяет ребенку с легкостью анализировать звуки иностранной речи, идентифицировать их, кодировать и воспроизводить. Правильно поставленная внеурочная деятельность у младших школьников имеет большое образовательное и воспитательное значение.
Однако во время уроков невозможно уделить внимание всем аспектам обучения иностранному языку. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной помогает расширить и углубить знания, полученные во время урока, приобрести и развить навыки и умения.
Проблеме формирования коммуникативной компетенции в области иностранного языка посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых следует отметить работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Л.Н. Булыгина [9], Р.П. Дондокова [21], К.П. Зайцева [22], И.А. Зимняя [23], О.В. Кудашкина [29], Е.И. Пассов [46], Г.В. Рогова [53], Л.Р. Сакаева [55], Л.Р. Сафина [57], В.В. Сафонова [58], А.В. Хуторской [62], А. Холлидей [61], Д. Хаймс [68].
Противоречие: между необходимостью формирования
коммуникативной компетенции у младших школьников по иностранному языку и недостаточным использованием возможностей внеурочной деятельности по решению данной проблемы.
Проблема: как формировать коммуникативную компетенцию у младших школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку?
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Предмет исследования: содержание формирования коммуникативной компетенции младших школьников во неурочной деятельности по иностранному языку.
Цель исследования: на основе анализа теоретического и практического аспектов разработать комплекс мероприятий по формированию коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку
Гипотеза: предполагаем, что формированию коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности по иностранному языку будет способствовать разработка и реализация комплекса мероприятий с использованием различных форм (индивидуальные, групповые, массовые) и методов (пассивные, активные, интерактивные).
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста.
2. Рассмотреть понятие, компоненты коммуникативной компетенции.
3. Выделить формы и методы формирования коммуникативной компетенции детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности по иностранному языку.
4. Проанализировать внеурочную деятельность Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №200 с углубленным изучением отдельных предметов по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез обобщение, описание, сравнение; эмпирические: анализ документов, тестирование, анкетирование, обработка результатов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №200 с углубленным изучением отдельных предметов.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Овладение иностранными языками является следствием интернационализации всех сфер жизни нашего общества, вхождения его в мировое сообщество. Помимо этого, в настоящее время происходит усиление интереса к раннему обучению иностранному языку. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте (6-7 до 9-11 лет) способность к речевому подражанию и непроизвольному овладению речью максимальна. Интенсивное речевое развитие и активизация речемыслительных процессов в этом возрасте позволяет овладеть языком легче, чем в каком-либо другом. Фонетическая чувствительность, пластичность природного механизма усвоения языка детьми, имитационные способности, отсутствие «языкового барьера» способствуют эффективному решению задач в обучении иностранному языку.
Иноязычная коммуникативная компетенция представляет собой знание неродного языка, а именно его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, владение этими средствами языка и механизмами речи - говорения, аудирования, чтения, письма - в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей человека. Она может быть приобретена в результате естественной речевой деятельности и в результате специального обучения.
Структура иноязычной коммуникативной компетенции определяется единством мотивационного, когнитивного, эмоционального деятельнстно- рефлексивного компонентов.
Мотивационно-ценностный компонент отражает такие аспекты, как коммуникативные потребности, мотивы, установки (желание получать, передавать и создавать информацию), получать эмоциональную поддержку, стремление к эмпатии и рефлексии в процессе общения, поддержание позитивного эмоционального контакта с собеседником и др.
Когнитивный компонент включает в себя стандартов коммуникативного поведения (способов прощания, приветствия, выражения благодарности и несогласия и т.п.), способов вербальной, невербальной коммуникации и др.
Деятельностно - рефлексивный представляет собой систему коммуникативных умений: умение вступать в общение, устанавливать контакт с собеседником, выстраивать стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, саморефлексия; умение общаться в различных ситуациях и жанрах, владение устной, письменной речью, приемами ведения беседы, полемики, дискуссии и др.
