ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОССЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ РЕКЛАМНЫХ РОЛИКОВ 7
1.1. Интерес, как психолого-педагогическое понятие 7
1.2. Рекламный ролик в музыкальном образовании детей 15
1.3. Условия развития интереса к музыкальному искусству средствами
рекламного ролика в школе развития 21
ГЛАВА 2.ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ РАЗВИТИЯ ПУТЕМ ПРЕЗЕНТАЦИИ
РЕКЛАМНЫХ
РОЛИКОВ 30
2.1. Диагностика развития интереса к музыкальному искусству 30
2.2. Методы использования рекламных роликов для развития интереса к
музыкальному искусству у детей 40
2.3. Итоговая диагностика развития интереса к музыкальному искусству у
детей 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 58
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время расширяется сфера современных информационных и новых компьютерных технологий. Новые информационные и компьютерные технологии - это современные достижения, новейшие средства коммуникации. Развитие данных технологий влияет на различные процессы, происходящие в обществе, в том числе и на образовательный процесс. В связи с увлечением современными технологиями, происходит модернизация образования, где обоснована необходимость развития информационных технологий, где используются мультимедийные технологи, которые можно рассматривать, как инновацию в музыкальном образовании. Именно внедрение информационных технологий во все сферы жизни, предполагает использование технологий в музыкальном образовании.
Учащихся можно увлечь мультимедийными технологиями, в которых они увидят звуковую и текстовую информацию, яркие картинки, своеобразные эффекты, сочетание графической и анимационной информации. Сочетания традиционные методы образования с инновационными, педагог сможет заинтересовать учащихся, если демонстрируемый материал будет соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям, при использовании мультимедиа, будет дано объяснение содержанию на слайдах. А также, если будет использована взаимосвязь различных видов искусств, где детально продуман иллюстративный ряд в сочетании со словом.
Очень важно, чтобы дошкольники не потеряли интерес к музыке, и для этого их надо увлечь различными рекламными роликами, которые являются частью информационных технологий. В них проявляется синтез видеоматериала, звуковых эффектов, музыкальных фрагментов, графики и текста. Из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что при использовании педагогом современных технологий в образовании, процесс коммуникации в обучении станет более разнообразным и занимательным. Педагог должен быть организатором интересной музыкальной жизни для детей в образовательном учреждении. Материал уроков и занятий будет усваиваться более стремительно за просмотром видеофрагментов и мультимедийных презентаций. Важно привлечь внимание чем-нибудь привлекательным, и тогда у учащегося появится стремление к желанию научиться или овладеть каким-либо видом деятельности. Появится стремление к познанию какого - либо явления или объекта и направление мыслей и помыслов в нужное русло.
О необходимости формирования интереса к музыке говорили ряд исследователей среди которых Э. Б. Абдуллин, Д. Б. Кабалевский, Г. П. Сергеева, Т С. Шмагина и др.
Возникают противоречия между:
- необходимостью развития интереса к музыкальному искусству у детей и малой разработанностью средств, успешно способствующих этому процессу;
-предрасположенностью учащихся к восприятию мультимедийных технологий и недостатком использования их для заинтересованности учащихся к музыкальному искусству.
Определенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: поиск путей расширения спектра методов, приемов и способов с привлечением мультимедийных систем.
Выделенная проблема позволила сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Рекламные ролики как средство развития интереса к музыкальному искусству у детей в школе развития».
Целью выпускной квалификационной работы является разработать комплекс рекламных роликов для развития интереса к музыкальному искусству у детей.
Объектом исследования явился процесс музыкального образования детей в стартовой школе.
Предмет исследования - комплекс рекламных роликов, которые способствуют развитию интереса к музыкальному искусству.
Гипотеза выпускной квалификационной работы - развитие интереса к музыкальному искусству у детей в школе развития будет успешнее, если:
-мультимедийные технологии будут представлены, как художественный продукт, отличающийся ценностью и выразительностью сюжета, созданный с помощью мультимедийных средств о музыкальных произведениях или творчеству определенного композитора, для побуждения интереса учащихся к данному художественному продукту.
Задачи:
1. Изучить понятие «интерес» в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику мультимедийным технологиям и рекламному ролику.
3. Определить условия развития интереса к музыкальному искусству средствами рекламного ролика в школе развития.
4. Провести диагностику развития интереса к музыкальному искусству.
