ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕЙ 7
1.1. Понятие о коммуникативных учебных действиях 7
1.2. Роль русской народной песни в музыкальном
образовании детей 17
1.3. Русская народная песня в программах по предмету «Музыка» 26
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПЕСНЕЙ 36
2.1. Диагностика сформированности коммуникативных навыков у младших школьников в работе над русской
народной песней 36
2.2. Методы и приемы коммуникативного развития младших школьников в процессе работы над русской
народной песней 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
В последнее десятилетие организация процесса музыкального образования обучающихся общеобразовательной школы претерпевает существенные изменения, обусловленные положениями ФГОС. Согласно данным положениям, во главу угла ставится достижение метапредметных, предметных и личностных результатов обучения, формирование и развитие у школьников универсальных учебных действий - «умений учиться». Это заставляет учителей музыки в новом ракурсе рассмотреть традиции проведения школьных уроков музыки, сложившиеся в нашей стране, содержание программ по предмету «Музыка», методические требования к проведению урока. В число универсальных учебных действий, подлежащих формированию и развитию, входят познавательные, регулятивные и коммуникативные.
В настоящее время учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе ориентирован на формирование индивидуальности обучающихся - талантливых, способных, усердных, с развитыми коммуникативными учебными действиями, участников открытого педагогического процесса, подготовленных к жизни в открытом обществе. Подготовка таких выпускников ведется начиная с первых лет обучения в школе, а ее результат рассматривается в качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса. Сказанное обостряет интерес к коммуникативной сущности образования как основополагающей идее.
Младший школьный возраст считается благоприятным для овладения коммуникативными учебными действиями. Данный процесс базируется на уровне коммуникативных навыков, сформированных у младшего школьника в дошкольном детстве. Предмет «Музыка» обладает особыми возможностями для формирования у младших школьников коммуникативных учебных действий, поскольку включает его в коллективную творческую деятельность. Участие детей в ансамблевом музыкальном исполнительстве ставит их перед необходимостью учиться взаимодействовать друг с другом.
В содержании музыкального образования детей важная роль традиционно отводится русской народной песне. Школьники младших классов на уроках музыки осваивают, прежде всего, культуру своей Родины и знакомятся с различными русскими народными песнями - героическими, лирическими, игровыми. Песня на Руси складывалась для сплочения, единения людей в различных жизненных обстоятельствах - в труде, борьбе, обрядах, праздниках, играх. Этим обусловлен ее значительный коммуникативный потенциал.
Школьные уроки музыки могут стать основой для развития коммуникативных учебных действий, в том числе в процессе работы над русской народной песней. Задачей педагога в этих условиях является использование различных методов и приёмов, сложившихся в практике музыкального образования, применительно к решению задачи развития коммуникативных учебных действий согласно требованиям ФГОС.
Однако в современной практике музыкального образования возникают противоречия между:
- требованиями ФГОС к развитию коммуникативных учебных действий и недостаточной разработанностью методических путей реализации данных требований на уроках музыки в общеобразовательной школе;
- потенциалом русской народной песни в общем и музыкальном развитии школьников и недостаточной реализацией данного потенциала в аспекте развития у школьников коммуникативных учебных действий.
Анализ данных противоречий позволил сформулировать проблему исследования, суть которой состоит в поиске результативных методических путей развития у школьников коммуникативных учебных действий в процессе музыкального образования.
В русле данной проблемы была выбрана тема ВКР «Развитие у младших школьников коммуникативных учебных действий в процессе работы над русской народной песней».
Цель исследования: выявить результативные методы и приемы развития у младших школьников коммуникативных учебных действий в процессе работы над русской народной песней.
Объект исследования: процесс музыкального образования в
начальных классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: методы и приемы развития у младших школьников коммуникативных учебных действий при работе над русской народной песней.
Гипотеза: если в работе над русской народной песней на уроках музыки в общеобразовательной школе систематически применять комплекс методов и приемов коммуникативного развития обучающихся, то это будет способствовать повышению уровня сформированности у них коммуникативных учебных действий.
Задачи:
1. Раскрыть сущность коммуникативных учебных действий.
2. Рассмотреть роль русской народной песни в музыкальном образовании детей.
3. Проанализировать программы по предмету «Музыка» для
общеобразовательной школы в аспекте отражения в них работы над русской народной песней.
4. Провести диагностику уровня сформированности коммуникативных навыков у младших школьников.
5. Охарактеризовать методы и приемы работы над русской песней, способствующие развитию коммуникативных учебных действий у младших школьников
Методологическая основа исследования: концепция универсальных учебных действий (А. Г. Асмолов); теоретические положения исследований особенностей формирования коммуникативных универсальных учебных умений и развития сотрудничества младших школьников (О. М. Арефьева, А. В. Брагуца); теоретические положения об особенностях русской народной песни и ее возможностях в воспитании детей (Б. В. Асафьев, А. В. Руднева); теоретические положения об особенностях организации процесса обучения народному пению в современных условиях (С. Р. Акатьева); концепции музыкального образования младших школьников (В. В. Алеев, Д. Б. Кабалевский, Е. Д. Критская, Л. Л. Куприянова, Г. П. Сергеева, Л. В. Шамина, Л. В. Школяр).
В работе над темой использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ литературных источников, сравнение,
сопоставление); эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков, опытная работа).
База исследования: МАОУ СОШ № 5 г. Сухой Лог Свердловской области.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
В рамках работы над темой выпускной квалификационной работы и выполнения поставленных задач были сделаны следующие выводы:
1. Задача формирования у школьников коммуникативных универсальных учебных действий определена Федеральным
государственным образовательным стандартом. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Проецируя данную характеристику на процесс музыкального образования школьников, мы видим, что указанные характеристики могут проявляться в различных видах музыкальной деятельности и характеризовать позицию школьника как слушателя и исполнителя.
2. Уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий определяется на основе того, насколько школьник овладел коммуникативными умениями и навыками. Коммуникативные универсальные учебные умения включают в себя умение говорить, правильно и четко выстраивать предложения, формулировать свои мысли и высказывания, умение находить общий язык и компромисс со сверстником или взрослым. Коммуникативные умения и навыки могут формироваться на любом школьном предмете, при этом их перечень может быть конкретизирован с учетом особенностей этого предмета. Применительно к музыкальному образованию конкретизация коммуникативных умений и навыков осуществляется с учетом особенностей художественной коммуникации в процессе коллективного музыкального исполнительства.
3. Отличительной особенностью народно-песенного фольклора является то, что его создателем является народ. Аутентичная народная песня непосредственно слагается (сказывается) исполнителем, отличается свободой мелодического движения, импровизируется, исполняется без злоупотребления силой голоса, с естественной речевой артикуляцией, в соответствии с условиями окружающего пространства. Передача традиций народной певческой культуры новым поколениям в настоящее время осуществляется в искусственных условиях образовательного процесса. В связи с утратой аутентичной среды народного песенного исполнительства вопрос о звуковой среде, обеспечивающей музыкально-интонационное развитие ребенка, становится особенно важным.
4. Русская народная песня обладает значительным потенциалом в формировании коммуникативных учебных действий с соответствующими умениями и навыками. Это обусловлено тем, что народная песня является неотъемлемой частью обрядов, праздников, трудовых действий. Процесс исполнения русской народной песни является коллективным и предусматривает коммуникацию солиста (запевалы) и основных участников певческого процесса. Совместное пение является коллективным занятием, в котором присутствует единая цель.
5. Анализ программ по предмету «Музыка» для начальных классов
общеобразовательной школы показал, что во всех из них реализована идея введения фольклорного материала как одного из равноценных направлений освоения школьниками основ музыкальной культуры. Также разработаны программы по освоению детьми музыкального фольклора для факультативных занятий, которые в настоящее время могут быть реализованы в условиях элективных курсов. Несмотря на то, что в рассмотренных программах не ставится конкретная задача формирования коммуникативных учебных действий, можно утверждать, что заложенные в них идеи ознакомления детей с музыкальным фольклором, тематическое построение и музыкальный материал предоставляют широкие возможности для их формирования. Во всех рассмотренных программах при обращении к фольклору так или иначе подчеркивается коллективное начало народного музыкального исполнительства. При исполнении народных песен самими детьми обращается внимание на соблюдение характерных особенностей исполнения народных песен; моделируются обстоятельства исполнения песни; включаются элементы театрализации, воспроизводятся элементы соответствующего обряда; осуществляется инсценировка песен.
6. Для диагностики уровня сформированности у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий были выбраны 3 основных критерия учета сформированности коммуникативных навыков у младших школьников:
1. Посещение и активность работы на уроке;
2. Совместные выступление, соблюдение цезур, окончания;
3. Присутствие взаимодействия во время обсуждения исполнительских нюансов.
Диагностика показала невысокие результаты. На высоком уровне не было ни одного учащегося. На среднем уровне оказалось 9 человек из 14, а на низком уровне 5 человек.
7. Основными приемами при формировании коммуникативных учебных действий стали ритмическая фигурация и прием «звукоподражания». Работа проходила на основе двух методов, таких как диалог между учащимися, выступающими совместно в ансамбле, и исполнение между учащимися и педагогом.
Перспективы исследования связаны с углублением теоретического анализа проблемы; поиском музыкального репертуара (русских народных песен различного жанра, исполняющихся в различных условиях и отражающих различные аспекты коммуникации), разработкой соответствующих учебных заданий для формирования у школьником коммуникативных универсальных учебных действий; проведением формирующего этапа поисковой работы.
1. Акатьева С. Р. Теоретические основы обучения детей народному пению // Современные проблемы педагогики народного музыкального творчества : материалы студенческой науч.-пед. конф., 5 апреля 2011 г., г. Екатериньбург, Россия / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. К. П. Матвеева. Екатеринбург, 2011. С. 5-13.
2. Алеев В. В., Науменко Т. И., Кичак Т. Н. Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 1-4 классы // Музыка. 1-4 кл. 5-8 кл.: Программы для общеобразовательных учреждений. М. : Дрофа, 2003. С. 3-42.
3. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония: в 3 ч. //
Ш. А. Амонашвили. Екатеринбург, 1993. Ч. 2. С. 113-114.
4. Анисимова Г. И. Методические рекомендации. Ярославль: Академия развития, 2008.
5. Арефьева О. М. Формирование коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2012. 19 с.
6. Асафьев Б. В. О народной музыке / сост. И. Земцовский., А. Кунанбаева. Л. Музыка, 1987. 248 с.
7. Асафьев Б. В. Речевая интонация. Л. : Наука, 1965. 136 с.
8. Асафьев Б.В. Русская народная песня и её место в школьном музыкальном воспитании и образовании // Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.
9. Бабенко Л. С. Методы и приёмы развития интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1979. Вып. 14. С. 12-23.
10. Брагуца А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа, 2011. С. 53-56.
11. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для студ. высш.пед. учеб.заведений. М.: Издательский центр Академия, 2000. 192 с.
12. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1988.278 с.
13. Гомонова Е. А. Секреты музыкального воспитания дошкольников. М. : Вако, 2016.
14. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. для студентов сред. спец. пед. заведений. 3-е изд., стереотип. М.: Просвещение, 2000. 240 с.
15. Дышлевская В. А. Роль русской народной песни в музыкальном воспитании учащихся // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1961. Вып. 1. С. 59-79
...