Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №97353

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Творческая активность как понятие в музыкальной
педагогике 8
1.2. Музыкально-театральная деятельность младших школьников в системе
музыкального образования 27
1.3. Классификация музыкальных игр 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО¬
ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
2.1. Диагностика формирования творческой активности у младших
школьников в процессе музыкально-театральной деятельности 37
2.2. Практика использования музыкальных игр в процессе музыкально-
театральной деятельности 41
2.3. Итоговая диагностика 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРИЛОЖЕНИЕ №2


Актуальность исследования. На современном этапе социальное общество активно заинтересовано в развитии каждого ребенка, как личности, адаптируя общепринятые государственные программы под современные требования социума, объединяя с новыми гуманистическими, личностно¬ориентированными подходами к образованию. Требования к развитию творческой активности у младших школьников нашли отражение в ряде государственных документов, в таких как ФГОС НОО, ФГТ, Закон об образовании РФ № 273. В ряде этих документов указана потребность развития ребенка в творческой среде и обретения ребенком опыта в творческой деятельности. Однако, в приведенных документах подчеркивается необходимость в поисках новых и модернизации имеющихся форм воспитания детей в творческой среде. Акцентируя внимание на данной необходимости, следует сделать вывод о том, что на данном педагогическом этапе реализация этих требований в области музыкально-театрального искусства находится на недостаточно высоком уровне.
Вопросы, связанные с феноменом игры и влиянием игровой деятельности на развитие в педагогическом процессе нашли свое отражение в теоретических работах Н. П. Аникеевой, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, Д. Б. Эльконина, О. С. Газмана, С. Т. Шацкого, Д. В. Менджерицкой и др. Однако, несмотря на заинтересованность исследователей по вопросу воспитания детей в игровой деятельности, в работах освещается лишь теоретический подход к развитию в игровой среде и не уделяется достаточно внимания проблеме практической части применения игр в воспитательной деятельности, что наталкивает на необходимость углубленного рассмотрения вопроса реализации теоретических наработок на практике.
В работах таких авторов, как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Н. П. Аникеева, Д. Б. Эльконин, А. А. Анисимова, А. В. Кенеман, Д.В. Хухлаева обозначается необходимость воспитания детей в игровой деятельности. Авторы описывают игровую деятельность, как неотъемлемую часть взросления ребенка, подготавливающую каждую личность к дальнейшему жизненному этапу. Игре отводится огромная роль в психологии и педагогике. Однако, изучив теоретические работы разных исследователей, автор данной диссертационной работы обнаружил недостаточность практического материала в виде игр, которые требуются для обучения детей в музыкально-театральной деятельности. Достаточно сложно найти единый комплекс игр, который способствует формированию творческой активности, развитию воображения и коммуникативных способностей у младших школьников. В связи с этим встает вопрос об острой необходимости разработать комплекс музыкальных игр, направленный на формирование и развитие вышеперечисленных критериев.
Данные аргументы позволили сформулировать следующие противоречия:
- между требованием развития творческой активности в различных государственных документах и недостаточной реализацией этих требований в практике работы как общего образования, так и дополнительного образования;
- между существующими теоретическими разработками по внедрению игр в образовательную деятельность и недостаточностью теоретических работ по использованию музыкальных игр в музыкально-театральной деятельности;
- между необходимостью обучения младших школьников в игровой деятельности и недостаточной разработанностью игр для младших школьников, участвующих в музыкально-театральной деятельности.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: поиск путей формирования творческой активности у младших школьников посредством музыкальных игр в музыкально-театральной деятельности.
Сформулированная проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование творческой активности у младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности».
Цель исследования - разработка комплекса музыкальных игр для формирования творческой активности у младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности.
Объект исследования - педагогический процесс музыкального образования в системе дополнительного образования.
Предмет исследования - комплекс музыкальных игр.
Гипотеза исследования заключается в том, что разработка комплекса музыкальных игр для формирования творческой активности у младших школьников будет продуктивна, если:
- выявить основные теоретические положения для включения игровой деятельности в процесс музыкального образования младших школьников;
- разработать комплекс сюжетно-ролевых игр, дидактических игр и игр-драматизаций.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «творческая активность» в музыкальной педагогике;
2. Определить понятие «музыкально-театральная деятельность»;
3. Раскрыть специфику музыкально-театральной деятельности младших школьников в системе музыкального образования;
4. Рассмотреть классификации музыкальных игр;
5. Провести опытно-поисковую работу;
6. Произвести анализ результатов опытно-поисковой работы.
Теоретико-методологическая основа: идея о классификации детских игр (Газман О. С., Селевко Г. К.), идея о классификации музыкальных игр (Кенеман А. В., Ветлугина Н. А.), положение о творческой активности ребенка в художественной деятельности (Выготский Л. С., Д. Б. Богоявленская, Шмаков С. А., С. Л. Рубинштейн, А. Л. Маслов, Я. А. Пономарев, П. Торренс, Дж. Рензулли ).
В процессе исследования были задействованы следующие методы:
- теоретические: анализ педагогической и музыкально-педагогической литературы по проблематике исследования, анализ и сбор педагогического опыта;
- эмпирические: творческие задания для детей, беседа, опрос.
Научная новизна исследования:
1. Разработан комплекс, состоящий из сюжетно-ролевых игр, дидактических игр и игр-драматизаций, для развития творческой активности детей на музыкально-театральных занятиях.
2. Разработаны небольшие музыкальные пьесы, помогающие в формировании воображения, выявления творческих идей и задумок учащихся, направленных на проявление творческой активности.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в следующих аспектах:
- уточнено понятие творческая активность;
- уточнено понятие музыкально-театральная деятельность.
Практическая значимость исследования:
- разработаны содержания игр для формирования творческой активности младших школьников, которые могут использоваться на музыкально-театральных занятиях.
База исследования - Муниципальное бюджетное учреждение культуры дополнительного образования «Екатеринбургская детская школа искусств №15» (МБУК ДО "ЕДШИ № 15").
Апробация основных положений данной диссертационной работы проходила в рамках Международной очно-заочной научно-практической конференции "Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы" 17-18 апреля 2018 г.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творческая активность - это квинтэссенция качеств личности, которые находят отражение в творческой деятельности, стимулирующие интерес и инициативу ребенка к созданию какого-либо художественного продукта, раскрывающие мотивацию, навыки и эмоциональную отзывчивость ребенка в творческой деятельности.
2. Музыкально-театральная деятельность - это организованный педагогический процесс, посредством которого ребенок развивает музыкальные и театрально-игровые способности, раскрывает в ребенке способности сопереживания, познания, эмоциональной отзывчивости, а также позволяет приобрести знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего освоения музыкального и театрального искусства.
3. К играм, способствующим формированию творческой активности у
младших школьников, относятся: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, дидактические игры.
4. Критериями сформированности творческой активности в музыкально-театральной деятельности у младших школьников выступают: сформированность творческой активности обучающихся на театральных занятиях, развитие творческого воображения.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения, содержащего разработанные маленькие пьесы музыкальных спектаклей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ проблемы исследования и результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы:
1. Изучение теоретических работ помогло выявить и сформулировать понятие «творческая активность» в музыкальной педагогике. Творческая активность - это квинтэссенция качеств личности, которые находят отражение в творческой деятельности, стимулирующие интерес и инициативу ребенка к созданию какого-либо художественного продукта, раскрывающие мотивацию, навыки и эмоциональную отзывчивость ребенка в творческой деятельности.
2. Музыкально-театральная деятельность - это организованный педагогический процесс, посредством которого ребенок развивает музыкальные и театрально-игровые способности, раскрывает в ребенке способности сопереживания, познания, эмоциональной отзывчивости, а также позволяет приобрести знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего освоения музыкального и театрального искусства.
3. Специфика музыкально-театральной деятельности состоит в обучении ребенка в особой среде, которая является серьезной и благоприятной почвой для формирования творческой активности ребенка, так как музыкально-театральная деятельность непрерывно связана с деятельностью игровой. Именно в игре ребенок раскрывает заложенный в нем творческий потенциал, проявляет творческую активность и желание создания своего какого-либо творческого продукта, а также формирует опыт для дальнейшего обучения, учится работать и взаимодействовать в коллективе, уважительно относясь как к сверстникам, так и к старшим.
4. Были рассмотрены различные классификации игр в целом, в том числе и музыкальные игры. К основным видам можно отнести сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации,
5. Проведена опытно поисковая работа, в ходе которой прослеживалась динамика формирования творческой активности у младших школьников. Во время опытно-поисковой работы был разработан комплекс игр, способствующий формированию творческой активности. Опытно-поисковая работа включала в себя замер уровня сформированности творческой активности и развитости творческого воображения. Замеры производились на начальном и итоговом этапе опытно-поисковой работы и показали положительную динамику развития заданных критериев.
6. Опытно-поисковая работа доказала, что предложенный разработанный комплекс музыкальных игр является эффективным для формирования творческой активности у младших школьников на музыкально-театральных занятиях.



