ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ 6
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 6
1.1. Характеристика здоровьесберегающей среды 6
в дошкольном образовательном учреждении 6
1.2. Педагогическое проектирование образовательной среды: 11
сущность и особенность 11
1.3. Проектирование здоровьесберегающей среды в ДОУ 24
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 37
2.1. Проектирование здоровьесберегающей среды 37
в «МАДОУ - Центр развития ребенка - детский сад №556» 37
2.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
ДЕТЕЙ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 70
Проблема проектирования здоровьесберегающей среды в ДОУ является одной из важнейших в современной системе образования. Изучение этого вопроса представляет большой интерес, и в теоретическом, и в практическом плане, так как позволяет приблизиться к пониманию оптимизации процессов обучения и воспитания детей с целью сохранения и укрепления их здоровья.
Актуальность проблемы здоровья детей обусловлена тенденциями развития российского обазования, связанными с созданием и использованием здоровьесберегающих технологий; статистическими данными системы здравоохранения, фиксирующими состояние здоровья детей. Снижение уровня здоровья детей дошкольного возраста, по данным Министерства здравоохранения, обусловлено не только генетическими параметрами, но и состоянием среды обучения, развития и воспитания ребенка. В медицинских исследованиях отмечаются данные о влиянии образовательной среды на здоровье детей (М.В. Антропова, М.М. Безруких, С.М. Громбах, Д.И. Зелинская, Ю.П. Лисицын, А.Г. Хрипкова и др.). Анализ педагогических исследований позволил выявить различные факторы, влияющие на состояние здоровья детей: благосостояние общества, существующая система
содержания и организации образования, педагогические условия, ориентированные на укрепление здоровья, низкий уровень культуры здорового образа жизни детей (В.Ф. Базарный, Е.В. Бондаревская, В.П. Озеров, В.П. Петленко, Г.М. Соловьев и др.). По мнению И.И. Брехмана, формирование у человека индивидуального способа здорового образа жизни с раннего детства является приоритетной задачей педагогической науки.
В современном мире понятием здоровье определяют состояние физического, психического и социального благополучия. Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы.
Идея целостного подхода подчеркивает личную ответственность каждого человека за своё здоровье и благополучие.
Одна из основных задач педагогов, работающих в дошкольных учреждениях - научить каждого ребенка беречь и укреплять свое здоровье, понимая, что это ценность, подаренная природой. Необходимо учить детей нести личную ответственность за состояние своего здоровья, воспитывать осознанное и действенное желание быть здоровым.
Основная цель здоровьесберегающей педагогики состоит в том, чтобы сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания, а следовательно, обеспечить каждому выпускнику дошкольного учреждения такой уровень здоровья, который позволит ему реализовать свои жизненные планы, удовлетворить потребности и запросы. Здоровьесберегающая педагогика предполагает также формирование у каждого учащегося умений и навыков здорового образа жизни, а также воспитание культуры здоровья.
Изучение исследований Р.И. Айзмана, Т.А. Берсеневой, Н.Г. Бдиновой, И.И. Брехмана, Г.А. Калачёва, Н.А. Литвиновой, В.А. Лищук и других авторов, позволяет выявить содержание процесса управления формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении.
Здоровьесберегающая педагогика, являясь областью знаний, характеризующей процесс реализации образовательными учреждениями функции сохранения и укрепления здоровья учащихся, нуждается в разработке специфических принципов, закономерностей, подходов, содержания, форм и методов педагогических воздействий, направленных на оптимизацию процессов обучения и воспитания детей с целью сохранения и укрепления их здоровья.
Объект исследования: здоровьесберегающая среда в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет исследования: проектирование здоровьесберегающей среды в ДОО.
Цель исследования: разработать здоровьесберегающую среду в ДОУ.
Задачи:
1. Дать характеристику теоретическим основам проектирования здоровьесберегающей среды в ДОУ.
2. Рассмотреть теоретические основы проектирования
здоровьесберегающей среды в ДОУ.
3. Изучить здоровьесберегающую среду в ДОУ и дать рекомендации по ее изменению.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Таким образом, по итогам исследования можно сделать следующие выводы.
Теоретико-методологический анализ литературы показал, что культура здоровья дошкольника - это неотъемлемая часть общей культуры ребенка дошкольного возраста. Высокий уровень сформированности культуры здоровья дошкольников обуславливает достижение выпускниками ДОУ высокого уровня школьной зрелости.
Проблема формирования культуры здоровья дошкольника является актуальной медико-психолого-педагогической проблемой, что позволяет представить ее в исследовании как совокупность трех взаимосвязанных компонентов: ценнностно-ориентационного, деятельностного и витального компонентов.
Определены основные понятия исследования: здоровье дошкольников и культура здоровья дошкольников,
Под культурой здоровья ребенка мы понимаем совокупность знаний о безопасности жизнедеятельности человека, нормах и правилах безопасного поведения, осознанном отношении к жизни и здоровью человека, умений и навыков оберегать свою жизнь, поддерживать здоровье, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях.
Проектирование в рамках данной работы понимается как вид деятельности, обусловливающий прогнозирование и предвидение качественно нового уровня сформированности культуры здоровья ребенка, сохранения здоровья и безопасной жизнедеятельности в оптимальных условиях образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Алгоритм проектирования образовательной среды формирования культуры здоровья старших дошкольников в ДОУ складывается из этапов, инвариантных для различных структур образовательного менеджмента: социального заказа; уровня дифференциации культуры здоровья детей в ДОУ; конструирования системообразующих факторов; моделирования предметной среды в ДОУ; определения механизмов реализации технологии формирования культуры здоровья дошкольников; анализа эффективности технологий.
