В настоящее одной из главных задач современной науки является решение проблемы долговечности и износостойкости деталей машин, в связи с возрастанием требований к технике, работающей в условиях низких и высоких удельных давлений. Если учесть, что в машинах и механизмах до 80 % аварий и отказов связано с износом, то актуальность применения технологий, обеспечивающих эффективное восстановление изношенных поверхностей деталей, не вызывает сомнений. В сфере транспорта нефти проблема износа рабочих органов центробежных насосов вызывает потребность в развитии технологий, позволяющих не только восстанавливать изношенные поверхности деталей, но и улучшать их механические характеристики. Наиболее остро эта проблема касается износа валов центробежных насосов, т.к. стоимость изготовления нового вала во много раз превосходит стоимости его ремонта. Для восстановления работоспособности изношенной поверхности вала требуется в 5-8 раз [1] меньше технологических операций по сравнению с его изготовлением. Кроме того, создание в процессе восстановления покрытия вала с повышенной износостойкостью, позволяет продлить его срок службы, увеличить межремонтный период, улучшить эксплуатационные параметры узла.
Вал насоса вращается в двух шарикоподшипниковых опорах, установленных в подшипниковом кронштейне. Поэтому износу вал центробежного насоса подвергается в местах контакта вала с подшипниками, а также в местах уплотнений. Для восстановления изношенной поверхности предлагается применение наплавки.
1. В результате работы были проанализированы способы наплавки для восстановления вала центробежного насоса.
2. Рассмотрены механические свойства наплавленного металла.
3. На основе расчетов основных параметров наплавки и технико-экономического критерия было определено, что дуговая наплавка в среде защитных газов является самым рациональным способом для восстановления вала ЦНС 38-220.
4. Затраты на устранение дефекта вала методом автоматической дуговой наплавки равны 8406,85 руб.
5. Рассмотрено оборудование для наплавки.