ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
ОБУЧЕНИЯ ПЕВЦОВ-ЛЮБИТЕЛЕЙ
ОСНОВАМ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА 7
1.1. Психолого-физиологические особенности певческих голосов как предпосылка для занятий певцов-любителей
эстрадно-джазовым вокалом 7
1.2. Организационно-содержательные особенности
формы эстрадно-джазовой студии 16
Глава 2. ОПЫТНАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ
ПЕВЦОВ ЛЮБИТЕЛЕЙ НАВЫКАМ ЭСТРАДНОГО ПЕНИЯ 25
2.1. Характеристика условий, контингента, диагностических методик
и начального этапа опытной работы 25
2.2. Содержание опытной работы 37
2.3. Итоги опытной работы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Актуальность.
В современном мире эстрадно-джазовый вокал занимает весомое место в мире музыки. Открывается множество различных студий, ему открылись двери в мир телевидения и радио, этому способствуют различные телевизионные проекты. Академический же вокал стал чем-то более возвышенным и кардинально отделился от эстрадного. Если эстрадный вокал мы слышим практически на каждом шагу, то академический перекочевал исключительно в концертные залы и театры. Но педагогов эстрадного вокала очень мало. В связи с этим остро встаёт вопрос о методиках преподавания эстрадно-джазового вокала в том числе певцам-любителям разных возрастов, потому что большинство методик преподавания представляют из себя сборные смеси из методик часто даже противоречащих друг другу, что в дальнейшем приводит к ухудшению голоса у людей с прекрасным потенциалом и тембром. Это случается из-за недостаточной квалифицированности педагогов вокала как в профессиональных заведениях, так и в частных студиях. Поэтому остро встает вопрос о изучении и применении вокальных техник в педагогической деятельности.
Во все времена пение было одним из самых популярных и доступных видов искусства, но возможность освоить данную творческую деятельность у профессиональных педагогов была далеко не у всех. В нынешнее же время возможность погрузиться в профессиональную вокальную деятельность есть практически у каждого. В связи с вышесказанным в современном мире особенно возрос интерес к вокальному эстрадному искусству, а различные вокальные телевизионные проекты, такие, как «Голос», « Новая звезда», « Главная сцена», «Новая волна», сыграли огромную роль в популяризации эстрадно-джазового искусства. После выхода этих проектов люди стали отходить от самодеятельности и искать пути вхождения на музыкальный олимп эстрады, в связи с чем увеличивалось количество вокальных студий по всему миру.
Вследствие резкого возрастания вокальных студий встала проблема обучения певцов любителей, не имеющих какой либо музыкальной базы.
Эстрадное искусство многогранно, оно включает в себя такие аспекты, как микрофонная культура, эстрадно-джазовый вокал, хореография, режиссура номера, сценическое движение. Вокальная студия должна включать в свой педагогический состав профессионалов каждой вышеперечисленной деятельности, чтобы в итоге выдать качественный «культурный продукт» даже с вокалистами-любителями, но основная роль, все же, лежит на преподавателе вокала.
В последние годы эта профессиональная «ниша» начинает постепенно заполняться квалифицированными педагогами с узкой специализацией эстрадно-джазового вокала, однако в целом по стране наблюдается огромная нехватка педагогов-вокалистов, которые могли бы успешно сформировать вокальные навыки у певцов-любителей. Представляется актуальным рассмотрение состояния и развития современного эстрадного искусства, анализ основных методов и особенностей работы с начинающими вокалистами, использование теоретического материала на практике, а также выработка собственной системы обучения начинающих эстрадных артистов.
Актуальность избранной нами темы обусловлена необходимостью систематизации теоретических и практических знаний по обучению эстрадному вокалу певцов любителей в студии эстрадно-джазового вокала, освоения способов обучения начинающих эстрадных певцов. Для этого необходим анализ и систематизация существующих методик и принципов обучения эстрадному пению людей разного возраста, не имеющих музыкальной базы.
Налицо противоречие между высокой востребованностью занятий эстрадно-джазовым вокалом у певцов-любителей разного возраста и недостаточным уровнем методического обеспечения этого процесса.
Проблема исследования: обучение певцов-любителей разного возраста эстрадному пению.
Тема: Формирование вокальных навыков у певцов-любителей в условиях студии эстрадно-джазового вокала.
