ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СПЕ
ЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК 6
1.1. Определение понятий специальной выносливости 6
1.2. Виды специальной выносливости 9
1.3. Возрастные особенности девушек 14-15 лет 13
1.4. Методика развития специальной выносливости у баскетболисток 14-15 лет 21
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1. Организация исследования 35
2.2. Методы исследования 36
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ... 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
В настоящее время все больше значение имеет использование физических упражнений, которые направлены не только на достижение определенных результатов, а также на повышение их физкультурно-оздоровительного влияния на взрослое население нашей страны. Для решения глобальных проблем в сфере физического воспитания, все более успешными средствами являются, прежде всего, спортивные игры.
Спортивная игра как баскетбол имеет не только физкультурнооздоровительное, но и агитационно-воспитательное значение в современной жизни человека. Занятия баскетболом помогают формировать у ребенка такие качества как: настойчивость, смелость, решительность, честность и уверенность в себе. Но эффективность баскетбола, как воспитания зависит, прежде всего, от того, насколько целеустремленно в учебно-тренировочном процессе осуществляется взаимосвязь нравственного и физического воспитания.
Игра в баскетбол является одним из средством физического развития и воспитания современной молодежи. Для нее характерны разнообразные технические элементы: ходьба, бег, остановки, повороты на месте, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, происходящие в единоборстве с соперниками.
Совершенствование и закрепление достигнутых результатов и последующее повышение уровня спортивного мастерства, тесно связанны с физкультурно-массовой и спортивно-оздоровительной работой, а также и квалифицированной подготовкой будущих резервов из наиболее талантливых юношей и девушек.
Вариация и разнообразие техническо-тактических действий игры в современном баскетболе и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования основных жизненно важных навыков и умений будущих баскетболистов, всестороннего их развития физических и психических качеств. Двигательные действия в игре в баскетбол и сопряженные с ним физические упражнения являются самыми эффективными средствами укрепления здоровья, рекреации и могут использоваться ребенком на протяжении всей его жизни в самостоятельных занятиях физической культурой и спортом.
Современный баскетбол - одна из самых динамичных спортивных игр в современном виде. Этим обусловлены три тенденции его развития. Первая тенденция заключается в постоянном стремлении к совершенствованию техники игры и доведения ее до уровня автоматизма, что производит большое впечатление на баскетболистов как психологический фактор. Во-вторых, постоянная тенденция к увеличению уровня атлетической подготовленности игроков. В-третьих, современная игра вольно или невольно в современном баскетболе (профессиональном) происходит так, что, как правило, ни одна из команд не может добиться большого преимущества в счете. Все это может говорить только о необходимости постоянного функционального и физического развития игрока: его мыслительной деятельности, совершенства реакции, четкости движений, способности реагировать в постоянно изменяющихся ситуациях [8].
Основная задача при развитии такого качества как выносливости у юных баскетболисток состоит в создании определенных условий для постоянного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания [38].
В современном баскетбол существуют также и другие задачи по развитию других видов выносливости: скоростной, силовой и координационнодвигательной. Решить их - означает добиться разностороннего и гармоничного развития двигательных способностей баскетболиста. Еще одна из задач вытекает из потребности достижения максимально высокого уровня развития тех видов и типов выносливости, которые играют особенно важную роль в определенных видах спорта [38].
Основной контроль в учебно-тренировочном процессе осуществляется с помощью тестирования. При развитии скоростной, силовой и координационно-двигательной выносливости, тренеру важно знать уровень состояния элементарных форм этих способностей, у баскетболиста для избирательного воздействия и подбора рациональных средств. Так же важна правильная дозировка и время отдыха между физическими упражнениями, так как упражнения на развитие специальной выносливости дают малый эффект на фоне утомления, но при этом, перерывы между упражнениями не должны быть длительными потому, что это может привести к потере способностей обучаться.
Актуальность наше работы заключается в том, что мы рассматриваем методику развития специальной выносливости у юных баскетболисток 14-15 лет, что необходимо для достижения высоких спортивных результатов.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс баскетболисток.
Предмет исследования: методика развития специальной выносливости у девушек 14-15 лет занимающихся баскетболом.