Формирование коммуникативной компетенции представляет собой процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью формирования у него способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка.
Учитывая требования ФГОС, основными методами формирования иноязычной коммуникативной компетенции во внеурочной деятельности выступают активные (презентации, кейс-методы, проблемная лекция, игры, баскет-метод и др.) и интерактивные (мозговой штурм, кластеры, круглый стол, дискуссия, дебаты, деловые, ролевые, имитационные игры, интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ, аквариум, метод проектов и др.).
В качестве ключевых форм выступают индивидуальные (подготовка сообщений или докладов, разучивание стихов, песен, оформление стенгазет, альбомов, стендов и т.п.), групповые (кружки: кружок разговорной речи, кружок любителей кино; хоровой и драматический кружки, клубы.) и массовые (театрализация; кинолекторий; вечера и утренники, приуроченные к знаменательным датам, событиям культурной и социальной жизни, истории к имени выдающегося человека; конкурсы на лучшего чтеца, переводчика- синхрониста, переводчика-референта, рассказчика, собеседника; олимпиады; КВН; викторины; пресс-конференции; день иностранного языка и т.д.) формы работы.
На основе теоретических данных, мы провели анализ деятельности МАОУ СОШ №200 с углубленным изучением отдельных предметов по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку. Проведенный анализ показал, что в Учреждении отсутствует рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по английскому языку для 4 класса, а организуемая внеурочная деятельность в недостаточной мере способствует формированию коммуникативной компетенции младших школьников.
Нами было проведено диагностическое исследование, направленное на выявление уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников, в котором приняло участие 26 человек. Результаты исследования показали, что:
• мотивационно-ценностный и когнитивный компоненты коммуникативной компетенции находится на среднем уровне;
• деятельностно-рефлексивный компонент коммуникативной компетенции находится на низком уровне.
Для решения выявленных проблем, нами был разработан комплекс мероприятий, реализация которого рассчитана на 3 месяца. Сам комплекс включает следующие мероприятия: «A portrait of our class» («Портрет нашего класса»), «Sea battle» («Морской бой»), «What? Where? When?» («Что? Где? Когда?»), «The best interpreter» («Лучший переводчик»), «Lost and found» («Бюро находок»), «The turnip» («Репка»), «Surprising meeting!» (встреча с иностранцем), «Great communicator» (Конкурс чтецов «Мастер слова»), «LET’S» (Learning English Together So/ Так мы учим английский язык вместе).
Комплекс реализован частично. Проведенный опрос показал, что в большей степени обучающих заинтересовали мероприятия, которые были проведены как на основе активных методов, так и на основе интерактивных методов в групповой и массовой формах.
Таким образом, мы можем сказать, что поставленные задачи реализованы, цель достигнута.
1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 312 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических институтов. М: Просвещение, 1988. 479 с.
3. Безрукова B.C. Педагогика: учеб. Екатеринбург: СИПИ, 1994. 337с.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для пед. вузов. М.: Академия, 2000. 187 с.
5. Белянин В.П. Психолингвистика. М: Флинта, 2004. 233 с.
6. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). Обнинск: Титул, 2001. 48 с.
7. Большой толковый психологический словарь. М.: АСТ; Вече, 2001. 592 с.
8. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 1456 с.
9. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников // Вопросы психологии. 2010.№2. С. 149-153.
10. Вайнер Э.Н. Кастюнин С.А. Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. М.: Флинта, 2012. 144 с.
11. Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться. М.: Академический Проект, 2004. 42 с.
12. Выготский Л.С. Авторский терминологический словарь. М.: Смысл, 2007. 128 с.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Союз, 2006. 224 с.
14. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь: Проблемы психологического развития ребенка. М.: АПН РСФСР, 1956. 245 с.
15. Выготский Л.С. Память и её развитие в детском возрасте // Гиппенрейтер Ю. Б. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти: учебное пособие. М.: АСТ, 2008. 646 с...