Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с родным краем
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ 8
1.1. Особенности ознакомления младших школьников с родным
краем 8
1.2. Сущностная характеристика понятия экологическая
культура 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования экологической культуры младших школьников 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ 32
2.1. Уровень сформированности экологической культуры у
младших школьников на начальном этапе исследования 32
2.2. Внедрение педагогических условий формирования
экологической культуры у младших школьников 39
2.3. Уровень сформированности экологической культуры у детей
на заключительном этапе исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 109
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ 8
1.1. Особенности ознакомления младших школьников с родным
краем 8
1.2. Сущностная характеристика понятия экологическая
культура 16
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования экологической культуры младших школьников 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ 32
2.1. Уровень сформированности экологической культуры у
младших школьников на начальном этапе исследования 32
2.2. Внедрение педагогических условий формирования
экологической культуры у младших школьников 39
2.3. Уровень сформированности экологической культуры у детей
на заключительном этапе исследования 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 97
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 109
Актуальность проблемы формирования экологической культуры младших школьников заключается в том, что экологическая ситуация, сложившаяся за последние годы в нашей стране и в мире, в целом поставила перед человечеством такую важную задачу, как достижения устойчивого развития общества, которое в свою очередь подразумевает не только разумную эксплуатацию природных ресурсов, но и формирование соответствующего мировоззрения по отношению к проблемам окружающей среды, воспитание личности, способной жить в гармонии с миром природы. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит начальной школе.
Процесс формирования экологической культуры включает в себя экологическое образование. Начинать это обучение важно еще c младшего школьного возраста, так как, полученные именно в этом возрасте знания, в будущем могут превратиться в прочные убеждения. Дети, которые получили такое образование, будут более бережно относиться к природе, что в дальнейшем может положительно сказаться на экологической обстановке в стране и во всем мире.
B младшем школьном возрасте идет активный, целенаправленный процесс формирования знаний, оценок, переживаний, чувств, а также развитие способностей и интересов детей. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшими особенностями обучающихся в этом возрасте.
Взаимодействие c природой вызывает y школьников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью и многообразием воздействует на все чувства школьников. Дети проявляют активный интерес к окружающему миру. Большинство школьников склонны наделять живую природу чертами человеческого поведения. Наблюдается активный интерес, желание приблизить к себе, рассмотреть, узнать, понять.
Экологическое образование младших школьников, согласно ФГОС НОО, реализуется через формирование экологической составляющей базовых учебных дисциплин во время уроков, а также во внеурочной деятельности. При этом, именно во внеурочной деятельности осуществляется становление основных характеристик, которые выражают отношение школьников к окружающей среде.
Степень разработанности: Теория экологического образования как особое направление педагогической науки и практики обучения школьников к настоящему времени достаточно разработана. Много в этом направлении сделано методистами-биологами А.Н. Захлебным, И.Д. Зверевым, Б.Т. Лихачевым, Н.М. Мамедовым, Л.П. Салеевой и другими. Так Б.Т. Лихачев определяет экологическое образование «целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы» [29, с. 19]. Результатом этой работы является формирование у младших школьников экологической культуры.
Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах Т. А. Бабановой, Н. А. Городецкой, Н. В. Добрецовой, которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей средой.
О значении краеведческого материала в формировании экологической культуры школьников писали в своих трудах Т. А. Бабанова, Л. П. Салеева и другие.
Психологи Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и другие отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирован познавательный интерес к изучению окружающего мира. Он включает: эмоциональную сторону, деловую готовность и интеллектуальную готовность [32].
Проблема исследования: какие педагогические условия способствуют наиболее эффективному формированию экологической культуры в процессе ознакомления с родным краем у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников и опытно - поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: процесс ознакомления младших школьников с родным краем.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников.
Задачи:
1. Изучить особенности экологической культуры в процессе ознакомления с родным краем.
2. Рассмотреть педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников.
3. Изучить и внедрить условия формирования экологической культуры младших школьников.
Методы исследования:
В соответствии с целями и задачами нашего исследования использован комплекс методов.
Теоретические: анализ философской, этнографической, психолого-педагогической, научной литературы в аспекте избранной темы.
Эмпирические: беседа, тестирование.
Математические методы обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации знаний по проблеме создания таких педагогических условий, способствующих формированию экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с родным краем.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего применения материалов исследования в практике работы начальной школы.
Процесс формирования экологической культуры включает в себя экологическое образование. Начинать это обучение важно еще c младшего школьного возраста, так как, полученные именно в этом возрасте знания, в будущем могут превратиться в прочные убеждения. Дети, которые получили такое образование, будут более бережно относиться к природе, что в дальнейшем может положительно сказаться на экологической обстановке в стране и во всем мире.