На основе средового, культурологического и деятельностного подходов разработан проект образовательной среды формирования здоровья у детей старшего дошкольного возраста, включающий следующие педагогические условия:
- взаимодействие участников педагогического процесса;
- предметная развивающая среда;
- педагогическая, технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Именно на основе соблюдения данных условий нами был реализован проект образовательной среды в рамках второй главы работы.
В рамках опытно-поисковой работы были решены следующие задачи:
- Выявление исходного уровня культуры здоровья у старших дошкольников. Для этого были изучены особенности отношения детей к здоровью и мотивации здорового образа жизни, была изучена валеологическая компетентность ребенка, которая заключалась в готовности детей самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения с помощью проективной методики «Неоконченные предложения» и опросника по направлениям «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».
- Реализация педагогического проекта образовательной среды, направленного на формирование культуры здоровья дошкольников
- Разработки занятий по формированию культуры здоровья человека в рамках кружка «Школа здоровья».
Мы диагностировали особенности представлений старших дошкольников о здоровье и мотивацию к здоровью, здоровому образу жизни, безопасности жизнедеятельности до реализации педагогического проекта.
Первичная диагностика выявила лишь малую часть детей - около 32%- которым было свойственно проявлять активность в общении со взрослым на тему здоровья, они с интересом отвечали на вопросы и находили правильные пути решения проблемных ситуаций. Большинство ответов демонстрировало их эрудированность в вопросах здоровья и валеологическую компетентность.
На основе этого нами была разработана образовательная среда для формирования культуры здоровья детей в МК ДОУ "Светлячок".
Целью проекта явилось обеспечение комплексного подхода к созданию образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья дошкольников, познавательному и эмоциональному развитию детей, формированию культуры здоровья.
Проект ориентирован на старший дошкольный возраст - 5-6 лет.
Диапазоном проекта является единая среда воспитательно-образовательного процесса.
Были спроектированы следующие компоненты образовательной среды:
1. Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов, детей и семьи.
В рамках данного компонента было реализовано включение родителей в учебно-воспитательный процесс по формированию здорового образа жизни. Также был разработан блок занятий «Папа, мама, я - вместе дружная семья» для формирования активной позиции родителей в создании здоровьесберегающей среды для ребенка.
2. В рамках проектирования компонента предметно-развивающей среды были разработаны оздоровительные мероприятия оздоровительного характера. Также было проведено формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни посредством организации кружка «Школа здоровья» в рамках дополнительного образования для детей и родителей. Работа кружка представляет собой систему оздоровительно-познавательных занятий с дошкольниками.
3. Педагогическая технология в структуре проектируемой среды была реализована при помощи внедрения в образовательную среду проектной деятельности.
Проектная деятельность - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным путем, анализировать его и преобразовывать.
В ходе работы были организованы следующие проекты: «Я и мое тело», «Волшебная книга здоровья», «Лекарственные растения родного края», «Энциклопедия здоровья» и др.
Диагностический компонент был реализован методом повтороной диагностики. Повторная диагностика показала эффективность реализованного в «МАДОУ - Центр развития ребенка - детский сад» педагогического проекта "Здоровье дошкольника". Около 97% детей экспериментальной группы успешно овладели понятиями, связанными со здоровьем, здоровьесбережением, безопасностью жизнедеятельности.
Таким образом, цель и задачи исследования были достигнуты.
1. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». Методическое пособие. Серия «Воспитательная работа». Издательство «Глобус». Москва. 2010 г.
2. Алямовская В.Г. « Как воспитать здорового ребенка»/ В.Г. Алямовская.-М., 1999г.
3. Ананьев Н. И., Блинова Е. Г. Модернизация обучения, здоровье и некоторые вопросы адаптации школьников // Актуальные проблемы адаптации человека. - Сургут, 2002.
4. Аносова М.В. Анализ урока с позиции здоровьесбережения // Педагогика и психология здоровья. - М., 2003.
5. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие.- М. Педагогическое общество России, 2006
6. Васильев С.В. Диагностика культуры здоровья дошкольников Учебное пособие.- М.2006
7. Гогоберидзе А.Г. диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. -М.: Педагогическое общество России, 2006.
8. Глазырина Л.Д. « Волшебный мир движений» (методика физического воспитания дете дошкольного возраста)/ Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин.- Мн., 1997.
9. Глазырина Л.Д. « Методика физического воспитания детей дашкольного возраста»/ Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянникова.- М., 1999.
10. Глазырина Л.Д. «двигательная деятельность в группе «Почемучки» пособие для для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Л.Д. Глазырина. - Мн., 2010.
11. Глазырина Л.Д. Очарование «путишествие малышей со взрослыми по природе»/ Л.Д. Глазырина. -Мн., 1997.
12. Гуз, А.А. Родители и педагоги: шаг навстречу: учебно-методическое пособие / Академия последипломного образования / А.А. Гуз. - Мн., 2004.
13. Здоровьесберегающие образовательные технологии. Новые стандарты М.: Генезис , 2013, 268 стр.
14. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе:
методология анализа, формы, методы, опыт применения:
методические рекомендации / под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. М.:Триада- форм,2002.-114с.
15. Змановский, Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми / Ю.Ф. Змановский. -М., 1989.
16. Зюзина Т. Н. Проблемы создания здоровьесберегающей среды в школе. - М.: Изд-во ООО «УЦ «Перспектива», 2007. 280 с.
17. Казанникова А. В. Педагогические условия формирования здоровьесберегающей среды в начальной школе полного дня. Диссерт. канд. пед. наук, 2002.
...