ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 7
1.2. Сущность понятия «экологическая культура» 14
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования экологической культуры дошкольников 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Выявление исходного уровня сформированности
экологической культуры старших дошкольников 29
2.2 Внедрение педагогических условий по формированию
экологической культуры у старших дошкольников и анализ эффективности процесса формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
Актуальность исследования. В настоящее время, на фоне экономического кризиса, экологические проблемы остаются не менее актуальными, особенно в современном обществе, когда этому уделяется столь пристальное внимание.
Проблемы экологии довольно часто освещаются в средствах массой информации: по телевидению, радио, в сети интернет. Разрабатываются программы по сохранению окружающей среды.
Губительное отношение к природе, такое как: загрязнение водоемов, полей, загрязнение и вырубка лесов, нарушение баланса экосистемы - носит повсеместный характер и грозит в будущем большими экологическими проблемами для всего человечества [10].
Во избежание экологических проблем, потребительского отношения к природным ресурсам, мы должны на ступени дошкольного образования дать ребенку четкие ориентиры: знания и образец правильного отношения к природе, понимание того, что мы являемся частью этого мира, а не его хозяином. В совокупности - это послужит формированием экологической культуры дошкольников.
Очень важно понимать всю важность взаимоотношений в системе «Человек - природа», так как от этого зависит дальнейшее существование и совершенствование человечества.
Гармоничные отношения «Человек - природа» будут развиваться только в системе, когда в процессе формирования экологической культуры включены и семья, и дошкольное образовательное учреждение. Чем раньше начнется экологическое образование детей, тем ярче оно проявится в поступках, отношении, понимании, поведении [30].
Несмотря на то, что необходимость воспитания экологической культуры возникла давно, как обязательный предмет в дошкольном образовании его вели сравнительно недавно [10].
Анализируя литературу по данному вопросу, можно заметить, что два понятия «экологическое воспитание» и «экологическая культура» очень часто граничат друг с другом, употребляются как синонимы или одно явление рассматривается как следствие другого. Однако, следует отметить, что экологическая культура представляет собой некую цель, а именно, показатель сформированности экологического сознания личности, который опирается на непосредственный опыт предыдущих поколений [2].
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования экологически грамотной личности, так как именно этот период детства характеризуется становлением основ личностной культуры, отвечающей требованиям современного общества и основным целям экологического образования подрастающего поколения [15].
Учитывая всю важность дошкольного возраста для воспитания и развития детей, одна из приоритетных задач в области экологического образования дошкольников состоит в том, чтобы заложить первые представления и знания об окружающем мире, о взаимосвязи всего живого на Земле, о влиянии человека на природу [13].
Формирование экологической культуры детей является одной из важнейших задач и приоритетных направлений воспитания. Формирование экологической культуры - это развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам. Итогом должно быть не только овладение знаниями и умениями, но и желание принимать участие в природоохранной деятельности [28].
Экологические проблемы - это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания, экологической культуры - процесс, который длится на протяжении всей жизни человека.
Формирование экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития [28] личности дошкольника.
Актуальность нашего исследования поясняется тем, что именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования экологической культуры и природоохранного сознания.
Проблема: комплекс каких педагогический условий будет способствовать формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Цель: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром и опытно - поисковым путем доказать их эффективность.
Объект: процесс ознакомления с окружающим миром в ДОУ.
Процесс: педагогические условия формирования основ экологической культуры дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста будет успешным, если будет:
> Создана экологическая среда в ДОУ.
> Использованы экологические проекты.
Задачи исследования:
> Провести анализ психолого-педагогической литературы,
соответствующей проблеме исследования.
> Выявить особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.
> Подобрать методики для диагностики сформированности экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования), эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая база исследования: МБДОУ № 121 г. Екатеринбурга.
В исследовании приняло участие 22 воспитанника старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: введение (актуальность), первая глава теоретического обоснования проблемы исследования, вторая глава практического обоснования исследования, заключения, списка литературы, заключения и приложений.
Экологическая культура - это итог экологического образования, включающая в себя знания основных законов природы, понимание необходимости считаться с этими законами в своей деятельности, выработку чувства ответственного, гуманного отношения к природе, к окружающему миру.
Процесс формирования экологической культуры длится на протяжении всей жизни человека, с приобретением новых знаний, умений, отношений.
При анализе психолого-педагогической литературы, было выявлено, что начинать формирование экологической культуры необходимо в дошкольном возрасте при участии и под руководством взрослого.
В ходе исследования по теме «Условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» нами было конкретизировано понятие «экологическая культура». Выделены и описаны особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.
В ходе исследования выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования экологической культуры:
> экологизация среды ДОУ;
> использование экологических проектов.
Знакомство с природой детей дошкольного возраста является важнейшим средством формирования экологической культуры.
Очень важно использовать разнообразные формы, технологии, методы и приёмы в работе с детьми, проводить их при активном взаимодействии с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты, экологически грамотную личность.