Цель исследования - изучить современные методики обучения певцов любителей эстрадно-джазовому вокалу и проверить их эффективность в процессе опытной работы в рамках студии эстрадно-джазового вокала.
Объект исследования - процесс формирования навыков эстрадно-джазового вокала у певцов-любителей.
Предмет исследования - методы и приемы формирования вокальных навыков у певцов-любителей в рамках студии эстрадно-джазового вокала.
Гипотеза исследования: формирование вокальных навыков у певцов- любителей в условиях студии эстрадно-джазового вокала может быть успешным, если:
- опираться на знание особенностей голосов эстрадных певцов- любителей разного возраста;
- владеть современными методиками обучения детей и взрослых навыкам эстрадного вокала и уметь реализовать их в практике работы с участниками студии эстрадного вокала;
- учитывать специфику формирования вокальных навыков у певцов любителей в рамках студии эстрадно-джазового вокала.
В выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические предпосылки обучения певцов-любителей основам эстрадно-джазового вокала;
- изучить психолого-физиологические особенности голосов певцов- любителей;
- охарактеризовать условия, контингент и диагностические методики опытной работы и выявить особенности отношения обучающихся к занятиям эстрадно-джазовым вокалом.
- охарактеризовать современные методики обучения детей и взрослых навыкам эстрадного пения и осветить процесс их применения в практике преподавания в условиях студии эстрадно-джазового вокала;
Методы исследования: теоретические: изучение научно¬
методической литературы по проблеме исследования, анализ, обобщение; эмпирические: педагогические наблюдения, диагностирование, интервьюирование, опытная работа.
Теоретическая основа исследования: современные концепции
вокальной педагогики (Л.Б.Дмитриев); положения театральной педагогики об артистизме вокалиста (К.С.Станиславский); теоретические положения вокальной педагогики о природе эстрадно-джазовой вокализации (Н.Б.Гонтаренко, В.Д.Григорьев, Б. Столофф, И.А. Цуканова); идеи выдающихся педагогов о формировании навыков эстрадно-джазового вокала (С. Риггз).
Опытная база исследования: студия эстрадно-джазового вокала “Соловей” г. Екатеринбурга.
Структура и объем высшей курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и использованной литературы.
Проведенное исследование привело нас к следующим выводам.
Проанализировав психолого-физиологические особенности певческих голосов как предпосылку для занятий певцов-любителей эстрадно-джазовым вокалом мы можем прийти к выводу, что обучение эстрадно-джазовому вокалу может быть успешным, если знать психолого-физиологические особенности каждой возрастной группы. Прежде всего обучение детей, подростков и взрослых, в рамках студии эстрадно-джазового вокала, отличается в их психологическом состоянии. Для каждой возрастной категории педагог должен уметь создавать комфортные условия обучения, учитывать психолого-физиологические возрастные особенности, а также индивидуальные особенности, тогда обучение будет продуктивным.
Рассмотрев организационно-содержательные особенности формы эстрадно-джазовой студии, мы пришли к следующему выводу:
Эстрадно-джазовая студия, опираясь на принципы, общие для всех сфер дополнительного образования, обладает при этом ярко выраженными специфическими особенностями, а именно - свободной формой организации, максимальной индивидуализированностью в развитии творческих способностей каждого участника и широкими возможностями для самореализации в излюбленном каждым из них направлении.
Содержательные основы деятельности студии не скованы какими-либо узкими рамками и открывают участникам широкое поле для воплощения своих творческих замыслов. В то же время учебный процесс отражает принципы педагогики, содержит параллельно осуществляемое разностороннее обучение во всех направлениях синтетического жанра эстрадно-джазового искусства.
2.1. Охарактеризовав условия и контингент обучающихся, проверив на начальном этапе уровень их подготовленности к занятиям эстрадно-джазовым вокалом с помощью разработанных нами диагностических методик, мы пришли к выводу, что условия эстрадно-джазовой студии идеально подходят для разновозрастных певцов-любителей. Люди различных возрастов и профессий находят для себя особенную привлекательность в данной форме образования. Студия открывает возможности для приобщения к искусству эстрадно-джазового вокала обучающихся с самым различным уровнем предварительной подготовки.
Проведенная опытная работа по формированию навыков эстрадно - джазового вокала у певцов-любителей привела нас к следующим выводам.
