Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты патриотического воспитания младших школьников на уроках иностранного языка 6
1.1. Патриотическое воспитание в начальной школе: понятие, цель,
задачи, компоненты, направления 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста 18
1.3. Патриотическое воспитание младших школьников на уроках
иностранного языка: принципы, формы, методы 29
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по патриотическому воспитаниюмладших школьников на уроках иностранного языка на примере МБОУ «Гимназии № 161» г. Екатеринбурга 44
2.1. Анализ деятельности по патриотическому воспитанию младших школьников на уроках иностранного языка на примере МБОУ «Гимназии №
161» 44
2.2. Программа патриотического воспитания младших школьников на
уроках иностранного языка 61
2.3. Анализ результатов апробациипрограммы по патриотическому
воспитанию младших школьников на уроках иностранного языка в МБОУ «Гимназии № 161» 71
Заключение 82
Список использованной литературы 86
Приложения
Патриотическое воспитание - неотъемлемая часть воспитательного процесса в школе. Отчизна нужна детям так же, как семья. Ребенку важно знать свое происхождение как от родителей, так и от своего народа. Постепенно узнавая историю страны, особенно ее славные страницы, он будет гордиться ею, как гордится ребенок сильными умными родителями, чувствуя себя защищенным благодаря им.
Актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начала работы по воспитанию патриотизма. В этом возрасте для школьника большое значение имеет авторитет взрослого (родителя, педагога), он отличается исключительной доверчивостью, внушаемостью, склонен к подражанию.
В раннем школьном возрастном периоде формируются базовые детские убеждения, нравственная структура личности и основание ее духовности. Кроме этого, у обучающегося младшего школьного возраста развивается способность сравнивать и анализировать информацию, устанавливать причины и следствия, обобщать и выстраивать собственное отношение к происходящему, что в итоге является психологической основой реализации патриотического воспитания обучающихся на начальной ступени образования.
Безусловно, при изучении иностранного языка обучающийся опирается на знания и навыки, которые получил на родном языке, и о родном языке. Тем самым, развивая уровень своей осознанности и сопричастности к Родине. Таким образом, происходит диалог между культурами различных стран. Через сравнение двух культур необходимо осуществлять патриотическое воспитание. Поэтому педагогу необходимо использовать такие методы, чтобы максимально способствовать принятию обучающимися младшего школьного возраста необходимых навыков и умений, которые позволят ему принять и проявлять интерес в деятельности как к стране изучаемого языка, так и к своей Родине.
Таким образом, возникает противоречием одной стороны, важность патриотического воспитания школьников в настоящее время не вызывает сомнений, с другой стороны, недостаточно внимания уделяется вопросам патриотического воспитания младших школьников на уроках иностранного языка в образовательной организации.
Проблема исследования: как усовершенствовать процесс патриотического воспитания младших школьников на уроках иностранного языка в гимназии?
Проблеме патриотического воспитания младших школьников на уроке иностранного языка свои работы посвятили И.А. Агапова [1], М.Н. Ахметова [3], Н.Д. Гальскова [11], Н.Н. Клюева [29], И.Ф. Комков [31], Е.Н. Пелеванюк [46],Ю.В. Царенкова [44]и др.
Объект исследования: процесспатриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: содержание патриотического воспитания детей младшего школьного возраста на уроках иностранного языка.
Цель исследования: на основе анализа теоретического и практического аспектов разработать программу по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста на уроках английского языка.
Гипотеза исследования: процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста на уроках иностранного языка будет более продуктивен при использовании различных методов(показ, объяснение, организация тренировки, организация применения, коррекция, оценка и др.) и форм (тематические беседы, экскурсии, викторины, концерты; сюжетно-ролевое взаимодействие; речевые упражнения; творческая деятельность и др.) обучения и воспитания, учитывая компоненты патриотического воспитания (когнитивный, эмоционально-оценочный и мотивационноповеденческий) .
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «патриотическое воспитание», цель, задачи, компоненты, направления патриотического воспитания младших школьников;
2. Дать психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
3. Изучить принципы, формы и методы патриотического воспитания младших школьников на уроках иностранного языка.
4. Описать опыт работы по патриотическому воспитанию обучающихся на примере гимназии №161 г. Екатеринбурга.
5. Провести итоговое диагностическое исследование уровня сформированности патриотического воспитания младших школьников и проанализировать результаты.
Методы исследования:
• теоретические: обобщение, сравнение, анализ, наблюдение, опрос, систематизация
• эмпирические: анализ документов, анкетирование,
математическая и графическая обработка результатов
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №161 г. Екатеринбург (далее гимназия).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения в том числе, младших школьников, является актуальной проблемой, несмотря на то, что вопросы патриотизма широко освещаются в публицистической, научнопопулярной, методической, историко-философской и психологопедагогической литературе.Важным является то, что в условиях современности, при которых происходит преодоления размытого за последние десятилетие понимания патриотизма, негативных тенденций, подрастающее поколение лишается нравственных ориентиров.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В данном случае, образовательные организации являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса.
Английский язык является средством, на котором можно рассказать миру о своей Родине, городе, селе, своём личном мире, поделиться знаниями о родной стране, исторических событиях, памятных датах в истории нашей страны. Рассказать о сланых подвигах великих героев, познакомиться с героями нашего времени.
Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым у них пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоконравственной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе воспитания личности велика. А также, в младшем школьном возрасте активизируется речевое развитие и речемыслительные процессы. Следовательно, патриотическое воспитание наиболее продуктивно именно в младшем школьном возрасте и является важнейшей задачей педагога при обучении иностранному языку.
