Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектирование здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Работа №97379

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
143
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 6
1.1. Характеристика здоровьесберегающей среды 6
в дошкольном образовательном учреждении 6
1.2. Педагогическое проектирование образовательной среды: 11
сущность и особенность 11
1.3. Проектирование здоровьесберегающей среды в ДОУ 24
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 37
2.1. Проектирование здоровьесберегающей среды 37
в «МАДОУ - Центр развития ребенка - детский сад №556» 37
2.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
ДЕТЕЙ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70


Проблема проектирования здоровьесберегающей среды в ДОУ является одной из важнейших в современной системе образования. Изучение этого вопроса представляет большой интерес, и в теоретическом, и в практическом плане, так как позволяет приблизиться к пониманию оптимизации процессов обучения и воспитания детей с целью сохранения и укрепления их здоровья.
Актуальность проблемы здоровья детей обусловлена тенденциями развития российского обазования, связанными с созданием и использованием здоровьесберегающих технологий; статистическими данными системы здравоохранения, фиксирующими состояние здоровья детей. Снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста, по данным Министерства здравоохранения, обусловлено не только генетическими параметрами, но и состоянием среды обучения, развития и воспитания ребенка. В медицинских исследованиях отмечаются данные о влиянии образовательной среды на здоровье детей (М.В. Антропова, М.М. Безруких, С.М. Громбах, Д.И. Зелинская, Ю.П. Лисицын, А.Г. Хрипкова и др.). Анализ педагогических исследований позволил выявить различные факторы, влияющие на состояние здоровья детей: благосостояние общества, существующая система
содержания и организации образования, педагогические условия, ориентированные на укрепление здоровья, низкий уровень культуры здорового образа жизни детей (В.Ф. Базарный, Е.В. Бондаревская, В.П. Озеров, В.П. Петленко, Г.М. Соловьев и др.). По мнению И.И. Брехмана, формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с раннего детства является приоритетной задачей педагогической науки.
В современном мире понятием здоровье определяют состояние физического, психического и социального благополучия. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.
Идея целостного подхода подчеркивает личную ответственность каждого человека за своё здоровье и благополучие.
Одна из основных задач педагогов, работающих в дошкольных учреждениях - научить каждого ребенка беречь и укреплять свое здоровье, понимая, что это ценность, подаренная природой. Необходимо учить детей нести личную ответственность за состояние своего здоровья, воспитывать осознанное и действенное желание быть здоровым.
Основная цель здоровьесберегающей педагогики состоит в том, чтобы сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания, а следовательно, обеспечить каждому выпускнику дошкольного учреждения такой уровень здоровья, который позволит ему реализовать свои жизненные планы, удовлетворить потребности и запросы. Здоровьесберегающая педагогика предполагает также формирование у каждого учащегося умений и навыков здорового образа жизни, а также воспитание культуры здоровья.
Изучение исследований Р.И. Айзмана, Т.А. Берсеневой, Н.Г. Бдиновой, И.И. Брехмана, Г.А. Калачёва, Н.А. Литвиновой, В.А. Лищук и других авторов, позволяет выявить содержание процесса управления формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении.
Здоровьесберегающая педагогика, являясь областью знаний, характеризующей процесс реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся, нуждается в разработке специфических принципов, закономерностей, подходов, содержания, форм и методов педагогических воздействий, направленных на оптимизацию процессов обучения и воспитания детей с целью сохранения и укрепления их здоровья.
Объект исследования: здоровьесберегающая среда в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: проектирование здоровьесберегающей среды в ДОО.
Цель исследования: разработать здоровьесберегающую среду в ДОУ.
Задачи:
1. Дать характеристику теоретическим основам проектирования здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2. Рассмотреть теоретические основы проектирования
здоровьесберегающей среды в ДОУ.
3. Изучить здоровьесберегающую среду в ДОУ и дать рекомендации по ее изменению.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, по итогам исследования можно сделать следующие выводы.
Теоретико-методологический анализ литературы показал, что культура здоровья дошкольника - это неотъемлемая часть общей культуры ребенка дошкольного возраста. Высокий уровень сформированности культуры здоровья дошкольников обуславливает достижение выпускниками ДОУ высокого уровня школьной зрелости.
Проблема формирования культуры здоровья дошкольника является актуальной медико-психолого-педагогической проблемой, что позволяет представить ее в исследовании как совокупность трех взаимосвязанных компонентов: ценнностно-ориентационного, деятельностного и витального компонентов.
Определены основные понятия исследования: здоровье дошкольников и культура здоровья дошкольников,
Под культурой здоровья ребенка мы понимаем совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности человека, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к жизни и здоровью человека, умений и навыков оберегать свою жизнь, поддерживать здоровье, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях.
Проектирование в рамках данной работы понимается как вид деятельности, обусловливающий прогнозирование и предвидение качественно нового уровня сформированности культуры здоровья ребенка, сохранения здоровья и безопасной жизнедеятельности в оптимальных условиях образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Алгоритм проектирования образовательной среды формирования культуры здоровья старших дошкольников в ДОУ складывается из этапов, инвариантных для различных структур образовательного менеджмента: социального заказа; уровня дифференциации культуры здоровья детей в ДОУ; конструирования системообразующих факторов; моделирования предметной среды в ДОУ; определения механизмов реализации технологии формирования культуры здоровья дошкольников; анализа эффективности технологий.
На основе средового, культурологического и деятельностного подходов разработан проект образовательной среды формирования здоровья у детей старшего дошкольного возраста, включающий следующие педагогические условия:
- взаимодействие участников педагогического процесса;
- предметная развивающая среда;
- педагогическая, технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Именно на основе соблюдения данных условий нами был реализован проект образовательной среды в рамках второй главы работы.
В рамках опытно-поисковой работы были решены следующие задачи:
- Выявление исходного уровня культуры здоровья у старших дошкольников. Для этого были изучены особенности отношения детей к здоровью и мотивации здорового образа жизни, была изучена валеологическая компетентность ребенка, которая заключалась в готовности детей самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения с помощью проективной методики «Неоконченные предложения» и опросника по направлениям «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».
- Реализация педагогического проекта образовательной среды, направленного на формирование культуры здоровья дошкольников
- Разработки занятий по формированию культуры здоровья человека в рамках кружка «Школа здоровья».
Мы диагностировали особенности представлений старших дошкольников о здоровье и мотивацию к здоровью, здоровому образу жизни, безопасности жизнедеятельности до реализации педагогического проекта.
Первичная диагностика выявила лишь малую часть детей - около 32%- которым было свойственно проявлять активность в общении со взрослым на тему здоровья, они с интересом отвечали на вопросы и находили правильные пути решения проблемных ситуаций. Большинство ответов демонстрировало их эрудированность в вопросах здоровья и валеологическую компетентность.
На основе этого нами была разработана образовательная среда для формирования культуры здоровья детей в МК ДОУ "Светлячок".
Целью проекта явилось обеспечение комплексного подхода к созданию образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья дошкольников, познавательному и эмоциональному развитию детей, формированию культуры здоровья.
Проект ориентирован на старший дошкольный возраст - 5-6 лет.
Диапазоном проекта является единая среда воспитательно-образовательного процесса.
Были спроектированы следующие компоненты образовательной среды:
1. Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов, детей и семьи.
В рамках данного компонента было реализовано включение родителей в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни. Также был разработан блок занятий «Папа, мама, я - вместе дружная семья» для формирования активной позиции родителей в создании здоровьесберегающей среды для ребенка.
2. В рамках проектирования компонента предметно-развивающей среды были разработаны оздоровительные мероприятия оздоровительного характера. Также было проведено формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни посредством организации кружка «Школа здоровья» в рамках дополнительного образования для детей и родителей. Работа кружка представляет собой систему оздоровительно-познавательных занятий с дошкольниками.
3. Педагогическая технология в структуре проектируемой среды была реализована при помощи внедрения в образовательную среду проектной деятельности.
Проектная деятельность - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать.
В ходе работы были организованы следующие проекты: «Я и мое тело», «Волшебная книга здоровья», «Лекарственные растения родного края», «Энциклопедия здоровья» и др.
Диагностический компонент был реализован методом повтороной диагностики. Повторная диагностика показала эффективность реализованного в «МАДОУ - Центр развития ребенка - детский сад» педагогического проекта "Здоровье дошкольника". Около 97% детей экспериментальной группы успешно овладели понятиями, связанными со здоровьем, здоровьесбережением, безопасностью жизнедеятельности.
Таким образом, цель и задачи исследования были достигнуты.



1. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Методическое пособие. Серия «Воспитательная работа». Издательство «Глобус». Москва. 2010 г.
2. Алямовская В.Г. « Как воспитать здорового ребенка»/ В.Г. Алямовская.-М., 1999г.
3. Ананьев Н. И., Блинова Е. Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников // Актуальные проблемы адаптации человека. - Сургут, 2002.
4. Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. - М., 2003.
5. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие.- М. Педагогическое общество России, 2006
6. Васильев С.В. Диагностика культуры здоровья дошкольников Учебное пособие.- М.2006
7. Гогоберидзе А.Г. диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2006.
8. Глазырина Л.Д. « Волшебный мир движений» (методика физического воспитания дете дошкольного возраста)/ Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин.- Мн., 1997.
9. Глазырина Л.Д. « Методика физического воспитания детей дашкольного возраста»/ Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянникова.- М., 1999.
10. Глазырина Л.Д. «двигательная деятельность в группе «Почемучки» пособие для для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л.Д. Глазырина. - Мн., 2010.
11. Глазырина Л.Д. Очарование «путишествие малышей со взрослыми по природе»/ Л.Д. Глазырина. -Мн., 1997.
12. Гуз, А.А. Родители и педагоги: шаг навстречу: учебно-методическое пособие / Академия последипломного образования / А.А. Гуз. - Мн., 2004.
13. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Новые стандарты М.: Генезис , 2013, 268 стр.
14. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе:
методология анализа, формы, методы, опыт применения:
методические рекомендации / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.:Триада- форм,2002.-114с.
15. Змановский, Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. -М., 1989.
16. Зюзина Т. Н. Проблемы создания здоровьесберегающей среды в школе. - М.: Изд-во ООО «УЦ «Перспектива», 2007. 280 с.
17. Казанникова А. В. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей среды в начальной школе полного дня. Диссерт. канд. пед. наук, 2002.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