Цель исследования: повышение уровня развития специальной выносливости у баскетболисток 14-15 лет.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Составить комплекс упражнений, направленный на развития специальной выносливости у баскетболисток 14-15 лет.
3. Сравнить и проанализировать динамику уровня развития специальной выносливости баскетболисток в процессе педагогического эксперимента.
В системе подготовки высококвалифицированных баскетболисток большое значение имеет совершенствование физических качеств. В числе физических качеств баскетболиста выносливость занимает особое место, так как проявление быстроты, силы, ловкости достаточное продолжительное время и сохранение техники движений тесно связаны с уровнем развития выносливости. Другими словами, именно выносливость обеспечивает возможность длительного сохранения работоспособности, несмотря на «сбивающие» факторы и наступающее утомление, характерное для продолжительных локомоций в условиях игры.
Для девушек 14-15 лет, занимающихся баскетболом важным моментом в учебно-тренировочном процессе играет уровень развития специальной выносливости. Известно, что разные виды специальной выносливости развиваются независимо друг от друга, что создает трудности в комплексном развитии скоростной, силовой и координационной выносливости баскетболиста.
Педагогическое исследование, проведенное с девушками 14-15 лет, занимающихся баскетболом, было направлено на решение этой задачи.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. На основе анализа научно-методической литературы выявлен недостаточный объем литературных источников, рассматривающих проблему развития специальной выносливости у девушек, занимающихся баскетболом.
2. Разработанная методика, направленная на развитие специальной выносливости у девушек, занимающихся баскетболом, с учетом их возрастных особенностей, которые введены в учебно-тренировочные занятия.
3. За период эксперимента наблюдалась положительная динамика в развитии специальной выносливости. Разработанная нами методика развития выносливости баскетболисток 14-15 лет, включающая в себя сочетание традиционных средств, таких, как кроссовый бег, спортивные игры, специализированных упражнений различной направленности (силовой, координационной, скоростной) позволила статистически достоверно (p<0,05) повысить силовую, скоростно-силовую, скоростную и координационную выносливость спортсменов в предложенных нами тестах.
Таким образом, возраст 14-15 лет отличается наиболее высокой совокупной сенсетивностью к развитию специальной выносливости, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, а так же среднесенсетив- ным к развитию силы и быстроты.
1. Ашмарин, В. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / В. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
2. Белов, С. А. Секреты баскетбола [Текст] / С. А. Белов. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 198 с.
3. Бойко, В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека [Текст] / В. В. Бойко. - М.: Физкультура и спорт, 1987.
4. Волков, В. Н. Клиническая оценка утомления во врачебноспортивной практике [Текст] / В. Н. Волков. - Челябинск: ЮУКИ, 1973. - 170 с.
5. Волков, Л. В. Теория и методика детского и юношеского спорта: учебник для вузов физ. культуры и факультетов воспитания вузов [Текст] / Л. В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2002. - 294 с.
6. Гальперин, С. И. Физиологические особенности детей [Текст] / С. И. Гальперин. - М.: Просвещение, 1985. - 243 с.
7. Гомельский, А. Я. Тактика баскетбола [Текст] / А. Я. Гомельский. - М., 2006. - 136 с.
8. Гомельский, А. Я. Тысяча упражнений по баскетболу [Текст] /
A. Я. Гомельский. - М.: Физкультура и спорт, 1997. - 251 с.
9. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры: Техника, тактика обучения [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений /; Под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова, В. П. Савин, А. В. Лексаков. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 520 с.
10. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки [Текст] / Под общей ред. А. В. Карасева, А. А. Сафонов. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
11. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена [Текст] /
B. М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1970. - 200 с.
12. Зациорский, В. М. Основы спортивной метрологии [Текст] / В. М. Зациорский. - СПб.: Физкультура и спорт, 1997. - 210 с.
13. Зельдович, Т. Подготовка юных баскетболистов [Текст] / Т. Зельдович, С. Кераминас. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 216 с.
14. Зимкин, Н. В. Физиология человека [Текст] / Н. В. Зимкин. - М.: Физкультура и спорт, 1964. - 600 с.
15. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания [Текст] / Е. П. Ильин. - М.: Просвещение, 1984. - 194 с...