Мы пришли к выводу, что патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно занимает одно из ключевых мест в деятельности общеобразовательной организации и реализуется по духовно-нравственному, гражданско-патриотическому, историко-краеведческому, героикопатриотическому, военно-патриотическому, спортивно-патриотическому, а также по социально-патриотическому направлениям. Стоит отметить, что патриотическое воспитание младших школьников должно быть нацелено на когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческого компоненты и организовано с учетом возрастных особенностей данного возраста.
Были определены следующие общеметодические принципы обучения иностранному языку: коммуникативность, учет родного языка, устное опережение, взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, профессиональная направленность обучения, аппроксимация, ситуативнотематическая организация обучения, учет уровня владения языком.
Существуют различные формы воспитания патриотизма у младших школьников на уроках иностранного языка: тематические беседы, экскурсии, викторины, концерты; сюжетно-ролевое взаимодействие; речевые упражнения;творческая деятельность и др.
Опираясь на М.Ф.Стронина,были выделены игровые и словесные методы обучения иностранному языку. Более подробно были рассмотрены методы, выделенные А.Н.Щукиным.А именно, общедидактические методы: показ, объяснение, организция тренировки, организация применения, коррекция, оценка; и частнодидактические: прямые, сознательные, комбинированные.
Обработка результатов диагностического этапа показала уровень знаний обучающихся о Родине, отразила чувственную составляющую и готовность к конкретным действиям по отношению к ней.
Таким образом, на этапе диагностического исследования были выявлены такие проблемы как:
• частичный характер знаний обучающихся начальной школы на тему Родина;
• недостаточная сформированность положительного отношения к Родине, нейтральный характер отношения к ней;
• пассивная позиция части школьников по отношению к своей стране, неготовность принимать какие-либо действия в отношении нее;
Для разрешения данных проблем была разработана программа «Добро пожаловать в Россию», цельюкоторой является необходимостьспособствовать патриотическому воспитанию младших школьников в процессе обучения иностранному языку, рассчитанная навторое полугодие 2018 года.
Программа включает уроки, ориентированные на духовнонравственное направление («Что тебе нравится делать», «Из какой ты страны», «Россия», «Памятные места Екатеринбурга», «Я хороший помощник»), гражданско-патриотическое направление («Что тебе нравится делать?», «Что я знаю о свое Родине», «Символы моей страны», «Россия», «Как ты празднуешь Рождество», «Памятные места Екатеринбурга»), военнопатриотическое направление («Наши герои»), спортивно-патриотическое направление («Наша команда»), историко-краеведческое направление («Я люблю свою семью», «Наши герои», «Памятные места Екатеринбурга»), героико-патриотическое направление («Наши герои», «Я хороший помощник»).
Последовательная и целенаправленная организация работы с детским коллективом на ступени начального общего образования будет способствовать преемственности патриотического воспитания школьников как в семье, так и в образовательной организации.
По окончании реализации программы проводилась контрольная диагностика патриотического воспитания обучающихся начальной школы. Диагностика позволяет оценить то, насколько изменился уровень знаний обучающихся, направленность эмоционально-чувственной сферы, а также как изменился мотивационно-поведенческий компонент.
Таким образом, основываясь на данных, полученных в ходе исследования, мы выявили, что работа, проделанная с младшими школьниками на уроках иностранного языка была достаточно продуктивной.Во-первых, анализируя уровень сформированности когнитивного компонента, у обучающихся знания на тему Родина значительно изменились после проделанной работы. Обучающиеся отвечают правильно на поставленные вопросы.
Во-вторых, повысился уровень сформированности эмоциональнооценочного компонента.Отношение к родной стране носит положительный характер, что говорит о том, что у младших школьников развивается положительное отношение к Родине.
В-третьих, уровень сформированности мотивационно-поведенческого компонента повысился незначительно, что свидетельствует о том, работа по патриотическому воспитанию на уроках иностранного языка должна быть систематичной, на протяжении всего года.
Основываясь на выше сказанном, можно сделать вывод, что в гимназии необходимо и дальше таким образом осуществлять работу по патриотическому воспитанию в начальной школе, так как заметны изменения, но на этом деятельность по патриотическому воспитанию на уроках иностранного языка не должна заканчиваться. Необходимо ее продолжать не только на протяжении всего учебного года, но и на всем этапе обучения иностранному языку.
Таким образом, задачи исследования реализованы, цель достигнута.
1. Агапова И.А.,Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе: научно-популярная литература. М.: Айрис-пресс, 2002. 224 с.
2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
3. Ахметова М.Н. Образование и воспитание // Научный журнал / под ред. М.Н. Ахметовой Казань: «Молодой ученый», 2015. 56 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.:
Педагогика, 1977. 257 с.
5. Бекаревич Т.И. Понятие «подход» в теоретических исследованиях по методике преподавания иностранным языкам в начальной и средней школе// Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф.СПб.: Реноме, 2012. С. 314-316.
6. БожовичЛ.И. Проблемы формирования личности. М.: Айрис- пресс, 1997. 352 с.
7. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 1456 с.
8. Воробьёва Т.И. Коммуникативное обучение младших школьников в процессе игры-драматизации сказочных сюжетов. Екатеринбург, 2009. 57 с.
9. Выготский Л.С. Педагогика: собр. сочинений. М.: Педагогика, 2002. 504 с.
10. Выготский Л.С.Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 33-37.
11. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. М.: Айрис Пресс, 2004. 240с.
12. Гез. Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению//Иностранные языки в школе. 1981. №5. С. 32.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 87 с.
14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык. 2003, 442 с.
15. Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.М.: Просвещение, 2009. 23 с...