1. Алиева Л. В. Специфика профессиональной позиции педагога дополнительного образования // Внешкольник. - 2004. - №4. - с. 5-8.
2. Ананьев Б.Г. человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 339с.
3. Апраксина О. А. О деятельности А. Л. Маслова//Из истории музыкального воспитания / Сост. О. А. Апраксина - М.: Просвещение, 1990.
- с. 63-65.
4. Аристотель. Об искусстве поэзии. - М.: Просвещение, 1967. - 183с.
5. Аристотель. Поэтика. - М.: Гос. из-во худож. Литературы, 1957. - 184с.
6. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - 2-е изд. Л.: Музыка 1973. - 144с.
7. Баренбойм Л. А. Путь к музиицированию. - 2-е изд., испр. и доп.
- Л.: Советский композитор, 1979. - 352с.
8. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: СПб.: Русская мысль, 1914.
- 332с.
9. Бердяев Н. А. Самопознание. - М.: Книга, 1991. - 446с.
10. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. - М.: Искусство, 1994. - Т. 1. 542с.
11. Богоявленская Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. - 1976. - №4. - С. 69-79.
12. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002. - 320с.
13. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981. - 96с.
14. Большакова Л. А. Развитие творчества (креативных способностей младших школьников) // Завуч начальной школы. - 2001. - №5 - С. 39-42.
15. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. - М.:
Просвящение, 1968. - 415с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