Ведение 3
Глава 1. Теоретические аспекты повышения мотивации к изучению иностранного языка посредством внеурочной деятельности 6
1.1. Внеурочная деятельность по иностранному языку в средней
общеобразовательной школе 6
1.2. Методы и формы повышения мотивации к изучению
иностранного языка в средних классах общеобразовательной школы 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по повышению мотивации младших подростков к изучению иностранного языка посредством внеурочной
деятельности на примере МБОУ СОШ №52 г. Екатеринбург 36
2.1. Анализ внеурочной деятельности школы по повышению
мотивации младших подростков к изучению иностранного языка 36
2.2. Программа обучающихся для повышения мотивации к изучению
иностранного языка посредством внеурочной деятельности в школе 48
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложения
Актуальность темы исследования. Иностранный язык сегодня - это не просто дань моде, это процесс получения знаний, которые пригодятся в дальнейшей жизни в современном обществе, развивающемся в направлении ко всеобщей глобализации.
Изучение иностранных языков относится к числу наиболее актуальных вопросов образования. Это нашло отражение в новых федеральных государственных образовательных стандартах. Согласно Концепции федеральных государственных образовательных стандартов, изучение иностранных языков предполагается проводить на всех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях) и, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартами, основная образовательная программа общего образования всех ступеней реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность.
Сложностью изучения иностранного языка является то, что изучение иностранного языка происходит вне языковой среды и ограничено во времени. В течение урока ученикам уделяется недостаточно времени на говорение. Занятия в основном наполнены большим количеством грамматических, лексических упражнений, чтением и переводом иностранных текстов. В связи с этим мотивация к изучению иностранного языка, в основе которой лежит естественная потребность, способствующая общению на иностранном языке и необходимости использовать иностранные речевые навыки в реальной жизни, помогает достигнуть существенные результаты в обучении иностранному языку.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, внеурочная деятельность - это неотъемлимая часть образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность способствует более прочному усвоению и изучению материала через дополнительные формы работы, развиваются навыки работы с языковым, информационным, страноведческим материалом. Так же в процессе внеурочной деятельности у учащихся развиваются индивидуальные способности и личностные качества, тренируется память, ум и внимание, умение работать в коллективе, толерантность и уважение к культуре и народу изучающей страны, а так же это способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка.
Внеурочная деятельность по иностранному языку помогает достигнуть предметных, метапредметных и личностных результатов образования обучающихся. В процессе внеурочной деятельности создается уникальная ситуация с наличием естественной языковой среды, которая способствует обучению иностранному языку и повышению мотивации к изучению иностранного языка. Однако, на сегодняшний день существует проблема недостатка методических разработок по повышению мотивации к изучению иностранного языка. В этом и является актуальность выбранной исследовательской темы.
Изучением внеурочной деятельности как средство повышения мотивации занимались Е.П. Ильин, А. К. Маркова, Г. В. Рогова.
Противоречие исследования: между необходимостью повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и недостаточностью методических разработок для педагогов-предметников по повышению мотивации обучающихся к изучению иностранного языка посредством внеурочной деятельности.
Проблема исследования: как повысить мотивацию к изучению иностранного языка посредством внеурочной деятельности?
Тема исследования: «Внеурочная деятельность как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка».
Ограничение. В нашем исследовании мы будем рассматривать обучающихся 6 класса, возрастной период которых соответствует младшему подростковому (11-12 лет).
Объект исследования: мотивация к изучению иностранного языка обучающихся средних классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс повышения мотивации к изучению иностранного языка обучающихся средних классов посредством внеурочной деятельности.
Цель исследования: на основе теоретических и эмпирических данных разработать и частично апробировать программу повышения мотивации к изучению иностранного языка обучающихся средних классов посредством внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: вероятно, повышение мотивации обучающихся средних классов к изучению иностранного языка посредством внеурочной деятельности должно включать программу с учетом уровня владения иностранным языком обучающихся, их возрастных особенностей, выделенных форм (индивидуальная, групповая, массовая) и методов (игровые, проектные, познавательные, использования ИКТ).
Задачи исследования:
1. Определить понятие внеурочной деятельности по иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
2. Изучить понятие мотивации: способы и средства ее повышения.
3. Охарактеризовать внеурочную деятельность МБОУ СОШ № 52 по повышению мотивации младших подростков к изучению иностранного языка.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 52.
Методы исследования: теоретические - анализ, обобщение, сравнение, систематизация; эмпирические - анализ документов, тестирование, анкетирование, обработка данных.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Целью обучения иностранному языку в школе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Однако в связи с тем, что учебный процесс по обучению иностранному языку, происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, это приводит к отсутствию потребности в общении на иностранном языке. Вышесказанное приводит к снижению мотивации учащихся к изучению предмета.
