Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с родным краем

Работа №97419

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы118
Год сдачи2019
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
238
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ 8
1.1. Особенности ознакомления младших школьников с родным
краем 8
1.2. Сущностная характеристика понятия экологическая
культура 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования экологической культуры младших школьников 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ 32
2.1. Уровень сформированности экологической культуры у
младших школьников на начальном этапе исследования 32
2.2. Внедрение педагогических условий формирования
экологической культуры у младших школьников 39
2.3. Уровень сформированности экологической культуры у детей
на заключительном этапе исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 109


Актуальность проблемы формирования экологической культуры младших школьников заключается в том, что экологическая ситуация, сложившаяся за последние годы в нашей стране и в мире, в целом поставила перед человечеством такую важную задачу, как достижения устойчивого развития общества, которое в свою очередь подразумевает не только разумную эксплуатацию природных ресурсов, но и формирование соответствующего мировоззрения по отношению к проблемам окружающей среды, воспитание личности, способной жить в гармонии с миром природы. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит начальной школе.
Процесс формирования экологической культуры включает в себя экологическое образование. Начинать это обучение важно еще c младшего школьного возраста, так как, полученные именно в этом возрасте знания, в будущем могут превратиться в прочные убеждения. Дети, которые получили такое образование, будут более бережно относиться к природе, что в дальнейшем может положительно сказаться на экологической обстановке в стране и во всем мире.
B младшем школьном возрасте идет активный, целенаправленный процесс формирования знаний, оценок, переживаний, чувств, а также развитие способностей и интересов детей. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшими особенностями обучающихся в этом возрасте.
Взаимодействие c природой вызывает y школьников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью и многообразием воздействует на все чувства школьников. Дети проявляют активный интерес к окружающему миру. Большинство школьников склонны наделять живую природу чертами человеческого поведения. Наблюдается активный интерес, желание приблизить к себе, рассмотреть, узнать, понять.
Экологическое образование младших школьников, согласно ФГОС НОО, реализуется через формирование экологической составляющей базовых учебных дисциплин во время уроков, а также во внеурочной деятельности. При этом, именно во внеурочной деятельности осуществляется становление основных характеристик, которые выражают отношение школьников к окружающей среде.
Степень разработанности: Теория экологического образования как особое направление педагогической науки и практики обучения школьников к настоящему времени достаточно разработана. Много в этом направлении сделано методистами-биологами А.Н. Захлебным, И.Д. Зверевым, Б.Т. Лихачевым, Н.М. Мамедовым, Л.П. Салеевой и другими. Так Б.Т. Лихачев определяет экологическое образование «целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы» [29, с. 19]. Результатом этой работы является формирование у младших школьников экологической культуры.
Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах Т. А. Бабановой, Н. А. Городецкой, Н. В. Добрецовой, которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей средой.
О значении краеведческого материала в формировании экологической культуры школьников писали в своих трудах Т. А. Бабанова, Л. П. Салеева и другие.
Психологи Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и другие отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирован познавательный интерес к изучению окружающего мира. Он включает: эмоциональную сторону, деловую готовность и интеллектуальную готовность [32].
Проблема исследования: какие педагогические условия способствуют наиболее эффективному формированию экологической культуры в процессе ознакомления с родным краем у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников и опытно - поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: процесс ознакомления младших школьников с родным краем.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников.
Задачи:
1. Изучить особенности экологической культуры в процессе ознакомления с родным краем.
2. Рассмотреть педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников.
3. Изучить и внедрить условия формирования экологической культуры младших школьников.
Методы исследования:
В соответствии с целями и задачами нашего исследования использован комплекс методов.
Теоретические: анализ философской, этнографической, психолого-педагогической, научной литературы в аспекте избранной темы.
Эмпирические: беседа, тестирование.
Математические методы обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации знаний по проблеме создания таких педагогических условий, способствующих формированию экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с родным краем.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего применения материалов исследования в практике работы начальной школы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования экологически культурной личности в настоящее время становится одной из центральных в обсуждении целого спектра вопросов, связанных с изучением взаимодействия личности в системе «человек - общество - природа», так как экологическая культура является важной составной частью общей культуры человечества. Важный аспект в формировании экологической культуры - развитие гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.
Включение эколого - краеведческого материала в содержание уроков и внеклассных мероприятий по естествознанию формируют у младших школьников интерес к познанию окружающего мира, вырабатываются навыки разнообразной практической деятельности по изучению окружающей среды.
