Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование самообразовательной компетенции обучающихся на уроках английского языка посредством проектной деятельности

Работа №97406

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы129
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования самообразовательной компетенции обучающихся в процессе обучения английскому языку посредством проектной деятельности 7
1.1. Компетентностями подход в обучении английскому языку в
условиях реализации ФГОС 7
1.2. Функционально-содержательная характеристика самообра­зовательной компетенции 15
1.3. Проектная деятельность на уроках английского языка как
средство формирования самообразовательной компетенции обучающихся 31
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию самообразовательной компетенции обучающихся 10 класса посредством проектной деятельности на примере МАОУ лицей № 3 города Екатеринбурга 46
2.1. Анализ деятельности лицея по формированию
самообразовательной компетенции в процессе обучения английскому языку 46
2.2. Программа формирования самообразовательной компетенции
обучающихся на уроках английского языка посредством проектной деятельности 67
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложения 86

Актуальность темы исследования. Если взглянуть на сферу образования с точки зрения современных модернизационных процессов, то нельзя не отметить, что с каждым годом на территории Российской Федерации повсеместно в силу вступают образовательные стандарты нового поколения. Именно по этой причине современные образовательные учреждения ставят перед собой цель - формирование портрета выпускника, обладающего определёнными компетенциями. Что подтверждает актуальность компетентностного подхода к процессу обучения и воспитания.
Компетентностный подход в образовании подразумевает, что после окончания обучения в школе обучающийся должен быть готов к последующему самообразованию на протяжении всей жизни. От уровня сформированности самообразовательной компетенции, в дальнейшем зависит качество сформированности профессиональной компетенции, а именно, конкурентоспособность, социальная адаптация, способность к непрерывному образованию.
В результате анализа исследований А.К. Громцевой [14, с. 105], И.А. Зимней [19, с. 57], А.В. Хуторского [60, с. 55], Е.С. Чеботаревой [61, с. 185] самообразовательная компетенция была нами определена как интегрированная характеристика личностных качеств, которая характеризует обучающегося как субъекта, способного к самостоятельной организации познавательной деятельности, направленной на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.
Сегодня перед школой стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать учебный процесс более интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Так, проектная деятельность позволяет не только обеспечить эффективное усвоение предметных знаний, но и способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельного получения этих знаний.
В процессе проектной деятельности развивается интерес к языку, творческое мышление и самостоятельность. Проектная деятельность позволяет конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышления.
В нашем исследовании мы будем отождествлять термины «метод проектов» и «проектная деятельность», опираясь на мнение В. В. Копыловой, определяющей метод проектов как «целенаправленную, в целом, самостоятельную деятельность обучающихся, осуществляемую под гибким руководством преподавателя, ориентированную на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта» [26, с. 50].
Изучением самообразовательной компетенцией в области обучения английскому языку занимались Н.Д. Гальскова, И.А. Гиниатуллин, И.Я. Зимняя, Н.Ф. Коряковцева, О.В. Уфимцева, Е.С.Чеботарева, А.В.Хуторской, Е. В. Ятаева, и др.
Вопросы проектной деятельности на уроках английского языка освещались в работах И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, и др.
В нашем исследовании вводим ограничение по возрасту обучающихся. В данной работе будет представлен старший подростковый возраст.
Противоречие исследования: между необходимостью формирования самообразовательной компетенции у обучающихся и недостаточностью методических рекомендаций для педагогов по формированию самообразовательной компетенции у обучающихся на уроках английского языка.
Проблема исследования: Как проектная деятельность способствует формированию самообразовательной компетенции обучающихся?
Тема исследования: «Формирование самообразовательной компетенции обучающихся на уроках английского языка посредством проектной деятельности».
Объект исследования: процесс формирования самообразовательной компетенции у обучающихся.
Предмет исследования: содержание формирования самообразовательной компетенции у старших подростков посредством проектной деятельности на уроках английского языка.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать и апробировать программу формирования самообразовательной компетенции для старших подростков посредством проектной деятельности на уроках английского языка.
Гипотеза исследования: предполагается, что за счет проектной деятельности на уроках английского языка мы сможем повысить уровень самообразовательной компетенции у обучающихся 10 класса при условии разработки и реализации программы формирования самообразовательной компетенции для старших подростков посредством проектной деятельности на уроках английского языка.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «компетентностный подход», рассмотреть классификацию ключевых компетенций.
2. Раскрыть функционально-содержательную характеристику самообразовательной компетенции.
3. Определить суть проектной деятельности, рассмотреть алгоритмы работы с проектами.
4. Проанализировать деятельность Муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей № 3 г. Екатеринбурга по формированию самообразовательной компетенции на уроках английского языка.
5. Провести первичную диагностику сформированности самообразовательной компетенции.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 3 г. Екатеринбурга.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, обобщение, сравнение, систематизация;
• эмпирические - анализ документов, тестирование, анкетирование, обработка данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Формирование самообразовательной компетенции является одной из ключевых компетенций, которая формируется в процессе обучения и воспитания обучающихся и рассматривается в контексте компетентностного подхода. Самообразовательная компетенция - интегрированная характеристика качеств личности, характеризующая обучающегося как субъекта, способного к самостоятельной организации познавательной деятельности, направленной на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.
В нашем исследовании мы определили компоненты самообразовательной компетенции: мотивационно-смысловой, когнитивный, операционально­деятельностный, оценочно-рефлексивный, аксиологичекий, личностный и опыт лингвистической самообразовательной деятельности.
Отметили, что для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках английского языка необходимо использовать общую структуру любой деятельности, которая включает следующие фазы: побудительно­-мотивационную, ориентировочно-исследовательскую (аналитико­синтетическую), исполнительную и контрольно-оценочную.
Для реализации самостоятельной деятельности на уроках английского необходимо создавать учебные ситуации. Учебные ситуации могут быть первого, второго и третьего вида. Целью нашей опытно-поисковой работы является постепенный переход процесса обучения к учебным ситуациям третьего вида.
Формирование самообразовательной компетенции на уроках английского языка может происходить только непосредственно в самообразовательной деятельности, которую можно определить как процесс индивидуальной познавательной деятельности, нацеленной на совершенствование умений иноязычного общения. Именно проектная деятельность позволяет обучающемуся творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
Под проектной деятельностью мы понимаем целенаправленную, в целом, самостоятельную деятельность обучающихся, осуществляемую под гибким руководством преподавателя, ориентированную на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.
Мы определили алгоритмы работы в проектной деятельности, проанализировав опыт учителей английского языка Л.А. Пузырёвой, зам. директора по НМР МОУ СОШ № 92, г. Кемерово, О.А. Зинчук, учителя английского МОБУ СОШ № 47 г. Минусинск, методические рекомендации В.В. Копыловой, «пять-П».
Виды проектов по характеру конечного продукта проектной деятельности на уроках английского языка: конструктивно-практические проекты, игровые, информационные и исследовательские проекты, проекты конкретного социологического обследования, издательские проекты, сценарные проекты, творческие работы.
Опытно-поисковая работа проводилась в МАОУ Лицей № 3 города Екатеринбурга.
Целью деятельности МАОУ лицей № 3 является формирование общей культуры личности обучающихся на основе федеральных государственных образовательных стандартов, их адаптация к жизни в обществе, развитие интеллектуальных возможностей обучающихся, воспитание трудолюбия, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
При анализе деятельности МАОУ лицей № 3 по формированию самообразовательной компетенции обучающихся на уроках английского языка посредством проектной деятельности мы сделали вывод, что: проектная деятельность имеет положительный результат, так как обучающиеся проявляют заинтересованность в создании и реализации проектов. Эта деятельность формирует активную жизненную позицию лицеистов, навыки публичного выступления, развивает познавательный интерес. Но, несмотря на это, формирование самообразовательной компетенции обучающихся на уроках английского языка посредством проектной деятельности не является целью лицея.
В исследовании принимало участие 28 обучающихся десятого класса. Результаты первичной диагностики показали, что 22 обучающихся соответствуют среднему уровню самообразовательной компетенции, низкому и высокому уровню - 3 обучающихся. В ходе опытно-поисковой работы мы предложили программу формирования самообразовательной компетенции обучающихся посредством проектной деятельности на уроках английского языка. Цель программы: повышение уровня заявленных компонентов самообразовательной компетенции, в особенности операционально-­деятельностного компонента посредством проектной деятельности на уроках английского языка.
При работе со старшими подростками мы сделали акцент на самостоятельное выполнение упражнений по формированию самомотивации, целеполагания и планирования своей самообразовательной деятельности по изучению английского языка.
Повторная диагностика показала повышение уровня самообразовательной компетенции после реализации программы формирования самообразовательной компетенции. Так было выявлено, что высокий уровень самообразовательной компетенции соответствует 10 обучающимся, а средний уровень - 18 обучающимся, низкий уровень отсутствует.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.