5. Проверить результативность разработанного комплекса роликов в развитии интереса в ходе опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологическую основу выпускной квалификационной работы составили: идеи о проявлении интереса в процессе воспитания и обучения (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн); методические аспекты формирования познавательного интереса (Н. Г. Морозова, Г. И. Щукина); идеи о формируемости интереса ребенка к музыкальной деятельности (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Д. Б. Кабалевский, А. Н. Сохор, Г. П. Сергеева); концепции о полихудожественном воспитании детей (Б. П. Юсов); идеи о разнообразии музыкального воспитания дошкольников (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова).
Методы исследования: Теоретические методы (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы), эмпирические методы (опытно-поисковая работа).
Внедрение результатов исследования проводилось в МАОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга, в стартовой школе развития детей, на занятиях по элементарному музицированию.
Структура выпускной квалификационной работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе ВКР «Теоретические предпоссылки развития интереса к музыкальному искусству у детей в школе развития средствами рекламных роликов» рассматривается понятие «интерес», как психолого-педагогическое понятие; рассматривается рекламный ролик в музыкальном образовании детей и раскрываются условия развития интереса к музыкальному искусству средствами рекламного ролика в школе развития.
Во второй главе ВКР «Практика развития интереса к музыкальному искусству у детей в школе развития путем презентации рекламных роликов» производится диагностика развития интереса к музыкальному искусству; выявляется комплекс методов использования рекламных роликов для развития интереса к музыкальному искусству у детей; дается характеристика итоговой диагностики развития интереса к музыкальному искусству у детей, которая демонстрирует влияния рекламных роликов на развитие интереса к музыкальному искусству у детей в школе развития.
Анализ теоретических, методических работ различных авторов о развитии интереса и диагностика развитости интереса у учащихся дошкольного возраста позволили сделать следующие выводы:
1. В процессе изучения источников, было выявлено, что в таких науках, как психология и педагогика, освещается проблема развития интереса. Изучено и раскрыто содержание понятия «интерес», которое рассмотрено как психолого-педагогическое понятие в трудах С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной, В. А. Сластенина, А. А. Люблинской, а также в педагогических энциклопедиях, и в словарях. В педагогике понятие «интерес» рассмотрено Г. И. Щукиной, В. А. Сластениным; в психологии С. Л. Рубинштейном, Л. С. Выготским, Н. Г. Морозовой, А. А, Люблинской; в музыкальном воспитании Э. Б. Абдуллиным, Ю. Б. Алиевым, Д. Б. Кабалевским, А. Н. Сохором, Г. П. Сергеевой. Интерес - это мотив, действующий в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Интерес можно рассматривать, как внутреннее влечение, которое направляет все внутренние силы к исследованию предмета и создает постоянное направление в русле накопления и запоминания, и конечном счете является органом отбора в смысле выбора впечатлений и объединение их в единое целое. Музыкальный интерес - осознанное положительное отношение к музыке на базе новых знаний и умений, положенных непосредственно в музыкальной деятельности при непосредственном участии компетентного педагога пробуждению интереса к музыке способствует всё то, что расширяет кругозор в области искусства.
2. Мультимедийные технологии обладают рядом преимуществ. Благодаря новинкам техники, музыкальное образование можно модернизировать при помощи компьютерной графики. Теперь у педагога есть возможность донести до учащихся информацию в ярких красках, тембрах, при помощи мультимедиа, на слайдах и на видео. Учитель может включить данный продукт на занятиях, уроках музыке, а так же на внеклассных мероприятиях, на организации праздниках. Показ информации, видеоматериала на экране вызывает у учащихся интерес к деятельности, интерес к искусству. При создании рекламного ролика важен сюжет, контраст, яркость, композиция текстовых рекламных сообщений. В образовательном процессе, где обучается современное поколение, важно использовать новейшие технологии, и заинтересовать их инновационными мультимедийными технологиями.
3. Условия развития интереса к музыкальному искусству средствами рекламного ролика в школе развития: техническое оборудование, учитель, который методически подготовлен, ролики, доступные возрастным особенностям детей, ролики художественно созданные, методические рекомендации по созданию рекламных роликов.
4. Для проведения диагностики были выделены критерии:
- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
- развитие музыкальной эрудиции у дошкольников.
К критерию «развитие эмоциональной отзывчивости на музыку» соответствуют показатели:
-двигательное воплощение эмоционального тона музыкального произведения;
- вербальное определение эмоционального тона музыкального произведения.
К критерию «развитие музыкальной эрудиции у дошкольников» соответствуют показатели:
-знания о музыке, о таких средствах выразительности, как темп, ритм, мелодия.
-знания музыкальных произведений.