Формирование экологической культуры младших школьников происходит наиболее эффективно в условиях приобщения их к национальной культуре народа. Приобщение учащихся к истокам народной культуры, знакомство с природными богатствами играет важную роль в развитии экологической культуры.
Проведенное исследование подтвердило, что если использовать разнообразные педагогические условия, проводить систематическую познавательную и практическую деятельность, то процесс формирования экологической культуры у младших школьников будет эффективным.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.



1. Аголарова, П. И. Игры-соревнования в экологическом образовании школьников [Текст] / П. И. Агаларова // Начальная школа. - 2007. - № 12. - С. 68-70.
2. Атласова, Е. М. Краеведческая работа как средство приобщения учащихся-подростков школ народов Севера и национальной культуре [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. М. Атласова ; Краснояр. гос. пед. ин-т. - Красноярск, 1991. - 17 с.
3. Бабакова, Т. А. Технология краеведения в экологическом образовании [Текст] / Т. А. Бабакова // Экологическое образование. - 2001. - № 1. - С. 16-18.
4. Бабанова, Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками [Текст] / Т. А. Бабанова // Начальная школа. - 1993. - № 9. - С. 16-17.
5. Базулина, И. В. Развитие экологической культуры младших школь - ников на занятиях под открытым небом [Текст] / И. В. Базулина // Начальная школа. - 2005. - № 12. - С. 33-35.
6. Беневольская, Н. А. Экологическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства [Текст] / Н. А. Беневольская // Начальная школа. - 2009. - № 2. - С. 51-54.
7. Бобылева, Л. А. Учебные пособия эколого-краеведческого содержания для младших школьников [Текст] / Л. А. Бобылева // Начальная школа. - 2001. - № 6. - С. 54-56.
8. Веселова, Т. М. Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала [Текст] / Т. М. Веселова // Начальная школа. - 2003. - № 2. - С. 110-113.
9. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1-2 классы [Текст] : метод. пособие / Н. Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 1997. - 169 с.
10. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников: проблемы и перспективы [Текст] / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. - 1997. - № 4. - С. 20-24.
11. Вопросы краеведения в школе [Текст] / под ред. В. П. Буданова, И. С. Симонова. - Л. : Брокгауз-Ефрон, 1925. - 172 с.
12. Гасанов, О. Г. Использование краеведческих материалов как средство нравственного воспитания учащихся [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / О. Г. Гасанов. - Баку, 1992. - 21 с.
13. Глазачев, С. Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. докл. : 13.00.08 / С. Н. Глазачев. - М., 1998. - 68 с.
14. Гончаренко, С. У. Украинский педагогический словарь [Текст] / С. У. Гончаренко. - Киев : Либщь, 1997. - 375 с.
15. Дерюгина, А. Н. Проектная деятельность - путь к экологической культуре младших школьников [Текст] / А. Н. Дерюгина // Экологическое образование. - 2004. - № 4. - С. 21-23.
16. Долбаева, К. Ж. Системный подход к экологическому образованию младших школьников [Текст] / К. Ж. Долбаева // Начальная школа /-2003. - № 6. - С. 23-26.
17. Евладов, В. П. По тундре Ямала к Белому острову [Текст] : экспедиция на Крайн. Север полуострова Ямал в 1928-1929 гг. / В. П. Евладов - Тюмень : [б. и.], 1992. - 281 с.
18. Егорова, Г. В. Материалы к проведению экскурсии на пришкольный участок [Текст] / Г. В. Егорова, О. В. Хотулева // Начальная школа. -
2001. - № 3. - С. 33-38.
19. Зайцева, С. К. Экология для младших школьников [Текст] : из опыта работы по факультатив. курсу / С. К. Зайцева // Начальная школа - 2005. - № 4. - С. 60-64.
20. Захлебный, А. Н. Экологическое образование школьников во
внеклассной работе [Текст] : пособие для учителей / А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина. - М. : Просвещение, 1984. - 160 с.
21. Зверев, И. Д. Экология в школьном обучении [Текст] : новый аспект образования / И. Д. Зверев. - М. : Знание, 1980. - 96 с.
22. Игнатова, В. А. Экологическая культура [Текст] : учеб. пособие /
B. А. Игнатова ; Тобол. гос. пед. ин-т им. Д. И. Менделеева. - Тобольск : Изд-во ТГПИ, 2000. - 212 с.
23. Кириллова, З. П. Экологическое образование и воспитание школьни¬ков в процессе образования [Текст] / З. П. Кириллова. - М. :
Просвещение, 1983. - 219 с.
