Условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 7
1.2. Сущность понятия «экологическая культура» 14
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования экологической культуры дошкольников 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Выявление исходного уровня сформированности
экологической культуры старших дошкольников 29
2.2 Внедрение педагогических условий по формированию
экологической культуры у старших дошкольников и анализ эффективности процесса формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Особенности экологического образования детей дошкольного
возраста 7
1.2. Сущность понятия «экологическая культура» 14
1.3. Теоретическое обоснование педагогических условий
формирования экологической культуры дошкольников 19
ГЛАВА II. ОПЫТНО - ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
2.1 Выявление исходного уровня сформированности
экологической культуры старших дошкольников 29
2.2 Внедрение педагогических условий по формированию
экологической культуры у старших дошкольников и анализ эффективности процесса формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77
Актуальность исследования. В настоящее время, на фоне экономического кризиса, экологические проблемы остаются не менее актуальными, особенно в современном обществе, когда этому уделяется столь пристальное внимание.
Проблемы экологии довольно часто освещаются в средствах массой информации: по телевидению, радио, в сети интернет. Разрабатываются программы по сохранению окружающей среды.
Губительное отношение к природе, такое как: загрязнение водоемов, полей, загрязнение и вырубка лесов, нарушение баланса экосистемы - носит повсеместный характер и грозит в будущем большими экологическими проблемами для всего человечества [10].
Во избежание экологических проблем, потребительского отношения к природным ресурсам, мы должны на ступени дошкольного образования дать ребенку четкие ориентиры: знания и образец правильного отношения к природе, понимание того, что мы являемся частью этого мира, а не его хозяином. В совокупности - это послужит формированием экологической культуры дошкольников.
Очень важно понимать всю важность взаимоотношений в системе «Человек - природа», так как от этого зависит дальнейшее существование и совершенствование человечества.
Гармоничные отношения «Человек - природа» будут развиваться только в системе, когда в процессе формирования экологической культуры включены и семья, и дошкольное образовательное учреждение. Чем раньше начнется экологическое образование детей, тем ярче оно проявится в поступках, отношении, понимании, поведении [30].
Несмотря на то, что необходимость воспитания экологической культуры возникла давно, как обязательный предмет в дошкольном образовании его вели сравнительно недавно [10].
Анализируя литературу по данному вопросу, можно заметить, что два понятия «экологическое воспитание» и «экологическая культура» очень часто граничат друг с другом, употребляются как синонимы или одно явление рассматривается как следствие другого. Однако, следует отметить, что экологическая культура представляет собой некую цель, а именно, показатель сформированности экологического сознания личности, который опирается на непосредственный опыт предыдущих поколений [2].
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования экологически грамотной личности, так как именно этот период детства характеризуется становлением основ личностной культуры, отвечающей требованиям современного общества и основным целям экологического образования подрастающего поколения [15].
Учитывая всю важность дошкольного возраста для воспитания и развития детей, одна из приоритетных задач в области экологического образования дошкольников состоит в том, чтобы заложить первые представления и знания об окружающем мире, о взаимосвязи всего живого на Земле, о влиянии человека на природу [13].
Формирование экологической культуры детей является одной из важнейших задач и приоритетных направлений воспитания. Формирование экологической культуры - это развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам. Итогом должно быть не только овладение знаниями и умениями, но и желание принимать участие в природоохранной деятельности [28].
Экологические проблемы - это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания, экологической культуры - процесс, который длится на протяжении всей жизни человека.
Формирование экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития [28] личности дошкольника.
Актуальность нашего исследования поясняется тем, что именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования экологической культуры и природоохранного сознания.
Проблема: комплекс каких педагогический условий будет способствовать формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Цель: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром и опытно - поисковым путем доказать их эффективность.
Объект: процесс ознакомления с окружающим миром в ДОУ.
Процесс: педагогические условия формирования основ экологической культуры дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста будет успешным, если будет:
> Создана экологическая среда в ДОУ.
> Использованы экологические проекты.
Задачи исследования:
> Провести анализ психолого-педагогической литературы,
соответствующей проблеме исследования.
> Выявить особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.
> Подобрать методики для диагностики сформированности экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования), эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая база исследования: МБДОУ № 121 г. Екатеринбурга.
В исследовании приняло участие 22 воспитанника старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: введение (актуальность), первая глава теоретического обоснования проблемы исследования, вторая глава практического обоснования исследования, заключения, списка литературы, заключения и приложений.
Проблемы экологии довольно часто освещаются в средствах массой информации: по телевидению, радио, в сети интернет. Разрабатываются программы по сохранению окружающей среды.
Губительное отношение к природе, такое как: загрязнение водоемов, полей, загрязнение и вырубка лесов, нарушение баланса экосистемы - носит повсеместный характер и грозит в будущем большими экологическими проблемами для всего человечества [10].
Во избежание экологических проблем, потребительского отношения к природным ресурсам, мы должны на ступени дошкольного образования дать ребенку четкие ориентиры: знания и образец правильного отношения к природе, понимание того, что мы являемся частью этого мира, а не его хозяином. В совокупности - это послужит формированием экологической культуры дошкольников.