1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
2. Ариян М. А. Современные технологии обучения иностранным языкам в школе: учебное пособие. Нижний Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013. С. 63-75.
3. Барышников Н. В. Методика обучения второму иностранному языку в школе. М.: Просвещение, 2003. 159 с.
4. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2017. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 20.02.2018).
5. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника: опыт систем.-структур. описания. М.: Рус. яз., 1977. 288 с.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: МПСИ, 2001. 349 с.
7. Бухаркина М.Ю. Метод проектов в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. № 3. С. 24-28.
8. Великий Д. С. К вопросу об обобщённой структуре компетенций и уровнях их развития в области школьного и высшего образования // Молодой ученый. 2013. №5. С. 674-677.
9. Гальскова Н. Д. Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования в области иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2009. № 7. С. 9-15.
10. Гальскова Н. Д. Образование в области иностранных языков: новые вызовы и приоритеты // Иностранные языки в школе. 2008. № 5. С. 3-7.
11. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
12. Гериш Т. В. Компетентностями подход как основа модернизации
профессионального образования // Стандарты и мониторинг в
образовании. 2006. № 2. С. 11-15.
13. Гиниатуллин И. А. Самостоятельная учебная деятельность по овладению иностранным языком на специальном факультете: учеб.пособие к спецкурсу. Свердловск, 1990. 95 с.
14. Громцева А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию: учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин- тов. М.: Просвещение, 1983. 144 с.
15. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. М., 1998. 321 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