Проблему мотивации к изучению иностранного языка способна решить организация внеурочной деятельности. Мы определили, что внеурочная деятельность - это деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ. Нами были выделены различные виды организации внеурочной деятельности по иностранному языку, такие как: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество; социальное творчество и проектная деятельность. Перечисленные виды внеурочной деятельности имеют особую актуальность, где создается уникальная языковая среда, реализуемая через различные увлекательные формы организации внеурочной деятельности. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты. Программа внеурочной деятельности должна преследовать основную цель, которая характеризуется как обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы и задачи внеурочной деятельности.
Необходимо отметить, что мотивация это совокупность стойких мотивов. То есть, для того чтобы повысить мотивацию к изучению иностранного языка, мы должны поставить учащихся в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, возраста, внутренних устремлений самих обучающихся и с учетом необходимых способов и средств для повышения мотивации учащихся. Мы разделили мотивы на внешние и внутренние. Кроме того, сами внешние мотивы могут быть: положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Внешние положительные мотивы влияют на успеваемость учебной деятельности.
Мы выделили такие мотивы как мотив достижения успеха и мотив избегания неудач, которые отчетливо характеризуют мотивацию к изучению иностранного языка в исследуемом нами возрасте, и сделали вывод что необходимо развивать у учащихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи, так как мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха, а следовательно и низкой мотивацией к изучению предмета.
Для повышения мотивации нам следует учитывать следующие факторы влияющие на положительное формирование мотивации: содержание учебного материала, поэтапная организация учебной деятельности, коллективные форма внеурочной деятельности, соответствующая младшему подростковому возрасту, оценка деятельности (ситуация успеха), стиль педагогической деятельности учителя, которые представляют из себя средства и приемы повышения мотивации к изучению иностранного языка.
Организовывать внеурочную деятельность по повышению мотивации к изучению иностранного языка следует на основании соответствующих принципов, интересе и возрасте учащихся и с целью наполненности и эффективности, проходить все этапы: мотивационный, операционально-познавательный, рефлексивно-оценочный этап и включать в себя различные виды и формы внеурочной деятельности, приемы и средства повышения мотивации, которые в последствии будут способствовать освоению предмета и повышению мотивации иностранного языка.
На основе первичной диагностики мы выявили, что мотивацию учащихся 6 класса следует повысить, так как имеется наличие низкого уровня мотивации. Согласно результатам диагностики школьников мотивации к избеганию неудач и достижению успеха, можно сделать вывод, что: у учеников преобладает высокий уровень, что дало нам основания полагать, что школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой позитивную цель и их деятельность вызывает у них при этом положительные эмоции. А цель школьников, мотивированных на избегание неудачи, заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, вследствие чего работа, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности, следовательно и мотивация находится на низком уровне. Помимо вышеперечисленного нами были определены уровень владения иностранным языком и любимые виды деятельности младших подростков, которые мы использовали для разработки программы по повышению мотивации к изучению иностранного языка во внеурочной деятельности.
Результаты первичной диагностики доказали необходимость разработки программы по повышению мотивации к изучению иностранного языка во внеурочной деятельности. Для решения этой задачи нами была создана программа по повышению мотивации к изучению иностранного языка, включающая в себя различные виды и формы внеурочной деятельности, отражающая все выделенные нами в исследовательской работе теоретические аспекты. Более того разработанная программа «Увлекательный английский» доказала свою эффективность, которая основана на вторичной диагностике.
Таким образом цель достигнута, задачи решены.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999. 672 с.
2. Андреев О.П., Комольцева Н. А. Полеты во сне и наяву, или алгоритм ролевой игры //Воспитательная работа в школе. 2009. № 10.
3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. 271 с.
4. Асеев В.Г. Формирование личности и структурный уровень мотивов. М., 1969. 210 с.
5. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах. М.: Просвещение, 2014. 176 c.
6. Богданов И.В., Лазарев С.В. Психология и педагогика: методические
рекомендации по изучению курса. URL:
https://www.twirpx.com/file/290655 (дата обращения: 04.06.2018).
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008.
8. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. 304 с.
9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.
10. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2014.
11. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения, М.: Интор, 1996. 554 с.
12. Дубровина И.В.. Практическая психология образования: учебное пособие. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
13. Иванова И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Новосибирск, 2003.
14. Иванова Л.Ф. Особенности преподавания учебного предмета «иностранный язык» в 2014/2015 учебном году: методические рекомендации. Казань, 2014. 34 с.
15. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с...