Очень важно понимать всю важность взаимоотношений в системе «Человек - природа», так как от этого зависит дальнейшее существование и совершенствование человечества.
Гармоничные отношения «Человек - природа» будут развиваться только в системе, когда в процессе формирования экологической культуры включены и семья, и дошкольное образовательное учреждение. Чем раньше начнется экологическое образование детей, тем ярче оно проявится в поступках, отношении, понимании, поведении [30].
Несмотря на то, что необходимость воспитания экологической культуры возникла давно, как обязательный предмет в дошкольном образовании его вели сравнительно недавно [10].
Анализируя литературу по данному вопросу, можно заметить, что два понятия «экологическое воспитание» и «экологическая культура» очень часто граничат друг с другом, употребляются как синонимы или одно явление рассматривается как следствие другого. Однако, следует отметить, что экологическая культура представляет собой некую цель, а именно, показатель сформированности экологического сознания личности, который опирается на непосредственный опыт предыдущих поколений [2].
Дошкольный возраст является наиболее сензитивным для формирования экологически грамотной личности, так как именно этот период детства характеризуется становлением основ личностной культуры, отвечающей требованиям современного общества и основным целям экологического образования подрастающего поколения [15].
Учитывая всю важность дошкольного возраста для воспитания и развития детей, одна из приоритетных задач в области экологического образования дошкольников состоит в том, чтобы заложить первые представления и знания об окружающем мире, о взаимосвязи всего живого на Земле, о влиянии человека на природу [13].
Формирование экологической культуры детей является одной из важнейших задач и приоритетных направлений воспитания. Формирование экологической культуры - это развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам. Итогом должно быть не только овладение знаниями и умениями, но и желание принимать участие в природоохранной деятельности [28].
Экологические проблемы - это не только результат загрязнения окружающей среды «плодами» хозяйственной деятельности, но и последствия дефицита экологического сознания. Формирование экологического сознания, экологической культуры - процесс, который длится на протяжении всей жизни человека.
Формирование экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития [28] личности дошкольника.
Актуальность нашего исследования поясняется тем, что именно дошкольный возраст является сензитивным для формирования экологической культуры и природоохранного сознания.
Проблема: комплекс каких педагогический условий будет способствовать формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Цель: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром и опытно - поисковым путем доказать их эффективность.
Объект: процесс ознакомления с окружающим миром в ДОУ.
Процесс: педагогические условия формирования основ экологической культуры дошкольников.
Гипотеза исследования: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста будет успешным, если будет:
> Создана экологическая среда в ДОУ.
> Использованы экологические проекты.
Задачи исследования:
> Провести анализ психолого-педагогической литературы,
соответствующей проблеме исследования.
> Выявить особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.
> Подобрать методики для диагностики сформированности экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования), эмпирический (опрос, тестирование, наблюдение).
Практическая база исследования: МБДОУ № 121 г. Екатеринбурга.
В исследовании приняло участие 22 воспитанника старшего дошкольного возраста.
Структура выпускной квалификационной работы: введение (актуальность), первая глава теоретического обоснования проблемы исследования, вторая глава практического обоснования исследования, заключения, списка литературы, заключения и приложений.
Экологическая культура - это итог экологического образования, включающая в себя знания основных законов природы, понимание необходимости считаться с этими законами в своей деятельности, выработку чувства ответственного, гуманного отношения к природе, к окружающему миру.
Процесс формирования экологической культуры длится на протяжении всей жизни человека, с приобретением новых знаний, умений, отношений.
При анализе психолого-педагогической литературы, было выявлено, что начинать формирование экологической культуры необходимо в дошкольном возрасте при участии и под руководством взрослого.
В ходе исследования по теме «Условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» нами было конкретизировано понятие «экологическая культура». Выделены и описаны особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.
В ходе исследования выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования экологической культуры:
> экологизация среды ДОУ;
> использование экологических проектов.
Знакомство с природой детей дошкольного возраста является важнейшим средством формирования экологической культуры.
Очень важно использовать разнообразные формы, технологии, методы и приёмы в работе с детьми, проводить их при активном взаимодействии с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты, экологически грамотную личность.
Процесс формирования экологической культуры длится на протяжении всей жизни человека, с приобретением новых знаний, умений, отношений.
При анализе психолого-педагогической литературы, было выявлено, что начинать формирование экологической культуры необходимо в дошкольном возрасте при участии и под руководством взрослого.
В ходе исследования по теме «Условия формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» нами было конкретизировано понятие «экологическая культура». Выделены и описаны особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.
В ходе исследования выявлены, обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования экологической культуры:
> экологизация среды ДОУ;
> использование экологических проектов.
Знакомство с природой детей дошкольного возраста является важнейшим средством формирования экологической культуры.
Очень важно использовать разнообразные формы, технологии, методы и приёмы в работе с детьми, проводить их при активном взаимодействии с родителями и педагогами. Сделать ознакомление с природой интересной, творческой, познавательной деятельностью для детей, больше использовать практических занятий. И тогда через ознакомление с природой мы воспитаем чувственных, добрых, внимательных и заботливых жителей нашей планеты, экологически грамотную личность.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования экологического отношения к природе у дошкольников в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирования экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017



