ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Творческая активность как понятие в музыкальной
педагогике 8
1.2. Музыкально-театральная деятельность младших школьников в системе
музыкального образования 27
1.3. Классификация музыкальных игр 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО¬
ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1. Диагностика формирования творческой активности у младших
школьников в процессе музыкально-театральной деятельности 37
2.2. Практика использования музыкальных игр в процессе музыкально-
театральной деятельности 41
2.3. Итоговая диагностика 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Актуальность исследования. На современном этапе социальное общество активно заинтересовано в развитии каждого ребенка, как личности, адаптируя общепринятые государственные программы под современные требования социума, объединяя с новыми гуманистическими, личностно¬ориентированными подходами к образованию. Требования к развитию творческой активности у младших школьников нашли отражение в ряде государственных документов, в таких как ФГОС НОО, ФГТ, Закон об образовании РФ № 273. В ряде этих документов указана потребность развития ребенка в творческой среде и обретения ребенком опыта в творческой деятельности. Однако, в приведенных документах подчеркивается необходимость в поисках новых и модернизации имеющихся форм воспитания детей в творческой среде. Акцентируя внимание на данной необходимости, следует сделать вывод о том, что на данном педагогическом этапе реализация этих требований в области музыкально-театрального искусства находится на недостаточно высоком уровне.
Вопросы, связанные с феноменом игры и влиянием игровой деятельности на развитие в педагогическом процессе нашли свое отражение в теоретических работах Н. П. Аникеевой, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконина, О. С. Газмана, С. Т. Шацкого, Д. В. Менджерицкой и др. Однако, несмотря на заинтересованность исследователей по вопросу воспитания детей в игровой деятельности, в работах освещается лишь теоретический подход к развитию в игровой среде и не уделяется достаточно внимания проблеме практической части применения игр в воспитательной деятельности, что наталкивает на необходимость углубленного рассмотрения вопроса реализации теоретических наработок на практике.
В работах таких авторов, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Н. П. Аникеева, Д. Б. Эльконин, А. А. Анисимова, А. В. Кенеман, Д.В. Хухлаева обозначается необходимость воспитания детей в игровой деятельности. Авторы описывают игровую деятельность, как неотъемлемую часть взросления ребенка, подготавливающую каждую личность к дальнейшему жизненному этапу. Игре отводится огромная роль в психологии и педагогике. Однако, изучив теоретические работы разных исследователей, автор данной диссертационной работы обнаружил недостаточность практического материала в виде игр, которые требуются для обучения детей в музыкально-театральной деятельности. Достаточно сложно найти единый комплекс игр, который способствует формированию творческой активности, развитию воображения и коммуникативных способностей у младших школьников. В связи с этим встает вопрос об острой необходимости разработать комплекс музыкальных игр, направленный на формирование и развитие вышеперечисленных критериев.
Данные аргументы позволили сформулировать следующие противоречия:
- между требованием развития творческой активности в различных государственных документах и недостаточной реализацией этих требований в практике работы как общего образования, так и дополнительного образования;
- между существующими теоретическими разработками по внедрению игр в образовательную деятельность и недостаточностью теоретических работ по использованию музыкальных игр в музыкально-театральной деятельности;
- между необходимостью обучения младших школьников в игровой деятельности и недостаточной разработанностью игр для младших школьников, участвующих в музыкально-театральной деятельности.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: поиск путей формирования творческой активности у младших школьников посредством музыкальных игр в музыкально-театральной деятельности.
Сформулированная проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование творческой активности у младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности».
Цель исследования - разработка комплекса музыкальных игр для формирования творческой активности у младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности.
Объект исследования - педагогический процесс музыкального образования в системе дополнительного образования.
Предмет исследования - комплекс музыкальных игр.
Гипотеза исследования заключается в том, что разработка комплекса музыкальных игр для формирования творческой активности у младших школьников будет продуктивна, если:
- выявить основные теоретические положения для включения игровой деятельности в процесс музыкального образования младших школьников;
- разработать комплекс сюжетно-ролевых игр, дидактических игр и игр-драматизаций.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «творческая активность» в музыкальной педагогике;
2. Определить понятие «музыкально-театральная деятельность»;
3. Раскрыть специфику музыкально-театральной деятельности младших школьников в системе музыкального образования;
4. Рассмотреть классификации музыкальных игр;
5. Провести опытно-поисковую работу;
6. Произвести анализ результатов опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологическая основа: идея о классификации детских игр (Газман О. С., Селевко Г. К.), идея о классификации музыкальных игр (Кенеман А. В., Ветлугина Н. А.), положение о творческой активности ребенка в художественной деятельности (Выготский Л. С., Д. Б. Богоявленская, Шмаков С. А., С. Л. Рубинштейн, А. Л. Маслов, Я. А. Пономарев, П. Торренс, Дж. Рензулли ).
В процессе исследования были задействованы следующие методы:
- теоретические: анализ педагогической и музыкально-педагогической литературы по проблематике исследования, анализ и сбор педагогического опыта;
- эмпирические: творческие задания для детей, беседа, опрос.
Научная новизна исследования:
1. Разработан комплекс, состоящий из сюжетно-ролевых игр, дидактических игр и игр-драматизаций, для развития творческой активности детей на музыкально-театральных занятиях.