Методами замера выступали: творческие задания и метод опроса.
После проведения начальной диагностики был сделан вывод о том, что большинство учащихся имеют средний уровень сформированности интереса к музыкальному искусству - это 60% учащихся, высокий уровень имеют 15% учащихся, а низкий уровень сформированности интереса к музыкальному искусству у 25% учащихся. Затем был проведен эксперимент по внедрению комплекса рекламных роликов, как средства формирования интереса к музыкальному искусству у учащихся в стартовой школе.
5. Комплекс рекламных роликов, способствующих развитию интереса к музыкальному искусству у учащихся стартовой школы, включает ролики на формирование:
- на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;
- на углубление знаний музыкальных произведений, и знаний о таких средствах выразительности, как темп, ритм, мелодия.
Методы использования рекламных роликов для развития интереса к музыкальному искусству у детей дошкольного возраста:
- словесный метод (сочетание видеоролика и слова педагога). Беседа о таких композиторах, как В. А. Моцарт, И. С. Бах, и показ видеоматериала;
- полихудожественный метод (взаимосвязь таких видов искусств, как изобразительное искусство, литература, искусство движений в рекламном ролике, кинематограф);
- метод сравнения и контраста (контрастный музыкальный материал в музыкальных произведениях П. И. Чайковского).
6. Итоговая диагностика, в которой использовались те же критерии и показатели, что и в начальной диагностике, показала: что уровень сформированности развития интереса к музыкальному искусству повысился. В основном, у всех учащихся увеличилось количество баллов, за исключением трех учащихся. У трех из них баллы остались неизменными. У четверых учащихся повысился уровень со среднего на высокий, и еще у четверых учащихся уровень повысился с низкого на средний. У остальных было прибавление в баллах (на среднем и высоком уровне). В целом, использование комплекса рекламных роликов дает свой результат на развитие интереса к музыкальному искусству. Повысился эмоциональный отклик, произошло накопление багажа знаний о музыкальных произведениях, о средствах музыкальной выразительности. Комплекс рекламных роликов, применяемый на занятиях, доказал свою эффективность в ходе диагностики. Высокий уровень был у 15% учащихся, стал у 30%, средний уровень на начальном этапе диагностики был 60%, стал 70%, низкого уровня у учащихся не стало. По тем же критериям и показателям показал лучше. Данная тема может быть продолжена, в плане разработки рекламных роликов, для обучающихся в начальных классах общеобразовательной школы.
1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования: учебник [Текст] / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Академия, 2004. -336 с.
2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] /Ю. Б. Алиев. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.
3. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] : Учебник для высших учебных заведений/ Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2005. -363 с.
4. Асафьев, Б. В. О музыкальном просвещении и образовании [Текст] / Б. В. Асафьев. - М. : Ленинградское отделение, 1973. - 144 с.
5. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад.- М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
6. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] : Учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкольное образование» /Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комиссарова. М. : Просвещение, 1982. - 271 с.
7. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка [Текст] / Н. А. Ветлугина. - М. : Просвещение, 1967. - 415 с.
8. Ветлугина, Н. А. Теория музыкального воспитания в детском саду [Текст] : Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. Педагогика и психология»/ Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. - М. : Просвещение, 1983. - 255 с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
10. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Искусство, 1968. - 350 с.
11. Головлева, Е.Л. Основы рекламы / Е.Л. Головлева. - М.: ОАО
Московские учебники, 2006. - 271 с.
12. Гончарук, А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: научно¬
методическое пособие по государственному образовательному стандарту 3+ / А. Ю. Гончарук ; Российский государственный
социальный университет, Факультет искусств и социокультурной деятельности, Кафедра искусств и художественного творчества. - 2-е изд., испр. И доп. - Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. - 184 с. : ил.
- Библиогр. В кн. - ISBN 978-5-4475-9155-7 ; То же [Электронный ресурс]. -
URL: http://biblioclub.ru/mdex.php?page=book&id=461212 (01.06.2018).
13. Гуревич, П.С. Психология рекламы : учебник / П.С. Гуревич. - Москва : Юнити-Дана, 2015. - 271 с. - (Учебники профессора П.С. Гуревича). - Библиогр. В кн. - ISBN 5-238-00936-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118129 (01.06.2018).
14. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке[Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М. : 1989. - С. 14.
15. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст]: Кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский, В.И. Викторов. - М. : Просвещение, 1981. - 192 с.
16. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь: Для студ. Высш. И сред. Пед. Учеб. Заведений [Текст] / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М. :Академия, 2000. - 176 с.
...