Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО -
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Сущность понятия «учебно-познавательная деятельность» в
психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности учебно-познавательной деятельности детей младшего
школьного возраста 11
1.3. Роль игры в активизации учебно-познавательной деятельности
младших школьников 20
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 29
2.1. Диагностика отношения детей младшего школьного возраста к
предмету «Окружающий мир» 29
2.2. Организация и проведение дидактических игр на уроках «Окружающий
мир» в начальной школе 37
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 78
Актуальность исследования. В современном образовании встает проблема выбора методики обучения, но не все методики являются эффективными в активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. На данный момент, исходя из современной образовательной практики, у большинства обучающихся низкий уровень познавательного интереса к предмету, всё чаще встречаются дети с активным нежеланием учиться. Поэтому главной задачей учителя выступает поиск наиболее эффективных форм, методов, условий и приемов обучения, целью которых является активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Одна из важнейших проблем дидактики - проблема активизации учебно-познавательной деятельности - остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В зависимости от ее решения находится эффективность осуществления всего образовательного процесса, деятельность преподавателя и учащегося, а, следовательно, и результат обучения в целом. Актуальность данного исследования обуславливает проблема активизации учебной деятельности учащихся.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и на внеклассных занятиях дидактических игр наглядного и занимательного характера, что способствует созданию у учащихся эмоционального настроя на весь урок, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.
Изучение роли игры и ее соотношения с результатами обучения занимает большое место в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Многочисленные исследования доказывают, что для формирования полноценной положительной учебной мотивации необходима целенаправленная работа, где одно из важных мест занимает дидактическая игра, цель которой - активное освоение учебной деятельности. При включении детей в игровую ситуацию интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается [57].
В соответствии с актуальностью проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: активизирует ли игра учебную деятельность детей младшего школьного возраста?
Таким образом, педагогическая значимость проблемы активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников, ее недостаточная дидактическая проработанность определили выбор темы исследования: «Активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников средствами дидактических игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытным путем проверить эффективность применения дидактических игр как средства активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: учебно-познавательная деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать сущность понятия «учебно-познавательная деятельность»;
2. Выявить особенности учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста;
3. Исследовать и выявить роль игры в активизации учебно-познавательной деятельности;
4. Провести диагностическое исследование отношения младших школьников к предмету «Окружающий мир»;
5. Разработать и провести комплекс дидактических игр в рамках предмета «Окружающий мир», направленный на активизацию учебно-познавательной деятельности учащихся;
6. Проанализировать результаты опытно-поисковой работы. Теоретической основой исследования являлись:
- структура учебной деятельности детей младшего школьного возраста (Давыдов В.В., Эльконин Д.Б.);
- особенности игры в учебно-познавательном процессе (Селевко Г.К., Коваленко В.Г.);
- типы и виды дидактических игр (Эльконин Д.Б., Минскин В.И., Карпова Е.В.);
- методики Казанцевой Г.Н. «Изучение интереса к предмету», Бернштейна Н.А. «Последовательность событий», Дьяченко О.М. «Дорисовывание фигур».
Методы исследования: в работе использовались теоретические (анализ, обобщение, сравнение, систематизация) и эмпирические (наблюдение, опрос, анкетирование, качественный и количественный математический анализ) методы исследования.
База исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась на базе МАОУ лицея №110 им. Л.К. Гришиной. В опытно-поисковой работе принимали участие 20 детей.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (62 источника), 10 приложений.
В процессе исследования все запланированные задачи были решены. Это позволило сделать следующие выводы:
1. Проанализировав различные трактовки понятий «деятельность», «учебная деятельность», «познавательная деятельность» и «учебно-познавательная деятельность», мы определили, что сущностью понятия «учебно-познавательной деятельность» в контексте данного исследования является специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры человечества. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый [50].
2. В младшем школьном возрасте у детей изменяются физические и психологические особенности, а так же изменяется отношение к учебе. Ребенок осознает, что она является обязательной, общественно значимой деятельностью. В период поступления ребёнка в школу происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие, обеспечивающее возможность систематического обучения. Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением в учебную деятельность. В этот период закладываются основы умения учиться. Под влиянием учебной деятельности у младших школьников формируются новообразования: рефлексия, внутренний план действия и произвольность.
3. Чтобы активизировать учебно-познавательную деятельность, нужно заинтересовать ребенка, замотивировать. Для формирования полноценной положительной учебной мотивации необходима целенаправленная работа, где одно из важных мест занимает дидактическая игра, цель которой - активное освоение учебной деятельности, учебной задачи. При включении детей в игровую ситуацию интерес к учебной деятельности заметно возрастает, работоспособность повышается. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает выводы и обобщения.
4. В рамках нашего исследования была проведена опытно-поисковая
работа. Она осуществлялась на базе МАОУ лицея № 110 имени Л. К.
Гришиной. В исследовании приняли участие обучающиеся 2 «А» класса. Количество детей: 20 человек.