B младшем школьном возрасте идет активный, целенаправленный процесс формирования знаний, оценок, переживаний, чувств, а также развитие способностей и интересов детей. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшими особенностями обучающихся в этом возрасте.
Взаимодействие c природой вызывает y школьников эмоциональный отклик, так как она своей яркостью и многообразием воздействует на все чувства школьников. Дети проявляют активный интерес к окружающему миру. Большинство школьников склонны наделять живую природу чертами человеческого поведения. Наблюдается активный интерес, желание приблизить к себе, рассмотреть, узнать, понять.
Экологическое образование младших школьников, согласно ФГОС НОО, реализуется через формирование экологической составляющей базовых учебных дисциплин во время уроков, а также во внеурочной деятельности. При этом, именно во внеурочной деятельности осуществляется становление основных характеристик, которые выражают отношение школьников к окружающей среде.
Степень разработанности: Теория экологического образования как особое направление педагогической науки и практики обучения школьников к настоящему времени достаточно разработана. Много в этом направлении сделано методистами-биологами А.Н. Захлебным, И.Д. Зверевым, Б.Т. Лихачевым, Н.М. Мамедовым, Л.П. Салеевой и другими. Так Б.Т. Лихачев определяет экологическое образование «целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы» [29, с. 19]. Результатом этой работы является формирование у младших школьников экологической культуры.
Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах Т. А. Бабановой, Н. А. Городецкой, Н. В. Добрецовой, которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей средой.
О значении краеведческого материала в формировании экологической культуры школьников писали в своих трудах Т. А. Бабанова, Л. П. Салеева и другие.
Психологи Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и другие отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирован познавательный интерес к изучению окружающего мира. Он включает: эмоциональную сторону, деловую готовность и интеллектуальную готовность [32].
Проблема исследования: какие педагогические условия способствуют наиболее эффективному формированию экологической культуры в процессе ознакомления с родным краем у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников и опытно - поисковым путем подтвердить их эффективность.
Объект исследования: процесс ознакомления младших школьников с родным краем.
Предмет исследования: педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников.
Задачи:
1. Изучить особенности экологической культуры в процессе ознакомления с родным краем.
2. Рассмотреть педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников.
3. Изучить и внедрить условия формирования экологической культуры младших школьников.
Методы исследования:
В соответствии с целями и задачами нашего исследования использован комплекс методов.
Теоретические: анализ философской, этнографической, психолого-педагогической, научной литературы в аспекте избранной темы.
Эмпирические: беседа, тестирование.
Математические методы обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации знаний по проблеме создания таких педагогических условий, способствующих формированию экологической культуры младших школьников в процессе ознакомления с родным краем.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего применения материалов исследования в практике работы начальной школы.
Проблема формирования экологически культурной личности в настоящее время становится одной из центральных в обсуждении целого спектра вопросов, связанных с изучением взаимодействия личности в системе «человек - общество - природа», так как экологическая культура является важной составной частью общей культуры человечества. Важный аспект в формировании экологической культуры - развитие гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам.
Включение эколого - краеведческого материала в содержание уроков и внеклассных мероприятий по естествознанию формируют у младших школьников интерес к познанию окружающего мира, вырабатываются навыки разнообразной практической деятельности по изучению окружающей среды.
Формирование экологической культуры младших школьников происходит наиболее эффективно в условиях приобщения их к национальной культуре народа. Приобщение учащихся к истокам народной культуры, знакомство с природными богатствами играет важную роль в развитии экологической культуры.
Проведенное исследование подтвердило, что если использовать разнообразные педагогические условия, проводить систематическую познавательную и практическую деятельность, то процесс формирования экологической культуры у младших школьников будет эффективным.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Включение эколого - краеведческого материала в содержание уроков и внеклассных мероприятий по естествознанию формируют у младших школьников интерес к познанию окружающего мира, вырабатываются навыки разнообразной практической деятельности по изучению окружающей среды.
Формирование экологической культуры младших школьников происходит наиболее эффективно в условиях приобщения их к национальной культуре народа. Приобщение учащихся к истокам народной культуры, знакомство с природными богатствами играет важную роль в развитии экологической культуры.
Проведенное исследование подтвердило, что если использовать разнообразные педагогические условия, проводить систематическую познавательную и практическую деятельность, то процесс формирования экологической культуры у младших школьников будет эффективным.
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАСТЕНИЯХ РОДНОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2019