1. Афанасьева, Е.Д. Экология не знает границ [Текст] /
Е.Д.Афанасьева // Юный натуралист. - 1990. - №1. - С.30-32.
2. Банников, А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды [Текст] / А.Г. Банников. - М.: Юнити, 2013. - 451 с.
3. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками [Текст] / Л.К.Бобылева, // Дошкольное воспитание - 2012. - № 4. - С. 38- 43.
4. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой [Текст] / С.А.Веретенникова - М.: Просвещение, 1980. - С. 42.
5. Виноградова, Н.Ф. Экологическое образование: концепции и методические подходы [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М., 1996.
6. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: практ. Пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]
В. Н., Волчкова, НВ. Степанова - Воронеж: Учитель, 2014. - 131с.)
7. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию. [Текст] / О.А.Воронкевич - СПБ.: Детство-Пресс, 2003. -160с.
8. Выготский Л.С., Педагогическая психология [Текст] / Л.С.Выготский - М.: Педагогика - пресс, 1999 - 536 с.
9. Газина О.М, Фокина В.Г., Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // URL: http://iknigi.net/avtor-o-gazina/93773-teoriya-i-metodika-ekologicheskogo- obrazovaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-o-gazina/read/page-10.html
10. Дежникова Н.С. Экологический практикум: проекты, поиски, находки [Текст] / Н.С. Дежникова, И.В. Цветкова. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 296 с.
11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. [Текст] / С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс, 1996. - 363 с.
12. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников [Текст]: пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. / Л.И.Егоренков — Москва: АРКТИ, 2001. — 128с.
13. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А.В.Запорожец; под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
14. Кадырова Р.М. Проблема экологического воспитания дошкольников в современной педагогической теории [Текст] / Р.М.Кадырова // Журнал Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. Науч. Конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 160-162
15. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. [Текст] / Н.В.Коломина // Сценарии занятий - М.: ТЦ Сфера, 2004 - 144 с.
16. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л.Кряжева - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.
17. Леонтьев, А. Н., Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев - М., 1990
18. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст] : учебник для ВУЗов / А.Г.Маклаков - СПб.: Питер, 2007. - 583 с.
19. Макаренко А.С. Воспитание гражданина [Текст] /
А.С.Макаренко - М, 1998. -246 с.
20. Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования [Текст] : кн. для учителя / Л. В. Моисеева - Екатеринбург, УрГПУ, 1996. - 166 с.
21. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] : под ред. П.Г. Саморуковой / П.Г.Саморукова - М.: Просвещение, 1991. - С. 131 -132
Т1. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду [Текст]: работа с детьми средняя и старшая группы детского сада / С. Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2007. - 208 с.
23. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / С.Н.Николаева - М.: Изд. Центр «Академия», 2002. -147 с.
24. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания в детском саду. [Текст] / С.Н.Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 228 с.
25. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших
дошкольников [Текст]: книга для воспитателей детского сада /
С.Н.Николаева. — Москва: Мозаика-Синтез, 2004. — 96с.
26. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник / Л.Ф.Обухова - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 448 с
27. Петрогова Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. - М.: Изд. Центр «Академия», 2000. - С. 66
28. Плохий З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников [Текст] / З.П.Плохий // Дошкольной воспитание, № 4, 2002 - С.17
29. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобразования России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
30. Римашевская Л.С. Теории и технологии экологического развития детей дошкольного возраста. Программа учебного курса и методические рекомендации для самостоятельной работы студентов бакалавриата.: Учебно-методическое пособие / Л.С. Римашевская, Н.О. Никонова, Т.А. Ивченко. — Москва: Центр педагогического образования, 2008г.
31. Рыжова Н.А., Экологизация развивающей предметной среды [Текст] / Н.А.Рыжова // Дошкольное воспитание, №3, 1999. - С.50-61
32. Рыжова Н.А., Наш дом - природа [Текст] / Н.А.Рыжова: Программа экологического образования дошкольников, М.: «Карапуз- дидактика», 2005. — 192 с
33. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2- 7 лет / О.А.Соломенникова - М.: Мозаика - Синтез, 2015. - 104 с
34. Сухомлинский В.А., О воспитании, [Текст] / В.А.Сухомлинский - М.: 1975. - 371 с.
35. Урунтаева Г. А. «Дошкольная психология» [Текст] : учебное
пособие для студентов / Г.А.Урунтаева, М.: Издательский центр
«Академия», 2001. - 336 с.
36. Федотова А.М. Познаем окружающий мир играя [Текст]: сюжетно-дидактические игры для дошкольников / А.М.Федотова - Москва: ТЦ Сфера, 2015. - 112 с.
37. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность [Текст] / Ю.Л. Хотунцев -М.: Академия, 2012. - 544 с.
38. Кокшелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Под ред. А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1995 - 120 с.
39. Ясвин В. А. Психология отношения к природе [Текст] / В. А. Ясвин. — М.: Смысл, 2005. — 186 с.
40. Янакиева Э. К. Теоретические вопросы экологического воспитания [Текст] / Э.К.Янакиева // Современный детский сад. - 2011. - № 8. - С. 49- 54.