Данная опытно - поисковая работа проводилась в три этапа:
1. Констатирующий (17 октября 2017 года);
2. Формирующий (20 октября 2017 года, 13 и 20 февраля 2018 года);
3. Контрольный (22 февраля).
На констатирующем этапе нам необходимо было определить, как младшие школьники относятся к предмету «Окружающий мир». Для определения результатов была использована комплексная модифицированная методика Казанцевой Г.Н. «Изучение интереса к предмету», методы наблюдения и опрос.
По результатам исследования, на констатирующем этапе, высокий уровень имели 30% обучающихся (6 детей). Это дети, которые проявляют инициативу во время урока и внеурочной деятельности, испытывают положительные эмоции от учебного процесса. Во 2 «А» преобладали
младшие школьники, имеющие средний уровень (45%), характеризующийся частичной включенностью в учебную деятельность, предпочитают обратиться за помощью или выполнять задания по образцу. Ученики с низким уровнем познавательно интереса (25%) демонстрирует безразличие к изучаемому предмету, пассивны во время урока, часто отвлекаются.
5. На следующем формирующем этапе опытно-поисковой деятельности нами были организованы и проведены уроки в рамках предмета «Окружающий мир». Темы уроков: «Свойства воздуха», «Птицы», «Звери».
Данные уроки включали в себя дидактические игры, такие как: игровые технологии Корепановой О.В. «Внимательный детектив» и Кузановой А.В. «Игра на группировку и классификацию предметов», а также был разработан и проведен урок-исследование, в котором учащиеся делали элементарные опыты. В уроках мы также применили игровые методы, такие как: кроссворд, викторина, загадки, ребусы.
6. После проведения системы уроков нами было проведено повторное исследование, направленное на диагностику эффективности работы.
Были получены следующие результаты: благодаря проведенным дидактическим играм на уроках окружающего мира на формирующем этапе опытно-поисковой работы отношение обучающихся к предмету совершенно изменилось. Учащиеся на уроках стали активны, внимательны и были включены в учебный процесс на протяжении всего урока.
В результате проведения повторной, итоговой диагностики у 15 учащихся (75%) был выявлен высокий уровень, а у остальных обучающихся - средний (25%). Низкого уровня познавательного интереса к предмету не было выявлено ни у одного из учащегося.
Исходя из результатов проделанной опытно-поисковой работы, было выявлено, что уровень познавательного интереса у обучающихся 2 «А» класса возрос. У большей части учащихся повысилась активность в рамках урока, учебная мотивация у младших школьников с низким и средним уровнем успеваемости также возросла. Дидактические игры, часто применяемые на уроках «Окружающий мир», помогли активизировать у детей учебно-познавательный интерес, благодаря чему они стали лучше понимать предмет и, соответственно, лучше учиться.
Таким образом, можно заключить, что систематическое использование разнообразных и ярко наглядных дидактических игр на уроках «Окружающий мир» во 2 классе является эффективным средством активизации учебно-познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
1. Алиева, Г. М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников [Текст] / Г. М. Алиева // Сибирский педагогический журнал - 2007. - № 10. - С. 299-303.
2. Аникеева, Н. Б. Воспитание игрой: книга для учителя [Текст] / Н. Б. Аникеева. - М. : Просвещение, 2005. - 144 с.
3. Ахвердова, О. А. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу: психология развития и возрастная психология [Текст] : учебное пособие / О. А. Ахвердова, К. С. Гюлушанян, О. Н. Козлитина. - Ставрополь : СГУ, 2003. - 373 с.
4. Баев, И. М. Играем на уроках русского языка [Текст] / И. М. Баев. - М. : «Русский язык», 1989. - 90 с.
5. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры [Текст] : энциклопедический словарь педагога / В. С. Безрукова. - Екатеринбург : Грамота, 2000. - 937 с.
6. Богданова, Т. Г. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Т. Г. Богдагова, Т. В. Корнилова. — М. : Роспедагенство, 1994. - 68 с.
7. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст] / Л. И. Божович. - М. : Издательская корпорация «Логос», 1998. - 246 с.
8. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе [Текст] : лекции 5-8 / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. - М. : «Первое сентября», 2008. - 68 с.
9. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование [Текст] : ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
10. Воровщиков, С. Г. Развитие универсальных учебных действий [Текст] / С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова. - М. : Прометей, 2012. - 216 с.
11. Восторгова, Е. В. Краткий методический комментарий к Букварю и учебнику русского языка для 1 класса [Текст] : пособие для учителя начальной школы / Е. В. Восторгова. - М. : ВИТА ПРЕСС, 2012. - 80 с.
12. Выготский, Л. С. Поведение животных и человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 454 с.
13. Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] / Т. В. Габай. - М. : МГУ, 1988. - 76 с.
14. Гамезо, М. В. Общая психология [Текст] : учебно-методическое пособие / М. В. Гамезо. - М. : Ось-89, 2008. - 352 с.
15. Гамезо, М. В. Атлас по психологии [Текст] / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
16. Глинка, Г. А. Развиваю мышление и речь [Текст] : пособие для подготовки детей к школе / Г. А. Глинка. - СПб. : Питер Пресс, 2000. - 120с.
...