2. Разработаны небольшие музыкальные пьесы, помогающие в формировании воображения, выявления творческих идей и задумок учащихся, направленных на проявление творческой активности.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в следующих аспектах:
- уточнено понятие творческая активность;
- уточнено понятие музыкально-театральная деятельность.
Практическая значимость исследования:
- разработаны содержания игр для формирования творческой активности младших школьников, которые могут использоваться на музыкально-театральных занятиях.
База исследования - Муниципальное бюджетное учреждение культуры дополнительного образования «Екатеринбургская детская школа искусств №15» (МБУК ДО "ЕДШИ № 15").
Апробация основных положений данной диссертационной работы проходила в рамках Международной очно-заочной научно-практической конференции "Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы" 17-18 апреля 2018 г.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творческая активность - это квинтэссенция качеств личности, которые находят отражение в творческой деятельности, стимулирующие интерес и инициативу ребенка к созданию какого-либо художественного продукта, раскрывающие мотивацию, навыки и эмоциональную отзывчивость ребенка в творческой деятельности.
2. Музыкально-театральная деятельность - это организованный педагогический процесс, посредством которого ребенок развивает музыкальные и театрально-игровые способности, раскрывает в ребенке способности сопереживания, познания, эмоциональной отзывчивости, а также позволяет приобрести знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего освоения музыкального и театрального искусства.
3. К играм, способствующим формированию творческой активности у
младших школьников, относятся: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, дидактические игры.
4. Критериями сформированности творческой активности в музыкально-театральной деятельности у младших школьников выступают: сформированность творческой активности обучающихся на театральных занятиях, развитие творческого воображения.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения, содержащего разработанные маленькие пьесы музыкальных спектаклей.
Теоретический анализ проблемы исследования и результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы:
1. Изучение теоретических работ помогло выявить и сформулировать понятие «творческая активность» в музыкальной педагогике. Творческая активность - это квинтэссенция качеств личности, которые находят отражение в творческой деятельности, стимулирующие интерес и инициативу ребенка к созданию какого-либо художественного продукта, раскрывающие мотивацию, навыки и эмоциональную отзывчивость ребенка в творческой деятельности.
2. Музыкально-театральная деятельность - это организованный педагогический процесс, посредством которого ребенок развивает музыкальные и театрально-игровые способности, раскрывает в ребенке способности сопереживания, познания, эмоциональной отзывчивости, а также позволяет приобрести знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего освоения музыкального и театрального искусства.
3. Специфика музыкально-театральной деятельности состоит в обучении ребенка в особой среде, которая является серьезной и благоприятной почвой для формирования творческой активности ребенка, так как музыкально-театральная деятельность непрерывно связана с деятельностью игровой. Именно в игре ребенок раскрывает заложенный в нем творческий потенциал, проявляет творческую активность и желание создания своего какого-либо творческого продукта, а также формирует опыт для дальнейшего обучения, учится работать и взаимодействовать в коллективе, уважительно относясь как к сверстникам, так и к старшим.
4. Были рассмотрены различные классификации игр в целом, в том числе и музыкальные игры. К основным видам можно отнести сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации,
5. Проведена опытно поисковая работа, в ходе которой прослеживалась динамика формирования творческой активности у младших школьников. Во время опытно-поисковой работы был разработан комплекс игр, способствующий формированию творческой активности. Опытно-поисковая работа включала в себя замер уровня сформированности творческой активности и развитости творческого воображения. Замеры производились на начальном и итоговом этапе опытно-поисковой работы и показали положительную динамику развития заданных критериев.
6. Опытно-поисковая работа доказала, что предложенный разработанный комплекс музыкальных игр является эффективным для формирования творческой активности у младших школьников на музыкально-театральных занятиях.
1. Алиева Л. В. Специфика профессиональной позиции педагога дополнительного образования // Внешкольник. - 2004. - №4. - с. 5-8.
2. Ананьев Б.Г. человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 339с.
3. Апраксина О. А. О деятельности А. Л. Маслова//Из истории музыкального воспитания / Сост. О. А. Апраксина - М.: Просвещение, 1990.
- с. 63-65.
4. Аристотель. Об искусстве поэзии. - М.: Просвещение, 1967. - 183с.
5. Аристотель. Поэтика. - М.: Гос. из-во худож. Литературы, 1957. - 184с.
6. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - 2-е изд. Л.: Музыка 1973. - 144с.
7. Баренбойм Л. А. Путь к музиицированию. - 2-е изд., испр. и доп.
- Л.: Советский композитор, 1979. - 352с.
8. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: СПб.: Русская мысль, 1914.
- 332с.
9. Бердяев Н. А. Самопознание. - М.: Книга, 1991. - 446с.
10. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. - М.: Искусство, 1994. - Т. 1. 542с.
11. Богоявленская Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. - 1976. - №4. - С. 69-79.
12. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320с.
13. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96с.
14. Большакова Л. А. Развитие творчества (креативных способностей младших школьников) // Завуч начальной школы. - 2001. - №5 - С. 39-42.
15. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М.:
Просвящение, 1968. - 415с.
...