24. Князев, Ю. А. Сущность и педагогическая значимость школьного краеведения [Текст] / Ю. А. Князев // Преподавание истории в школе. - 1989. - № 7. - С. 132-135.
25. Козина, Е. Ф. Методика преподавания естествознания [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. - М. : Академия, 2004. - 496 с.
26. Колесникова, Г. И. Экологические экскурсии с младшими школьни¬ками [Текст] / Г. И. Колесникова // Начальная школа. - 1998. - № 6. -
C. 32-34.
27. Красная книга Северной Осетии [Текст] / сост. А. М. Амирханов [и др.]. - Орджоникидзе : Ир, 1981. - 88 с.
28. Красная книга Ямало-Ненецкого автономного округа: животные, растения, грибы [Текст] / отв. ред. Л. Н. Добринский. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1997. - 240 с.
29. Купров, В. Д. Экологическое образование младших школьников [Текст] / В. Д. Купров // Начальная школа. - 2000. - № 7. - С. 85-94.
30. Курносенко, В. И. Модель организации природного краеведения с основами экологии в начальной школе [Текст] : (в условиях регион. программы «Омское Прииртышье») / В. И. Курносенко // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 2. - С. 34-36.
31. Лескова, С. В. Формирование экологической культуры [Текст] : нар. загадка на уроке / С. В. Лескова // Начальная школа. - 2003. - № 7: - С. 56-60.
32. Моисеева, Л. В., Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников [Текст] / Л. В. Моисеева, И. Р. Кастунов ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 1993. - 148 с.
33. Моисеева, Л. В. Диагностические методики в системе экологического образования [Текст] : кн. для учителя / Л. В. Моисеева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 1996. - 166 с.
34. Моисеева, Л. В. Экологическая картина мира младших школьников: образ и познавательная модель [Текст] : монография / Л. В. Моисеева, А. В. Иванова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2004. - 96 с.
35. Новолодская, И. Г. Методика развития экологической культуры младших школьников [Текст] / И. Г. Новолодская // Начальная школа. -
2002. - № 3. - С. 52-55.
36. Оценка качества знаний учащихся, оканчивающих начальную школу [Текст] / Н. Ф. Виноградова [и др.]. - М. : Дрофа, 2001. - 126 с.
37. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов вузов / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. В. П. Крившенко. - М. : Велби: Проспект, 2005. - 432 с..
38. Сабрекова, М. С. Роль краеведческих экскурсий в экол.-эстетич. развитии и воспитании учащихся [Текст] / М. С. Сабрекова // Начальная школа. - 2017. - № 12. - С. 15-21.
39. Салеева, Л. П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе [Текст] / Л. П. Салеева // Ролевые игры по охране природы в средней школе : сб. ст. - М., 1977. - С. 14-39.
40. Саркисян, А. Р. Пути реализации экологического образования [Текст] / А. Р. Саркисян // Начальная школа. - 2006. - № 12. - С. 46-49.
41. Симонова, Л. П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками [Текст] / Л. П. Симонова // Начальная школа. - 1999. - № 5. - С. 45-51.
42. Симонова, Л. П. Экологическое образование в начальной школе [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л. П. Симонова. - М. : Академия, 2000. - 160 с.
43. Сязи, А. М. Изучение предметов национально-регионального компонента [Текст] / А. М. Сязи. - Томск : Изд-во Томск. ун-та, 2003. - 216 с.
44. Тихонова, А. Е. Приобщите младших школьников к краеведческой работе с целью их экологического образования [Текст] / А. Е. Тихоно¬ва, В. М. Деев. // Начальная школа. - 1998. - № 6. - С. 77-81.
45. Урсул, А. Д. Образование для устойчивого развития [Текст] / А. Д. Урсул // Экологическое образование. - 2002. - № 1. - С. 31-34.
46. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений [Текст] : в 11 т. /
К. Д. Ушинский. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. - Т. 11 : Материалы биографические и библиографические . - 727 с.
47. Ферб, П. Популярная экология [Текст] / П.. Фабер ; под ред. Н. П. Наумова. - М. : Мир, 1971. - 187 с.
48. Формирование экологической культуры младших школьников [Электронный ресурс]. - URL :http://www.bestreferat.ru/referat-407466.html (дата обращения: 04.02.2016).
49. Чередов, И. М. Формы учебной работы в средней школе [Текст] : кн. для учителя / И. М. Чередов. - М. : Просвещение, 1988. - 160 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