Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в ДОО 7
1.1. Анализ понятия «нравственные качества» 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Формы, методы, средства, направления воспитания нравственных
качеств у детей старшего дошкольного возраста в ДОО 31
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста на примере ДОО №32 «Радуга» г. Асбеста 45
2.1. Анализ деятельности ДОО по воспитанию нравственных качеств у
детей старшего дошкольного возраста 45
2.2. Комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у детей
старшего дошкольного возраста в ДОО 52
Заключение 62
Список использованной литературы 64
Приложения 69
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии личности ребенка. В дошкольном возрасте дети осваивают окружающий их мир, учатся взаимодействию с другими детьми, проходят первые этапы в своем нравственном развитии.
Актуальность темы обусловлена кризисом современного общества, в котором происходит размывание норм морали, духовных ценностей, институт семьи теряет свою значимость, что значительно затрудняет путь личностного становления ребенка дошкольного возраста. Призванием нравственного воспитания является благоприятствовать формированию гармоничной личности, которая осознает нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе.
Когда мы говорим о нравственном воспитании детей дошкольного возраста, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств - вот, что является результатом нравственного воспитания. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у ребенка дошкольного возраста, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Нравственное воспитание ребенка осуществляется в социальной среде: в семье, в детском саду, но, несомненно, особую роль в развитии личности ребенка играет педагог: именно он способствует созданию такой микросреды, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на детей, на их психическое развитие, и управляет возникающими взаимоотношениями.
Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей; выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственность не передается по наследству, поэтому каждый человек должен пройти процесс нравственного воспитания. Нравственные убеждения, принципы и нормы составляют духовное ядро, основу личности.
Возникновение первых осознанных нравственных качеств наблюдается в старшем дошкольном возрасте. Именно поэтому старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для нравственного воспитания личности.
Исследуемая нами тема представлена в трудах К.Д. Ушинского, В.И. Петровой, Н.В. Мельниковой, С.А. Козловой, В.А.Сухомлинского, и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.
Среди основных нравственных качеств дошкольников можно выделить: доброта, уважение, честность, щедрость, скромность, правдивость, взаимопомощь [33, с. 40].
Уровень нравственного воспитания - степень соответствия личности запланированному воспитательному результату, мера соответствия цели.
Исходя из этого актуально изучить теоретические особенности воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста и проверить с помощью специального исследования, на сколько в действительности развиты такие качества у детей 5-7 лет.
Противоречие: между необходимостью воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и недостаточностью в рациональном использовании воспитателями ДОО разнообразных методов воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каким должно быть содержание воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Тема исследования: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: процесс воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Цель исследования: на основе теоретических и полученных эмпирических данных разработать комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
Гипотеза исследования: вероятно, содержание воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в ДОО должно включать следующие формы (непосредственная образовательная деятельность; педагогические проекты; творческие объединения педагогов; кружковая деятельность; досуги, развлечения; экскурсии; конкурсы, выставки), методы (приучение; упражнение; руководство деятельностью; внушение; беседа; пример; поощрения; наказания), средства (игра; природа; слово; сказки; загадки; традиции; труд), направления(работа с детьми, работа с родителями), а также программу с учетом выделенных форм, методов, средств и направлений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «нравственные качества».
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить формы, методы, средства воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.
4. Проанализировать деятельность ДОО по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
• теоретические - анализ, сравнение, обобщение;
• эмпирические - беседа, опрос, наблюдение.
База исследования: ДОО №32 «Радуга» г. Асбеста.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В соответствии с задачами, поставленными во введении, была проведена первичная диагностика на определение уровня воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста; был разработан комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, позволившие сделать следующие выводы.
При решении задачи «проанализировать понятие «нравственные качества» в работе изучены определения психологов и педагогов, а также представителей других, смежных наук. На основе анализа и обобщения определений, мы рассматриваем нравственные качества как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста является актуальной в наши дни.
При решении задачи «Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста» был проведен анализ литературы в ходе которого мы приходим к выводу, что старшие дошкольники - это дети 5-7 лет. В этом возрасте начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Их отношение со сверстниками и взрослыми становятся сложнее и содержательнее.
При решении задачи «Изучить формы, методы, средства воспитания самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в ДОО» была изучена литература и деятельность ДОО №32 «Радуга» города Асбеста. На основании изученного материала, можно сделать вывод, что нравственное воспитание детей дошкольного возраста происходит при использовании определенных средств и методов. Во-первых, это творчество во всех его проявлениях: музыка, литература, изобразительное искусство. Благодаря всему этому ребенок учится воспринимать мир образно и чувствовать его. Кроме того, творчество дает возможность выразить свои собственные чувства и эмоции при помощи слов, музыки или рисунков. Со временем ребенок понимает, что каждый волен реализовывать себя как ему угодно. Во-вторых, это общение с природой, которое является необходимым фактором воспитания нравственных качеств. В-третьих, это деятельность, которая проявляется в играх, труде или творчестве. При этом ребенок учится выражать себя, вести и преподносить себя определенным образом, понимать других детей и применять на практике базовые принципы общения.
При решении задачи «Проанализировать деятельность ДОО по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста» была проведена диагностика на определение уровня воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, которая показала, что нравственное воспитание воспитанников ДОО находится на высоком уровне.
Был разработан комплекс занятий. Данный комплекс направлен на воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Целью комплекса является воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в ДОО. Комплекс занятий по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста включает в себя два направления: работу с детьми и работу с родителями. Осуществляется поддержка детской инициативы в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, познавательной и т.д.). Данный комплекс достаточно удобен и прост, он может применяться воспитателями и педагогами-психологами.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Архарова Л.И. Сценарий мероприятий на тему нравственности. М.: ГИТИС, 2005.70 с.
2. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании. М.: Академия, 2005. 67 с.
3. Баранец Н.А. Формирование ценностных ориентаций старших подростков с девиантным поведением. Тверь: Народное образование, 2008. 80 с.
4. Воронкова Т.А. Программа нравственного развития старших подростков с девиантным поведением // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2009. № 2. С. 91-100.
5. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России. М.: МПСИ, 2008. 486 с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Питер, 1991. 320 с.
7. Гликман И.З. Практический аспект нравственного воспитания //Народное образование. 2010.№ 5. С. 259-265.
8. Григорович Л.А. Педагогика и психология. М.: Питер, 2001. 340 с.
9. Ерина Э.Г. Система часов общения и нравственно-этических бесед для старших подростков //Спутник классного руководителя. 2011. № 2. С. 46-52.
10. Жуков М.Н. Подвижные игры. М.: Академия, 2004.160 с.
11. Жукова Г.Н. Нравственные беседы с детьми. М.: Гном и Д, 2006. 234 с.
12. Иванова А.П. Формирование нравственных ценностей старших подростков //Начальная школа. 2008. № 7. С. 26-30.
13. Кадырова Е.П. Программа формирования нравственности // Старшая школа. 2010. № 9. С. 26-30.
14. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2001.120 с.
15. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание. 2001. №9. С. 98-101...