Условия, в которых осуществляется работа эстрадно-джазовой студии, в полной мере соответствуют реализации обучаемыми своих возможностей и способностей и идеально подходят для разновозрастных певцов-любителей. Все участники опытной работы прошли первоначальную диагностическую проверку, в ходе которой был определен начальный уровень их подготовленности к занятиям эстрадно-джазовым вокалом.
В основу разработанной нами диагностики были положены следующие показатели: вокальные данные; музыкальный слух и чувство ритма;
артистизм. С помощью разработанных критериев по каждому показателю определялся конкретный уровень -высокий, средний или низкий. Результаты позволили нам выяснить, что студия открывает возможности для приобщения к искусству эстрадно-джазового вокала лиц с самым различным уровнем предварительной подготовки; наметить для каждого участника направления дальнейших занятий.
Проанализировав ряд современных методик эстрадно-джазового пения, мы пришли к выводу, что для описанных нами условий и контингента обучаемых наиболее целесообразной является методика Сета Риггза «Речевое пение»: она наиболее удобна для пения, дает свободу голоса, возможность естественного звукоизвлечения, снятие вокальных зажимов. «Речевое пение» расширяет верхние и нижние границы голоса, что дает возможность исполнять произведения различного диапазона и сложности. Анализ ряда других методик (И.Цукановой, Боба столоффа, Гонтаренко Н.В.) показал, что они частично также подходят для формирования отдельных аспектов эстрадного вокального исполнительства.
Интервьюирование, проведенное нами в целях выявления степени их удовлетворенности по отношению к занятиям эстрадным вокалом, выявило мотивацию певцов-любителей к занятиям эстрадным вокалом. Мы выяснили, что многие певцы-любители рассматривают возможность в дальнейшем связать свою жизнь с профессиональным исполнительство. Мы также узнали, что есть певцы-любители, которые планируют в будущем получить уже высшее профессиональное образование и связать свою жизнь с преподаванием эстрадного вокала.
Данные заключительной диагностики дали нам возможность оценить эффективность проведенной опытной работы. После сравнения начальной и заключительной диагностики мы пришли к выводу, что она была проведена успешно. Количественные данные наглядно доказывают позитивные изменения в уровне владения приемами эстрадно-джазового вокала у всех участников. Они подтверждаются и качественными данными, содержащимися в пролонгированных характеристиках обучаемых, дающих возможность объективно оценить их творческие достижения.
1. Stoloff Bob. Scat! Vocal Improvisation Techniques Paperback - November 1, 1998
2. Богданов И. А. Постановка эстрадного номера. Учебное пособие. — Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Изд-во СПБГАТИ, 2013. — 331 с.
3. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. Изд. 3. Ростов н /Д/ : Феникс.
4. Гофман И. . Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., Музгиз, 1961, стр. 32.
5. Григорьев В.Д. Исполнитель и эстрада. Классика XXI век. 2006. 156 с.
6. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М, Музыка. 1968. 368с.
7. Изюрова О.С. Детская вокальная эстрада в системе дополнительного образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 102. С. 184-187.
8. Козлов Н.И. О пластической культуре эстрадного вокалиста // Известия РГПУ им. А.И.Герцена. - 2007. - № 22 (53). - С. 132-137
9. Лукьянович О.В. Особенности занятий вокалом с детьми младшего школьного возраста. [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/muzyka/2017/01/08/osobennosti-zanyatiy-vokalom-s-detmi-mladshego- shkolnogo
10. Маргатова Е.В. Исполнительская культура эстрадного певца как высшая форма его профессиональной деятельности // Наука и школа. 2012. № 5. С. 103-106.
11. Метельский А. Интервью. [Электронный ресурс]
https://people.onliner.by/2016/01/22/neformat-3 22 января, 2016.
12. Новер Ж. Ж. 72 Письма о танцах и балете / Пер. с фр. по ред. . А. Гвоздева. 2- изд., испр. — СПб.: Издательств «Лань»; «Издательств
ПЛАНЕТ МУЗЫКИ», 2007. - 384 е.: ил. - (М.и культуры, истории
философии).
13. Ожегов С. И. Толковый словарь. [Электронный ресурс] https://slovarozhegova.ru/
14. Риггз С. Голос. Пойте как звезды. П:// Питер. 2015. 119с.
15. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8 Т. Т.3. М., 1954. С.41.
16. Станиславский. К.С. . Моя жизнь в искусстве. М., «Искусство», 1948, стр. 750с.
...